Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: сущность воспитания

Вопросы для повторения (конспектирования)

1. В чем заключается педагогическое мастерство учителя?

2. Что вы понимаете под педагогическим пространством? Какое оно должно

быть, чтобы ученикам было в нем комфортно?

3. Что вы понимаете под педагогическим общением? Какую роль в педагогическом общении играет способность учителя применять метод поощрения? Назовите основные принципы эффективного поощрения.

4. Какие вам известны стили педагогического общения, в чем их различия?

5. Какой стиль общения вы бы применили на практике и поему?

Письменное домашнее задание:

1. Подумайте и ответьте на следующие вопросы:

- в чем выражается трехмерность авторитарного педагогического стиля и как можно расширить его рамки?

- как вы думаете, почему Ш.А.Амонашвили именно духовность особо выделяет среди других качеств учителя?

2. Придумайте конкретные примеры эффективных поощрений ребенка.

 

План

1. Понятие «личность» как предмет воспитания.

2. Основные факторы, влияющие на развитие личности.

3. Пирамида потребностей человека.

 

«Мы воспитываем не ребенка, а человека.

Каждому человеку, сколько бы ему ни было,

хоть полгода, нужно чтобы его считали

человеком».

С.Л,Соловейчик

 

Общество как социальное объединение людей может функционировать и развиваться лишь в условиях целенаправленной, систематической и организованной работы по воспитанию каждой личности.

 

Процесс формирования личности интересовал людей с древних времен. В различные исторические эпохи, различные философские системы по-разному рассматривали и решали этот вопрос.

Так древнегреческий философ Эпикур (341-270гг до н.э.) считал, что на формирование личности решающее влияние оказывают социальные условия. Различное положение людей в обществе объясняется не столько их природными (наследственными) данными, сколько имущественным состоянием и классовой принадлежностью.

Представители идеализма, напротив, исходят из того, что человек как личность формируется по изначально заложенном в нем «программе» и что заложенные в этой «программе» свойства и качества развертываются в нем спонтанно (самопроизвольно). Воспитание же играет вспомогательную роль и лишь способствует реализации этой «программы». Так древнегреческий философ Платон считал, что человек основные знания получает, находясь в мире идей. Находясь на земле, человек вспоминает все то, что познал, пребывая в мире надземном.

В Средние века господствовали теологические взгляды, связывающие развитие человека с божественной волей. Однако, выдающийся голландец Эразм Роттердамский писал о том, что «природа, дав тебе сына, передала тебе не что иное, как сырую и необработанную массу и от тебя зависит придать наилучшую форму пластичному для всякой обработки пригодному материалу, т.е. решающую роль в становлении личности отводил воспитанию.

Французские просветители-материалисты ХУ111 в. (Гельвеций, Гольбах, Дидро, Вольтер) выступали против теологических теорий развития личности. Так Гельвеций доказывал, что все люди с нормальной организацией обладают одинаковыми умственными способностями. То, что одни достигают вершины культуры, а другие темны и невежественны, всецело зависит от воспитания. Воспитанием определяются не только умственные способности человека, но и его моральные качества. Так Руссо утверждал, что доброта не является врожденным нравственным свойством. Иначе, как остроумно замечал Гельвеций, «не было бы тех случаев, когда отец кормит восемь сыновей, а восемь сыновей не могут прокормить одного отца». Гельвеций считал, что определяющими факторами, которые влияют на развитие человека, являются среда и воспитание. По его мнению, несовершенство нравов и невежество людей целиком зависят от государственного устройства и воспитания. «Человек, - писал он, - рождается невежественным, но не рождается глупым и не без труда даже становится таковым. Нужны особые умения, чтобы сделать человека глупым и суметь заглушить в нем природные способности». (Гельвеций К.А. Соч. Т.2. М., 1974 г. с. 14). Взгляды Гельвеция о развитии и формировании личности для того времени были, безусловно, прогрессивными. Они помогали рвущейся к политическому господству буржуазии бороться с дворянскими привилегиями и феодальной идеологией. Однако эти взгляды были крайними и односторонними, так как не учитывали наследственность.

Прогрессивные мысли по проблемам развития личности высказывали такие педагоги как Я.А.Каменский, К.Д.Ушинский. Они считали, что человек формируется под влиянием всего комплекса воздействий, связанных со средой, наследственностью и воспитанием.

Глубокой верой в человека, в его развитие и совершенствование проникнуты идеи выдающихся русских революционных демократов В.Г.Белинского, Н.Г.Чернышевского, Н.А. Добролюбова. В.Г.Белинский писал: «Создает человека природа, но развивает и образует его общество». В статье «Рассуждение. Доброе воспитание нужнее для молодых людей» он подчеркивал, что «человек не родится разумным, но только способным быть разумным, и чтоб быть таковым, ему нужен положительный опыт. По свойству своей души он одарен способностями, по сложению своего тела он имеет страсти. Способности человека от обстоятельств могут развертываться и тупеть» (Белинский В.Г. Избр. пед. Соч. – М., 1982 г. с. 17).

Н.Г.Чернышевский так же признавал роль природных задатков, и вместе с тем отмечал, что не природа, не наследственная обреченность делают людей порочными, а ненормальные общественные условия и дурное воспитание. «Злодей и негодяй, - писал он в одном из писем к родным, не родится злодеем и негодяем, а делается им от недостатка нравственного воспитания и бедности; ужасающей необходимости быть злодеем и негодяем или умереть с голоду и, наконец, дурного общества, в котором с младенчества находится, и что у всякого почти, как бы дурен ни был он, остаются еще известные струны в сердце, дотронувшись до которых, можно пробудить в нем голос совести и чести, возродить его…» (Чернышевский Н.Г. Избр. Пед.произведения. – М., 1953г., с. 709). Н.Г.Чернышевский призывал к преобразованию общества и созданию человеческих условий для свободы и развития личности.

Теория развития личности разрабатывалась в советской педагогике с первых лет ее становления. Особенно значительный вклад в исследование этой проблемы внесли такие педагоги и деятели культуры как Н.К.Крупская, А.В.Луначарский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский И многие другие.

В настоящее время проблема становления личности в процессе воспитания раскрывается такими известными педагогами и учеными как профессор, автор Гуманной педагогики Шалва Амонашвили, академик М.П.Шетинин, Доктор Базарный – создатель «Оздоравливающей педагогики».

Существенное значение для самой педагогики имеет уяснение самого понятия личности. Однако, для более ясного представления этого понятия необходимо определить значение следующих слов: человек, индивид, индивидуальность.

Человек – это разумное существо, которое синтезирует в себе биологические, психические, социальные свойства и качества. Кроме того, человек представляет собой так же духовное существо.

Духовность, по словам Ш.И.Амонашвили, - это «не есть начитанность духовных книг. Это реальное видение мира (действительности) сквозь призму духовного, когда человек допускает внутрь себя свое высшее назначение, божественное происхождение, допускает бессмертие». Условием проявления и развития духовности является способность воспринимать красоту. По этому поводу Е.И.Рерих писала: «Следует от малых лет приучать усваивать красоту звука... Музыкальность нуждается в образовании. Правильно, что в каждом человеке склонность к звуку заложена, но без воспитания она спит. Человек должен слушать прекрасную музыку и пение... Без осознания значения музыки невозможно понять и звучание Природы... Песня водопада, или реки, или океана будет лишь ревом. Ветер не принесет мелодии и не зазвенит в лесах торжественным гимном. Любовь гармонии пропадет для уха не открытого».

То же можно сказать применительно к живописи, к любому из видов искусства. Для того чтобы чувствовать, воспринимать и понимать Красоту искусства, Красоту природы, Красоту человеческих отношений мало просто иметь человеческие органы чувств, необходимо развивать способность видеть, слышать, чувствовать прекрасное, необходимо утончать наши органы чувств, развивать способность восприятия Красоты.

Понятие индивидуальность характеризует непохожесть, своеобразие, отличие одного человека от другого.

Индивидуальность выделяется особыми чертами характера и темперамента, своеобразием деятельности, способностями. Понятие индивидуальность включает в себя то, чем отличается один, конкретный человек от других, и что придает ему своеобразную красоту и неповторимость.

Нужно отличать понятие «индивидуальность» от понятия «индивид».

Слово «индивид» в переводе с латинского языка означает «единичность» и обозначает отдельного представителя рода человеческого безотносительно к его социальным качествам. В этом смысле каждый человек является и индивидом, как представитель рода человеческого, и индивидуальностью.

Что такое личность как предмет воспитания?

В развитии человека наблюдаются две взаимосвязанные линии - биологическая и социальная. Эти две линии наглядно прослеживаются при наблюдении развития человека с момента его появления на свет. Когда рождается ребенок, то говорят, что родился человек как биологическое существо с определенной психикой. Но нельзя сказать, что родилась личность. В процессе роста у человека развивается скелет, мускулатура, внутренние органы и системы, его психика. Процесс биологического созревания и изменения человека проявляется в возрастных этапах его развития и поведения, и находит свое выражение в специфических биологических чертах детства, отрочества, юности, возмужалости и старости.

Однако процесс биологического и психического развития человека тесно связан с приобретением социальных свойств и качеств, которые характеризуют его как общественное существо. Например, с полуторамесячного возраста ребенок начинает улыбаться при виде близких людей, затем овладевает речью, приобретает способность к прямохождению, усваивает навыки и привычки обращаться с вещами и предметами быта, учится выполнять определенные трудовые обязанности. В дальнейшем он обогащается знаниями, усваивает нормы и правила поведения. Таким образом, человек, будучи биологическим существом, в процессе своей жизнедеятельности, вырабатывает в себе множество социальных свойств и качеств, которые характеризуют его общественную сущность. Так, от уровня развития органов чувств зависит способность человека воспринимать окружающий его мир и оценивать его явления, получать знания о природе и людях, о том, что происходит в обществе. От физического здоровья зависит способность выполнять определенные функции в обществе.

Понятие личность характеризует общественную сущность человека и обозначает совокупность прижизненно выработанных у него свойств и качеств.

Личность тем более значительна, чем больше она отражает в своих качествах и деятельности тенденции общественного прогресса, чем ярче и специфичнее выражены в ней социальные черты и качества, чем более деятельность его носит творческий характер.

Целью воспитания является формирование личности, ее гармоничное развитие. Для успешного достижения этой цели, необходимо знать каким образом происходит развитие личности, какие факторы оказывают влияние на ее формирование.

Личностные качества формируются в процессе жизнедеятельности, поэтому у одних людей они выражены более ярко, у других – слабее.

Однако, человека нельзя рассматривать как пассивный объект средовых влияний и воспитательных воздействий. Огромное значение в процессе формирования личности принадлежит ее врожденным качествам и задаткам, ее творчески преобразующей деятельности. Кроме того, в зависимости от отношения ребенка к внешним воздействиям, он может развиваться в самых различных направлениях. Например, если ребенок негативно относится к этим воздействиям, он будет развиваться в противоположном направлении желанию воспитателя. Если позитивно, с доверием, развитие ребенка будет соответствовать усилиям воспитателя. В связи с этим все воздействия и влияния, которые сказываются на формировании личности, разделяют на две группы – внешние и внутренние.

Средовые влияния и воспитание относятся к внешним факторам развития личности.

Природные склонности и влечения, а также вся совокупность чувств и переживаний человека относятся к внутренним факторам.

Формирование личности является результатом взаимодействия этих двух факторов. Поэтому воспитание может играть решающую роль в развитии личности при условии оказания положительного влияния на внутреннее стимулирование ее активности в работе над собой. Именно эта активность и собственное стремление человека к своему личному совершенствованию в конечном итоге и определяют его развитие.

Этот процесс приобретает характер саморазвития.

Именно поэтому Л.Н.Толстой сравнивает развитие человека с тем, как растет дерево. Ведь в буквальном смысле не человек его выращивает – оно растет само. Человек только рыхлит почву, вносит удобрения, обрезает лишние ветви, то есть создает необходимые внешние условия, которые способствуют его саморазвитию и стимулируют его рост. Само же развитие происходит по своим внутренним законам. В известном смысле нечто подобное имеет место и в саморазвитии личности. Хотя оно и происходит под влиянием внешних средовых и воспитательных факторов, но эти факторы развивают и формируют личность лишь в той мере, в какой они вызывают положительный отклик в ее внутренней сфере (психических переживаниях) и стимулируют ее собственную активность в работе над собой.

Таким образом, все внешние социализирующие личность факты, в том числе воспитание, способствуют ее развитию и формированию, взаимодействуя с внутренними механизмами ее собственной активности в работе над собой, а именно, с ее потребностями, интересами, убеждениями.

В процессе формирования личности необходимо так же учитывать потребности человека.

Американский психолог Абрахам Маслою (1908-1970) разработал иерархическую многоступенчатую пирамиду потребностей человека, все компоненты которой находятся в диалектической взаимосвязи. В целом они как бы программируют воспитательный процесс.

 

Потребности эстетические (красота, упорядоченность,, гармония)

Потребность в знаниях и понимании (любознательность, понимание окружающего мира)

Потребность в самосовершенствовании (желание измениться, найти дело по душе, стремление к успеху)

Потребность в оценке и уважении (престиж, статус в коллективе, признание, уважение, понимание)

Потребность в общении, в любви (семья, друзья, принадлежность к определенной группе единомышленников)

Потребность в безопасности, защите от насилия и угроз (социально-экономическая стабильность, трудоустройство, защищенность)

Потребности физиологические (еда, вода, тепло, движение, здоровье, сон)

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Индивидуальный стиль педагогического общения | Понятие эстетики
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 67; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.