Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и функции финансов




Финансы СССР

 

 

Финансы в СССР - система социалистическо-экономических отношений, в основе которых лежит образование и расходование денежных средств, находящихся в распоряжении государства и используемых для нужд расширенного социалистического воспроизводства и удовлетворения других общественных потребностей. Финансы СССР состояли из финансов социалистических предприятий и отраслей народного хозяйства и общегосударственных финансов, которые по методу их образования и использования подразделялись на бюджетно-финансовые (фонды госбюджета и Госстраха) и кредитно-банковские (фонды банков и сберегательных касс). Центральным звеном финансовой системы являлся государственный бюджет СССР [32, c.87].

28 октября 1917 года был учрежден Народный комиссариат финансов (Наркомфин). Декретом ВЦИК от 15 декабря 1917 года был образован Высший совет народного хозяйства (ВСНХ), на который, в частности, возлагалась организация государственных финансов. В январе 1918 года на базе объединения Госбанка с национализированными частными банками создается Народный банк РСФСР.

В начале 1918 г. была начата подготовка денежной реформы, которая должна была ликвидировать влияние буржуазии и помещиков в экономической жизни страны. В государственных учреждениях и на государственных предприятиях устанавливался строгий контроль и учет за расходованием средств. Разрабатывалось новое прогрессивное налогообложение. Однако начавшаяся гражданская война 1918-1920 гг. и проводившаяся в связи с ней политика военного коммунизма задержали последовательность развития социалистической системы финансов.

С целью обеспечения военных расходов и подрыва экономической мощи свергнутых классов Советское производство вынуждено было стать на путь интенсивного выпуска бумажных денег. Недостаток денежной наличности был покрыт в 1918 г. введением в оборот денежных суррогатов - погашенных облигаций старых займов и купонов к ним. С увеличением денежной массы падала покупательная способность денег, что вызывало значительный рост цен на свободном рынке, сужавшемся вследствие натурализации хозяйства 2 ноября 1918 г. был объявлен разовый чрезвычайный революционный налог в 10 млрд. руб., которым облагались состоятельные слои населения [32, c. 97].

В январе 1920 г. упразднен Народный банк РСФСР с передачей функций Наркомфину.

Значение государственных финансов резко возросло с переходом в 1921 г. к новой экономической политике (НЭП). Необходимость свободного товарообмена между городом и деревней и перевода государственных предприятий на хозрасчет требовала в первую очередь урегулирования денежного обращения, восстановления и развития финансовой системы. Была создана новая система налогового обложения с основными прямыми налогами: сельского хозяйства, промысловым и подоходным. Система налогов и сборов, сложившаяся в годы нэпа, насчитывала 86 видов платежей. С 1921 г. стали проводиться государственные займы у населения (сначала - натуральные, с 1922 г. - денежные).

С образованием в 1922 г. СССР централизованным финансовым учреждением страны стал союзно-республиканский Наркомат финансов СССР, на который было возложено общее руководство финансовым делом в государстве для проведения единой финансовой политики на всей территории СССР. Ему подчинялись наркоматы финансы союзных и авторитарных республик, а также финотделы местных Советов, которые осуществляли непосредственно оперативное руководство финансов на местах. Усилилась роль госбюджета, составление которого преследовало цель определить соотношения его доходной и расходной частей для правильного планирования всего хозяйства страны. Бюджеты тех лет свидетельствуют о значительных успехах, достигнутых в деле восстановления народного хозяйства и упорядочения финансов.

Начало индустриализации страны, а позднее и коллективизации сельского хозяйства потребовало дальнейшего совершенствования финансовой системы. С 1929 г. в промышленности страны вводится плановый хозрасчет. К концу 1932 г. на хозрасчет была переведена основная часть промышленных предприятий. Это повысило рентабельность промышленности. В 1930 г. была проведена налоговая реформа. Вместо существовавших ранее многочисленных налогов и сборов доход государства стал накапливаться главный оборот по двум основным каналам - в виде налога с оборота и отчислений от прибыли. Налог с оборота уплачивался промышленными предприятиями с фактического оборота по реализации по групповым ставкам, дифференцировавшимся по уровню рентабельности основных видов товаров. Отчисления от прибыли производились в зависимости от ее фактических размеров после направления на расширение производства и в фонд улучшения быта рабочих.

В годы первых пятилеток важным источником государственного бюджета стали средства, предоставлявшиеся трудящимися государству в виде массовых внутренних займов.

В мае 1932 г. в целях концентрации денежных ресурсов на основе отраслевой системы финансирования были образованы специализированные банки - Промбанк, Сельхозбанк, Всекобанк (с 1936 г. - Торгбанк) и Цекомбанк. Финансово-кредитная система СССР, сформировавшаяся в 20-30-е гг. двадцатого столетия, просуществовала до экономической реформы, начавшейся в 1965 г.

Построение социализма в СССР изменило социальную природу доходов государственного бюджета, которые стали в основном складываться из накоплений социалистического народного хозяйства. В 1938-1940 гг. ассигнования бюджета на финансирование промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, коммунального и жилищного хозяйства составили 170,4 млрд. руб. (37,7% всех расходов). Капитальные вложения в промышленность достигли 112 млрд. руб., превысив объем этих затрат в 1-й и 2-й пятилетках на 28,5 млрд. руб. (на 34,3%). Расходы на оборону за 3 года 3-й пятилетки составили почти 120 млрд. руб. (26% расходной части общесоюзного бюджета). Ассигнования на развитие науки, просвещения, подготовку кадров и здравоохранение составляли в эти годы 113,6 млрд. руб. (25,2% всех расходов государства).

Начало Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. потребовало колоссального напряжения материальных, трудовых и финансовых ресурсов государства. Резко возросли бюджетные расходы, в то же время сократилась доходная часть государственного бюджета. Так, доход по налогу с оборота снизился в 1942 г. на 37,3% по сравнению с 1940 г. Для финансирования военных расходов были использованы резервы госбюджета и всего народного хозяйства, сокращены все затраты для удовлетворения потребностей мирного времени. Был введен военный налог и налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, повышены нормы сельско-хозяйственного налога. Важным источником средств стали доходы, накопления и сбережения колхозов, кооперации и населения. По инициативе трудящихся были созданы фонд обороны СССР и фонд Красной армии, в которые за годы войны поступило более 16 млрд. руб. наличных денег, много драгоценностей, облигаций государственных займов, сельскохозяйственных продуктов. Значительный доход дала реализация четыре военных займов и денежно-вещевых лотерей, поступления от которых составили 76 млрд. руб. [32,c.128]

В первый период войны возник бюджетный дефицит. Советское государство оказалось вынужденным обеспечить покрытие неотложных воен. расходов путем дополнительного выпуска бумажных денег, количество которых в обращении возросло в четыре раза. Но социально-экономические преимущества плановой системы народного хозяйства позволили советскому государству добиться нормализации промышленного производства и товарооборота еще в годы войны.

В послевоенные годы бюджет государства был подчинен решению задачи по ликвидации последствий войны и восстановлению разрушенного хозяйства.

Попытка усовершенствовать хозяйственный механизм была предпринята в 1965 г. путем проведения реформы, направленной на усиление стимулирующего воздействия прибыли на развитие производства. Реформа предусматривала организацию новой системы экономического стимулирования.

В 70-е гг. 20 века усилилось общее расстройство финансового хозяйства страны, что, безусловно, сказалось на развитии бюджета. Материальные затраты в народном хозяйстве росли быстрее, чем национальный доход. Для того, чтобы изменить сложившееся в экономике страны тяжелое положение, была разработана экономическая модель отраслевого хозрасчета и самоокупаемости. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1979 года «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы» вводился нормативный метод распределения прибыли. На основе утвержденных в 5-м финансовом плане показателей министерствам устанавливались стабильные, дифференцированные по годам нормативы отчислений от балансовой прибыли, поступающие в их распоряжение. Причем нормативы определялись с таким расчетом, чтобы обеспечить финансирование капитальных вложений, погашение банковских кредитов и уплату процентов за них, прирост оборотных средств, образование единого фонда развития науки и техники и фондов экономического стимулирования.

В первой половине 80-х гг. двадцатого столетия в целях совершенствования хозяйственного механизма страны проводился эксперимент по распространению на предприятиях новых методов хозяйствования, а позже стали внедрять полный хозрасчет и самофинансирование.

Однако все эти мероприятия не привели к росту финансовых ресурсов страны. Возник дефицит государственного бюджета. А бюджетный дефицит в свою очередь негативно воздействовал на экономику, подрывал устойчивость денежного обращения, порождал инфляционные процессы.

 

 

 

Характерными признаками финансов являются:

- распределительный характер отношений, который основан на правовых нормах и определяет направление движения денежных средств;

- безвозмездный, безвозвратный и принудительный характер формирования централизованных фондов. На этих принципах осуществляются платежи хозяйствующих субъектов и населения в государственные и местные бюджеты, а также во внебюджетные фонды;

- создание централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

На поверхности экономического явления любая финансовая операция представляет собой движение денежных средств, однако не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения. Финансы являются неотъемлемой частью денежных отношений, поэтому их роль и значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Категория финансов уже категории денег, кроме того, они отличаются как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

Финансы выражают денежные отношения, которые возникают:

­ между хозяйствующими субъектами в процессе реализации продукции, оказания услуг, приобретения товарно-материальных ценностей:

­ между хозяйствующими субъектами и вышестоящими организациями при создании совместных фондов денежных средств и их использовании;

­ между хозяйствующими субъектами и государством, органами местного самоуправления при формировании бюджетов и внебюджетных фондов;

­ внутри хозяйствующих субъектов при формировании и использовании целевых фондов денежных средств;

­ между отдельными бюджетами, внебюджетными фондами;

­ между гражданами и государством, органами местного самоуправления при формировании бюджетов и внебюджетных фондов.

Финансы – экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Субъектами финансовых отношений, между которыми образуются финансовые потоки, являются: предприятия и предприниматели (финансы хозяйствующих субъектов), население (финансы домашних хозяйств), государство (централизованные финансы: бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, фондовый рынок).

Под централизованными финансами понимаются экономические отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и централизованных внебюджетных фондах (фонды создаются на уровне государства, органов местного самоуправления). К централизованным фондам также относятся государственный кредит, фонды страхования.

Под децентрализованными финансами понимаются денежные отношения, опосредующие кругооборот денежных фондов предприятий (фонды создаются на уровне хозяйствующих субъектов, домохозяйств).Децентрализованные фонды предприятий включают фонды накопления, фонды потребления, резервный фонд, которые формируются за счет прибыли предприятия. Вместе с амортизационными отчислениями средства фонда накопления используются на финансирование капитальных вложений, направляемых на обновление и пополнение производственных фондов. Резервный фонд предприятия используется в экстренных случаях для покрытия потребностей в денежных средствах, угрожающих финансовой устойчивости предприятия. Поэтому эти средства должны находится в высоколиквидных активах.

Главным материальным источником денежных доходов и фондов служит национальный доход страны, который представляет собой вновь созданную стоимость или стоимость валового внутреннего продукта за вычетом потребленных в процессе производства орудий и средств производства. Объем национального дохода определяет возможности удовлетворения общегосударственных потребностей и расширения общественного производства. Именно с учетом размеров национального дохода и его отдельных частей – фонда потребления и фонда накопления – определяются пропорции развития экономики и ее структура.

Без участия финансов национальный доход не может быть распределен. Финансы – неотъемлемое связующее звено между созданием и использованием национального дохода.

Финансы отражают уровень развития производительных сил в стране и возможности их воздействия на макроэкономические процессы в хозяйственной жизни. Состояние экономики страны определяет состояние финансов. В условиях постоянного экономического роста, увеличения ВВП и национального дохода финансы характеризуются своей устойчивостью и стабильностью, они стимулируют дальнейшее развитие производства и повышение качества жизни граждан страны. В условиях же экономического кризиса, спада производства, роста безработицы состояние финансов резко ухудшается, что выражается в крупных бюджетных дефицитах, финансируемых за счет внутренних и внешних государственных займов, эмиссии денег, а также в увеличении государственного долга и расходов по нему.

Совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении населения, хозяйствующих субъектов, государства, органов местного самоуправления, представляют собой финансовые ресурсы. Источниками финансовых ресурсов выступают:

­ на уровне хозяйствующих субъектов: прибыль, амортизация, продажа ценных бумаг, банковский кредит, дивиденды по ценным бумагам;

­ на уровне населения: заработная плата и установленные надбавки к ней, выплаты социального характера, осуществляемые работодателем, доходы от предпринимательской деятельности, от операций с личным имуществом, социальные выплаты, потребительский кредит;

­ на уровне государства, органов местного самоуправления: доходы от государственных и муниципальных предприятий, доходы от приватизации государственного и муниципального имущества, доходы от внешнеэкономической деятельности, налоговые доходы, государственный и муниципальный кредит, эмиссия денег и доходы от эмиссии ценных бумаг.

Главное условие роста финансовых ресурсов – увеличение национального дохода. Финансы и финансовые ресурсы – не тождественные понятия. Финансовые ресурсы сами по себе не определяют сущности финансов, не раскрывают их внутреннего содержания и общественного назначения. Финансовая наука изучает не ресурсы как таковые, а общественные отношения, возникающие на основе образования, распределения и использования ресурсов; она исследует закономерности развития финансовых отношений.

В последние годы изучению теории фи­нансов уделяется все больше внимания. Среди российских ученых-экономистов также нет единства взглядов в определении самого понятия «финансы». Часть авторов отождествляет финансы с денежными распределительными отношениями. Другие представляют финансы как экономическую категорию и особую форму экономических отно­шений. Третьи понимают под финансами совокуп­ность общественных отношений и т.д. [31, c. 32]

Определение функций финансов также явля ­ ется предметом оживленных дискуссий, которые, в основном, свелись к поиску наиболее удобных для исследователей их количества и степени влиянии на регулирование экономических процессов.

Сущность финансов как особой сферы распределительных отношений проявляется прежде всего с помощью распределительной функции. Именно через эту функцию реализуется общественное назначение финансов - обеспечение каждого субъекта хозяйствования необходимыми ему финансовыми ресурсами, используемыми в форме денежных фондов специального целевого назначения.

Объектами действия распределительной функции финансов выступают стоимость валового общественного продукта (в ее денежной форме), а также часть национального богатства (принявшая денежную форму).

Субъектами при финансовом методе распределения выступают юридические и физические лица (государство, предприятия, объединения, организации, учреждения, граждане), являющиеся участниками воспроизводственного процесса, в распоряжении которых формируются фонды целевого назначения.

С помощью финансов распределительный процесс протекает во всех сферах общественной жизни - в материальном производстве, в сферах обращения и потребления. Финансовый метод распределения охватывает разные уровни управления экономикой: федеральный, территориальный, местный. Финансовому распределению присуща многоступенчатость, порождающая разные виды распределения - внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное [28,c.25].

Финансы, связанные с движением стоимости общественного продукта, выраженной в денежной форме, обладают свойством количественно (через финансовые ресурсы и фонды) отображать воспроизводственный процесс в целом и различные его фазы. Движение финансовых ресурсов, происходящее как в фондовой, так и в нефондовой формах, составляет основу контрольной функции финансов. Поскольку финансы «пронизывают» все общественное производство, все его сферы и подразделения, все уровни хозяйствования, они выступают универсальным орудием контроля со стороны общества за производством, распределением и обращением совокупного общественного продукта.

Контрольная функция, объективно присущая финансам, заключается в необходимости контроля государства за аккумулированием и использованием общегосударственных денежных фондов. Конкретное проявление контрольной функции осуществляется в ходе деятельности финансовых органов, реализующих на практике финансовую политику государства.

Необходимость существования финансов объективно обусловлена нуждами субъектов хозяйствования. Финансы возникают в связи с потребностью в общественном развитии, а также в связи с затратами денежных средств на это развитие. Все хозяйствующие субъекты своей деятельностью активно влияют на формирование финансовых отношений. Исходя из этого, дадим следующие определения финансовой системы.

Финансовая система (в широком смысле) представляет собой совокупность финансовых отношений, существующих в рамках данного экономического режима.

Финансовая система (в узком смысле) – совокупность финансовых институтов, социально-экономическое содержание, функции и структура которых определяются политикой государства, и при помощи которых государство собирает и использует необходимые ему денежные средства.

Схематически финансовая система РФ представлена на рис. 1.

Ведущим звеном финансовой системы любой страны является бюджетная система.

Бюджетная система РФ включает три звена: федеральный бюджет, региональные бюджеты (в том числе республиканские, краевые, областные, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга) и местные бюджеты (в том числе бюджеты муниципальных районов и бюджеты поселений).

Каждый бюджет функционирует автономно, т.е. нижестоящий бюджет своими доходами и расходами не включается в вышестоящий. Для целей планирования бюджетных ресурсов составляется консолидированный бюджет – статистический сводный бюджет, который объединяет финансовые ресурсы всех уровней бюджетной системы. Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ составляют консолидированный бюджет РФ. Бюджет субъекта РФ и бюджеты муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.

 

 
 

 


Рис. 1. Финансовая система Российской Федерации

 

Бюджетной системе принадлежит решающая роль в перераспределении средств для выравнивания уровней экономического и социального развития регионов.

Государственный кредит – особая форма кредитных отношений между государством (или местными органами власти) и юридическими или физическими лицами, при которых государство выступает в качестве гаранта, кредитора или заемщика средств.

Государственный кредит выступает как способ финансирования дефицита бюджета, а также бюджетов внебюджетных фондов и как средство покрытия временной недостаточности финансовых ресурсов для исполнения бюджетов внебюджетных фондов.

Внебюджетные специальные фонды – фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение – расширить социальные услуги населению, стимулировать развитие тех или иных отраслей экономики.

Важнейшее место среди социальных фондов занимает Пенсионный фонд, средства которого используются на выплату пенсий по возрасту, инвалидности, в связи с потерей кормильца и пр.

Фонд социального страхования главным образом предназначен для выплат разных пособий.

Фонд обязательного медицинского страхования призван обеспечить охрану здоровья населения.

Финансы предприятий – совокупность денежных отношений, возникающих у хозяйствующих субъектов в процессе формирования собственного капитала, иных фондов денежных средств, их распределения и использования на нужды производства и потребления.

Финансы предприятий различных форм собственности составляют основу финансов. Именно здесь создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги, формируется прибыль, являющаяся главным источником производственного и социального развития общества. От состояния финансов предприятий зависит общее финансовое положение страны.

Таким образом, более глубокое знание экономической природы финансов и присущих им свойств позволит активнее разрабатывать пути лучшего использования данной категории в практике хозяйствования, научно обосновывать меры, направленные на финансовое оздоровление экономики и совершенствование системы финансовых взаимосвязей.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 565; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.