Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление государственным долгом




 

 

Возвращаясь к вопросу образования государственного долга, следует отметить, что государственный долг возникает в определенные периоды функционирования государства, когда его расходы начинают превышать доходы. Если бюджетный дефицит становится хроническим явлением, то его покрытие осуществляется путем государственных заимствований. Одним из важных инструментов, используемых государством для эффективного развития своей экономики, является разумная долговая политика.

Внешние и внутренние заимствования государства могут, с одной стороны:

- инициировать рост производства;

- развивать новые технологии;

- сглаживать социальные проблемы в период кризиса в стране.

С другой стороны, они способны привести государство поэтапно к так называемой «долговой петле» со всеми вытекающими из этого последствиями. Для оздоровления экономики и ее эффективного развития необходимо создание оптимальной системы управления государственным долгом.

Государственный долг – это общая накопленная сумма всех положительных сальдо бюджетов правительства за вычетом всех дефицитов, которые имели место в стране. Как показывает мировой опыт, чрезмерные уровни государственного долга ведут к повышению процентных ставок и могут отрицательно сказаться на реальных объемах производства.

При финансировании дефицита бюджета имеет место рост государственного долга. Отличительной особенностью является то, что государственный долг растет за счет внутреннего долга при снижении внешнего.

По данным Счетной палаты РФ государственный долг Российской Федерации увеличится с 8,7 трлн. рублей (13,1 % ВВП) в 2013 году до 11,1 трлн. рублей (13,4 % ВВП) в 2015 году, в том числе государственный внутренний долг составит 8,3 трлн. рублей.

Расходы на обслуживание государственного долга увеличатся с 383,3 млрд. рублей в 2012 году до 508,0 млрд. рублей в 2015 году.

Объем платежей на погашение и обслуживание государственного долга в процентах к общему объему заимствований (коэффициент покрытия) составит в 2013 году 87,5 % и в 2014 году – 91,9 %. В 2015 году на погашение и обслуживание государственного долга (508,0 млрд. рублей) будет направлено 1 450,0 млрд. рублей, что составит 106,9 % объема заимствований (1 356,4 млрд. рублей) [39].

Внутренние источники финансирования формируются посредством выпуска доходных государственных обязательств, которые размещаются и свободно обращаются на фондовом рынке, а по истечении определенного срока погашаются государством. Основными кредиторами внутреннего долга являются:

- население;

- корпорации;

- банки;

- другие финансовые и кредитные учреждения.

Преимуществом заимствования является то, что деньги для покрытия бюджетного дефицита занимаются на рынке, а прироста денежной массы не происходит. Этот процесс в совокупности и формирует внутренний государственный долг Российской Федерации, основные правовые положения о котором закреплены в Бюджетном кодексе РФ.

В настоящее время накопление внутреннего долга пошло по экспоненциальной кривой. На практике данная тенденция означает долговую ловушку и резко увеличивает вероятность нового инфляционного витка [23, с. 39].

Что касается внешнего долга, то основной политико-экономический аргумент против его наращивания связан с учетом факторов инфляционного давления. Новые заимствования – неизбежный шаг, учитывая реалии квазирыночной экономики РФ. Покрыть бюджетный дефицит можно за счет увеличения доходов и (или) снижения расходов. Быстрое повышение доходов (если исключить значительный рост налогов) нереально в условиях кризиса, при вялой глобальной и внутренней конъюнктуре рынков и слабо диверсифицированной структуре экономики. Это долгосрочная перспектива, связанная с переходом на инновационную модель развития.

Оценка влияния государственного долга на динамику развития отечественной экономики показывает, что РФ может и должна избежать бюджетного кризиса. Но, чтобы он не повлиял на ухудшение экономического развития, необходимо грамотно управлять государственным долгом. Следует заимствовать дополнительные средства не на покрытие текущих расходов, а на развитие экономики.

Государственная долговая политика в 2013– 2015 годах будет направлена на обеспечение финансирования дефицита федерального бюджета путём привлечения ресурсов на российском и международном рынках капитала на благоприятных условиях, поддержание высокого уровня кредитных рейтингов страны, формирование адекватных ориентиров по уровню кредитного риска для российских корпоративных заемщиков. Одновременно будет решаться задача по совершенствованию системы мониторинга внешних заимствований корпоративного сектора и механизма предоставления государственных гарантий.

По состоянию на 1 января 2013 г. объем государственного долга Российской Федерации составил 5,8 трлн. руб., в том числе государственный внутренний долг – 4,5 трлн. руб., государственный внешний долг – 40,5 млрд. долл. США (эквивалентно 1,3 трлн. руб.). В предстоящий период объем государственного долга будет ежегодно возрастать, достигнув к концу 2015 года уровня 11,1 трлн. руб. или 13,4% ВВП. При этом доля внутреннего долга в совокупном объеме госдолга существенно не изменится и составит 75%. По ряду макроэкономических показателей экономическое положение России лучше, чем у развивающихся стран категории «ВВВ», а в некоторых случаях лучше, чем у стран категории «А». Однако кредитные рейтинги, присвоенные России ведущими международными агентствами («BBB» со стабильным прогнозом от Fitch, «Ваа1» со стабильным прогнозом от Moody’s и «ВВВ» со стабильным прогнозом от Standard & Poor’s), свидетельствуют о том, что наша страна недооценена [19].

Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 – 2015гг.» в источниках финансирования дефицита федерального бюджета предусматриваются значительные внутренние заимствования: в 2013 году в объеме 1213,2 млрд. рублей, в 2014 году – 842,2 млрд. рублей, в 2015 году – 1 114,8 млрд. рублей, привлечение средств от приватизации в объемах 427,7 млрд. рублей, 330,8 млрд. рублей, 595,1 млрд. рублей соответственно, что существенно превышает размеры дефицита федерального бюджета. Одновременно в источниках финансирования дефицита федерального бюджета предусмотрено пополнение Резервного фонда в целом за три года на общую сумму 1 788,3 млрд. рублей [3].

В результате заимствований государственный долг Российской Федерации увеличится с 8 746,7 млрд. рублей (13,1% ВВП) в 2013 году до11 146,7 млрд. рублей (13,4% ВВП) в 2015 году, в том числе государственный внутренний долг с 6 600,6 млрд. рублей (9,9% ВВП) до 8 313,7 млрд. рублей (10,0% ВВП) соответственно.

Динамика объема и структуры государственного долга в 2010–2015 годах (на конец года) представлена в следующей таблице 5.

 

Таблица 5 – Объем и структура государственного долга РФ

 

млрд.руб.

 

Наименование показателя 2010 год отчет 2011 год отчет 2012 год оценка 2013 год проект 2014 год проект 2015 год проект
Государственный долг 4 158,2 5 343,2 7 103,1 8 746,7 10 135,8 11 146,7
% к ВВП 9,2 9,8 11,7 13,1 13,7 13,4
в том числе:            
Государственный внутренний долг 2 940,4 4 190,5 5 462,1 6 600,6 7 590,3 9 313,7
% к ВВП 6,5 7,7 9,0 9,9 10,3 10,0
Государственный внешний долг 1 217,8 1 152,7 1 641,0 2 146,1 2 545,5 2 833,0
% к ВВП 2,7 2,1 2,7 3,2 3,4 3,4

 

Объем государственного долга в 2013 году превысит аналогичный показатель 2012 года в 1,2 раза, а в 2015 году - в 1,6 раза. При этом за 2013 – 2015 годы объем государственного внутреннего долга увеличится в 1,5 раза, внешнего долга – в 1,7 раза.

Надо заметить, что государственный долг имеется во всех субъектах Российской Федерации, за исключением Ненецкого автономного округа.

При этом в 2011 году государственный долг в 23 субъектах Российской Федерации составил более 50 %, в том числе в 11 – свыше 75 % объема доходов региональных бюджетов без учета безвозмездных поступлений.

Высокий уровень долговой нагрузки бюджетов в ряде субъектов Российской Федерации свидетельствует об имеющихся проблемах в экономике этих регионов, в формировании и исполнении их бюджетов, что может также осложнить в дальнейшем социально-экономическое развитие и модернизацию экономики этих регионов.

В структуре государственного долга субъектов Российской Федерации основная доля приходится на бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (37,1 %). На 1 августа 2012 года объем государственного долга регионов в виде бюджетных кредитов составил 400,3 млрд. рублей.

На предоставление из федерального бюджета бюджетных кредитов бюджетам субъектов Российской Федерации предусматривается в 2013 году 75,0 млрд. рублей, в 2014 году – 60,0 млрд. рублей и в 2015 году – 70, 0 млрд. рублей.

При этом по сравнению с объемом бюджетных кредитов, предусмотренным в расчетах, представленных к законопроекту о федеральном бюджете на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов, их объем на 2013 год увеличен на 44,2 % и на 2014 год – в 3 раза.

Предполагается, что бюджетные кредиты будут предоставляться в основном на сбалансированность региональных бюджетов, в том числе для рефинансирования ранее полученных бюджетных кредитов, а также на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации.

При развитии макроэкономической ситуации по сценариям, близким к утвержденному прогнозу социально-экономического развития страны, в предстоящий период показатели долговой устойчивости Российской Федерации останутся на относительно безопасных уровнях. При планируемых объемах заимствований долговая нагрузка на федеральный бюджет будет оставаться в пределах параметров, позволяющих надлежащим образом осуществлять обслуживание государственного долга, будут сохранены предпосылки для поддержания суверенных кредитных рейтингов на инвестиционном уровне. Тем не менее, учитывая высокую зависимость российской экономики и состояния федерального бюджета от конъюнктуры мировых сырьевых рынков, поддержание умеренной долговой нагрузки является стратегической задачей. Ее решение будет означать сохранение важнейшего конкурентного преимущества нашей страны. Разумная заемная политика будет создавать условия для роста возможностей в частном секторе, обеспечит инвестиционную привлекательность национальной экономики в целом [19].

Таким образом, такой фактор государственных заимствований как низкий текущий уровень государственного долга требует постоянного мониторинга. Пока он позволяет проводить политику наращивания государственных заимствований, не опасаясь кардинального ухудшения состояния долговой устойчивости Российской Федерации.

 

Контрольные вопросы

 

1. Раскройте экономическое и правовое содержание государственного кредита.

2. В чем отличительные особенности государственного кредита от других форм кредита?

3. Какие функции выполняет государственный кредит?

4. Дайте определение государственной гарантии.

5. Каковы условия предоставления государственных гарантий?

6. Что понимают под государственным долгом?

7. Охарактеризуйте основные направления долговой политики РФ?

8. Каковы состав и структура государственного долга РФ на современном этапе?

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 262; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.