Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение в информатику




Введение

УЧЕБНИК

В.А. КАЙМИН

I. Порядок оказания материальной поддержки нуждающимся студентам

 

1.1. Для оказания материальной поддержки нуждающимся студентам очной формы обучения обучающимся за счет средств федерального бюджета, формируется фонд социальной поддержки (далее ФСП) из средств федерального бюджета в размере 25 % предусматриваемого им размера стипендиального фонда, а также из средств от приносящей доход деятельности.

1.2. Два раза в год (февраль и сентябрь) Управление экономики и финансов МАИ предоставляет в Стипендиальную комиссию МАИ информацию о размере ФСП на полугодие текущего финансового года. Размер ФСП по Учебным подразделениям МАИ рассчитывается пропорционально контингенту студентов очной формы обучения обучающихся за счет средств федерального бюджета на 1 января текущего финансового года.

1.3. Размер материальной поддержки нуждающимся студентам делится условно на четыре категории и определяется с применением коэффициентов к нормативу государственной академической стипендии (1 340,00 рублей) для формирования стипендиального фонда, установленному постановлением Правительства Российской Федерации № 899 от 10.10.2013г. без учета инфляции.

Таблица 1

 

Кат. Основания Необходимые документы Максимальный коэффициент размера материальной поддержки
       
1 категория Кат. 1.1. Признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, инвалидами I, II и III группы, а также ставшими инвалидами вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы - копия свидетельства об инвалидности - копия паспорта с пропиской (студента)  
Кат. 1.2. Студенты, находящиеся на диспансерном учете с хроническими заболеваниями - справка из больницы с печатью - копия паспорта с пропиской (студента)  
Кат. 1.3.Студенты, создавшие молодую студенческую семью (действует в течение года после заключения брака) - копия свидетельства о заключении брака - справка с места учебы супруга (-и) - копия паспорта с пропиской (студента)  
Кат. 1.4. Рождение ребенка – в течение года с момента свершения события (единовременная выплата) - копия свидетельства о рождении ребенка - копия паспорта с пропиской (студента)  
Кат. 1.5. Студенты, являющиеся донорами, сдавшими безвозмездно в течение года кровь и (или) её компоненты в суммарном количестве, равном 2 максимально допустимым дозам, в том числе награжденные нагрудным знаком «Почетный донор России» - медицинская справка установленного образца - копия удостоверения о награждении нагрудным знаком «Почетный донор России» - копия паспорта с пропиской (студента)  
Кат. Основания Необходимые документы Максимальный коэффициент размера материальной поддержки
2 категория Кат. 2.1. Студенты, имеющие обоих родителей – инвалидов I или II группы - копия удостоверения инвалидности (обоих родителей) - копия свидетельства о рождении (студента) - копия паспорта с пропиской (студента)    
Кат. 2.2. Студенты, имеющие обоих родителей – неработающих пенсионеров - копия пенсионного удостоверения (обоих родителей) - копия трудовой книжки или справка из службы занятости (неработающим пенсионерам) - копия свидетельства о рождении (студента) - копия паспорта с пропиской (студента)    
Кат. 2.3. Студенты, являющиеся членами многодетных семей - копия удостоверения многодетной матери - справка о составе семьи (дата рождения детей, род деятельности) - копия свидетельства о рождении (студента) - копия паспорта с пропиской (студента)    
Кат. 2.4. Студенты, являющиеся членами малообеспеченных семей или одиноко проживающими гражданами и имеющие право на получение государственной социальной помощи - справка (копия справки) из органов социальной защиты по месту жительства о признании студента малоимущим (одиноко проживающим гражданином) - копия паспорта с пропиской (студента) -  
Кат. 2.5. Полная или частичная компенсация фактической стоимости проездных документов (но не более размера выплаты, установленной по данной категории) иногородним студентам, подтвердившим факт проезда домой и обратно по территории Российской Федерации автобусом, ж/д транспортном (в плацкартном вагоне) в период каникул и иных уважительных случаях (один раз у год) - оригинал билета (на имя студента) - копия паспорта с пропиской (студента) - документ, подтверждающий уважительность причины - зачетная книжка  
Кат. 2.6. Ветераны боевых действий - справка об участии в военных действиях - копия военного билета студента - копия паспорта с пропиской (студента)  
Кат. 2.7. Подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и иных радиационных катастроф, вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне - копия удостоверения или справки, подтверждающего статус пострадавшего в результате аварии на Чернобыльской АЭС и др. радиационных катастроф - копия паспорта с пропиской (студента)  
Кат. Основания Необходимые документы Максимальный коэффициент размера материальной поддержки
3 категория Кат. 3.1. Полная или частичная компенсация фактической стоимости авиабилетов эконом класса (но не более размера выплаты, установленной по данной категории) иногородним студентам, имеющим прописку в районах Крайнего Севера, Дальнего Востока, Сибири, а также Калининграда и др. районов, подпадающих под государственные субсидированные авиаперевозки, и подтвердившим факт проезда домой и обратно в период каникул и в иных уважительных случаях (один раз в год) - оригинал билета (на имя студента) - копия паспорта с пропиской (студента) - документ, подтверждающий уважительность причины - зачетная книжка  
Кат. 3.2. Студент из малообеспеченной семьи, имеющей тяжелобольного члена семьи - справка (копия справки) из больницы или поликлиники - справка о составе семьи - справка из органов социальной защиты по месту жительства о признании семьи малоимущей свидетельство о рождении (студента) - копия паспорта с пропиской (студента)  
4 категория Кат. 4.1.Лечение студента или наличие тяжелого заболевания при отсутствии инвалидности (приобретение медикаментов, прохождение платного медицинского обследования, операция – но не более размера выплаты, установленной по данной категории) (возможность выплат по данной категории будет решаться на заседании Стипендиальной комиссии МАИ) - справка (копия справки) из больницы или поликлиники о заболевании - копии платежных документов с указанием наименования товара - копия паспорта с пропиской (студента)  
Кат. 4.2. Смерть студента *, смерть одного из родителей (законных представителей), ребенка – в течение года с момента свершения события (единовременная выплата) - копия свидетельства о смерти - свидетельство о рождении (студента или ребенка студента) - копия паспорта с пропиской (студента) документы, подтверждающие факт родства  
Кат. 4.3. Студенты из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - копии свидетельства о смерти родителей - копии свидетельства о лишении родительских прав - копия свидетельства о рождении (студента) - копия паспорта с пропиской (студента)  

* данная материальная поддержка оказывается одному из родителей (законных

представителей) за счет средств от приносящей доход деятельности.

1.4. Студент может воспользоваться материальной поддержкой не более одного раза в семестр.

1.5. Основанием для оказания материальной поддержки является личное заявление студента (Приложение №7 к настоящему Положению), заполненное собственноручно с обязательным указанием даты заполнения и категории-основания для выдачи материальной поддержки, подтвержденного приложением полного комплекта документов, указанных в Таблице 1 в соответствии с категорией.

 

 

 

 

ИНФОРМАТИКА

 

 

2-е издание, переработанное и дополненное

 

 

Рекомендовано

Министерством образования

Российской Федерации в качестве учебника

для студентов, высших учебных заведений,

обучающихся по естественно-научным

направлениям и специальностям

 

Москва

ИНФРА-М

 

 

УДК 681.3.06(075.3)

ББК22.18я73

К 15

 

Автор Каймин Виталий Адольфович, доктор вычислительных наук (PhD), профессор, действительный член Международной академии информатизации, вице-президент Всемирного распределенного университета (http:/wdu.da.ru)

 

К 15 Каймин В.А. Информатика: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2001. — 272 с. — (Серия «Высшее образование»).

 

ISBN 5-16-000612-5

 

Учебнику присуждено первое место по дисциплиие «Информатика» на конкурсе вузовских учебников Министерства образования Российской Федерации в 1999 г.

В пособии излагаются теоретические основы информатики, а также техника работы на персональных компьютерах и передачи информации в сети Интернет. Рассмотрены принципы работы систем искусственного интеллекта и методы обработки данных на ЭВМ. Приведено большое число задач с примерами решения.

Рекомендован Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений. Может использоваться для подготовки к экзаменам по информатике в вузах и школах, а также в системах и учреждениях открытого и дополнительного образования.

 

ISBN 5-I6-000612-5 ББК 22.18я73

http://bak.boom.ru © В.А. Каймин, 2000, 2001

 

Корректор Т. Г. Беляева

Компьютерная верстка Л.Д. Афанасьевой

ЛР № 070824 от 21.01.93 г.

Подписано в печать 23.01.2001. Формат 60х90/16.

Усл.-печ. л. 17,0. Печать офсетная.

Тираж 6000 экз. Цена договорная.

Заказ №4104009.

 

Издательский Дом «ИНФРА-М»

127214 Москва, Дмитровское шоссе, 107

Тел.: (095) 485-74-00; 485-70-63

Факс:(095)485-53-18

Робофакс (095) 485-54-44

E-mail: books @ infra-m.ru

http://www.infra-m.ru

 

Отпечатано с готовых диапозитивов

наГИПП «Нижполиграф».

603006, Нижний Новгород, ул. Варварская, 32.

 

 

Уважаемый читатель!

 

Перед Вами один из учебников нового поколения по дисциплине «Информатика» для студентов высших учебных заведений, обуча­ющихся по естественно-научным направлениям и специальностям профессионального образования, написанный известным специ­алистом в области вычислительной техники и прошедший сложный и длительный путь конкурсного отбора.

Данный учебник является одним из двух победителей по дисцип­лине «Информатика» Всероссийского конкурса учебников нового поколения по общим фундаментальным естественно-научным дисциплинам. Этот конкурс впервые в истории высшей школы в России в связи с реформированием структуры и содержания про­грамм высшего образования был инициирован Госкомвузом России (в дальнейшем — Минобразованием России) и проведен в течение 1995—1998 гг. на базе Российского университета дружбы народов.

В конкурсе приняли участие свыше 350 авторских коллективов практически из всех регионов России, заявки представлялись по 11 номинациям, а в их оценке участвовало более ста высококвали­фицированных экспертов.

В результате двух туров конкурса было отобрано 30 авторских коллективов, чьи заявки, а затем и рукописи более всего соответст­вовали как новым учебным программам, так и государственным образовательным стандартам по каждой дисциплине.

Конкурсная комиссия выражает надежду, что данный учебник внесет свой полезный вклад в дело дальнейшего совершенствования российского высшего профессионального образования, и желает всем читателям-студентам и преподавателям больших творческих успехов.

Заместитель министра образования России,

академик Российской академии образования,

председатель конкурсной комиссии профессор

В.Д. Шадриков

Информатика — новая информационная индустрия и научная дисциплина, связанная с использованием компьютеров и сети Интернет. Развитие бизнеса, образования, промышленности, и общества во многом зависит от развития Интернет и новейших электронных технологий.

Знакомство с Интернет лучше всего приобрести, работая на компьютере. Для этого нужно иметь компьютер, подключенный к сети, либо доступ к такому компьютеру и путеводитель, позволяющий ориентироваться в этом океане информации.

В сети Интернет в настоящее время уже установлено более 40 миллионов ЭВМ, которые могут быть доступны с любого персонального компьютера. Общий объем информации, размещенной в Интернет, превышает более триллиона страниц текстов и иллюстраций и удваивается каждые полгода.

Информатику как учебную дисциплину проще всего изучать с помощью средств Интернет, электронных учебников, доступных в этой компьютерной сети, и пакетов программ, поставляемых на компакт-дисках.

Настоящий учебник информатики имеет три версии — бумажную, которую Вы держите в своих руках, электронную, которую записана на компакт-диске, и сетевую, которую можно найти в Интернет по адресу: http://bak.boom.ru.

Главная задача учебника во всех трех версиях — быстрое введение в возможности современных компьютеров и сети Интернет, которые позволят освоить современные компьютерные средства и усвоить принципы их эффективного использования.

Информатике — пятьдесят лет как индустрии и науке. За это время появилось и погибло четыре поколения компьютеров, больших и малых ЭВМ, большое число самых различных устройств ввода, вывода информации, перфокарт, перфолент и магнитных дисков.

Ученые предупреждают: полная смена ЭВМ происходила каждые пять-шесть лет и каждые два-три года происходит полная смена программного обеспечения. Не случайно информационные ресурсы Интернет удваиваются два раза в год — идет интенсивное развитие компьютерной индустрии и средств передачи информации.

Развитые страны уже приближаются к насыщению в развитии компьютерных ресурсов Интернет, предоставляя развивающимся странам доступ к глобальным и национальным информационным ресурсам.

Академик Глушков еще в начале 80-х годов говорил, что «к началу следующего столетия в развитых странах основная масса информации будет храниться в памяти ЭВМ, а человек XXI века, который не будет уметь пользоваться ЭВМ, будет подобен человеку XX века, не умевшему ни читать, ни писать».

Любой человек в возрасте от 6 до 65 лет вполне может освоить работу на компьютере и в сети Интернет за считанные дни и часы. Минимальным требованием для освоения компьютерной грамотности является умение читать и писать, а также искать информацию в книгах и каталогах.

Если обычная грамотность — это умение читать и писать на родном языке, то компьютерная грамотность — это умение читать и писать с помощью ЭВМ. Для эффективной работы в международной сети Интернет одной грамотности недостаточно.

Компьютерная сеть Интернет зародилась в США в самом начале 70-х годов, а в 80-х годах вышла за границы США и стала международной. По этим причинам английский язык в Интернет с самого начала стал базовым международным языком, объединяющим людей из разных стран.

Более 90% информации Интернет в настоящее время представлено на английском языке. Причина — более 60% сетевых ЭВМ, установленных в Интернет, находится в США. Там же находятся основные производители компьютеров, разработчики программного обеспечения и телекоммуникационного оборудования.

Информация на русском языке в Интернет составляет сотни миллионов страниц, размещенных на более 200 тысяч сетевых ЭВМ. Но пока это всего около 1% от ресурсов Интернет и всей информации, доступной в сети. Однако этого уже достаточно для эффективного использования Интернет в развитии бизнеса, науки, экономики и образования — основных двигателей прогресса.

Сегодня 1,5 миллиона (1%) россиян являются активными пользователями Интернет. Согласно новой федеральной программе информатизации к 2005 г. более 10 миллионов россиян в системе образования Российской Федерации приобретут навыки работы в Интернет.

Работа в Интернет требует прежде всего умения работать на персональных компьютерах. Наиболее распространенной моделью персональных компьютеров являются вычислительные машины IBM PC, созданные фирмой IBM и выпускаемые в различных странах мира.

Для усвоения навыков читать, писать и искать информацию на компьютерах IBM PC необходимо освоить возможности операционной системы Windows, редактора текстов Word, а также сетевого бра-узера Internet Explorer.

Для получения информации в сети Интернет необходимо освоить правила навигации в Интернет, работы с информационными сайтами, электронной почтой и поисковыми системами.

С помощью Интернет уже в ближайшее время станет широко доступна электронная коммерция — возможность заказа самых различных товаров — книг, билетов, подарков, компакт-дисков и т. п. — с помощью сети электронных магазинов, доступных в сети уже сейчас.

Для эффективного поиска информации в Интернет необходимо освоить языки запросов к поисковым системам и базам данных на ЭВМ, а также уметь читать и интерпретировать результаты работы ЭВМ и поиска информации на русском и английском языках.

Общие принципы организации и поиска информации в ЭВМ опираются на математическую логику и остаются неизменными несмотря на смену четырех поколений ЭВМ и предстоящие очередные кардинальные преобразования Интернет.

Постоянная смена оборудования, вал технических новинок, лавина информации, постоянные изменения — это неизменное в информатике как индустрии за все пятьдесят лет ее развития.

Неизменным в информатике остается ее базис — вычислительные науки — принципы организации вычислений и обработки данных в вычислительных машинах, системах и сетях, опирающиеся на аппарат математики.

Организация вычислений и обработки данных в ЭВМ начинается с электронных таблиц и баз данных. Наиболее распространенными на персональных ЭВМ сегодня являются электронные таблицы Excel и базы данных Access.

Сложные задачи обработки данных требуют составления алгоритмов и программ для ЭВМ с использованием языков и средств программирования. Наибольшее распространение для начального обучения программированию на персональных ЭВМ получили языки Бейсик и Паскаль.

Составление алгоритмов и программ в настоящем пособии проводится с использованием систематических методов, выработанных в начале 80-х годов при обучении различным языкам программирования.

Основная цель систематических методов — составление алгоритмов и программ, в которых отсутствуют ошибки. Иначе говоря, главная цель — составление гарантированно правильных алгоритмов и программ для ЭВМ.

Получение на ЭВМ правильных результатов вполне возможно для любых задач, встречающихся на практике, а также на экзаменах, зачетах и занятиях по информатике. А получение правильных результатов — гарантия успехов в любом деле.

Систематические методы опираются на современные представления теории алгоритмов. Они не зависят от конкретных языков программирования — средства программирования появляются и исчезают, а систематические методы остаются неизменными, адаптируясь к новым языкам.

В учебном пособии содержится большое число практических задач, предлагавшихся на экзаменах по информатике в вузах и школах. Особенностью информатики является то, что решения задач должны достигаться на ЭВМ.

Изучение информатики как учебной дисциплины также требует работы на ЭВМ дома, в школе, вузе или на работе. Для этого необходимы персональные компьютеры, подключенные к сети Интернет.

Сдача экзаменов и зачетов по информатике должна проводиться исключительно на ЭВМ. Поэтому для подготовки к экзаменам и зачетам по информатике практика работы на ЭВМ обязательна.

Информатика без ЭВМ — это нонсенс, схожий с обучением игре на пианино без пианино (езде на велосипеде без велосипеда, обучение плаванию без воды). Учебники по информатике без ЭВМ — это, конечно, шарлатанство.

Настоящий учебник построен так, что по нему можно изучать информатику и в школе, и в вузе, и даже дома с использованием персональных компьютеров типа IBM PC с операционными системами Windows или MS DOS.

Самостоятельное обучение на ЭВМ требует наличия на компьютере перечисленных пакетов программ с операционными системами, редакторами текстов, системами программирования, а также электронных учебников по информатике и другим дисциплинам.

Электронные учебники, прилагаемые к настоящему пособию, можно найти и заказать в Интернет. Эти учебники позволяют студентам, абитуриентам и школьникам самостоятельно подготовиться к сдаче зачетов и экзаменов по информатике и сдать их на оценки «отлично» или «хорошо» — по выбору.

Настоящий учебник по информатике был создан по результатам конкурса вузовских учебников, завершившегося в 2000 г. Материалы данного учебника в течение 15 лет апробировались в различных вузах, школах и учебных центрах России, Казахстана, Украины и Белоруссии.

Самое первое наше учебное пособие по информатике появилось в МИЭМ в 1995 г. одновременно с выпуском первого официального учебника по информатике, который был введен во всех школах Советского Союза и был рассчитан на изучение информатики без ЭВМ.

Первый наш учебник по информатике, ориентированный на изучение персональных ЭВМ, был создан в 1987 г. после победы в конкурсе школьных учебников и разошелся по всему Советскому Союзу. Этот учебник был рассчитан на отечественные модели ЭВМ, которые были сняты с производства вместе с распадом Советского Союза.

Этот первый учебник до сих пор используется во многих школах Москвы и России, а соответствующая ему программа обучения легла в основу программ вступительных и выпускных экзаменов по информатике в Российской Федерации. Несмотря на смену двух поколений персональных ЭВМ содержание информатики как учебной дисциплины стабилизировалось.

Второй наш учебник по информатике, признанный одним из лучших на конкурсе учебников 1995 г., был рассчитан на изучение в школах и вузах техники работы на персональных компьютерах IBM PC с пакетами офисных программ и сдачей экзаменов на ЭВМ. Для него был создан первый электронный учебник, который использовался для приема на ЭВМ экзаменов и зачетов, а также для дистанционного обучения информатике на IBM PC.

Использование электронных учебников на персональных ЭВМ в комплексе с бумажными учебниками систематически приводило к одному и тому же результату — практически все студенты и школьники после работы с электронными учебниками успешно сдавали все зачеты и экзамены на «хорошо» и «отлично».

Все студенты и школьники при этом самостоятельно создавали сайты, стихи, рисунки, базы данных, электронные калькуляции и программы решения на ЭВМ самых различных задач с доказательствами правильности получаемых результатов.

Настоящий, третий учебник по информатике, признанный одним из победителей конкурса вузовских учебников в 1999 г., рассчитан на изучение работы на персональных ЭВМ в среде Интернет. Для этого учебника был создан первый сетевой электронный учебник, доступный всем студентам и школьникам, работающим в Интернет.

Сегодня эти электронные учебники можно увидеть на сервере http://wdu.da.ru и опробовать в сети Интернет эту новую технологию дистанционного обучения и подготовки к школьным и вузовским экзаменам, а также к региональным и международным олимпиадам по информатике.

Результаты Первой международной Интернет-олимпиады, проводившейся весной 2000 г., показали удивительные результаты. Оргкомитет и Жюри олимпиады находились в Москве, и всем участникам, зарегистрировавшимся на сайте оргкомитета, был открыт доступ к сетевым электронным учебникам.

Удивительным стало то, что победителями и призерами оказались школьники не из Москвы и Подмосковья, как это было на предыдущих Сетевых олимпиадах, а учащиеся из Казахстана, собравшиеся в Алма-Ате за неделю до начала олимпиады (см. результаты Интернет-олимипиады на сайте: http://olmp.da.ru) и не знавших до того правил участия в олимпиаде.

Главная цель этих новых бумажных, электронных и сетевых учебников информатики в том, чтобы миллионы людей у нас в стране и за рубежами России обучились работе в сети Интернет и освоили ее неисчерпаемые информационные возможности, превосходящие по масштабам все остальные глобальные проекты на нашей планете.

Равные условия как в получении образования, так и в доступе ко всем новинкам информации — научной, культурной, политической и экономической, образующим интеллектуальный потенциал общества, — это наверное самое главное в том, что Интернет и новые технологии обучения и доступа к информации реально открывают всем людям.

Автор выражает признательность учителям Москвы, Подмосковья, Карелии, Казахстана и Украины, оказавшим поддержку новых подходов к преподаванию информатики, а также Ассоциациям учителей информатики Москвы, России и Украины за возможность общения с учителями на наших конференциях «Информационные технологии в образованиии».

Большой вклад в развитие идей информатизации внесли мои соавторы — академики Жданов B.C., Касаев Б.С., Кофанов Ю.Н., профессора Нечаев A.M., Питеркин В.М., Панфилов П.Б., Трубочкина Н.К., аспиранты, магистры и докторанты Уртминцев А. Г., Тютюнников Н.Н., Щеголев А.Г, Горелов Ю.Н., Крылов И.Е., Салатов Д.Н. Особая благодарность за постановку педагогических проблем методистам Угриновичу Н.Д., Кузницкому Е.М., Карасевой ТВ., Завальскому Ю.С., Куликовой В.Ю.

Наибольший вклад в реализацию изложенных идей информатизации внесли руководители федеральных программ Афанасьев В.Н., Иванников А.Д., Колосов Д.Э. Солдаткин В.И., Смольникова И.А., Тихонов А.Н., руководители Казахстанских национальных программ член-корреспонденты Балафанов Е.К., Татенов A.M., академики Сакпанов Е.Ш., Ермогамбет Б. Т., Константинов Б. В., руководители Международной академии информатизации Евреинов Э.В., Костин А.С., Юзвишин И. И.

 

Академик В.А. Каймин

Глава 1. ИНФОРМАЦИЯ И ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ЭВМ

 

Информатика — это новая информационная индустрия, связанная с использованием персональных компьютеров и сети Интернет. В наступившем новом тысячелетии большая часть информации, связанной с деятельностью людей, будет храниться в памяти ЭВМ.

ЭВМ — электронные вычислительные машины — одно из важнейших изобретений XX в. За рубежом, а позже и у нас в стране вычислительные машины получили название компьютеров. В качестве машин компьютеры используются как универсальные устройства обработки, передачи и накопления самой различной информации.

Обработка, накопление и передача информации происходит не только в ЭВМ, но и при общении людей, в технических устройствах, в живых организмах и в жизни общества. Новым инструментом в передаче и накоплении информации в человеческом обществе стала сеть Интернет.

Интернет — это международная компьютерная сеть, связывающая компьютеры во всех странах и континентах, хранящая гигантские объемы информации и дающая оперативный доступ к этой информации практически всем людям.

Передача информации в общении людей — это передача сведений и суждений, данных и сообщений. Передача информации в сети Интернет — это обмен письмами, сообщениями между людьми и компьютерами. Но кроме передачи Интернет представляет еще и гигантское хранилище, в котором мы можем искать информацию.

Любая совместная деятельность — работа, учеба, игра — построены на обмене и передаче информации. Практически весь обмен информации между людьми, находящимися в любом отдалении друг от друга, может проходить через Интернет.

 

 

Для живых существ восприятие и передача информации в форме сигналов — основное отличие от неодушевленных предметов окружающего мира. Языковая форма передачи знаковой информации — основное отличие людей от других живых существ.

Слово информация происходит от латинского informatio, означающего сведения, разъяснения, пояснения. С содержательной точки зрения информация — это сведения о ком-то или о чем-то, а с формальной точки зрения — набор знаков и сигналов.

Информация — это сведения о людях, предметах, фактах, событиях и процессах, независимо от формы их представления. Данное определение зафиксировано в Законе «Об информации, информатизации и защите информации», принятом у нас в стране в 1995 г.

Особую роль в жизни общества играют документы. Документ — информация, зафиксированная на материальном носителе, имеющем реквизиты (подпись, дату и т. п.), позволяющие его идентифицировать.

Документированная информация имеет юридическую силу и может служить для фиксации самых различных событий и взаимоотношений между людьми. Документированная информация — основной вид информации, передаваемой в сети Интернет и хранящейся в памяти ЭВМ.

Возможность записи информации в виде письменных документов привела к образованию человеческих сообществ, государств, почтовых служб и бюрократии, вся жизнь которой состоит в накоплении, подготовке и использовании задокументированной информации.

Использование письменности вызвало потребность в грамотных людях — людях, умеющих читать, писать, считать и излагать свои мысли в письменном виде. В XX в. грамотность стала всеобщей — все люди на нашей планете, во всех странах мира обучались или обучаются читать и писать в школах.

Распространение ЭВМ в конце XX в. и последующее развитие компьютерной сети Интернет привело к возникновению современной формы грамотности, необходимой для жизни в новом XXI в. и получившей название компьютерной грамотности.

Компьютерная грамотность — это умение читать, писать на персональных ЭВМ и искать информацию с помощью Интернет. Иными словами, современный уровень развития общества требует владения компьютерами и Интернет, которые вошли в быт и служебные дела всех людей в развитых странах.

Возникновение письменности позволило человеческому обществу не только передавать информацию, но и накапливать ее в архивах и библиотеках. В каждом городе, поселке и учебном заведении имеются библиотеки, а в каждом учреждении — архивы, в которых хранятся книги и служебные документы.

В сети Интернет для хранения информации используются серверы. Серверы — это компьютеры, подключенные к сети ЭВМ и имеющие машинные накопители для хранения большого объема информации. Современные серверы имеют память, достаточную для хранения различных архивов и библиотек служебного пользования.

 

Сервер

 

Изобретение печатных станков в XV в. создало технологическую базу для издания печатных книг, а в XIX в. изобретение типографских машин — для издания книг массовыми тиражами. Что в свою очередь послужило базой для создания большого числа публичных библиотек и школ для обучения грамотности.

Развитие типографских машин привело к появлению газет и журналов с большими массовыми тиражами как средств массовой информации и каналов информатизации общества. В это же время появились первые законы, регулирующие авторские права и права на тиражирование литературных и служебных произведений.

Изобретение в конце XIX - начале XX вв. телеграфа и телефона открыло новые возможности оперативной передачи информации на любые расстояния практически со скоростью света. А появление радио и телевидения в первой половине XX в. открыло новые каналы для оперативной передачи информации населению в различных странах.

Самым большим чудом первой половины XX в. стало телевидение, открывшее людям возможность видеть на экранах телевизоров события, происходящие в самых различных точках планеты. С этих пор телевидение стало одним из самых эффективных каналов оперативного распространения массовой информации.

Точкой становления информатики как новой индустрии в середине XX в. стало создание компьютеров — универсальных электронных вычислительных машин. Основной возможностью этих машин стала автоматическая обработка информации с помощью специально создаваемых программ.

Переработка информации перестала быть исключительной способностью людей и живых существ. На первых же моделях вычислительных машин были созданы и заработали первые модели искусственного интеллекта, являвшегося основной особенностью живых существ.

В это же время были заложены основы информатики как научной дисциплины. Информатика как наука изучает принципы и методы накопления, обработки и передачи информации в ЭВМ и в сети Интернет. Одной из основных проблем информатики считается проблема создания и развития систем искусственного интеллекта как новой формы разума.

Примерами систем искусственного интеллекта считаются компьютерные шахматных программы, первые образцы которых появились на компьютерах самого первого поколения. Последние образцы компьютерных шахматных программ и систем вполне могут соревноваться с чемпионами мира по шахматам и даже выигрывать у них отдельные партии.

Системы искусственного интеллекта — это компьютерные программы и системы, моделирующие или воспроизводящие интеллектуальную деятельность. При этом под интеллектуальной деятельностью понимаются способности производить логические умозаключения и осмысленную переработку информации.

Если интеллектуальная деятельность людей основывается на законах логики, то работа любых программ на ЭВМ основана исключительно на законах математической логики. Знание этих законов позволяет в принципе понимать логику работы любых программ и компьютерных систем.

Фундамент информатики как научной дисциплины образуют вычислительные науки, изучающие организацию вычислительных процессов, вычислительных машин, систем и сетей. Фундаментальными составляющими этих наук являются математическая логика и теория алгоритмов, основанные на принципах современной конструктивной математики.

Компьютеры первого поколения создавались именно как электронные вычислительные машины для автоматизации сложнейших вычислений. Объем и сложность вычислений, выполнявшихся первыми компьютерами, были недоступны даже самым сильным математикам и вычислителям, но посильными для современных персональных компьютеров.

В этот период зародилась профессия программистов — создателей программ для ЭВМ и появились первые языки программирования. В это же время фон Нейман сформулировал основные принципы работы всех современных компьютеров — использование сменных программ как средств управления ЭВМ и обработки данных, располагаемых в памяти машины.

Компьютеры второго поколения создавались в качестве универсальных машин для решения задач обработки и накопления информации с использованием различных устройств ввода и вывода. Для компьютеров этого поколения появились первые накопители информации на магнитных лентах.

Для этих машин были созданы первые операционные системы, первые системы программирования, первые системы искусственного интеллекта и первые вычислительные комплексы.

Компьютеры третьего поколения были созданы как серийные вычислительные комплексы для накопления и обработки служебной информации. На базе этих ЭВМ были созданы различные банки данных, системы автоматизации проектирования, производства, обучения и многие другие автоматизированные системы.

Для обслуживания автоматизированных систем появились инженерные и эксплуатационные службы, а также компьютерная бухгалтерия и бюрократия. Одновременно была начата подготовка дипломированных специалистов по эксплуатации и созданию автоматизированных систем на базе вычислительных комплексов.

 

Вычислительный комплекс на базе ЭВМ 3-го поколения ЕС-1022

 

Для разработки программ машин третьего поколения были созданы первые мобильные операционные системы и первые мобильные языки программирования, которые переносились с ЭВМ одного типа на ЭВМ другого типа. В это же время был создан язык Пролог — один из первых языков систем искусственного интеллекта.

Четвертое поколение — это компьютеры, создаваемые на базе микропроцессоров массовых серий. С четвертого поколения ЭВМ началось массовое производство персональных компьютеров — малогабаритных ЭВМ, снабжаемых дисплеями и накопителями информации на магнитных дисках.

Персональные ЭВМ могут устанавливаться на любом рабочем столе — дома и на работе. Эти компьютеры могут использоваться для учебы, игры, написания писем, ведения документации, экономических расчетов, проведения научных исследований, редакторской подготовки отчетов, книг и статей.

Для персональных компьютеров были созданы операционные системы и пакеты офисных программ с наглядным графическим интерфейсом, понятным и доступным самому широкому кругу людей и легко адаптируемым к любому национальному языку. Для этих ЭВМ создано большое число самых различных игр, обучающих программ и пакетов профессиональных программ.

 

Персональный компьютер

 

Наличие профессиональных пакетов программ послужило основой для использования персональных компьютеров в качестве средств оргтехники для оснащения самых различных рабочих мест — администраторов, менеджеров, бухгалтеров, финансистов, инженеров, техников, секретарей, редакторов, писателей, дизайнеров и многих других профессий.

Применение компьютеров в жизни общества затрагивает условия деятельности и жизни миллионов людей. Качественным изменением функций персональных компьютеров становится возможность их подключения к сети Интернет и получения доступа к информационным ресурсам и услугам, предоставляемым через сеть Интернет.

 

Интернет любому из нас прежде всего открывает возможность оперативного получения самой различной информации в форме электронных новостей, журналов, газет и библиотек из различных стран мира. Объемы и оперативность получения информации с помощью Интернет фантастичны и просто невозможны никакими другими традиционными средствами.

Не менее важны коммуникативные возможности — ведение электронной переписки, получение и отправление личной и служебной информации с помощью электронной почты, автоматическая рассылка писем по заранее составленным спискам — в сети Интернет и внутри корпоративных вычислительных сетей — качественно меняют технологию деловых взаимоотношений.

Создание личных и корпоративных сайтов — это новая форма публикации информации в сети Интернет, доступная всем людям. С помощью таких сайтов могут создаваться личные, служебные и корпоративные электронные журналы, газеты, доступные в корпоративной сети либо во всей сети Интернет.

Развитие системы корпоративных сайтов в сети Интернет открывает совершенно новые возможности экономических отношений, допуская оперативный доступ любому человеку к любому корпоративному сайту, которые получили название электронных магазинов.

 

 

Электронные магазины — это магазины, предлагающие товары и услуги с помощью Интернет. Через электронные магазины могут заказываться и приобретаться книги, диски, компьютеры, программы, бытовая техника и другие самые различные товары и услуги по всему миру с доставкой товаров на дом.

Таким образом персональные компьютеры и сеть Интернет качественно меняют условия жизни и работы миллионов людей на всей планете. В развитых странах Америки и Европы персональные компьютеры, подключенные к сети Интернет, уже к концу XX в. имелись практически в каждом доме.

В Российской Федерации к концу XX в. к сети Интернет подключены и активно работают 1,5 миллиона человек — 1 из 100 человек. В то время как в Европе и Америке к Интернет имеет доступ половина населения, а треть активно работает в Интернете.

Академик В.М. Глушков еще в начале 80-х годов писал, что «к началу следующего столетия в развитых странах основная масса информации будет храниться в памяти ЭВМ, а человек XXI века, который не будет уметь пользоваться ЭВМ, будет подобен человеку XX века, не умевшему ни читать, ни писать».

Цель настоящего учебника — познакомить всех учащихся с основами информатики как новой информационной индустрии и новой научной дисциплины, а также научить эффективному использованию Интернет и технике работы с персональными компьютерами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 136; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.15 сек.