Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика фонетико-фонематической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи




При общем недоразвитии речи у детей нарушено или отстает от нормы развитие главных составляющих речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. Речевая недостаточность у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия у них общеупотребительной речи до наличия развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.[10]

У детей старшего дошкольного возраста с ОНР часто встречаемыми являются сложности в овладении звукопроизношением.

При проблемах фонематической стороны речи у детей с ОНР, по данным Т.А. Ткаченко, обнаруживается несколько положений:

- неполное разграничение и трудность в анализе лишь тех звуков, которые нарушены в произношении (самая легкая степень недоразвития);

- несформированность звукового анализа, слабое различение изрядного количества звуков, причисляемых к разным фонетическим группам при выработанном их произношении в устной речи;

- не дифференцирование звуков в слове, неумение выделить их из состава слова и определить порядок (тяжелая степень недоразвития).

Специфичность фонематического восприятия у детей с ОНР впервые были описаны в трудах Р.Е. Левиной. Исследователь утверждает, что у детей I уровня речевого развития фонетико-фонематическая сторона речи обладает фонематической неточностью и неустойчивым фонетическим оформлением. Фонематическое развитие находится в начальном состоянии: поручение выделения конкретных звуков для ребенка с таким развитием речи в мотивационном и когнитивном отношении недоступна и неисполнима.

Артикуляция звуков носит смешанный характер, вызванный неокрепшей артикуляцией и слабыми способностями их слухового различения. Количество нарушенных звуков может быть намного больше, чем точно произносимых. В произношении содержатся противопоставления лишь гласных — согласных, некоторых взрывных — фрикативных, ротовых — носовых. Отличительным свойством речевого развития данного уровня является незначительная способность восприятия и повторения слоговой структуры слова.

Фонематическое состояние речи детей II уровня речевого развития отмечается существованием разнообразных искажений, смешений, замен; у них проблемы с дифференцированием мягких и твердых звуков, свистящих, шипящих, звонких и глухих, аффрикат. По мнению Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, замена одних звуков другими, более простыми по артикуляции, чаще всего наблюдается в группе сонорных («дюка» вместо «рука», «палоход» вместо «пароход»), свистящих и шипящих («тотна» вместо «сосна», «дук» вместо «жук»). Смешение чаще всего происходит йотированных звуков и звуков «ль», «г», «к», «х». То есть одной из своеобразных особенностей детей II уровня речевого развития является недостаточность фонематического восприятия, неподготовленность к овладению навыками звукового анализа и синтеза.

Проявляется разделение между умением четко произносить звуки в изолированном положении и их использованием в спонтанной речи.

Характерными сохраняются сложности в усвоении звуко-слоговой структуры. Часто при правильном повторении очертании слов страдает звуконаполняемость: перестановка слогов, звуков, замена и отождествление слогов.

Третий уровень речевого развития отмечается наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

Для детей III уровня речевого развития присуще неразграниченное произнесение звуков (свистящих, сонорных, шипящих), когда один звук заменяет сразу два или несколько звуков данной или схожей фонетической группы (звук «сь» заменяет звуки «с», «ш», «ц», «ч», «щ»). То есть фонематическое недоразвитие детей данной группы проявляется в незрелости процессов различении звуков.

К примеру, мягкий звук с, сам еще не слишком отчетливо произносимый, заменяет звук с («сяпоги»), ш («сюба» вместо шуба), ц («сяпля» вместо цапля), ч («сяйник» вместо чайник), щ («сетка» вместо щетка); замены групп звуков более простыми по произношению. Отмечаются нестойкие замены, когда звук в разных словах произносится по-разному; смешения звуков, когда изолированно ребенок произносит определенные звуки правильно, а в словах и предложениях их взаимозаменяет.

Недоразвитие фонематического восприятия наблюдается при выполнении простых действий звукового анализа - при узнавании звука, придумывании слова на заданный звук.

Правильно повторяя вслед за логопедом трех-четырехсложные слова, дети нередко искажают их в речи, уменьшая количество слогов (Дети слепили снеговика. — «Дети сипили новика»). Разнообразие ошибок наблюдается при передаче звуконаполняемости слов: перестановки и замены звуков и слогов, сокращения при стечении согласных в слове.

Долгое время специалисты обращали внимание на то, что речевые способности детей III уровня очень неодинаковы. Вследствие чего Т. Б. Филичева выделила дополнительный IV уровень речевого развития. Он отмечается сохранившимися явлениями не сильно проявленного общего недоразвития речи. В речи детей с IV уровнем ОНР имеет место недостаточная различение звуков. Отмечаются легкие нарушения слоговой структуры слов: повторы, перестановки звуков и слогов, элизии (отпадение звука), парафразии (нарушение речи, содержащийся в потере ее смысла и грамматического строя и использовании искусственно созданных слов), опускания слогов, добавление лишнего звука или буквы.

Показателем фонематического недоразвития является незавершенность процесса развития звуков, характеризующихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Несформированность звуков проявляется в следующем:

- замена звуков более простыми по артикуляции (звонкие заменяются глухими р и л звуком ль и йот, с-ш или ф и т.д.);

- несформированность процесса различении звуков (вместо нескольких артикуляционно - близких звуков ребенок произносит невнятный звук, например, мягкий звук [ш] вместо [ш];

- некоторые звуки ребенок изолированно может произнести верно, но в речи не использует или заменяет. Например, ребенок безошибочно произносит простые слова собака, шуба, но в связной речи отмечается смешение звуков с и ш;

- отмечается нестойкое использование звуков в речи. Одно и то же слово ребенок в разных контекстах или при частом повторении произносит различно.

Вывод. Таким образом, в ходе исследования мы пришли к выводу о главнейшей ценности звукового анализа структуры слова для эффективного овладения звуковой стороной речи детей с ОНР. Соответствующее времени выявление детей с фонематическим расстройством, верная классификация имеющихся расстройств устной речи и проведение соответствующего нарушению коррекционного обучения позволяют не только предупредить появление у этих детей нарушений письма и чтения, вторичных по отношению к устной речи, но и не допустить в будущем отставания в овладении программным материалом.

Фонематическое восприятие является пропедевтическим этапом в формировании звукового анализа. Фонематическое восприятие в процессе онтогенеза проходит конкретные этапы развития. Существует определенный порядок овладения звукопроизношением.

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет огромную роль для освоения навыками чтения и письма. Навыкам фонематического анализа нужно обучать, так как ребенок не может самостоятельно ими овладеть.

К концу 4 года в норме ребенок обязан различать все звуки, то есть у него должно быть развито фонематическое восприятие.

У детей с ОНР отмечается нарушение фонематической стороны речи. Неразличение фонем ведет к заменам и смешениям звуков.

Поэтому дети с ОНР нуждаются в своевременной коррекционно-логопедической помощи по формированию навыков звукового анализа.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 6539; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.