Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проведение различия между ролью и человеком




Взгляд на жизнь с точки зрения ролей поможет вам понять свои личные границы. Нужно проводить различие между вашей человеческой целостностью и вашей ролью учителя. Кроме того, важно понимать, что существуют различные аспекты роли учителя. В этой связи нужно помнить о частичных ролях, которые вы исполняете как учитель – воспитателя, специалиста-предметника, полицейского, посредника в разрешении конфликтов.

 

Постарайтесь помнить о том, что вы не посредник в разрешении конфликтов, хотя это и является одним из аспектов, частичной ролью роли учителя. Иногда вам придется брать на себя и эту роль и помогать разрешать конфликты у себя в классе.

 

Очень важен процесс принятия на себя непопулярной роли полицейского и выхода из нее. Многим учителям очень не нравится, когда их вынуждают исполнять эту роль. Тем не менее, это часть роли учители. Время от времени присутствие полицейского необходимо для того, чтобы вести занятия, преподавать. Наверное, вам крайне неприятно, что ученики постоянно заставляют вас исполнять роль, которая никому не внушает любви.

 

Тут вас ждет плохая новость: исполнения этой роли вам никак не избежать. Это одна из ролей, структурирующих школьный мир. Учащиеся всегда будут провоцировать возникновение этой роли и испытывать вас в ней. Роль учеников заставляет их делать это. Дети и подростки ищут контакта и взаимодействия с ролью полицейского, она им нужна, т.к. им необходимо ее интегрировать. В этом смысле вы моделируете для них эту роль.

 

Хорошая же новость состоит в том, что это всего лишь роль. Вам нет необходимости полностью превращаться в полицейского. Вы намного больше и гораздо более дифференцированы, чем просто роль полицейского. Поэтому любые негативные реакции на полицейского адресованы, адресованы лишь роли полицейского. Это не вы их «достаете», а полицейский. Это его работа, и именно для этого он здесь. И вашим ученикам решать, как часто они будут чувствовать его присутствие. НО важно, чтобы они действительно чувствовали его.

 

Эта роль становится особенно болезненной, когда вы пытаетесь избавиться от нее, избегаете ее, колеблетесь, прежде чем взять на себя роль полицейского. Попробуйте открыться этой роли – особенно, если она вам не нравится. Сыграйте полицейского. Регулируйте поведение своих учеников, применяйте к ним санкции – дома, перед зеркалом. Изучайте людей, которым, по вашему мнению, хорошо удается эта роль, и интегрируйте их умения. Подражайте им, пока эти умения не станут вашими собственными. Когда у вас будет лучше получаться и ваше сопротивление этой роли уменьшится, вам, вероятно, не так часто придется прибегать к этой роли, а если и придется, вы сможете быстрее завершить пребывание в ней. Уметь начать и закончить исполнение какой-либо роли чрезвычайно важно для эффективного лидерства.

 

Когда вы в следующий раз, ведя урок, заметите нарушение дисциплины, проигнорируйте его один раз, другой, тем временем внутренне подготавливаясь к тому, чтобы выступить в роли полицейского. Если порядок будет нарушен в третий раз, вмешайтесь. Полиции пора показать себя! Войдите в роль (может быть даже физически, сделав шаг по направлению к нарушителю), быстро и четко примите меры по восстановлению порядка, быстро выйдите из роли и возвращайтесь к уроку и к роли, которая вам нравится больше.

 

То есть вы как бы быстро надеваете фуражку полицейского, пару раз рявкаете, затем снимаете фуражку и продолжаете занятие.

 

Можно сказать, что система ролей помогает вам надевать форму, как это когда-то практиковалось в некоторых местах. Развивайте в себе осознанность ролей и напоминайте себе снова и снова о том, что ваша роль (и составляющие вашей роли) и вся целостность вашего Я – это не одно и то же. Может быть, вы даже решите купить себе одежду, которую будете надевать только для преподавания, а по возвращении домой – снимать. Это может помочь в том, чтобы провести это различие. «Сейчас я дома и сбрасываю с себя эту роль».

 

Упражнение 4: Принятие роли и выход из нее

Сделайте это упражнение с партнером. Поставьте рядом со стульями, на которых вы двое сидите, еще два стула. Один человек прорабатывает все шаги, а другой помогает ему (ей), зачитывая упражнение шаг за шагом, так чтобы тот, кто работает, имел свободу движения и мог бы сосредоточиться на своем опыте и переживаниях. Каждый партнер работает по 15 минут.

 

1. Вспомните какую-нибудь конфликтную ситуацию, которая происходит один на один м которой вы, как учитель, часто сталкиваетесь.

2. Какие роли конфликтуют друг с другом? Попробуйте описать эти роли как можно точнее (учитель, родители, ученик). Два стула символизируют эти роли.

3. Вкратце опишите, как обычно развертывается этот конфликт.

4. Теперь сядьте на стул, символизирующий вашу роль. Что говорит ваша роль? Что вас больше всего беспокоит? Сначала проясните свою роль: «Я здесь в роли учителя…». Затем расскажите о вашей цели и о том, что вам нужно: «Я хочу преподавать таким образом, чтобы учиться могли все мои ученики, а не только кто-то из них… Поэтому мне нужна определенная атмосфера и тишина в классе…» Отведите некоторое время на то, чтобы сформулировать цель и потребности вашей роли, пока не почувствуете, что полностью выразили ее суть.

5. Поэкспериментируйте со сменой ролей. Смените позицию, пересядьте на другой стул. Примите позицию противоположной роли и попробуйте выразить ее существенные свойства. «Вот, я в роли ученика-нарушителя спокойствия…» Затем попытайтесь найти цель и потребности этой роли: «Хочу, чтоб было весело, чтоб меня видели с моими качествами и талантами…» Дайте себе время на то, чтобы сформулировать и эту роль, пока не почувствуете, что полностью выразили ее суть.

6. Поднимитесь и встаньте рядом со стульями. Посмотрите на конфликтную ситуацию со стороны. Сейчас вы находитесь на третьей позиции (метапозиции). Что вы думаете об этом конфликте? Видите ли вы возможность его развития по другому сценарию?

7. Затем вернитесь на свой стул и поэкспериментируйте с новой стратегией. Скажите что-нибудь, что, по вашему мнению, могло бы изменить позицию другой стороны. Сразу после того, как вы это скажете, перейдите на другой стул и дайте себе ответ с точки зрения другой роли. Затем снова выйдите из обеих ролей в метапозицию и посмотрите на все взаимодействие со стороны.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 81; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.