Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний




Приоритеты и основные направления Стратегии

Государственная политика в области создания единой профилактической среды обитания, жизни и деятельности человека включает систему правовых, финансово-экономических и организационных мер федеральных органов государственной власти, их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в указанной сфере для достижения заявленной цели Стратегии.

Для усиления профилактической направленности здравоохранных действий, снижения смертности населения и бремени неинфекционных заболеваний необходима одновременная реализация мер Стратегии по пяти основным приоритетным направлениям.

Первое направление Стратегии - снижение популяционного риска неинфекционных заболеваний в масштабах всего населения за счет уменьшения распространенности поведенческих и коррегируемых биологических факторов риска, что достигается (1) повышением информированности населения о факторах, влияющих на здоровье, а также мотивации к ведению здорового образа жизни, регулярному прохождению профилактических медицинских обследований и профилактических прививок; (2) обеспечением условий для ведения здорового образа жизни (свободная от табачного дыма среда, доступность продуктов здорового питания, запрет/ограничение рекламы и реализации продуктов, вредных для здоровья, доступность повседневной физической активности и занятий физической культурой и спортом, а также экологически безопасная среда обитания, чистый воздух, чистая вода и почва, жилищные условия, соответствующие санитарным нормам, включая водопровод, канализацию, газификацию).

Данное направление обеспечивает наибольший эффект, в том числе экономический, не ранее 5-10 лет его активной реализации. Первичные затраты со стороны федерального, регионального и муниципального бюджетов, а также работодателей на проведение непрерывной информационной кампании и, особенно, на обеспечение условий для ведения здорового образа жизни полностью окупаются и обеспечивают возврат инвестиций государству за счет сохранения рабочей силы в экономике и сокращения затрат на медицинскую помощь при заболеваниях и осложнениях, а бизнес-структурам за счет улучшения здоровья и повышения производительности труда работников.

Указанный комплексный стратегический подход к первичной профилактике неинфекционных заболеваний, реализуемый практически полностью за пределами системы здравоохранения, в нашей стране, в силу своей недостаточности, требует особенного внимания.

Второе направление Стратегии - снижение доли граждан с высоким индивидуальным риском неинфекционных заболеваний, а также доли граждан, имеющих эти заболевания.

Главным содержанием действий является раннее и максимально полное выявление граждан с высоким индивидуальным риском неинфекционных заболеваний и максимально широкий охват их профилактическим консультированием с целью ранней и наиболее полной коррекции выявленных у них поведенческих и биологических факторов риска в рамках диспансеризации, профилактических медицинских осмотров и в центрах здоровья.

Это стратегическое направление является, по сути, первичной профилактикой, реализуемой в рамках первичного звена здравоохранения.

Затраты на проведение скрининга населения на предмет выявления неинфекционных заболеваний и их факторов риска, осуществляемого в процессе диспансеризации и профилактических осмотров, а также в процессе работы центров здоровья, составляют не более 1,5% от общих расходов на здравоохранение. При этом возврат инвестиций в обеспечение регулярного проведения диспансеризации населения (работников) и в организацию последующего диспансерного наблюдения выявленных больных в течение 10 лет составляет 5 руб. на каждый вложенный рубль. При этом возврат инвестиций происходит за счет производства, указанным населением (работниками) дополнительного объема внутреннего валового продукта. Однако необходимо подчеркнуть, что в первые годы проведения диспансеризации заболеваемость населения формально может увеличиться за счет увеличения выявляемости болезней, но в последующие годы она, как и смертность населения, должна прогрессивно снижаться, при условии, что суммарный охват населения диспансеризацией будет не менее 60-70 %.

Третье направление Стратегии - комплекс мер по предупреждению развития осложнений у граждан, имеющих неинфекционные заболевания, в рамках диспансерного наблюдения больных врачами участковой службы в организациях первичной медико-санитарной помощи.

Главным содержанием мероприятий является диспансерное наблюдение и эффективный контроль артериальной гипертонии, ишемической болезни сердца, других сердечно-сосудистых заболеваний атеросклеротического генеза и их осложнений, злокачественных новообразований после стандартного хирургического, лучевого и химиотерапевтического вмешательства, хронической обструктивной болезни легких и сахарного диабета.

Это стратегическое направление является, по сути, вторичной профилактикой, реализуемой в рамках первичного звена здравоохранения.

Важное значение имеет мониторинг охвата диспансерным наблюдением и качества его проведения у пациентов основными неинфекционными заболеваниями, с привлечением врачей-специалистов (кардиологов, онкологов, пульмонологов, эндокринологов) первичного звена здравоохранения, их активное участие в диспансерном наблюдении пациентов, и методическая помощь в этом аспекте врачам участковой службы, а также регулярное проведение вакцинации указанных больных против гриппа и пневмококковой инфекции.

Необходим поиск методов и средств повышения эффективности диспансерного наблюдения, как путем увеличения мотивации и приверженности пациентов к назначенному лечению, так и путем совершенствования его проведения, в том числе с использованием современных достижений в области информационных технологий (электронная медицинская карта, электронная форма учета и проведения диспансеризации, профилактического медицинского осмотра и диспансерного наблюдения, дистанционный мониторинг физиологических функций и биохимических параметров, дистанционные ауди- и визуальные контакты врача и пациента), а также выездных методов работы.

Затраты на реализацию данного направления составляют около 2,5% от всех расходов на здравоохранение и включают в основном расходы на заработную плату участковых терапевтов, а также кардиологов, эндокринологов, неврологов, пульмонологов и онкологов, работающих в первичном звене. В случае внедрения в амбулаторную практику системы бесплатного обеспечения лекарственными средствами больных неинфекционными заболеваниями, которая существенно повышает эффективность их диспансерного наблюдения, первоначально расходы существенно возрастают, но затем вследствие уменьшения количества осложнений неинфекционных заболеваний происходит их значимое снижение за счет снижения числа пациентов нуждающихся в оказании дорогостоящей специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи.

Четвертое направление Стратегии – обеспечение своевременной и эффективной профилактики осложнений и контроль течения неинфекционных заболеваний в рамках оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи, медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения.

Всем пациентам с сердечно-сосудистыми и другими неинфекционными заболеваниями с целью достижения безрецидивного течения заболевания и профилактики осложнений должны быть проведены (1) своевременная консультация врача-специалиста, (2) обследование на наличие показаний к специализированному лечению, (3) специализированное, в том числе высокотехнологическое лечение при наличии показаний к его проведению, (4) профилактическое консультирование и коррекция устранимых факторов риска в стационаре в процессе (до или сразу после) специализированного (высокотехнологичного) вмешательства с участием врача, осуществляющего это вмешательство для повышения мотивации пациента к коррекции выявленных факторов риска и ведению здорового образа жизни, (6) медицинская реабилитация

Это стратегическое направление является, по сути, вторичной профилактикой, реализуемой в рамках оказания специализированной медицинской помощи в условиях стационаров, в том числе реабилитационных и санаторно-курортных организаций.

На реализацию четвертого направления Стратегии тратится основная часть всего бюджета здравоохранения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 294; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.