Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деменция (слабоумие)




Идиотия

Имбецильность

Дебильность

НАРУШЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА

Интеллект -это устойчивая структура умственных способностей индивида, обеспечивающая рациональное познание, мышление, критическое отношение к себе и окружающей реальности и психическую адаптацию в изменяющихся условиях среды.

Новая концепция интеллекта – две составляющих: органическая полноценность – одарённость ребёнка, уровень его задатков, развитие моторики; интеллектуальная компетентность - способность воплощать свои задатки (способность применять свои навыки на практике) – «вектор интересов ребёнка», который задаёт окружение.
Правильная оценка интеллекта в норме и патологии чрезвычайно важна для врача любой специальности. Существует множество аспектов (лечебных, диагностических, социальных, юридических), когда необходимо верно и в кратчайшие сроки установить
наличие возможных нарушений в этой наиважнейшей
сфере психической деятельности человека, а также решить вопрос о происхождении расстройств, их врожденном или приобретенном генезе.

 

Расстройства интеллекта подразделяются на две большие группы: олигофрении (врожденное малоумие) и деменции (приобретенное слабоумие).

6.2.1. Олигофрении - группа различных по этиопатогенезу состояний (наследственно - конституциональных, врожденных или приобретенных в первые годы жизни), ведущим синдромом которых является интеллектуальная недостаточность и вследствие этого развивается социальная дезадаптация больных.

Олигофрении относятся к группе дизонтогений, поскольку они являются вариантом недоразвития психики с устойчивыми клиническими проявлениями и отсутствием прогредиентности в течение жизни.

Выделяют 3 степени тяжести олигофрений:

- дебильность (легкая степень недостаточности интеллекта)

- имбецильность (средняя степень тяжести)

- идиотия (наиболее тяжелая интеллектуальная недостаточность).

Для таких пациентов характерна неспособность к выработке сложных понятий и обобщений. В наибольшей степени у них страдает абстрактное мышление, преобладает конкретно - ситуационный тип мышления. Такие люди обычно обучаются в специализированных школах для умственно отсталых детей, однако, могут учиться и в общеобразовательной школе, но, как правило, дублируют классы. Особенно трудно даются им точные предметы (математика, физика). Кроме того, им свойственна повышенная внушаемость, поэтому таких людей нередко могут использовать в своих целях криминальные личности. Известен феномен частичной одаренности дебилов: отдельные навыки у них могут быть развиты даже лучше, чем у здоровых людей (например, рукоделие, механический счет и т.д.). Нередко дебильности сопутствует усиление инстинктивных потребностей: прожорливость, гиперсексуальность, распущенное поведение. В целом, дебилы могут неплохо адаптироваться в социальной среде, жить самостоятельно, обслуживать себя. При заботе со стороны родственников они могут усваивать несложную работу: сторож, садовод и другие работы ремесленного уровня.

При дебильности уровень интеллекта (IQ) по тесту Векслера соответствует 50-70 баллам.

 

При данной степени малоумия пациентам доступно образование представлений, однако, затруднено образование понятий (обобщение конкретных представлений). Также отсутствует способность к самостоятельному мышлению. Возможно обучение только во вспомогательных школах, которое малоэффективно: имбецилы способны усвоить несколько слов, счет в пределах 5. Тем не менее, понимают простую речь, их собственная речь их состоит из простых словосочетаний, чаще двухсложных: «Я пошел», Мои носки» и т.п. Они владеют навыками самообслуживания (самостоятельно едят, одеваются, моются). Возможна их адаптация к простому труду по подражательному механизму, однако, имбецилы не способны жить самостоятельно и нуждаются в постоянном надзоре. Чаще они живут в специализированных домах - интренатах.

При имбецильности уровень интеллекта (IQ) по тесту Векслера соответствует 20-50 баллам.

 

При глубокой идиотии, практически, отсутствует познавательная деятельность, пациенты не реагируют на окружающее, невозможно привлечь их внимание. Они не способны к дифференцированному восприятию: не узнают даже мать, не запоминают лиц, которые ухаживают за ними; не отличают горячее от холодного, съедобное от несъедобного, не способны вырабатывать условные рефлексы. Для идиотов характерно полное отсутствие речи, они способны издавать только нечленораздельные звуки. Не владеют навыками самообслуживания (не могут одеваться, самостоятельно пользоваться ложкой), неопрятны при мочеиспускании и дефекации, но не тяготятся этим. Типична примитивность эмоций: идиоты не могут радоваться, смеяться, плакать, не испытывают любви, обиды. Преобладает тупое безразличие со злобными вспышками. Как правило, идиотия сочетается с дисгармониями физического развития (микроцефалия, неврологическая очаговая симптоматика (парезы конечностей, нарушения со стороны черепно-мозговых нервов, нарушения координации движений), низкий рост, физический инфантилизм.

При умеренной и легкой степени идиотии возможно образование простейших представлений на уровне условно-рефлекторной деятельности: такие пациенты понимают, что нельзя трогать горячее, можно уколоться острым предметом и т.д.). Они проявляют элементарные эмоции: радость, неудовольствие, способны узнавать мать или других родственников, оживляются при их появлении. Способны запоминать отдельные слова из повседневного обихода, могут реагировать на них, хотя самостоятельная речь отсутствует.

При идиотии коэффициент интеллекта (IQ) ниже 20 баллов.

 

Задержка психического развития (ЗПР) - (пограничная интеллектуальная недостаточность по В.В. Ковалёву, пограничная умственная отсталость по А.Е. Личко, замедленное развитие, «псевдодебильность»). Этот термин не мет отчётливого клинического содержания. Клинически определяется наличием: повышенной эмоциональной возбудимости, несовершенством внимания (вторично – восприятия), нарушением познавательных навыков (у каждого ребёнка эти нарушения выражены индивидуально). Чаще встречается среди мальчиков, пик диагностики 7 – 10 лет. В этиологии: сложное сочетание биологических и социальных факторов. Одним из важнейших факторов риска является депривация (в интернатах до 70% детей страдает ЗПР).

Степени тяжести ЗПР:

Лёгкая степень – повышенная отвлекаемость, выраженная эмоционально-волевая незрелость. При этом сохранность словесно-логических обобщений и неплохая сообразительность. Предпосылки абстрактного мышления не затронуты. Эти дети должны вернуться в обычный класс.

Средняя степень – всё вышеперечисленное и сужение объёма памяти, поведенческие проблемы (неуживчивость, поспешность приёма решений, преобладание пассивного внимания, нуждаются в постоянной стимуляции). Затруднено образование понятий. В основе механизм стойкой энцефалопатии.

Тяжёлая степень - в основе выраженная энцефалопатия и психоорганический синдром. Значительные трудности в формировании понятий. Все психические процессы (память, внимание) заторможены, снижена их активность. Преобладает медлительность, вялость аспонтанность. Нуждаются в постоянной и интенсивной стимуляции. Выражена гипомнезия.

 

Диагностика ЗПР:

Тест Векслера от 70 до 100 баллов (70 – 85 выраженная, 86 – 100 лёгкая). Есть неравномерность - вербальная шкала отстаёт (70 -90), невербальная (80 – 100). При ЗПР преимущественно страдает вербальный интеллект.

 

 

Показатели уровня интеллекта (10) по тесту Векслера:

Нормальный уровень интеллекта: 90 баллов и выше

90 -109 - сниженная норма

110-119 баллов - средний уровень нормы

120 -129 баллов - хороший уровень нормы

130 баллов и выше - высокий уровень интеллекта

Пограничный уровень интеллекта: 70 - 90 (100)баллов

Умственный дефект (сниженный интеллект): 69 баллов и ниже

Дебильность: 69 - 50 баллов

- легкая степень дебильности: 69 - 63 баллов

- умеренная степень дебильности: 62 - 55 баллов

- выраженная степень дебильности: 54 - 50 баллов

Имбецильность: 49 - 20 баллов
Идиотия: ниже 20 баллов

 

 

Слабоумие в зависимости от нозологической принадлежности подразделяется на органическое, шизофреническое и эпилептическое.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 22149; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.