Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Время: 2 часа




Тема 3: Двигательная и всасывательная функция ЖКТ, её регуляция.

Мотивационно-воспитательная характеристика темы: нормальная деятельность организма сводится к обеспечению клеток и тканей исходными пластическим и метаболическим материалами, используемыми в процессе метаболизма. Процессы гидролитического расщепления пищевых веществ протекают в тесном взаимодействии с деятельностью всасывательного и моторного аппарата пищеварительного тракта. Понимание механизмов моторной и всасывательной функции ЖКТ является основой для клинической практики и профилактики заболеваний кишечного тракта.

 

Учебная цель: знать роль моторной деятельности кишечника в пищеварении и механизмы её регуляции; значение микрофлоры кишечника; механизмы всасывания разных веществ в кишечнике, регуляцию всасывания.

 

Содержание занятия:

 

Этапы занятия Цель данного этапа Время
1. Вводный контроль Проверка исходного уровня знаний с помощью тестового контроля 10 мин
2.Опрос-беседа Разбор темы по предложенным вопросам с коррекцией исходного уровня. 25 мин.
3.Самостоятельная работа студентов с консультациями преподавателя Закрепление теоретических знаний при выполнении практических заданий, анализ полученных результатов, формулировка выводов, оформление протоколов практических работ. 45 мин.
4. Завершающий этап. Оценка знаний и умений при решении ситуационных задач и проверке протоколов. 10 мин

 

Вопросы для самоподготовки:

 

1.Механическая обработка пищи в полости рта.

2.Двигательная функция желудка и её регуляция. Механизмы перехода пищи из желудка в 12-перстную кишку.

3.Двигательная функция толстой кишки. Виды сокращений и их регуляция.

4.Виды моторики тонкой кишки, регуляция её двигательной функции.

5.Всасывание пищевых веществ в различных отделах ЖКТ.

6.Функциональная система, обеспечивающая процессы пищеварения.

 

Домашнее задание:

1.Перечислить вещества (гастроинтестинальные гормоны), стимулирующие и тор-

мозящие панкреатическую секрецию.

2.Зарисовать кривые отделения поджелудочного сока на мясо, хлеб и молоко.

3.Перечислить функции толстого кишечника.

4.Перечислить факторы, усиливающие моторику ЖКТ и угнетающие её.

5.Зарисовать функциональную систему питания, отметить основные звенья.

 

Самостоятельная работа на занятии:

 

1.Составить таблицу: «Основные эффекты влияния гастроинтестинальных гормонов на пищеварительные функции».

Гормоны Место синтеза Эффекты

 

2.Составить таблицу: «Последовательность процессов в пищеварительном «конвейере»

Процессы Отделы ЖКТ
Размельчение  
Разжижение, растворение  
Денатурация  
Деполимеризация до олигомеров  
Деполимеризация до мономеров  
Всасывание  

 

3.Пищеварительная функция: моторный компонент жевания.

Задание Объект Программа действия Ориентировочные основы действия
Определение эффективности жевания (жевательная проба по И.С.Рубинову) Человек 1.Взвешивают одно ядро ореха. 2.Испытуемый по сигналу приступает к жеванию ореха (на одной из сторон) до появления рефлекса глотания; при этом жевание прекращают. 3. Разжёванную массу выплёвывают в чашку Петри. Рот ополаскивают водой, которую выплёвывают в ту же чашку. 4.Содержимое чашки процеживают через марлю;оставшуюся в марле массу помещают в тигель и высушивают на песчаной бане. 5.Высушенную массу просеивают через сито; непросеявшийся остаток взвешивают.   1.На основе полученных полученных результатов производят расчет по формуле: Х = (П х 100) /Н, где Н-исходная масса ореха, П-масса остатка ореха, Х – процент нарушения жевания. Жевательная мощность (ЖМ) определяется при вычитании процента нарушения жевания из 100% (ЖМ = 100% - Х) 2.Сделать вывод об эффективности жевания. Указать факторы, определяющие величину жевательной эффективности.  

 

 

Вопросы для самоконтроля

1.На что направлена двигательная активность ЖКТ?

2.Какие виды моторики осуществляют продвижение пищевого содержимого в орально-

анальном направлении?

3. Какие механизмы обеспечивают выделение желчи?

4.Влияет ли на двигательную функцию ЖКТ нарушение выделения желчи?

5.Какое влияние на двигательную активность ЖКТ оказывают симпатический и пара-

симпатический отделы В.Н.С.?

6.Перечислите функции толстого кишечника.

7.Какой механизм преобладает в регуляции функций толстого кишечника?

8.Где находится центр непроизвольного рефлекса дефекации?

9.Какие пищевые продукты стимулируют двигательную функцию ЖКТ?

10.Какие методы позволяют оценить двигательную активность ЖКТ?

 

Тестовый контроль:

1.Моторную функцию кишечника усиливают:

1)возбуждение блуждающих нервов, 2) механические раздражения слизистой кишеч-

ника, 3)химические раздражения слизистой кишечника, 4)возбуждение симпатического нерва, 5) желчь.

2.Блуждающий нерв:

1) ослабляет двигательную функцию желудочно-кишечного тракта 2) усиливает перис-

тальтику кишечника, 3) расслабляет пилорический сфинктер, 4) усиливает секрецию

пищеварительных соков.

3.Каково влияние на моторику пищеварительного тракта адреналина?

1) уменьшает, 2) увеличивает, 3)не изменяет

4.Как скажется на моторике пищеварительного тракта инъекция ацетилхолина?

1) не изменяет, 2) увеличивает, 3) уменьшает

5.Какое влияние на моторику кишечника оказывает раздражение симпатического нерва.

1) тормозит, 2) возбуждает, 3) не изменяет

6.Какие гормоны усиливают моторику желудка и тонкой кишки?

1) секретин, 2) соматостатин, бомбезин, 3) гастрин, мотилин

7.Какие гормоны увеличивают сокращение желчного пузыря и желчевыделение?

1) секретин, 2) холецистокинин, 3)нейротензин

8.Основное всасывание воды и питательных веществ происходит в:

1. ротовой полости 2.желудке 3.тонкой кишке 4.толстой кишке 5. прямой кишке

9.Открытию пилорического сфинктера желудка способствуют:

1) основная среда в пилорическом отделе желудка, 2) кислая среда в пилорическом отделе желудка, 3) кислая среда в двенадцатиперстной кишке, 4) основная среда в двенадца

типерстной кишке, 5) возбуждение интернейронов пилорического сфинктера

10.Фазы глотания:

1) глоточная (непроизвольная, быстрая и короткая), 2) ротовая (произвольная),

3) пищеводная, 4) формирование пищевого комка.

 

Ответы:

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 445; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.