КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ключевые понятия и определенияФизиология пищеварения и выделения
Методические указания к лабораторным занятиям по нормальной физиологии для студентов II курса
Тирасполь, 2011
УДК 612.1(072):612.2(072) ББК Р252.71р30+Р252.72р30 Л 47
Аннотация:
Данные методические указания направлены на формирование и закрепление теоретических и практических навыков у студентов, навыка постановки и осуществления физиологического анализа по темам «Пищеварение», «Терморегуляция», «Основной обмен», «Выделение». Предлагаемая структура и объем методических указаний позволяет полностью реализовать поставленные курсом нормальной физиологии цели и задачи, в том числе, усвоение теоретического материала, овладение приемами физиологических экспериментальных исследований и применения их на практике.
Составители: А.И. Леорда, доцент, к.б.н., зав. кафедрой физиологии и фармакологии медицинского факультета ПГУ им. Т.Г. Шевченко
Ю.Н. Березюк, преподаватель кафедры физиологии и фармакологии медицинского факультета ПГУ им. Т.Г. Шевченко
Рецензенты: Г.П. Пальцева, старший преподаватель кафедры физиологии и фармакологии медицинского факультета ПГУ им. Т.Г. Шевченко
С.А. Сокова, доцент кафедры биологии и функциональной гистоморфологии медицинского факультета ПГУ им. Т.Г. Шевченко
Утверждено Научно-методическим Советом ПГУ им. Т.Г. Шевченко Протокол № от «____» ___________2011 г.
© А.И. Леорда Ю.Н. Березюк, 2011
ФИЗИОЛОГИЯ ПИЩЕВАРЕНИЯ.
Тема «Пищеварение в полости рта и желудке» Необходимо знать: 1. Функции пищеварительного тракта. 2. Методы исследования функций пищеварительного тракта. 3. Состав и ферментативное действие слюны. 4. Регуляция слюноотделения. 5. Мастикация, механизм глотания и движение пищевого комка по 6. Состав и ферментативное действие желудочного сока. 7. Фазы желудочного сокоотделения. 8. Моторика желудка. Эвакуация желудочного содержимого. Акт рвоты. Система органов пищеварения осуществляет обеспечение организма питательными веществами и энергией. Сущность процесса пищеварения состоит в образовании из поступивших питательных веществ простейших химических соединений-мономеров, которые могут транспортироваться через клеточные мембраны и проникать во внутреннюю среду организма. Обеспечение данного процесса осуществляется целым рядом функций, которые выполняет ЖКТ. Моторная функция ЖКТ — это механическая обработка потребляемой пищи, перемешивание химуса с пищеварительными соками, эвакуация. Секреторная функция — образование и выделение пищеварительных ферментов, обеспечивающих гидролитическое расщепление (переваривание) белков жиров и углеводов, неспецифическую защиту организма, создание водной фазы. Секреция, как физиологический процесс, складывается из двух понятий: секретообразования и секретовыделения. Секретообразование - синтез пищеварительных ферментов и других белковых компонентов секрета — происходит с затратой энергии. Жидкая часть секрета (водная фаза) с содержащимися в ней ионами, микроэлементами и другими составляющими образуется, как правило, с использованием механизмов фильтрации и диффузии веществ из крови. Секретовыделение – выведение образовавшегося секреторного вещества (пищеварительного сока) в протоки пищеварительных желез, а затем и в полость пищеварительного тракта. Типы секреции: • Морфостатический, когда образование и выделение секреторного вещества осуществляется многократно железистыми клетками; • Морфонекротический тип связан с некрозом, гибелью железистых (секреторных) клеток и последующим выделением секреторного материала в результате разрушения мембраны клетки. Всасывание - транспорт мономеров (аминокислот, моносахаридов. моноглицеридов, жирных кислот) через стенку пищеварительного тракта и поступление их во внутреннюю среду организма. Помимо основных перечисленных функций пищеварительный тракт играет важную роль в процессах экскреции (выделения), гормонообразования и кроветворения • внутриклеточное; • полостное (дистантное): • мембранное - пристеночное (контактное). Основные процессы, происходящие в ротовой полости: механическая переработка пищи, ее увлажнение и частичный гидролиз углеводов, формирование пищевого комка и проглатывание. Слюна— главный секрет, принимающий участие в обработке пищи в ротовой полости. Механизм регуляции слюновыделения - рефлекторный. В желудке происходит дальнейшая механическая обработка пищи, образование химуса и ферментативная его обработка. Важную роль в химической переработке химуса осуществляют ферменты желудочного сока: протеазы, желудочная липаза и соляная кислота. Основные механизмы регуляции желудочной секреции - нейрогуморальные. Переработка пищевых веществ в желудке завершается эвакуацией желудочного содержимого в двенадцатиперстную кишку. Необходимо уметь: 1.Определить оптимальные условия для ферментативного действия слюны. 2. Пронаблюдать за ритмическими движениями ресничек пищевода лягушки как частным проявлением автоматической моторной деятельности пищеварительного тракта.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 233; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |