Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-исторические и духовные предпосылки древнегреческой философии




ВВЕДЕНИЕ.

РТУТЬ

МЕДЬ

СЕРЕБРО

ХРОМ

МАРГАНЕЦ

БАРИЙ

СВИНЕЦ

ДРОБНОЕ ОБНАРУЖЕНИЕ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ТОКСИКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ КАТИОНОВ

Токсикологическое значение свинца

Токсикологическое значение свинца определяется ядовитыми свойствами металлического свинца, его солей и некоторых производных: широким и разнообразным применением их в промышленности и быту.

Из различных соединений свинца наибольшее токсикологическое значение имеют арсенат, ацетат, хромат, карбонат, хлорид, нитрат и ряд других солей этого металла. Оксид свинца применяется для приготовления некоторых красок, входит в состав свинцового пластыря. Свинца карбонат является одним из компонентов свинцовых белил. В состав некоторых красок входит и свинца хромат. Свинца арсенат относится к числу соединений, применяемых для борьбы с вредителями садов и виноградников. Эти соединения используются как добавки к краскам, а также входят в состав некоторых помад и жидкостей для волос.

Особенно опасными в отношении отравлений свинцом являются добыча свинцовых руд, выплавка свинца, производство аккумуляторов, свинцовых красок. При недостаточной охране труда возможны промышленные отравления.

Источниками бытовых отравлений являлось в ряде случаев недоброкачественно луженая(ведро, бидона, мерные кружки..), эмалированная, фарфорово-фаянсовая и глиняная посуда, покрытая глазурью. Описаны случаи отравления свинцом через питьевую воду (свинцовые трубы), нюхательный табак, завернутый в свинцовую бумагу, после огнестрельного ранения и т.п. Более известны также случаи отравлений свинцовыми солями и тетраэтилсвинцом.

Основным источником отравлений соединениями свинца является поступление их в пищевой канал.

Ионы свинца, поступившие в организм, соединяются с сульфгидрильными и другими функциональными группами ферментов и некоторых других жизненно важных белковых соединений. Около 90 % ионов свинца, поступивших в кровь, связываются эритроцитами.

Ядовитость соединений свинца в значительной степени связана с растворимостью их и в желудочном соке, и в других жидкостях организма. Хроническое отравление свинцом дает характерную клиническую картину. Смертельная доза различных соединений свинца неодинакова. Дети особенно чувствительны к нему.

Свинец поражает все отделы головного мозга, особенно гипоталамические отделы и ретикулярную формацию ствола. Свинец блокирует ферменты, участвующие в синтезе гема.

 

Развивается гипохромная анемия при нормальном содержании железа сыворотки. Кроме того, свинец повышает гемолиз эритроцитов.

Свинец откладывается в печени и в трубчатых, несколько меньше в плоских костях. В остальных органах откладывается в незначительном количестве. Отсюда необходимость обнаружения свинца во внутренних органах трупов людей, умерших от других причин, и обязательное количественное определения его при положительных результатах качественного анализа.

Естественное содержание свинца в печени 0,130; в почке 0,027; в трубчатых костях 1,88; в желудке и кишечнике 0,022 и 0,023 соответственно.

Соединения свинца выделяются из организма главным образом с калом. Меньшие количества этих соединений выделяются с желчью, а следовые количества - с мочой. Соединения свинца частично откладываются в костной ткани в виде трехзамещенного фосфата.

Клиническая картина. Острое отравление - головная боль, слабость, головокружение, рвота, брадикардия, артериальная гипотензия, потливость, слюнотечение, зуд, парестезии, тремор конечностей. Симптомы часто развиваются через 6 ч - 2 сут после отравления. При вдыхании паров более выражена неврологическая симптоматика: бессонница, головная боль, атаксия, судороги, галлюцинации, психомоторное возбуждение. При пероральном приеме - диспептические расстройства: жажда, отрыжка, боль в животе, тошнота, рвота, диарея. У детей в течение 1-5 дней - стойкая неукротимая рвота, атаксия, судороги, нарушения сознания.

Хроническое отравление, Возможно возникновение тремора конечностей, повышенной утомляемости, раздражительности, расстройств памяти, бессонницы. Дискомфорт в области живота, рвота, снижение массы тела, гипотрофия мышц. Возможно развитие почечной недостаточности.

Тяжелая интоксикация (острая или хроническая): алиментарный синдром - анорексия, привкус металла (при хронической интоксикации - ощущение волоса) во рту, запоры, кишечные колики, напряжение мышц брюшной стенки (иногда), на дёснах - свинцовая (сине-черная) кайма. Нервно-мышечный синдром (чаще у взрослых): безболезненный периферический неврит и слабость мышц-разгибателей. При хроническом отравлении - свинцовая энцефалопатия (чаще у детей) с эпилептиформными припадками, коматозное состояние; долговременные остаточные явления, включающие неврологические дефекты (нейроциркуляторная триада - артериальная гипотензия, брадикардия, гипотермия), психопатологические расстройства (упорные головные боли, бессонница, повышенная возбудимость, беспокойный сон с кошмарами), задержка умственного развития (у детей). При остром отравлении - галлюцинации, бред, психомоторное возбуждение, маниакальный синдром, судороги.

Беременность. Отравление свинцом во время беременности приводит к рождению недоношенных детей и преждевременному родоразрешению. Свинец обладает тератогенными (нарушение эмбрионального развития приводящее к развитию морфологических аномалий и пороков) свойствами.

Токсикологическое значение

Из соединений бария токсикологическое значение имеют его гидроксид, хлорид, нитрат, карбонат, хлорат и др. Все растворимые соли бария ядовиты. Соединения бария применяю для получения препаратов бария, в керамическом и стекольном производстве (ВаСОз), в текстильной и резиновой промышленности, в сельском хозяйстве (ВаС12) для борьбы с вредителями растений; селенит бария (BaSeО3) и бария карбонат применяют для дератизации. Некоторые препараты бария, например бария хлорид, гидрат окиси бария, имеют применение в аналитических лабораториях. Бария сульфат, применяемый при рентгеноскопии, практически нетоксичен. Смерть наступает от паралича сердца.

Клинические признаки.

При приеме внутрь ядовитых соединений бария возникают жжение во рту, боли в области желудка, слюнотечение, тошнота, рвота, головокружение, мышечная слабость, одышка, замедление пульса и падение артериального давления. Основной метод лечения отравлений барием - промывание желудка и употребление слабительных средств. Основными источниками поступления бария в организм человека являются пища (особенно морепродукты) и питьевая вода. По рекомендации Всемирной организацией здравоохранения содержание бария в питьевой воде не должно превышать 0,7 мг/л, в России действуют гораздо более жесткие нормы - 0,1 мг/л.

Соединения бария оказываются нейротоксическое (паралитическое), кардиотоксическое, гемотоксическое действия. Основные симптомы: жжение во рту и пищеводе, боли в животе, тошнота, рвота, диарея, головокружение; кожные покровы бледные, покрыты холодным потом. Пульс медленный, слабый; экстрасистолия, мерцание предсердий, возможна остановка сердца; снижение АД; одышка, цианоз. Через 2-3 ч после отравления - нарастающая мышечная слабость (особенно мышц верхних конечностей и шеи), иногда гемолиз.

Соединения бария выделяются из организма главным образом через кишечник. Следовые количества этих соединений выводятся через почки и частично откладываются в костях. Сведения о содержании бария как нормальной составной части клеток и тканей организма в литературе отсутствует.

Патологоанатомическая картина неспецифична: наблюдаются гиперемия и кровоизлияния в слизистой оболочке желудка, кишках, серозных покровах и в легких, жировое перерождение печени. Химико-токсикологическое исследование оказывает серьезную помощь в диагностике отравлений. Выделение бария происходит главным образом через желудочно-кишечный тракт. Ва2+ в незначительных количествах содержится во всех органах и тканях живых существ в качестве естественной составной части организма (А. О. Войнар).

 

Исследование фильтрата на барий

1. Реакция перекристаллизации BaSО4 из концентрированной кислоты серной.

Часть исследуемого осадка на фильтре переносят на предметное стекло и слегка подсушивают. Затем к осадку прибавляют 2 капли концентрированной кислоты серной и осторожно нагревают до появления паров. (Кислота серная не должна растекаться на предметном стекле). При наличии в осадке бария сульфата на стекле через 15 – 20 мин после охлаждения появляются бесцветные кристаллы, имеющие форму квадратов с вытянутыми углами или в виде мелких крестов и прямоугольных пластинок.

 

2. Реакция образования бария йодата

На предметное стекло наносят несколько капель 10 % раствора кислоты хлороводородной. Затем платиновой петлёй забирают часть исследуемого осадка и нагревают его в восстановительной части пламени горелки. При этом бария сульфат восстанавливается в бария сульфид, а пламя горелки окрашивается в зелёный цвет.

 

При исследовании больших количеств осадка и при поступлении на химико–токсикологический анализ химических соединений бария возможно проведение дополнительных подтверждающих реакций.

3. Реакция с калия бихроматом

2 BaCl2 + K2Cr2O7 + H2O 2 BaCrO4 ¯ + 2 KCl + 2 HCl

Выпадает жёлтый кристаллический осадок.

 

4. Реакция с кислотой серной

BaCl2 + H2SO4 ® BaSO4 ¯ + 2 HCl

Выпадает белый кристаллический осадок.

 

Объектами исследования на наличие бария могут быть не только органы трупов и биологические жидкости, но и химические соединения этого металла, которые в народном хозяйстве широко используются для борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур и для других целей.

 

Соединения марганца являются сильными протоплазматическими ядами, особенно действуют на центральную нервную систему, вызывая в ней тяжелые органические изменения, поражает также почки, органы кровообращения, легкие.

Острые отравления соединениями марганца нередко приводят к смерти. Причиной смерти были отравления и калия перманганатом, примененным при криминальном аборте.

Смертельная доза калия перманганата для человека точно неустановленна.

При вскрытии трупов характерными считаются ожог слизистой оболочки, напоминающий отравление едкими веществами, дегенеративные изменения паренхиматозных органов, главным образом сердца, печени, почек

При полосканиях, спринцеваниях концентрированными растворами калия перманганата наблюдается отек слизистых оболочек с последующими воспалительными явлениями, приводящими иногда к общему отравлению организма. Независимо oт способа введения марганец выводится из организма через желудочно-кишечный тракт и с мочой. Основным органом, задерживающим марганец, является печень.

Обнаружение марганца

Обнаружение марганца основано на реакциях окисления Mn2+ до Mn7+ (перманганат–иона), который окрашивает реакционный раствор в цвета от розового до красно–фиолетового в зависимости от концентрации в минерали-зате.

1. Окисление калия перйоодатом

2 MnSO4 + 5 KIO4 + 3 H2O ® 2 HMnO4 + 5 KIO3 + 2 H2SO4

В присутствии марганца появляется окраска от розового до красно -фиолетового цвета.

2. Окислениеи натрия висмутатом

2 Mn(NO3)2 + 5 NaBiO3 + 16 HNO3

 

2 HMnO4 + 5 Bi(NO3)3 + 5 NaNO3 + 7 H2O

В присутствии марганца появляется розовое окрашивание.

3. Окисление аммония персульфатом

2 MnSO4 + 5 (NH4)S2O8 + 8 H2O

2 HMnO4 + 5 (NH4)2SO4 + 7 H2SO4

В присутствии марганца появляется розовое окрашивание.

 

При приемах внутрь наблюдаются ожоги слизистой оболочки рта, пищевода, желудка, припухание, отечность, окрашивание в желтый цвет слизистой полости рта, рвота, иногда кровавая, желтыми или зелеными массами. При вскрытии трупов отмечаются явления отравления едкими веществами и желтое окрашивание слизистых оболочек. При острых отравлениях хром накапливается в печени, почках, эндокринных железах.

Хром относится к числу элементов, постоянно обнаруживаемых в организме животных и человека. Описанной выше методикой хром, естественно содержащийся в органах трупа человека, при химико-токсикологическом анализе не обнаруживается.

Обнаружение хрома

При обнаружении хрома, который при минерализации объекта смесью серной и азотной кислот находится в минерализате в основном в степени окисления 3+, его окисляют аммония персульфатом до степени окисления 6+.

 

В качестве основной реакции используется реакция взаимодействия Cr6+ с дифенилкарбазидом.

 

1. Реакция с дифенилкарбазидом. При наличии хрома жидкость в пробирке приобретает красно–фиолетовое окрашивание.

 

2. Реакция образования надхромовых кислот. В присутствии хрома растворитель окрашивается в сине–голубой цвет.

 

Токсикологическое значение имеет лишь серебра нитрат. Он оказывает прижигающее и вяжущее действие на кожу и слизистые оболочки. При длительной работе, как с металлическим серебром, так и с его солями может возникать аргирия (отложение металлического серебра в тканях), проявляющаяся в серо-зеленой до аспидно-серой окраске кожи и слизистых оболочек.

Естественно содержащееся в органах человека серебро не обнаруживается дробным методом анализа.

 

Обнаружение серебра

1. Основной реакцией при обнаружении серебра является реакция образования серебра дитизоната.

Для отличия серебра дитизоната от ртути дитизоната окрашенный хлороформный слой обрабатывают при энергичном встряхивании 1 мл 0,5моль/л раствором кислоты хлороводородной. Серебра дитизонат в этих условиях разрушается и золотисто - жёлтая окраска хлороформного слоя переходит в зелёную.

При положительном результате реакции с дитизоном серебро из минерализата выделяют в виде серебра хлорида.

2. Рекция образования серебра хлорида

Ag2SO4 + 2 NaCl = 2 AgCl ¯ + Na2SO4

При наличии иона сереба образуется белый осадок или муть. Жидкость нагревают до кипения и осадок отделяют фильтрованием после охлаждения,

промывают его один раз водой очищенной и растворяют в 0,5 – 2,5 мл 25 % раствора аммиака.

AgCl + 2 (NH4)OH = [Ag(NH3)2]Cl + 2 H2O

Аммиачный раствор исследуют следующим образом:

Каплю раствора помещают на предметное стекло, дают капле медленно (без нагревания) испариться. При наличии серебра выделяются мелкие прозрачные кристаллы в виде кубов, октаэдров, четырёхугольников. (Смотреть под микроскопом при большом увеличении).

Токсикологическое значение. Медь и ее соли широко применяются в промышленности. применяется, кроме того, в гальванопластике, для пропитки дерева, в производстве чернил; ряд соединений меди используется в сельском хозяйстве в качестве инсектофунгицидов, В медицине применяются сульфат меди CuSО4. 5H2О и цитрат меди Си2С6Н4О7. 2,5Н2О.

Токсикологическое значение соединений меди невелико. Смертельной дозой сульфата меди считают 10 г.

Обнаружение меди

Обнаружение меди основано на избирательной экстракции её из мине-рализата в виде диэтилдитиокарбамината меди с последующей реэкстракцией 1 % раствором сулемы.

Водный слой отделяют от хлороформа, делят на три части и проделывают следующие подтверждающие реакции:

а) Реакция образования меди цинкатетрародано - меркурата

 

CuCl2 + 2 (NH4)2[Hg(CNS)4] + ZnSO4 =

 

= Cu Zn [Hg(CNS)4]2 ¯ + 2 (NH4)Cl + (NH4)2SO4

 

В присутствии меди выпавший осадок окрашивается в лилово–розовый цвет.

 

б) Реакция образования меди - кадмия гексацианоферрата

 

CuCl2 + CdCl2 + K4[Fe(CN)6] = Cu Cd [Fe(CN)6] ¯ + 4 KCl

 

В присутствии меди выпавший осадок окрашивается в сиреневый цвет.

 

в) Реакция образования пиридинроданидного комплекса меди

В присутствии меди хлороформ окрашивается в изумрудно–зелёный цвет.

Токсикологическое значение ртути

Характер и течение ртутных отравлений различны и зависят от способа введения ртути в организм. Пары ртути, попадая в организм через органы дыхания, поражают прежде всего, центральную нервную систему, в первую очередь кору головного мозга. Специфическое действие ртути обусловлено связыванием белковых сульфгидрильных групп, что приводит к нарушению клеточного дыхания и преципитации белков. В случаях отравления солями ртути, принятыми per os, в основном поражаются желудочно-кишечный тракт и почки, а также печень и слюнные железы, т. е. органы, через которые ртуть выделяется. При отравлении солями ртути ощущаются металлический привкус во рту, жгучие боли в пищеводе и желудке, наблюдается рвота и кровавый понос. Смертельной дозой сулемы или других растворимых солей ртути при введении в желудок считают 0,2 - 0,3 г. При внутривенном введении эта доза примерно в 2 раза меньше.

Продолжительность течения ртутной интоксикации различна. Смерть обычно наступает через 5-10 суток и позже. Из организма ртуть выводится с мочой, калом, а также железами: слюнными, потовыми, молочными и др. Выделение ртути протекает медленно. Через 2 недели после введения часть введенного количества ртути еще остается в организме.

Летальность при отравлениях препаратами ртути высокая. При отравлениях хлоридом окисной ртути она составляет 60 - 84%. В качестве противоядий при отравлениях ртутными препаратами применяют унитиол (2,3-димеркаптопролан-сульфонат натрия), и венгерский препарат дикаптол.

Ртуь откладывается в печени, почках, меньше в других органах и тканях. Она может быть обнаружена в человеческом организме и в норме.

При исследовании дробным методом печени и почек 71 трупа естественное содержание ртути в -печени определялось в пределах 0- 0,001 мг, а в почках - 0,04 мг в 100 г органа. Наибольшие количества естественно содержащейся ртути обнаруживаются в почках, несколько меньше в печени и других органах. Как естественное содержание определялось 2,4 мкг в 200 мл мочи.

Диагноз отравления соединениями ртути затруднен. Острое отравление часто принимают за желудочно-кишечное расстройство. Самым достоверным способом является химическое обнаружение и определение ртути в моче, рвотных массах, экскрементах, слюне.

Патологоанатомическая картина может дать наводящие указания лишь при типичных изменениях внутренних органов: от покраснения и набухания слизистых оболочек пищевода или желудка до некроза в виде белого или серого струпа, изменения в толстой кишке и нижних отделах тонких кишок от геморрагически-серозного воспаления до некрозов с образованием язв.

Клиническая картина отравлений органическими препаратами ртути не всегда характерна. Симптомы отравления часто затягиваются и напоминают желудочно-кишечные заболевания, что иногда приводило к постановке неправильного диагноза (пищевое отравление, дизентерия, туберкулезный менингит, глистная интоксикация, брюшной тиф, вирусный грипп и др.), к неправильному лечению и невозможности принять своевременные меры по спасению жизни пострадавшего. Большую помощь в диагностике отравления оказывает своевременно сделанный анализ мочи больного.

Органические препараты ртути обладают кумулятивными свойствами, долго задерживаются в организме и особенно в ткани мозга, и медленно выводятся из него. Опытами на курах и крысах было установлено, что ЭМХ хорошо всасывается из пищеварительного тракта, практически не разрушается, накапливается в печени и других жизненно важных органах, медленно и равномерно выделяется почками; с каловыми массами выделяются меньшие количества его, чем при введении неорганических препаратов ртути. Одним из путей выведения органических производных ртути являются волосы (шерсть).

Патологоанатомическая картина не всегда выявляет отравление препаратами ртути, иногда скорее напоминает отравление мышьяком, а потому судебно-медицинские эксперты для заключения о причинах смерти при подозрении на отравление ртутными препаратами обращаются к химико-токсикологическому исследованию.

Определение ртути

Проводят деструкцию.

Горячий деструктат смешивают с двойным объёмом горячей воды и, не охлаждая, фильтруют через двойной предварительно увлажнённый фильтр в колбу, содержащую 20 мл насыщенного раствора мочевины (для связывания окислителей). Фильтр и остатки жира промывают 1 – 2 раза горячей водой. Промывные воды объединяют с деструктатом. После охлаждения жидкость разбавляют водой в мерной колбе на 200 мл и определяют ртуть.

 

Для обнаружения ртути в деструктате применяют реакции с дитизоном и с взвесью меди (I) йодида. Реакцию с дитизоном также применяют для фотоколориметрического определения ртути, а реакцию со взвесью меди (I) йодида используют и для визуального нефелометрического определения ртути в деструктате.

 

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ АНАЛИЗА МЕТАЛЛОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЕ В АНАЛИТИЧЕСКОЙ И ТОКСИКОЛОГИЧЕСКОЙ ХИМИИ (КРАТКИЙ ОБЗОР)

В настоящее время для целей аналитической и токсикологической химии при исследовании на металлы используются как химические, так и физико–химические (инструментальные) методы анализа.

Эти методы дополняют друг друга. К достоинствам химических методов можно отнести простоту исполнения, малую стоимость реактивов и оборудования, наглядность получаемых результатов. Химический метод анализа может быть поставлен даже в слабо оснащённой лаборатории.

Физико–химические методы стали активно внедряться в практику аналитической химии приблизительно с 30–х годов 20 века, а начиная с 60–х годов в повседневную практику передовых химических лабораторий внедряется и электронно–вычислительная техника.

В результате стремительного развития инструментального анализа стало возможным регистрировать присутствие соединений, содержание которых не превышает 10–12 г.

 

 

История философии есть прежде всего реальная жизнь самой философии — одной из высших форм духовного творчества человека. Историей философии называют также специальную научную дисциплину, которая изучает продукты этого творчества, т.е. ряд философских учений, созданных различными мыслителями. Русский философ С.Н. Трубецкой следующим образом определяет историко-философскую дисциплину. История философии, пишет он в своем «Курсе истории древней философии», «есть наука, описывающая и объясняющая конкретное возникновение и развитие философских идей»[4]. Но чтобы объяснить конкретное возникновение и развитие любого явления, понять его, нужно исследовать его предпосылки. Ведь логика непреодолимо навязывает нам мысль о том, что, все сущее, любая существующая на свете вещь, процесс или явление, подготовлены к своему бытию определенными предшествующими условиями, без которых их просто бы не было. Называются эти условия предпосылками. В отношении к философии это означает, что её предпосылки сложились в определенное время, на определенной ступени жизни человечества, точнее, отдельных народов, которым суждено было обрести философское видение окружающей их действительности и целого мира, стать творцами философского знания. Однако нельзя вести речь об истории философии без предварительного определения самой философии, её абстрактной формально-логической дефиниции. Правда, некоторые историки философии сомневаются в этой необходимости. Так, русский философ А. И. Введенский считает, что, «приступая кизложению истории философии, нет никакой надобности объяснять и спорить, что такое философия: сама же ее история и должна показать, какие задачи ставила всегда себе философия и чем она отличалась, от других наук» [5].

Конечно, разобраться в философии, получить о ней представление можно только после ознакомления с различными философскими учениями, школами, направлениями. Однако само это ознакомление невозможно начать без указания границ изучаемого предмета, т. е. предварительного определения. Поэтому и Введенский сразу же после приведенного рассуждения дает исходную дефиницию. По его словам, философия есть «научная разработка мировоззрения». Философия как научное мировоззрение противопоставляется им поэтическому и религиозному мировоззрению.

В определении Введенского, которое мы взяли в качестве одного из примеров, дается кантианская интерпретация философского знания. Мыслители других направлений и школ смысл философии представляют себе иначе. Разноголосица в понимании сущности философии вытекает из самого характера философии, из ее специфических особенностей. В философском познании ставятся и решаются такие вопросы, дальше которых наш разум не может идти, поскольку они касаются некоторого предельного, или абсолютного основания. Под абсолютом в философии понимается сама себя обусловливающая реальность, полнота бытия, тот бесконечный источник, из которого вечно проистекает все обусловленное и преходящее. Познать это абсолютное — значит получить абсолютное знание, абсолютную истину. Естественно, что ограниченный человеческий ум не может охватить бесконечное во всей его целостности и полноте. Всякий раз он получает о нем лишь приблизительное, неполное знание. На этом частичном знании и строится самоопределение философии, ее понимание своей собственной сущности. Философия судит о себе в меру представленной в ней абсолютной действительности, тех ее сторон и моментов, которые попали в поле зрения того или иного мыслителя, познавательные возможности которого всегда ограничены как его собственными способностями, так и его эпохой, в которую ему пришлось жить и творить. «Задачи философии, — пишет мыслитель-интуитивист Н.О.Лосский, — слишком широки и возвышенны, она есть результат одной из высших деятельностей человеческого духа, нераскрывшейся еще сполна и не вполне еще опознанной человеком; поэтому в понятии философии долго еще будет оставаться нечто неясное, недифференцированное»[6]. Соглашаясь с вышеприведенным высказыванием Лосского о широте и возвышенности задач философии, следует уточнить его мысли в том плане, что в понятии философии всегда будет оставаться «нечто неясное», и не потому, что мы еще недостаточно изучили нашу умственную деятельность, а в силу особенностей изучаемого ею объекта.

Противоречие между неисчерпаемой полнотой предмета философии и неизбежной относительной скудостью знания о нем, добываемого каждым отдельным мыслителем, обусловливает дальнейшее движение и поиски философской мысли, заставляет философию менять представление о самой себе. Поэтому уже Аристотель заметил о философии, что она «постоянно ищет саму себя».

Устремленность философии к предельному, вечному, ориентация на коренные вопросы бытия указывает на мировоззренческую природу философского знания, что и было отмечено в дефиниции Введенского. Все философские учения при всем их различии и даже противоположности друг другу являются мировоззрениями, осуществляют мировоззренческую функцию. Следовательно, нельзя что-либо понять в философии, минуя вопрос о мировоззрении.

Мировоззрение. Мировоззрение, о чем свидетельствует уже сама этимология слова, есть воззрение, взгляд на мир. В свою очередь, под словом мир понимается вся действительность в единстве составляющих ее элементов. Поэтому мировоззрение является определенной системой взглядов на мир, а значит и место, занимаемое в нем человеком. На основе мировоззрения складываются принципы человеческого бытия. Мировоззрение определяет направление жизни каждого индивида, его сокровенные помыслы и поступки. Поэтому мировоззрение — не просто голое знание, но и ценность. В плане аксиологии мировоззрение представляет собой совокупность убеждений и идеалов, систему духовных ценностей. Высшей целью мировоззрения является стремление ответить на коренные вопросы жизни, дать, по словам немецкого философа Дильтея, полное разрешение загадки жизни.

Некоторые исследователи видят в мировоззрении особое духовное формообразование, существующее наряду с други­ми видами духовной деятельности. На наш взгляд, более правы те, которые рассматривают его в качестве функций той или иной формы духа — религии, искусства, философии и т. д. Поэтому правомерно говорить о религиозном, эстетическом, философском и других видах мировоззрения. Каждый из них появился в определенное время, на определенной ступени существования человечества.

Миф. Исторически первой формой мировоззрения является миф — мышление человека общинно-родовой формации, его мироощущение. О мифе создана огромная литература. И все же основное в нем, как утверждают некоторые ученые, «остается загадочным»[7]. В отечественной литературе классические исследования по мифу принадлежат выдающемуся русскому мыслителю А. Ф. Лосеву. Согласно его теории, основу первобытного общества составляет система кровнородственных отношений. Миф и есть отражение в родоплеменном сознании указанных отношений. В мифе весь мир представлен в виде огромной родовой общины. Здесь все оживотворено, все предметы и явления связаны друг с другом биологическими, кровнородственными связями. Мышление осуществляется не столько индивидом, сколько родовым коллективом. Индивид участвует в совместной духовной деятельности, не отдавая себе в том отчета. Поэтому миф выступает как результат бессознательного коллективного творчества. По словам Лосева, «мыслил тут именно род, ставил себе цели род, а индивидууму было не обязательно мыслить, ибо род есть стихия жизни, а стихия жизни действует в индивидууме тоже стихийно-жизненно, т. е. инстинктивно, не как сознательная и расчлененная мысль»[8]. Миф мыслит чувственно-наглядными, зримыми образами предельно широкого обобщения. Но эти фантастические универсалии воспринимаются как нечто абсолютно реальное. Носитель мифологического мышления не отличает идеальное от материального, субъективное от объективного, собственный вымысел от реальной действительности.

Сказочность и образность мифа послужили причиной отождествления его со сказкой и произведениями литературного творчества. Например, в книге Яна Парандовского «Мифология» дается следующее определение мифа: «Мифология — это собрание сказок о богах и героях»[9]. Однако в сказке мы имеем дело срефлектирующим мышлением, которое знает, что сказка — вымысел, ложь, небылица. Для мифа чудесное есть реальность, для сказки — фантазия. Что же касается отношения мифа к художественной литературе, то суть различия между ними заключается в том, что художественный образ не представляет собой субстанциальной действительности. В отличие от мифа художественное мышление иносказательно, метафорично.

Другим распространенным заблуждением является понимание мифа как формы познания, первобытного способа объяснения действительности. Пущенное в научный обиход позитивизмом, оно нашло признание и у представителей других философских школ, например у марксистов. Так, по мнению Г.В. Плеханова, мифология заменяла первобыт­ному охотнику «и философию, и теологию, и науку»[10]. Миф возникает в ответ на потребность разобраться в окружающих человека явлениях природы и собственной жизни.«Человека, — пишет Плеханов, — поражает — всё равно, действительное или мнимое — явление. Он старается объяснить себе, как оно произошло. Так возникают мифы»[11]. И в заключение: «Миф есть рассказ, отвечающий на вопросы: почему? и каким образом? Миф есть первое выражение сознания человеком причинной связи между явлениями»[12].

Вопрос о причинной связи есть проблема науки, философии, теоретического мышления вообще. Если миф действительно ставит подобные вопросы, тогда разницы между мифологическим и теоретическим мышлением просто не существует, и на деле миф оказывается не мифом, а некой разновидностью теоретического знания или каким-то его примитивным эквивалентом. Поскольку же миф все-таки не наука и не философия, ибо познание есть отношение между субъектом и объектом, а подобного раздвоения действительности в мифологическом мышлении еще не существует, то и объяснительная функция мифа не может рассматриваться в качестве его сущности. По словам Лосева, «миф не есть объяснение природы, поскольку мифическое объяснение при­роды уже предполагает наличие мифа, и потому объясни­тельная функция мифа вторична»[13].

Называя миф мировоззрением или, как Плеханов, миросозерцанием, следует не упускать из виду, что оба термина не являются достаточно точными. И мировоззрение, и миросозерцание предполагают мир, т. е. объект воззрения, созерцания, и меня, субъекта, созерцающего его. Следовательно, и в том, и в другом понятии мир, опять-таки, оказывается разделенным на субъект и объект. Поэтому представляется более точным определение мифа как мироощущения. Мироощущение есть простейшая форма мировоззрения, в которой еще отсутствуют субъект-объектные отношения, ибо в ощущении субъективное и объективное остаются еще слитыми до полной неразличимости.

Миф часто отождествляют с религией, хотя это разные формы человеческого духа. Действительно, доминанту религиозного сознания составляет вера. С психологической точки зрения религиозная вера, как и любая другая, есть сознательная установка на признание реального существования предмета веры. Верить— значит считать, что предмет веры существует не только в моем воображении, но и объективно, в самой действительности. И логически, и психологически вера предполагает наличие в сознании своей противоположности — сомнения и неверия. Нельзя говорить о вере там, где еще отсутствует сознание различия между вымыслом и реальностью. Религиозная вера невозможна без сознательного убеждения верующего в существовании иной, трансцендентной реальности. В религии мы тоже имеем ясно выраженную субъект-объектную оппозицию, того, кто верит, и того, в реальность которого верят. Таким образом, в религии действительность делится на два мира — мир горний и мир дольний, потусторонний и посюсторонний. Ничего подобного сказать о мифе нельзя. Миф потому и является мифом, что он не знает ни сомнений, ни веры, не делит действительность на субъект и объект, потустороннее и посюстороннее. Его образы представляются мифологическому сознанию столь же ощутимыми и реальными, как и сами физические предметы. Поэтому продукты мифотворчества не требуют для себя потустороннего бытия. Они располагаются в том же физическом пространстве, в котором существуют и обычные чувственные вещи.

Имея точки соприкосновения с познанием, художественным творчеством и религией, миф, как видим, не является ни одним из них. Он — их источник и лоно, из которого все они вышли. Относительно философии это означает следующее. Если мифотворчество есть фантазирующая деятельность человека, продукт его воображения, то философия — плод его разума, его мыслительной деятельности. Мифотворчество осуществляет себя с помощью обобщенных чувственных образов. Для философствования необходимы логические орудия, категории. Философ мыслит категориями. Но поскольку мифотворчество тоже мышление, то значит и в мифологическом обобщении присутствует логический элемент. Скажем, та же Деметра, божество олимпийского пантеона, не только чувственный образ, но и идея земледелия вообще, олицетворенная логическая категория.

Еще Гегель говорил о наличии в мифе «скрыто содержащихся» «философем», а значит и возможности их понимания. Следовательно, чтобы философствование могло состояться, необходимо вычленить из мифа присутствующие там в нерасчлененном виде категории, т. е. отделить логическую сторону мифологемы от наглядно-воззрительной. Указанная процедура и была осуществлена в процессе становления философии. С логической точки зрения суть его и сводится к формированию категориального строя мышления. Его появление означает выделение человеком себя из природы и родовой общности, преодоление своего полного тождества со всей окружающей его средой, характерного для эпохи господства мифологического сознания.

Философия возникает из познавательного отношения к действительности. Психологическую его мотивацию глубоко проанализировали еще древнегреческие мыслители. Они создали образ философа — человека, одержимого страстью к познанию, вечного искателя истины, для которого смысл жизни заключается в созерцании, размышлении, вопрошании, в бескорыстном стремлении к знанию. Он равнодушен ко всему, кроме познания. Зато созерцая окружающий его мир, он способен ему удивляться. А удивление свидетельствует о появлении у человека любознательности, страсти к познанию. Поэтому философия, утверждает Аристотель, начинается с удивления. «Ибо и теперь и прежде, — пишет он в «Метафизике», — удивление побуждает людей философствовать»[14]. Таким образом, познавательное отношение к действительности, проявляющее себя в виде потребности в философствовании, возникает тогда, когда человек, по словами Гегеля, уже освободился от «прозябания первобытной естественной жизни», в которой дух его остается погруженным в стихию природы, сливаясь с нею в непосредственное единство. В условиях родовой жизни, еще мало чем отличающейся от животной жизни, не было ни возможности, ни потребности размышлять, думать, философствовать. Философия — удел единичной личности, труд индивидуального сознания, а в родовом обществе, как уже отмечалось, сознание принадлежит не индивиду, а роду, оно, по выражению Маркса, есть «стадное», или «племенное» сознание. На этой стадии духа отдельный индивид сознает себя не человеком вообще, а например, одним из рода «кенгуру» или «черепахи». В плане духовной деятельности подобный индивид может быть лишь стихийным соучастником коллективного мифотворчества. Поэтому философствование начинается тогда, когда родовой строй приходит в упадок. Рвутся старые связи и отношения, на смену им приходят новые формы жизни, о которых мы еще будем говорить ниже. Появление философствования свидетельствовало о формировании новой сферы общественной жизни, сферы умственного труда. Недифференцированная в родовом обществе жизнедеятельность, теперь разделилась на умственный и физический труд. В рассуждении о необходимости для философствования свободного времени Аристотель по-своему и отметил этот исторический акт. По его словам, люди начали философствовать тогда, «когда оказалось в наличии почти все необходимое, равно как и то, что облегчает жизнь и доставляет удовольствие»[15].

Помимо вышеуказанных предпосылок философия нуждается еще и в наличии внутренней и внешней свободы. Внутренняя свобода — это сам дух, обретший способность критического отношения к самому себе и ко всей остальной действительности. Сферой внешней свободы является соответствующим образом устроенное государство, политическая свобода, в условиях которой воспитывается характер, не преклоняющийся ни перед какими авторитетами, кроме авторитета истины. Предпосылки философии, следовательно, созданы были самой историей данного народа на известной ступени его развития. «Философия, — говорит Гегель,— появляется лишь в определенную эпоху развития всей культуры народа»[16].

В Древней Греции сложились все указанные выше условия. Поэтому здесь на рубеже VII и VI вв. до н. э. появляются первые философские учения, положившие начало философии в Европе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 205; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.089 сек.