КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социально-психологические навыки 2 страница
Здоровые и дисфункциональные члены семьи имеют шанс проявить множество способов реагирования на "обратную связь" из среды (Lcwisetar, Bevers & Ham,1990). Обратная связь, следовательно, может быть обозначена как системный ответ на требуемые изменения для адаптации. Она может выражаться операциями отклонений, которые поддерживают гомеостаз (например, оставить вещи такими, какие они есть) - или усиливает позитивные изменения в семье, рост и креативность ее членов. В системной теории и теории развития периоды стабильности и изменений считаются частью одного процесса, который отражает движение системы через время. Развитие стимулирует поисковую активность семьи в новых способах реагирования. Множество семейных дистрессов, которые приходится разбирать профессионалам, отражают приспособление семьи к изменениям. Стрессовые события также создают потребность в реорганизации. В некоторых семьях число накопившихся стрессов может быть больше, чем может выдержать система в целом. Повторяющиеся неожиданные жизненные события могут сузить нормальную способность к адаптации и изменениям. Многие дисфункциональные картины возникают в семье прежде, чем появятся симптомы у ее члена и обусловлены нарушениями системного функционирования. Привыкание системы к эффективному и неэффективному приспособлению определяет выраженность и характер дальнейших симптомов. Важно помнить, что хотя некоторые семьи обращаются к специалисту в начальной стадии нарушений, большинство семей приходят к психотерапевту тогда, когда стрессогенные события основательно накопятся и появятся проблемы, которые уже не по силам решить членам семьи. Дисфункциональные семьи часто демонстрируют высокую степень гомеостаза: такие семьи обладают большой способностью сохранять статус-кво, несмотря на попытки психотерапевта стимулировать изменения.
Оценка семьи в рамках исследования причин аддиктивного поведения должна прежде всего касаться тех паттернов, которые препятствуют успешному физическому, эмоциональному и физиологическому развитию подростка.. «. "• С этих позиций представляются актуальными попытки проведения семейной психотерапии даже без участия в ней самого пациента. Концепция гомеостаза должна учитываться при любой интервенции в семейную картину. Полезно знать до какой степени аспекты семейной жизни изменились и какие картины предыдущих семейных взаимоотношений поддерживаются, что влияет на развитие личности ребенка и что может возникнуть в результате последующей семейной реорганизации. Природа отношении подсистем - центральный пункт сбора анамнеза для детских психиатров, работающих с семьями - кто кого слушает, кто кого игнорирует и кто меняется в результате получения информации от другого. Границы могут быть значительно нарушены, например, излишнее слияние между членами семьи, инфантилизация родителей или присвоение родительских функции детьми; ригидность может достигнуть-такой степени, что отсутствует необходимая коммуникация для нормального развития ребенка. Детскому психиатру также важно определять границы -между семьей и супрасистемой (физической, экономической, интерперсональной и экологической), где семья является составной частью. Препубертатные паттерны в родительско-детской подсистеме имеют тенденцию отражать как родительское сверхвовлечение в ребенка, так и эмоциональное отвержение. Сверхвнимание сопровождает размытые семьи, подкрепляя зависимость. Ребенок вступает в пубертат и юность с " хронической зависимостью" от родителей. Эмоциональное отвержение встречается в ригидных семьях, где родители более дистанцированны. Системная борьба в семьях младших подростков сосредоточена на реакциях группирования со сверстниками. Подростки из разобщенных семей чаще вовлечены в контакты с ровесниками, чем лица из ригидных семей, и рано проявляют реакцию эмансипации. Борьба в семьях со старшими подростками сфокусирована на предметах секса, позднем возвращении домой, выборе друзей, использовании телефона. В некоторых семьях сексуальная зрелость подростков может спровоцировать сексуальные трудности в супружеской подсистеме.
1-З. Признаки гармоничной семьи Гармоничные семьи - это гибкие "экосистемы", которые адекватно реагируют на изменения внешних условий. В них имеют место ясные границы между всеми членами, возможно притяжение между родителями, супружеская и детская подсистемы имеют четкие границы. Родители не могут защищать и руководить без контроля. Отдельные признаки гармоничной семьи перечислены ниже: 1. Все члены общаются между собой, умеют слушать друг друга. В спорах учитывается мнение каждого члена семьи. 2. В гармоничной семье разделяется ответственность и обязанности между всеми ее членами. 3. Члены гармоничной семьи поддерживают друг друга, умеют распределить и выполнять обязанности другого члена в случае изменения ситуации (командировка, болезнь). 4. В гармоничной семье каждый ее член верит в себя, имеет адекватную самооценку, доверяет другим. 5. В гармоничной семье учат уважать других людей, их различия во вкусах; уважают вкусы, выбор друзей, времяпровождение подростка. 6. В гармоничной семье ее члены обладают общей системой ценностей, знают свои права. 7. В гармоничной семье существуют семейные традиции, дети знают своих предков, свои корни. 8. В гармоничной семье коалиции между ее членами динамичныи изменчивы. 9. В гармоничной семье ценится чувство юмора, воспитывается позитивное отношение к жизни. 10. В гармоничной семье уделяется внимание духовной жизни. 11. В гармоничной семье уделяется время развлечениям. 12. В гармоничной семье поощряется совместный прием пищи. 13. В гармоничной семье поощряется альтруизм (сделать что-либо безвозмездно для другого человека, школы).
14. В гармоничной семье ее члены создают условия для своего личностного роста. 15. В гармоничной семье ее члены не стесняются обращаться за помощью и поддержкой к специалистам в случае кризиса или появления проблем. При сборе семейного анамнеза необходимо искать следующие факторы, способствующие возникновению аддиктивного поведения: 1. Искажения эмоциональных связей и интеракций между родителями. 2.Блокировку потребностей в безопасности, самоутверждении, принадлежности, временной перспективе. 3.Отсутствие или искажение родительской модели поведения, с которой ребенок (сознательно или бессознательно) идентифицируется. 4.Наличие дисфункциональных стилей совладания со стрессом (например, неадекватная агрессия или уход в болезнь). 5.Отсутствие необходимых социальных навыков (прием пищи, выражение положительных эмоций, ведение разговора). 6.Отсутствие или избыток дисциплинарных техник. 7.0тсутствие или нарушение семейной коммуникации (внутри семьи и внешним миром): взаимные нападки, критика, отвержение, клевета, неумение выслушивать друг друга, эмоциональное и физическое пренебрежение друг другом. Используется следующий перечень вопросов: 1. Как член семьи, договорившийся о встрече с психологом. "отражает" семейную систему? 2. Связана ли предъявляемая проблема или жалобы члена семьи с нарушениями внутри семейной системы? 3. Какие события произошли недавно в семье, ухудшившие ее функционирование? 4. Почему семья обратилась сейчас? 5. Отражает ли дисфункция семьи острую (кризисную) ситуацию или она носит хронический характер? 6. Доступна ли семья, включая "носителя симптома", к изменениям? 7. Являются ли границы между подсистемами размытыми (диффузными) или ригидными (жесткими)? 8. Какие члены семьи смогут сотрудничать с психотерапевтом, а кто будет сопротивляться изменениям? 9. Есть ли данные о влиянии на семью других систем (школы, работы, семей родственников)? 10. Есть ли у психотерапевта силы для работы с этой семьей? Кроме этого могут быть использованы следующие приемы и типы вопросов:
а).Спросить семью, какая перед ними стоит проблема,как они ее видят; получить объяснение, почему возникла проблема. б).Спросить, чем отличались отношения в семье перед возникновением проблемы, после се появления и перед началом обращения к специалисту. в).Задать вопросы, объединяющие людей и события вместе. Кто первым заметил? Кто больше всех беспокоится о проблеме? Какое из событий производит наибольший эффект на семью? Г).Исследовать семейный треугольник. Если консультант слы-шит.что каждый раз, когда Денис ворует, мать звонит разведенному супругу, то полезно выяснить, не пытается ли мальчик как-то воздействовать на отношения супругов. 1.4. Исследование коммуникаций в семье При исследовании коммуникаций в семье психотерапевту рекомендуется: I. Наблюдать за картинами отделения и связи по рассадке членов семьи. Часто способ взаимного размещения членов семьи на сеансе указывает на их стиль коммуникации. Так в случае семьи Андрея Х.,16 лет (идентифицированный пациент), двое разведенных родителей сели на одной линии за два рядом стоящих стола, отчим и мачеха впереди столов, а Андрей между двумя столами. Возникла гипотеза об отсутствии четких границ в семейных подсистемах. Кроме того, семейная ситуация соответствовала русской пословице: "Семь нянек, и дитя без глаза". В ходе интервью выяснилось, что как только мать, с которой чаще проживал Андрей, не справлялась с какой-либо сложной ситуацией, она звонила разведенному супругу, а тот порой отправлял подростка к своей матери. В ходе второго занятия у юноши возникла идея - пожить в общежитии колледжа. Подхватив его мысль, психотерапевт предложил Андрею и отцу, проживавшему в общежитии, подписать контракт на месячное совместное проживание с соблюдением всех правил общежития (общение "Взрослый-взрослый"). 2. Обратить внимание на ваш собственный эмоциональный ответ на внедрение в семейную систему. Есть ли ощущение закрытости, защищенности, диффузности или отсутствия границ. Эти реакции обычно дают ключи о внешних системных границах и предполагаемых стратегиях для дальнейшего вхождения в систему. 3. Проверить систему на ее относительную толерантность к отделению. Например, вовлечь подростка в диалог о будущем или о женитьбе, используя свой собственный стиль, возможно, в игровой манере, а затем наблюдать за резонансом системы на подобное вмешательство. 1.5. Признаки дисгармоничной семьи Дисгармоничные семьи - ригидные семейные системы, которые пытаются сохранить привычные стереотипы взаимодействия между элементами своих подсистем и другими системами вне зависимости от изменения внешних условий. В результате этого блокируются актуальные потребности самого "слабого" члена семьи (чаще - ребенка), и у него возникает какое-либо заболевание (нервно-психическое расстройство). Он становится "носителем симптома", который позволяет удерживать старые сложившиеся взаимоотношения между членами семьи. Дисгармоничные семьи. в которых есть "носитель дезадаптивного поведения" могут проявляться несколькими способами: l.Они игнорируют проблему на системном уровне. отказываются разделять ответственность за симптом. 2.Закрытые внешние границы дисгармоничных семей ограничивают взаимодействие членов семьи с другими системзми,не позволяют получить ресурс извне для решения проблем,!! тем самым блокируют рост и развитие самой семейной системы. Диффузные границы между подсистемами стимулируют процесс "хронической беспомощности" у всех членов семьи. 3.Блокирование негативных интеракции между членами семьи в дисгармоничных семьях создает ситуацию перенапряжения, носитель симптома непроизвольно "оттягивает" энергию на себя. 4.Нарушения поведения-верный маркер семенной дисфункции. 5.Девиантное поведение помогает сохранять семейный гомеостаз ("позитивная трактовка симптома"), иногда служит способом примирить разводящихся родителей. 6.Подросток с нарушением поведения подкрепляет родительскую потребность в контроле. 7:Нередко кризис, создаваемый подростком - единственный способ испытать эмоции в семье. Приводим наиболее типичные проблемы родителей данной когорты подростков, выявляемые во время интервью: - стремление выполнять большинство задач за подростков с детства и требование самостоятельности в подростковом возрасте; - страх передачи ответственности подростку, желание контролировать каждый его шаг, слияние границ между "Я-Другой"; - требование уважения к себе и отказ в этом подростку: неумение играть, отсутствие эмоциональности, запрет на выражение ряда положительных и отрицательных эмоций; . собственный эталон "взрослого поведения", навязываемый подросткам; - проекция на ребенка собственных не желаемых качеств, сравнение его развития со своим жизненным путем; - страх неизвестного; - незнание основных прав личности, способствующих уверенности в себе, подкрепление агрессивного или пассивного способа поведения у подростка; - стереотипное общение с подростком по типу "родитель-ребенок" с частыми фразеологизмами типа "должен", "почему", вызывающими протестные реакции подростков; - стремление реализовать на подростке собственные недостигнутые цели; - отсутствие системы правил в семье, приводящие к полной дезориентировке в выборе жизненного пути; - создание чувства вины за принесенные жертвы подростку.
ПСИХОТЕРАПИЯ И ПСИХОПРОФИААКТИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ 2.1.Основные принципы проведения психотерапевтического сеанса В работе над типичной проблемой психотерапевт обычно задает пациенту серию вопросов для прояснения трудностей пациента: правильно ли пациент оценивает события? Являются ли ожидания пациента реалистичными? Основана ли точка зрения пациента на ложных выводах? Адекватно ли в этой ситуации поведение пациента? Есть ли на самом деле проблема? Сумел ли пациент найти все возможные решения? Таким образом, вопросы позволяют построить психотерапевту когнитивно-поведенческую концепцию, из-за чего пациент испытывает трудности в той или иной области. В конечном счете, психотерапевт обычно выбирает одну или две ключевые мысли, установки, нарушений поведения для вмешательства. Первые сеансы обычно нацелены на присоединение к пациенту, идентификацию проблемы, преодоление беспомощности, выбор приоритетного направления, обнаружение связи между когницей и эмоцией, выяснение ошибок в мышлении, определение зоны возможного изменения, включение пациента в когнитивно-поведенческий подход. Так как когнитивно-поведенческая психотерапия представляет собой краткосрочный метод, необходимо тщательно использовать это ограниченное время. Центральная проблема психотерапевтического обучения - определение мотивации пациента на работу. В усилении мотивации к лечению могут быть использованы следующие принципы: - совместное определение целен и задач психотерапии. Важно работать только над теми решениями и обязательствами, которые вер-бализируются через "Я хочу", а не "хотел бы"; - составление позитивного плана действии,, с учетом его достижимости для каждого пациента, тщательное планирование этапов; - проявление психотерапевтом интереса к личности пациента и его проблеме, похвала и поддержка за малейший успех; - установка "повестки дня" каждого занятия, анализ достижений и неудач на каждом этапе психотерапии. Это способствует усилению мотивации пациента и его ответственности за свой результат. При подписании психотерапевтического контракта пациента просят записать план или повторить его. Психотерапевт, используя положительное подкрепление, сообщает, что это хороший план, который будет спос.обствовать осуществлению желании и психическому здоровью. Контракт заключается в виде письменной фиксации предполагаемых изменений со стороны пациента. Перед началом осуществления плана психотерапевт обязан распределить роли и ответственность: "Что я должен сделать для Вас? Вы действительно этого хотите? Можем ли мы заключить договор?" Превращению планов в действия отчетливо препятствуют зафиксированные правила (иррациональные установки) и отсутствие правил или когнитивный дефицит (незнание, своих прав, последствий своего поведения, неумение использовать альтернативы). Иррациональные установки нередко выполняют роль психологической защиты и препятствуют изменениям. В беседе с пациентом надо понимающе вникнуть в систему правил проблемного поведения. Нарушения поведения (симптомы) возникают в результате собственных гипотез, нередко не имеющих аргументов для их подтверждения. Желательно выяснить, кто и для чего это правило создал и нет ли конфликта между правилами. В процессе психотерапевтической работы старые правила могут быть вычеркнуты и заменены другими - позитивными. В начале каждой сессии во время интервью пациент и психотерапевт решают, какой перечень проблем будет затронут. Формированию ответственности за свой результат способствует "повестка дня", благодаря которой удается точно попадать в психотерапевтические "мишени". "Повестка дня" обычно начинается с короткого обзора опыта клиента с последней сессии. Она включает дискуссию и "обратную связь" по поводу домашних заданий. Затем психотерапевт спрашивает пациента, над какими проблемами они будут работать на занятии. Психотерапевт и сам может предложить темы, которые, по его мнению, рекомендуется включать в повестку дня. Когда "мишень" выбрана, психотерапевт подбирает наиболее подходящие когнитивно-поведенческие приемы для работы с пациентом. 2.2 Когнитивно-поведенческая психотерапия Когнитивно-поведенческая психотерапия лиц с аддиктивным поведением состоит в обучении пациентов распознавать агрессию, уверенность и пассивное поведение; моделировать различные ситуации, где пациент испытывает напряжение, подкреплять положительное поведение и реакции;.проводить десенситизацию страха и гнева, ингибиторами которых является уверенное поведение; расширять признаки уверенного поведения в реальных жизненных обстоятельствах; устранять когнитивный дефицит. При составлении программы следует иметь в виду наличие или отсутствие социально-психологических навыков, отраженных в таблице 3. Программа когнитивно-поведенческой психотерапии состоит из 6-9 занятий, проводимых 1-2 раза в неделю по 1,5 часа как в индивидуальной так и в групповой форме. Таблица 3.
Первое занятие состоит из короткой (не более 10 минут) лекции, содержащей короткий обзор 9 занятий, описывающей смысл игр и упражнений в общей системе когнитивной реконструкции и поведенческой репитиции, затем участники группы высказывают свей опасения и ожидания. Проводятся игры и упражнения на сплочение группы, различение уверенных, агрессивных и пассивных действий, вербального и невербального поведения. 2-е занятие посвящается способам сказать "нет". 3-е и 4-е - ситуациям обвинения, несогласия; повышению фрустрационной толерантности. 5-е занятие - обучению способам совладания со стрессом. 6-е - умению разрешать проблемы, обучению рациональному и позитивному мышлению. 7-е - принципам ведения спора, дискуссии. 8-9 - решению индивидуальных проблем. Освоение "проблем-разрешающего" подхода на конечной стадии проведения поведенческой психотерапии-важная задача. Учебные материалы могут быть составлены в письменном виде, обсуждены устно, заранее подготовлены задачи (особенно для трудных подростков). Существует 5 важных компонентов, отражающих эффективное разрешение проблем: ориентация в проблеме, определение и формулирование проблемы, генерирование альтернатив, принятие решений, подтверждение решений. Каждый из этих 5 компонентов операции по принятию решения по поводу проблемы имеет свои особенности. 2.2.1 Ориентация в проблеме. Позитивная,реалистическая установка по отношению к проблемам в жизни дает возможность их разрешать. Памятка для подростка: Проблемы есть у всех.если у вас есть проблема-вы нормальный человек! Многие люди имеют сходные проблемы, вы не одиноки! Это не страшно, если события идут не тем путем! Не избегайте столкновения с проблемой большой или маленькой • пытайтесь ее решить! Нет такой вещи как абсолютное решение любой проблемы-шците оптимальное решение сейчас! Лучше остановиться и подумать прежде чем начать решать проблему-первая идея не всегда самая лучшая! Вы можете изменить себя, если захотите. Вы можете разрешить проблему и контролировать свою жизнь! Используйте ваши чувства как сигналы, если что-то идет не так. Обнаружение проблемы позволяет вам попытаться ее решить. Всегда остановитесь и подумайте о ваших чувствах в проблемной ситуации. Наличие проблем свидетельствует, что вы - человек, а умение их решать • что вы счастливый человек. 2.2.2. Определение и формулирование проблемы После того, как вы определили, что существует проблема, вам следует воспользоваться способом, облегчающим ее понимание. Определите "кто, что, почему, где и как" проблемы для лучшего определения, что делает ситуацию проблемной (играете ученого, детектива или журналиста). Памятка для подростка: Остановитесь и подумайте об описании проблемы и ваших целях! Опишите все доступные факты в ясных, конкретных понятиях! Отделите доступную от скрытой информации и факты от предположении! Исследуйте факторы и обстоятельства, создающие проблемную ситуацию (препятствия и конфликты)! Определите свои цели - разделите рациональные и иррациональные цели. 2.2.3.Генерирование альтернатив После тщательного описания своих проблем и целей, выплесните как можно больше альтернативных решений. Памятка для подростка: Используйте следующие правила "мозгового штурма": "Количество переходит в качество": чем больше тем лучше! "Не критикуйте": откажитесь от оценки альтернатив! Будьте конкретными! Оставайтесь логичными! Комбинируйте и улучшайте предыдущие идеи вместо новой продукции! Остановитесь и подумайте об альтернативных решениях вашей проблемы! 2.2.4. Принятие решения После "выплескивания" максимального количества альтернативных решений, попытайтесь оценить их согласно следующих критериев. Решения, кажущиеся лучшими (больше позитивных, чем негативных ожиданий) выбирайте в качестве инструмента для дальнейшей работы. Памятка для подростка: Пользуйтесь следующими критериями для принятия решения: Оценка альтернатив: "Какова вероятность, что эта альтернатива поможет осуществить мою цель?" "Какова вероятность, что я смогу воспользоваться этим решением оптимальным способом?"
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 232; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |