Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процесс речепонимания




 

Он начинается с развернутого речевого потока, т..е. вы воспринимаете то, что вам говорят. Из этого речевого потока должны быть выделены отдельные звуки, слова. Отдельные звуки должны быть сложены вместе в некоторые группы, т.е. одно слово, за ним другое и т.д. Параллельно с этим идет оценка эмоциональной характеристики.

 

Следующий этап - это выделение значащих единиц. Каждое слово несет какой-то смысл. Набор слов несет иной смысл. Необходимо вычленить этот смысл.

И наконец, надо выделить контекст воспринимаемого - я держу ручку двери - я пишу ручкой.

В конце - понимание переносного смысла - цыплят по осени считают.

Таким образом, мы видит набор компонентов, из которых состоит речепонимание.

Выделяют относительно самостоятельные виды речи - письменную и устную. В онтогенезе ребенок осваивает эти виды речи в разное время.

 

Нарушение речи при поражении корковых отделов мозга.

 

Различные нарушения речи носят название афазий. При афазии сохранны движения речевого аппарата, т.е. моторный компонент речи, остаются сохранными сенсорные компоненты, т.е. восприятие, но в то же время нарушается сложная структура речевого акта. Лурия выделяет 7 форм аффазий.

* 1. Сенсорная афазия. Возникает при поражении вторичных отделов височной области. Основной дефект - нарушение понимания речи из-за невозможности выделить из речевого потока смыслоразличительные признаки речи - фонемы. Основные симптомы при максимальном нарушении - нарушение различения всех звуков - т.е. речь воспринимается как нечленораздельный шум. При средней тяжести - нарушение восприятия близких по звучанию фонем: д-т, в-ф. При легкой степени - нарушение восприятия отдельных звуков, а чаще трудности в различении слов, которые различаются по одной фонеме: забор-запор. Симптомы: литеральные парафазии - замены букв: волос, колос. Реже встречаются вербальные парафазии, когда называется слово, близкое по смыслу, но не то, которое нужно повторить. Подсказка не помогает. Также сопровождается симптомом отчуждения смысла слов. Больной как бы перестает понимать смысл того, что он говорит, он может правильно произнести слово, но не ответить, что оно означает. Симптом “словесная окрошка” - набор отдельных междометий, эмоциональных восклицаний, без главного речевого высказывания. И системные расстройства - нарушение чтения и письма: нарушается письмо под диктовку и чтение вслух.

2. Аккустико-мнестическая афазия. Возникает при поражении вторичной зоны височной области. Основной дефект - нарушение слухоречевой памяти, т.е. невозможность удержания серии звуков, слогов и слов, которые произносятся вслух. Механизм, который стоит за этим - это патологически повышенная тормозимость следов интерферирующих воздействие. Интерференция - это взаимное влияние материала, который поступает в процессе переработки друг на друга. В ситуации запоминания слов - каждое последующее запоминаемое слово влияет на запоминание предыдущего.

Основные симптомы:

1. Неудержание серий звуков, слов в виде сужения объема воспроизведения. Основной тест - предъявление нескольких групп по 2-3 слова в каждом. Дается первая группа. Затем дается вторая, затем спрашивается, какая была первая - он воспроизводит, какая была вторая - он воспроизводит.

2. Эффект края, т.е. запоминаются элементы, которые были либо в начале, либо в конце предъявления.

3. Нарушение порядка воспроизведения.

4. Повторные предъявления материала не улучшают картины.

5. Модально-специфический характер нарушения, т.е. нарушения запоминания проявляются только при слухоречевой форме предъявления материала.

Подсказка не помогает.

6. Системные расстройства. Нарушение понимания речи. Больной не в состоянии до конца сохранить всю произнесенную фразу, в результате речевое высказывание для него теряет смысл.

7. Нарушение устной экспрессивной речи. Трудности в удержании схемы фразы, которые нужно произнести.

3. Амнестическая аффазия. Возникает при поражении задне-височных отделов - теменно-затылочных отделов мозга. Механизм мало изучен. Основной дефект: затруднение называния предметов, т.е. нарушение номинативной функции речи. Может проявляется в затруднении вспоминания названия предметов и невозможность по названию указать предмет.

Основные симптомы:

1. Парафазии литеральные и вербальные. Например, латеральная парафазия - когда заменяются буквы, относящиеся к общему суффиксу: больница - милиция. Вербальные: Где вы находитесь: в школе, нет в милиции, нет красный крест, в больнице, т.е. улавливается общий смысл того слова, которое нужно произнести - учреждение

Чаще возникает эта форма при назывании предметов, реже - действий и качеств предметов. Подсказка помогает

4. Семантическая аффазия. Возникает при поражении теменно-височно-затылочной области. Основной дефект - распад симультанных, т.е. одномоментных пространственных схем переработки информации на символическом уровне. Нарушение квази-пространственных синтезов.

Основные симптомы:

1. Нарушение понимания речевых структур, выражающих пространственное отношение. Слева от, справа от …

2. Нарушение понимания сравнительных отношений. Катя светлее Маши, Маша светлее Оли, кто самый светлый?

3. Нарушение понимания конструкций с глаголами, которые выражают переход действий от одного к другому. Петя ударил Борю, кто драчун?

4. Нарушение понимания конструкций с флективными отношениями (родительный падеж). Брат отца=отец брата.

СЧЕТ. Возникают системные расстройства в виде акалькулии - нарушение счетных операций. Если очаг поражение находится в зоне ТПО и сдвинут как бы в сторону затылочных областей, то на первое место в этих формах акалькулий возникают оптико-пространственные нарушения, связанные с неправильным восприятием ориентировки цифры-буквы, зеркальные ошибки. Если очаг сдвинут в зону ТПО то на первом месте выступает нарушение разрядного строения числа, например, цифра 121 не воспринимается как целая цифра, а как 1,2,1, 12,1, 1,12 и т.д.

Другой вариант нарушений связан с пространственной ориентацией при выполнении счетных операций.

*. Эхопраксичность, когда зеркально переворачивается цифра, с которой оперирует больной и воспринимается этим больным не правильно

К системным расстройствам зоны ТПО также относится нарушение интеллектуальных процессов.

Происходит также нарушение письма и чтения, по принципу нарушения наглядной ориентировки, где неправильное восприятие ориентировки букв приводит к искажению читаемого, а при письме происходят графические нарушения, когда буквы неправильно пишутся.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 261; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.