Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правила и базовые ожидания в МЛК




Основная задача правил — внесение порядка в отноше­ния, что делает эти отношения узнаваемыми, предсказуемыми, следовательно, понятными.

Правила социального взаимодействия можно определить следующим образом: это стандартные действия (методы, процедуры), устанавливающие и регулирующие порядок отношений между участниками взаимодействия, в основе которыхзнание того, какое поведение соответствует данной ситуации, а какое нет.

Понимание правила как действия или практического знания позволяет отличить его от такого не менее важного регулятора социального взаимодействия, как норма. Если нормы - это прин­ципы, разделяемые членами данной культуры и предписываю­щие им поведение, то правила - это знание того, как действо­вать, или привычная последовательность действий в конкретной ситуации. В отличие от норм, правила взаимодействия более индивидуализированны и зависят от ситуации и личностных осо­бенностей включенных в общение людей. Они рождаются и раз­виваются на основе целесообразности, являются результатом согласования интересов и привычек партнеров. Поскольку ситу­ативная и социальная компетентность участников взаимодей­ствия являются важнейшими характеристиками следования пра­вилу, то и основанием нарушения правил (или их оценки воспринимающей стороной как нарушений) могут быть действия либо не соответствующие коммуникативной задаче (или воспри­нятые как таковые), либо неумелые. Чем больше потребность в координации деятельности, тем выше требование к точности и понятности правил поведения.

Правила тесно переплетены с ожиданиями по поводу взаи­модействия, т. е. следование правилам определяется ответом людей на вопросы (не обязательно осознаваемые): «Чего мне следует ожидать?» и «Что я должен делать?» К базовым ожи­даниям, определяющим характер повседневного общения, мож­но отнести следующие.

1. Ситуационная уместность; ожидается, что участники взаимодействия знают, как вести себя в конкретных социальных ситуациях. Нарушение этого ожидания объясняется усталостью, неуклюжестью и т. д. Если же этих объяснений недостаточно, то окружающие склонны приписывать нарушителю душевную болезнь.

2. Уважительное отношение друг к другу, что подразуме­вает соответствующую манеру поведения. При этом приемы обращения и манера держаться отнюдь не свидетельствуют об
искренности, речь идет именно о базовых ожиданиях, в основе которых — признание необходимости совместного сосущество­вания самых разных людей.

3. Способность передавать свои сообщения доступным для понимания другого человека образом и, в свою очередь, проникать в смысл того, что передано ему самому.

4. Взаимность, содержание которой можно выразить следу­ющим образом: необходимо помогать тем, кто помогал нам; нельзя причинять вред тем, кто оказывал нам помощь.

Правила как принудительные действия получили название регулятивных. Они обычно имеют форму императива: «Делай или «Если У, то делай X» (например: «В верхней одежде не входить», «Стучи, когда входишь»). Разновидностью регулятив­ных правил являются правила ритуальные. Ритуальные пра­вила — это регулярные, повторяющиеся, четко обозначенные, имеющие устойчивую последовательность действия людей, со­здающие возможность совместного коллективного существова­ния, прогнозируемости социальных событий.

В повседневном общении к ритуальным формам взаимодей­ствия можно отнести приветствия и прощания, комплименты и благодарности, вопросы о здоровье и обмен подарками. В вы­боре всех этих привычных и, казалось бы, само собой разумею­щихся форм поведения мы вовсе не свободны. В детстве нас настойчиво им обучают и на протяжении всей последующей жизни достаточно строго контролируют, следуем ли мы им. Ри­туалы межличностного общения выполняют, как правило, те же функции стабилизации отношений, социального контроля, пере­дачи опыта и т. д., что и в иных видах социального взаимодей­ствия. Однако, в отличие, в частности, от религиозных ритуалов, они в значительно меньшей степени стандартизированы.

 


3. Психологические факторы межличностного общения

Особенности межличностного восприятия. Восприя­тиеэто процесс отбора, организации и интерпретации чувственных данных. Среди общих закономерностей воспри­ятия как одного из важнейших психических процессов обычно отмечают:

- принцип избирательности: в каждой конкретной ситуации человек обращает внимание лишь на сравнительно малую часть воздействий, но при этом создает хотя и ограниченную, но зато более связную и осмысленную картину мира;

- принцип целостности; люди воспринимают объекты и си­туации не дискретно, но как динамичное целое, спонтанно орга­низуют свои восприятия в осмысленную форму, при этом дей­ствуют принципы пространственной близости, сходства;

- принцип константности (устойчивости): наше восприятие обладает сравнительной устойчивостью даже в меняющихся ус­ловиях.

Восприятие предстает не как пассивный процесс, при кото­ром мы автоматически реагируем на полученные стимулы, но как процесс активный. Чувства, которые вызывают в нас люди или ситуации, отчасти зависят от внешнего мира, но в значи­тельной степени зависят от нас, воспринимающих этот мир.

Вряд ли нужно доказывать, что особенности человеческого восприятия существенным образом влияют на протекание меж­личностной коммуникации. Обратим внимание на некоторые пра­вила, которые полезно помнить и следование которым во мно­гом организует процесс управления своим восприятием.

Правило 1. Процесс восприятия имеет личностную основу. Разные люди, воспринимая одни и те же сигналы, интерпретиру­ют их по-разному.

Правило 2. Бели считать, что именно наши интерпретации наиболее точно отражают реальность, то у нас могут возникать трудности в ходе межличностной коммуникации.

Правило 3. Если позволять насущным интересам, эмоци­ям, потребностям «контролировать» наше восприятие, можно пропустить направленные к нам важные сообщения от других людей.

Сформулированные правила позволяют в общем процессе человеческого восприятия выявить то, что отличает восприятие людьми предметов от восприятия людьми друг друга.

Первая особенность связана с тем, что субъект и объект межличностного восприятия — в данном случае это люди — принципиально подобны. Следствием этого кажущегося очевид­ным утверждения становится то, что индивид (субъект воспри­ятия), делая заключение о состоянии или намерениях другого лица, амаксимальной степени склонен и имеет возможность использовать при этом свой собственный опыт. Другими слова­ми, мы допускаем, что в какой-то степени опыт другого челове­ка, напоминает каш собственный, и такое допущение помогает нам более точно его воспринимать. Однако эта же наша способ­ность может приводить к серьезным ошибкам восприятия, вы­зывающем проблемы во взаимопонимании.

Еще одной отличительной особенностью межличностного вос­приятия является то, что ошибку в восприятии другого человека или неверные представления о его целях и намерениях значитель­но сложнее не только проверить, но и исправить, При этом часто воспринимающий и не ставит перед собой задачу уточнить или проверить свое представление, искренне считая его верным. Ра­зумеется, иногда люди поправляют восприятие друг друга, но чаще одна ошибка влечет за собой другую, значительно влияя на по­следующий характер межличностной коммуникации.

Итак, главным регулятором в построении общения является тот образ партнера, то представление о нем, которое имеется у каждого. Именно к этому образу и будут обращены коммуника­тивные послания. При его формировании важное значение име­ет первое впечатление о человеке.

Каждый из нас имеет собственные представления и сужде­ния о людях, мире, о себе; планы, которые надо осуществить в будущем, и многое другое. Все это может каким-то образом от­разиться па первом впечатлении о другом человеке. Вопрос о степени объективности формирующегося первого впечатления связан с вопросом о роли понимания ситуации общения для построения образа другого. В разных ситуациях нам требуются раз­личные представления о партнере - такие, которые помогали бы нам выстроить свое поведение и коммуникацию с ним. В конкрет­ных условиях не нужно знать, какой человек «вообще», необходи­мо представлять себе, как он проявится в данной ситуации, чего от него ждать сейчас, при данных целях, задачах, желаниях, в дан­ном контексте. Общение строится не «вообще», а «здесь и сей­час», и представление о партнере должно отражать эту реальность. Множество ситуаций подтверждает драматическое воздей­ствие первого впечатления на восприятие, что может повлиять на последующую коммуникацию между людьми. Это воздей­ствие могут усилить некоторые психологические особенности участников общения. Укажем на некоторые из них.

Влияние самооценки. Полнота и характер оценки другого человека зависят от таких качеств оценивающего, как степень его уверенности в себе, присущее ему отношение к другим лю­дям. Рели один из участников общения уверен, что его сужде­ния о другом точно соответствуют действительности, то он обыч­но не заинтересован в получении обратной связи, В этом случае воздействие первого впечатления может оказаться решающим. Большинство из нас не раз переживало подобную ситуацию, ког­да возникает эффект «человека-невидимки». Не важно, что вы делаете или говорите, другой человек не реагирует на ваше по­ведение, поскольку уже сделал о вас свое заключение, па кото­рое невозможно повлиять.

Проецирование. Познающий может вкладывать свои состо­яния в другую личность, приписывать ей черты, которые в дей­ствительности присущи ему самому, а у оцениваемой личности могут отсутствовать. Психологи обнаружили, что испытуемые, в личности которых были ярко выражены желчность, упрямство, подозрительность, чаще замечали эти черты у людей, предло­женных им для оценки, чем испытуемые, у которых эти черты отсутствовали.

Эффект ореола. Это тенденция воспринимающего преуве­личивать однородность личности партнера, например, перено­сить благоприятное впечатление об одном качестве человека на все его другие качества.

Ю. С. Крижанская и В. П. Третьяков описывают несколько типовых схем запуска эффекта ореола. Чаще всего применяется схема восприятия, которая запускается в случае неравенства парт­неров в той или иной сфере — социальной, интеллектуальной и т. д. Эта схема начинает работать не при всяком, а только при дей­ствительно важном, значимом для воспринимающего неравенстве. Люди склонны систематически переоценивать различные психо­логические качества тех, кто превосходит их по какому-то суще­ственному для них параметру. Так, если я болезненный и слабый, но хочу быть здоровым и сильным и встречаю пышущего здоро­вьем и силой человека, то не исключено, что я переоценю его но всем параметрам: в моих глазах он будет и красив, и умен, и добр.

В одном остроумном эксперименте студентам разных групп показывали одного и того же мужчину. В одной группе его пред­ставляли как студента, во второй - как лаборанта, в третьей — как преподавателя, в четвертой — как доцента, в последней — как профессора. После того как гость уходил, участников экспе­римента просили максимально точно определить его рост и рост самого экспериментатора. Оказалось, что рост последнего не менялся, а вот рост представленного мужчины неуклонно уве­личивался по мере увеличения его социального статуса. Можно предположить, что схема восприятия в данном случае такова. При встрече с человеком, превосходящим нас по какому-то важ­ному для нас параметру, мы оцениваем его несколько более по­ложительно, чем было бы, если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосхо­дим, то мы недооцениваем его. Важно, что превосходство фик­сируется по одному параметру, а переоценка (или недооценка) происходит по многим параметрам. Эту ошибку восприятия стали называть действием фактора превосходства.

Другая ошибка восприятия связана с действием фактора привлекательности: если человек нам нравится внешне, то од­новременно мы склонны считать его более хорошим, умным, ин­тересным и т. д., т. е. переоценивать многие его психологиче­ские характеристики,

Еще одна схема запуска эффекта ореола связана с действи­ем фактора отношения к нам: те люди, которые нас любят или хорошо к нам относятся, кажутся нам значительно лучше (умнее, справедливее и т. п.) тех, кто относится к нам плохо.

Таким образом, при формировании первого впечатления эф­фект ореола проявляется в том, что общее позитивное впечат­ление о человеке приводит к переоценке, а негативное впечат­ление — к недооценке неизвестного нам человека. Если в ситуации общения действует хотя бы один из рассмотренных факторов: превосходства, привлекательности или отношения к нам, — то человек, скорее всего, применит одну из схем воспри­ятия и, возможно, ошибется в оценке партнера.

Стереотипизация. Социальные стереотипы — основа фор­мирования первого впечатления, а социальная стереотипизация — главный механизм этого процесса. Социальный сте­реотип — устойчивое представление о каких-либо явле­ниях или людях, свойственное представителям той или иной группы. Любой социальный стереотип является порож­дением определенной группы людей, и отдельный человек пользуется им лишь в том случае, если относит себя к этой группе. Трудность заключается в том, что видимым носите­лем того или: иного стереотипа всегда является конкретный индивид. Поэтому при объяснении происхождения и функции стереотипа часто пытаются идти от изучения опыта человека, его знаний о предмете стереотипа, т. е. от его индивидуальных особенностей. Это приводит к неверным выводам о том, будто социальные стереотипы — следствие ограниченного опыта, не­вежества, плод скороспелых обобщений. Однако такие объяс­нения противоречат не только данным исследований, но и фак­там, известным большинству людей.

Везде, где можно выделить различные группы, существуют и стереотипы, определяющие представления этих групп друг о друге, и адекватно они могут использоваться только в межгруп­повых отношениях для быстрой ориентировки в ситуации и опре­деления людей как представителей различных групп. Ориенти­ровка и определение происходят мгновенно; по знакам групповой принадлежности срабатывает механизм стереотипизации и ак­туализируется соответствующий социальный стереотип. Для запуска этого механизма совершенно неважно, что в действительности происходит, каков личный опыт владельца стереоти­па, — главное не ошибиться в ориентировке.

Ситуации первой встречи относятся именно к межгруппово­му уровню общения. Поскольку в ней главное - решить вопрос о групповой принадлежности партнера, то наиболее важными характеристиками партнера оказываются те, что позволяют от­нести его к какой-то категории, группе. Именно эти характери­стики и воспринимаются наиболее точно. Все остальные черты и особенности индивида просто достраиваются по определен­ным схемам. Если общение по каким-то причинам ограничено только межгрупповым уровнем, то такая схема восприятия все­гда приводит к успеху.

Вместе с тем стереотипизация предполагает определенную оценку и неизвестных воспринимающему свойств и качеств его партнера, что может привести к неадекватному общению в даль­нейшем, за пределами ситуации первой встречи, когда потребу­ется точность в определении именно этих ненаблюдаемых психологических качеств.

Таким образом, восприятие другого всегда одновременно верно и неверно, правильно и неправильно, более точно в отношений глав­ных в данный момент характеристик и менее точно в отношении остальных. Вот почему требуются дополнительные усилия, что­бы видеть как сходство, так и различия между людьми.

Важно отметить следующее. Почти каждый взрослый чело­век, имеющий достаточный опыт общения, вполне способен точно определить наиболее значимые характеристики партнера — его социально-демографическую и профессиональную принадлеж­ность, психологические черты. Однако эта точность высока толь­ко в нейтральных обстоятельствах, когда устранены все возмож­ности взаимодействия, общения, зависимости между людьми иединственной задачей является точное и полное восприятие другого человека, Чем менее нейтральны отношения, чем больше люди по тем или иным причинам заинтересованы друг в друге, тем выше вероятность ошибок.

При изучении коммуникационных навыков важным становит­ся вопрос: можно ли утверждать, что восприятие одних людей более точно, чем восприятие других? Между психологами суще ствует согласие по поводу того, что среди людей, способных точ­нее судить и понимать поведение других, чаще встречаются:

- люди, которые в своих заключениях опираются на наблю­дение за поведением, а не на стереотипы;

- менее авторитарные личности;

- люди, более объективно относящиеся к себе.

Таким образом, неудачи и провалы в межличностной комму­никации часто случаются потому, что люди, во-первых, неверно и неточно воспринимают друг друга, во-вторых, не понимают, что их восприятия неточны. И хотя было бы иллюзией считать, что более точное восприятие всегда приводит к более эффек­тивной коммуникации, тем не менее удовлетворенность обще­нием и в кратковременных, и в долговременных отношениях во многом зависит от степени адекватности и глубины межличност­ного восприятия.

Коммуникативные стили. Коммуникативный стиль включает в себя привычные, устойчивые способы поведения, присущие данному человеку, которые он использует при ус­тановлении отношений и взаимодействии с другими людь­ми. В данном определении, во-первых, обращается внимание на индивидуальные различия в поведении людей, во-вторых, ука­зывается на устойчивость данного способа поведения, в-треть­их, акцент делается на внешние формы поведения, на то, что можно наблюдать — видеть и слышать.

Приведем несколько примеров. Если человек бывает искрен­ним лишь с несколькими близкими друзьями и этот вид само­раскрытия важен для него, то можно сказать, что глубокое са­мораскрытие с близкими — часть его межличностного стиля и одна из ценностей его системы межличностного общения. Или, предположим, кто-то никогда не сплетничает, не говорит о лю­дях за их спинами, так как не желает порочить чью-либо репу­тацию или создавать кому-либо проблемы. В этом случае отказ от сплетен о людях — часть его стиля и одна из межличност­ных ценностей, А может быть, размышляя о своих отношениях с другими людьми, вы заметили, что всегда стараетесь добить­ся своего. Скажем, вы идете с приятелями только на тот фильм или концерт, который интересует лично вас; именно вы всегда устанавливаете время встречи (поездки, развлечения и т. п.); в беседе с людьми, как правило, вы задаете тему разговора и го­ворите большую часть времени. Это может означать, что уп­равление, манипулирование людьми, доминирование над ними является частью вашего межличностного стиля и входит в си­стему ваших межличностных ценностей.

Понимание собственного коммуникативного стиля и умение распознавать стиль партнера по коммуникации — важные ха­рактеристики коммуникативной компетентности.

От чего зависит устойчивость стереотипов поведения чело­века и что лежит в основе различия индивидуальных схем? Крат­кий ответ на этот вопрос: во-первых, особенность Я-концепции, во-вторых, требования культурной среды. Более глубокий ответ нужно искать в области исследования структур личности, в част­ности, в формировании механизмов психологических защит. Со­гласно неофрейдистам, защитные механизмы осуществляют регуляцию поведения таким образом, что они помимо сознания человека предопределяют весь его последующий стиль жизни. Большинство исследователей стилей деятельности и обще­ния разделяют следующие методологические установки:

— стиль представляет собой проявление целостности инди­видуальности;

— стиль связан с определенной направленностью и систе­мой ценностей личности;

— стиль выполняет компенсаторную функцию, помогая ин­дивидуальности наиболее эффективно приспособиться к требо­ваниям среды.

В основу различения продуктивного или непродуктивного ком­муникативных стилей, считает К. А. Доценко, может быть по­ложена ценностная ось «отношение к другому как к ценности — отношение к другому как к средству».

Первый полюс конституирует отношение к партнеру как к ценности. В этом отношении можно выделить моральную и пси­хологическую стороны. Моральная сторона состоит в признании другого человека в качестве свободного, ответственного, име­ющего право быть таким, каков он есть. Психологическая сто­рона состоит в стремлении к сотрудничеству, равноправным партнерским отношениям, к совместному решению возникающих проблем, в готовности понять другого, умении децентрировать­ся, видеть человека во всей его многосложности, уникальности, изменчивости. В поведенческом плане это установка на диалог и сотрудничество.

Второй полюс характеризуется отношением к партнеру как к средству, объекту, орудию достижения своих целей: нужен — привлечь, не нужен — отодвинуть, мешает — убрать. Подоб­ная установка базируется на ощущении собственного превос­ходства над другими в чем-либо, доходящем до чувства соб­ственной исключительности. В психологическом плане эта позиция проявляется в эгоцентризме - непонимании другого, в отсутствии попыток увидеть ситуацию его глазами, в упрощен­ном, одностороннем видении своего партнера, в использовании стереотипных представлений, расхожих суждений о нем. В по­веденческом плане это опора на однонаправленность воздей­ствия, его монологичность с использованием стандартных, при­вычных, автоматических приемов.

Большинство случаев взаимодействия людей между собой находится между описанными полюсами. В чистом виде объект­ное отношение проявляется нечасто, поскольку, во-первых, вы­зывает моральное осуждение со стороны окружающих, во-вто­рых, часто технологически невыполнимо, так как приходится считаться с сопротивлением адресата воздействия, отстаиваю­щего свое право на субъектность.

Каждый человек оказывается перед проблемой выбора сво­ей собственной позиции, своего участка на оси. Для описания взаимопереходов между полюсами психологи предлагают вы­делить несколько уровней, каждый из которых соответствует определенной стратегии межличностного взаимодействия.

1. Доминирование. Отношение к другому как к вещи или сред­ству достижения своих целей, игнорирование его интересов и намерений, стремление обладать, распоряжаться, получить неограниченное одностороннее преимущество, Стереотипное пред­ставление о другом, открытое без маскировки императивное воздействие — от насилия, подавления, господства до внуше­ния, приказа с использованием грубого простого принуждения.

2. Манипуляция. Возникает на том этапе, когда открыто пе­реиграть соперника уже не удается, а полностью подавить нет возможности. При этом сохраняется тенденция игнорирования
его интересов и намерений, однако стремление добиться своего происходит с оглядкой на производимое впечатление. Воздей­ствие скрытое с опорой на автоматизмы и стереотипы, с при­
влечением сложного опосредованного давления. Наиболее ча­стые способы воздействия — провокация, обман, интрига, намек.

3. Соперничество. Партнер представляется опасным и не­ предсказуемым, с силой которого приходится считаться, но ос­новная задача — переиграть его. Если манипуляция строится на маскировке как цели воздействия, так и самого факта воздей­ствия, то соперничество допускает признание факта воздействия, но цели еще скрываются. Интересы другого учитываются в той мере, в какой это диктуется задачами борьбы с ним.

4. Партнерство. Отношение к другому как к равному, с кем надо считаться, но в то же время стремление не допустить нане­сения ущерба себе, раскрывая цели своей деятельности. Отно­шения равноправные, но осторожные, основанные на согласова­нии интересов и намерений. Способы воздействия строятся на договоре, который служит и средством объединения и средством
оказания давления.

5. Содружество. Отношение к другому как к самоценности. Стремление к объединению в совместной деятельности для до­стижения близких или совпадающих целей, Основной инструмент
воздействия уже не договор, а согласие (консенсус).

Лишь последние две установки, строго говоря, могут быть отне­сены к продуктивному стилю взаимодействия, который понима­ется как плодотворный контакт в межличностном взаимодей­ствии, способствующий установлению отношений взаимного доверия, раскрытию личностных потенциалов и достижению эффективных результатов совместной деятельности.

Продуктивный стиль не существует между людьми изначаль­но, он устанавливается, требуя от участников коммуникации зна­чительных психологических и энергетических затрат. К сожале­нию, люди часто не могут приспособиться друг к другу, прийти к согласию, преодолеть психологические барьеры, установить доверительные отношения. Иногда, достигнув доверия на первых этапах развития отношений, они не способны сохранить его. Ре­зультатом является использование непродуктивного стиля взаи­модействия, блокирующего реализацию личностных потенциа­лов и достижение оптимальных результатов совместной деятельности; в нем находят воплощение первые три установки на шкале межличных отношений.

В. А. Горянииа выделяет несколько основных критериев про­дуктивности стиля межличностного взаимодействия:

— по характеру активности в позиции партнеров: в продук­тивном стиле оба партнера как соучастники деятельности зани­мают активную позицию, в непродуктивном наблюдается актив­ная позиция ведущего партнера и пассивная позиция подчинения ведомого партнера;

— по характеру выдвигаемых целей: в продуктивном стиле партнеры совместно разрабатывают как близкие, так и дальние цели, в непродуктивном доминирующий партнер сообщает только о ближайших целях, не обсуждая их с подчиненным партнером;

- по характеру ответственности: в продуктивном стиле за результаты деятельности ответственны все участники взаимо­действия, в непродуктивном всю ответственность несет доми­нирующий партнер;

— по характеру отношений, возникающих между партнера­ми: в продуктивном стиле это доброжелательность и доверие; в непродуктивном — агрессия, обида, раздражение.

Каждая стратегия построена на использовании конкретных поведенческих моделей. Стратегия партнерского взаимодей­ствия предполагает владение такими механизмами взаимопо­нимания, как децентрация; эмпатия; точность и ясность в выра­жении потребностей, чувств, эмоций; искренность.

 


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1198; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.