Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы учебной деятельности




Другие формы организации обучения

 

Индивидуальные Групповые Массовые
экзамен, зачет, консультация, дополнительные занятия, домашняя работа экскурсия, факультатив, семинар, кружок, практикум олимпиада, конференция, производственная практика

1.Классификация форм по способу получения образования: очная, заочная, вечерне-сменная и т.д. И в том числе – самообразование.

2. Классификация форм обучения по количеству образовательных учреждений, в которых учится обучающийся, проходя одну образовательную программу:

- обычный вариант (наиболее распространенный): одна образовательная программа – одно образовательное учреждение (школа, профессиональное училище, колледж, университет и т.д.);

- другие варианты – обучающийся посещает несколько образовательных учреждений, проходя одну образовательную программу. В качестве примера можно привести межшкольные учебно-производственные комплексы, где старшеклассники нескольких школ района проходили (и, наверное, иногда еще проходят) трудовое обучение.

3. Классификации форм по системам обучения (систему обучения можно определить как механизм организации обучения в пределах целостной образовательной программы – Начального образования, общего среднего образования, высшего образования и т.д.):

3.1. Классификация по участию или неучастию педагога (педагогов) в процессе учения:

3.1.1. Самоучение (самообразование) – целенаправленная учебная деятельность, управляемая самой личностью без участия педагога.

3.1.2. Самостоятельна учебная работа – можно сказать высшая форма учебной деятельности [20] (также, как и самоучение).

3.1.3. Учение с помощью педагога (педагогов). В свою очередь учение (обучение) с помощью педагогов можно подразделить (классифицировать) на индивидуализированные системы учения-обучения и коллективные системы.

3.2. Индивидуализированные формы (системы):

Индивидуальная форма обучения. Она предполагает работу учителя с отдельным учеником индивидуально, часто на дому.

Индивидуально-групповая форма, когда ученики разного возраста, уровня подготовленности собираются в одном месте и один педагог, поочередно работая с каждым и давая им задания, может обучать группу учащихся. Индивидуально-групповая форма является сегодня, в частности, основной в сельской малокомплектной школе.

3.3. Коллективные системы учения-обучения.

Коллективная классно-урочная система обучения.

характерные черты:

в группы (классы) постоянного состава входят учащиеся, примерно одинаковые по возрасту и уровню подготовленности к обучению. Учитель работает со всем классом (фронтально) или с группами внутри классов, давая им разные задания;

основной формой обучения является урок – отрезок обучения в 40–45 минут, представляющий относительно законченный по содержанию и способу построения единицу учебного процесса;

все содержание образования делится на отдельные дисциплины;

весь период обучения разделен на учебные годы, четверти, учебные дни, каникулы, а занятия ведутся по единому плану и расписанию;

учитель осуществляет руководство учебной деятельностью, объясняет новый материал, дает задания, контролирует их выполнение.

Достоинства классно-урочной системы: четкая организованность и упорядоченность учебной работы, организующая роль педагога, экономичность обучения – сочетаются с рядом серьезных недостатков: ограниченными возможностями индивидуального подхода, ориентацией на «среднего» ученика, работой в едином для всех темпе, преимущественно вербальным (словесным) характером деятельности, определенной искусственностью в делении всех занятий на 40–45 минутные отрезки.

Лекционно-семинарская система обучения (ее еще называют курсовой) – начиная с XIII – XIV вв., когда в Европе возникли первые университеты – основная форма обучения в высших учебных заведениях.

Несмотря на непрекращающуюся критику, споры о назначении и месте лекционно-семинарской системы, особенно лекций в системе вузовского обучения, эта система столь же живуча, как и урок в средней школе.

Лекционно-семинарская система рассчитана на более высокий уровень интеллектуального развития обучающихся – студентов и отличается большей степенью самостоятельности студентов. В тоже время у лекционно-семинарской системы есть много сходных черт с классно-урочной.

4. Следующая классификация форм учения-обучения по основанию непосредственного или опосредованного общения с педагогом и/или учебными материалами:

- обычный, традиционный вариант – обучающийся непосредственно встречается с педагогом, у него есть перед глазами книги и другие средства обучения;

- другой, сравнительно новый и перспективный вариант – опосредованного общение с педагогом и средствами обучения согласно современному принципу «доставки образовательных услуг на дом».

Дистантное обучение – форма обучения, отличающаяся преимущественно разделенным во времени и пространстве опосредованным учебными текстами общением обучающих и обучающихся.

5. Классификация форм учения-обучения по основанию «монолог-диалог»:

- традиционный вариант – монологическое обучение: учитель, лектор говорит, показывает – все обучающиеся слушают и записывают, или ученик отвечает урок – учитель и все остальные учащиеся слушают;

- диалогические формы занятий, в том числе интерактивные формы учения-обучения, которое происходит в процессе обмена информацией, идеями, мнениями между субъектами учебного процесса.

6. Классификация форм обучения по месту проведения учебных занятий:

- стационарные занятия в одном и том же месте – в школе, университете и т.д.;

- выездные занятия – экскурсии, выездные занятия на предприятиях, в других образовательных учреждениях, производственная практика обучающихся, летние учебные лагеря, воскресные школы, выездные школы (например, школы молодых ученых) и т.п.

7. Классификация форм занятий по их целевой направленности: вводные занятия, занятия по формированию знаний и умений, занятия по обобщению и систематизации знаний и умений, заключительные занятия, занятия по контролю освоения учебного материала: контрольные работы, тестирование, собеседования, коллоквиумы (групповая форма собеседования педагога с обучающимися), зачеты, экзамены, защита рефератов, курсовых и дипломных работ; а так же самооценивание обучающимися.

8. Классификация форм учения-обучения по видам учебных занятий: урок, лекция, семинар, лабораторная и лабораторно-практическая работы, практическое занятие, консультация, конференция, тьюториал (активное групповое занятие, направленное на приобретение опыта обучающимися по применению концепций в модельных стандартных и нестандартных ситуациях), игра, тренинг (специальная система упражнений по развитию у обучающихся творческого рабочего самочувствия, эмоциональной памяти, внимания, фантазии, воображения и т.п.) и т.д.

Задания для самостоятельной работы

1. Дайте аргументированные ответы на следующие вопросы:

· К какому компоненту структуры процесса обучения могут быть отнесены формы его организации?

· На каком основании выделяются формы организации обучения? Чем, на ваш взгляд, объясняется их разнообразие?

· Какие системы организации обучении известны в истории педагогики? Какие тенденции в их развитии вы могли бы проследить?

2. Заполните пропуски:

«Организационные формы обучения определяются … и задачами обучения, … учащихся, охваченных дидактическим воздействием, характерными … школьных предметов, … и временем работы учащихся, … учебными пособиями» (Ч. Куписевич).

 

Слова для справок: цель, особенности, обеспеченность, возраст, место.

 

3. Заполните таблицу и ответьте на вопрос после нее:

Системы обучения Достоинства недостатки Примеры систем
Индивидуальная   ? Обучение не может приобрести массовый характер   ?
Индивидуально- групповая   ?   ? обучение в отечественной сельской малокомплектной школе
Взаимного обучения     ? Низкое качество обучения   ?
Классно-урочная   ?   ?   ?
  ? Учитель – органи-затор самосто-ятельной работы учащихся. Система позволяет приспосо-бить темп обучения к возможностям уча-щихся, приучает их к самостоятельности, инициативе. Отсутствие классов и непостоянный состав малых групп не позволяют при-общить учащихся к сотрудничеству. Задания могут исходить из случай-ных интересов уча-щихся и не всегда обеспечивают сис-темность и науч-ность знаний.   ?
Избирательного обучения     Дифференциация содержания и органи-зации обучения с учетом способностей учащихся, темпа работы. ? Маннгеймская система

 

· В чем, по вашему мнению, причина «живучести» классно-урочной системы обучения? Какие аргументы вы могли бы привести в пользу ее эффективности/неэффективности в отечественной средней школе?

 

4. Перечислите наиболее привлекательные для вас формы организации обучения и обоснуйте их привлекательность. Какие сходства и различия вы можете наблюдать в формах организации обучения в школе и вузе Республики Беларусь? Чем они обусловлены? Какие формы организации обучения могли бы, на ваш взгляд, успешно конкурировать с уроком в условиях школьного обучения и почему?

5. Решите педагогическую задачу: Если бы вам пришлось выбирать систему организации школьного обучения для своих детей, какую бы вы предпочли и почему? Поясните свой выбор.

Контрольные задания

1. Выполните следующий тест:

Время выполнения теста – 8 минут.

Оценка в баллах – 6: А – 0,5 балла; Б, В, Г, Д – 1,0 балл; Е – 1,5 балла.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1810; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.