Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и сущность механизма реализации права на образование




 

Право на образование в единстве с другими правами и свободами человека существует до формирования системы права и независимо от государства. Государство лишь признает право на образование и обязано принять все меры к тому, чтобы каждый мог этим правом воспользоваться. Поэтому государство должно создать правовой механизм, действие которого обеспечивает реализацию права на образование.

Как утверждает в своей работе Калпинская O.E. механизм реализации права на образование представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих нормативных, организационных и инструментальных институтов, при помощи которых устанавливаются правила, регламентирующие поведение субъектов образовательной деятельности, определяются пути преодоления конфликтных ситуаций, возникающих в образовательном процессе, закрепляются меры и процедуры юридической ответственности за неисполнение и нарушение предписаний образовательного законодательства. [1]

Волохова Е.Д. считает, что реализация права - это перевод естественно- правовых представлений в позитивную систему норм. [2]

По нашему мнению, успешная деятельность государства, его органов по правовому регулированию общественных отношений, в том числе в сфере реализации права на образование, предполагает не только правильное осознание границ правового регулирования, но и творческое использование в этих целях наиболее действенных правовых средств.

Механизм правового регулирования реализации права на образование выражает деятельную сторону процесса перевода нормативности права в упорядоченность общественных отношений. [3]

При этом правовое регулирование реализации права на образование представляет собой длящийся процесс, который распадается на стадии, на каждой из которых работают особые юридические средства, в совокупности составляющие механизм правового регулирования. Правовое регулирование реализации права на образование включает в себя следующие стадии:

1) издание нормы образовательного права и ее общее воздействие (регламентация общественных отношений);

2) возникновение субъективных прав и субъективных юридических обязанностей при реализации права на образование;

3) реализация субъективных прав и субъективных юридических обязанностей, воплощение их в конкретном, фактическом поведении участников общественного отношения, то есть в реализации права на образование;

4) применение нормы образовательного права.

Акт реализации права на образование представляет собой основной элемент совокупности юридических фактов, без которого не может реализоваться конкретная норма права. Он всегда носит решающий характер, когда уже есть в наличии другие элементы фактического состава. [4] Так, для осуществления права на поступление в средние и высшие профессиональные учебные заведения акт применения (например, приказ ректора или директора образовательного учреждения о зачислении в студенты) необходим тогда, когда абитуриент представил в приемную комиссию требуемые документы, сдал вступительные экзамены и прошел по конкурсу, то есть когда уже имеются три других юридических факта. Акт применения скрепляет их в единый юридический состав, придает им достоверность и влечет возникновение субъективных персональных прав и обязанностей, преодолевая тем самым препятствия и создавая возможность для удовлетворения интересов граждан.

Как носитель конституционных прав гражданин, в процессе их реализации выполняет следующие последовательные действия: принятие решения о конкретных путях и средствах претворения в жизнь конституционного права; организация исполнения принятого решения; само исполнение этого решения.

Таким образом, реализация права на образование представляет собой процесс, состоящий из трех стадий:

1) уяснение права;

2) формирование воли субъекта, связанной с желанием использовать предоставленное ему субъективное право;

3) вступление в конкретное правоотношение.

Описывая механизм реализации конституционных прав человека и гражданина, В. О. Лучин упоминает такие обязательные элементы, как «разнообразные социальные и юридические факторы, формы, способы и условия осуществления конституционных норм в соответствии с демократическими процедурами, принципами законности и социальной справедливости». [5]

Закон Российской Федерации «Об образовании» [6] очерчивает механизм реализации права на образование. В соответствии с пунктом 2 статьи 1 этого закона механизм реализации права на образование состоит из федеральной программы развития образования, и на основании статьи 2, принципов государственной политики в области образования. Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания соответствующей системы образования, которая представляет собой совокупность: взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образованием, подведомственных им учреждений и организаций.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 2612; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.