Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. «ЮНПРЕСС - ЧАЙКОВСКИЙ» Допустить к защите: Декан факультета Дипломная работа студента V курса заочного отделения Телерадиожурналист




В УСЛОВИЯХ МОЛОДЕЖНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

ПРИНЦИПЫ И ТЕХНОЛОГИИ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ

«ЮНПРЕСС - ЧАЙКОВСКИЙ»

Допустить к защите: Декан факультета Дипломная работа студента V курса заочного отделения
Телерадиожурналистики ____________/_________ Близнецовой Марины Ивановны
   
Дата защиты Направление - "Журналистика"
«___»_________ 2015г.  
  Научный руководитель: кандидат филологических наук, доцент Попова М.Ф.

Екатеринбург

Оглавление

Введение …………………………………………………………………….......... 3

Глава 1. Молодёжь и медиаобразование ……………………………………..7

1.1. Информационная эпоха: проблемы социализации молодежи………….....10

1.2. Модели медиаобразования ………………………………………………......16

Глава 2. Медиаобразование в Пермском крае ……………………………...26

2.1. Автономная некоммерческая организация «Юнпресс-Пермь»: основные направления деятельности ………………………………………………………28

2.2. «Медиаобразование в Чайковском»: социологическое исследование.…34

Глава 3. Молодёжное объединение начинающих журналистов

«Юнпресс-Чайковский» ………………………………………………………..41

3.1. «Юнпресс-Чайковский»: принципы медиаобразования………………….42

3.2. Технологии медиаобразования в молодежном объединении………..…..55

Заключение ……………………………………………………………………….59

Список использованной литературы ………………………………………….62

Приложение ………………………………………………………………………66


Актуальность и общественная значимость темы. Информационная эпоха вынуждает человека с юных лет выживать в потоках информации, льющейся с экранов телевизоров, со страниц газет и журналов, из радиоэфира и социальных сетей. В этой лавине сообщений встречаются низкопробные, откровенно манипулятивные, агрессивные, социально деструктивные материалы. Общество давно встало перед необходимостью защищать юное поколение от разрушающего воздействия такой информации. Главный инструмент защиты — медиаобразование. Термин этот активно используется в нашей стране с конца 80-х годов прошлого века. «Педагогический энциклопедический словарь» определяет медиаобразование как «направление в педагогике, выступающее за изучение школьниками массовой коммуникации»[1].

Самый лучший вариант медиаобразования — обучение в действии. Если удается создать интересный собственный информационный проект, вовлечь ребят в процесс создания информации, то появляется возможность привить молодежи элементы новой для них информационной культуры, научить ориентироваться в современных СМИ, критически избирательно относиться к медиапродуктам.

Личный интерес. При выборе именно этой темы для выпускной работы мы руководствовались, конечно, и личным интересом: Последние несколько лет автор ВКР работает с молодежью, в частности с юнкорами. Для работы с начинающими журналистами была создана собственная образовательная программа. Дипломное исследование дает реальную возможность изучить опыт организации подобных нам коллективов, проанализировать собственную практику, подвести итоги.

Степень научной разработанности темы. В последнее десятилетие очевиден интерес к проблемам медиаобразования представителей разных научных направлений, защищено несколько диссертаций. В своем изыскании мы опирались на труды Фатеевой И.А. (Медиаобразование: теоретические основы и практика реализации. – Челябинск, 2007), Фёдорова А.В. и Челышевой И.В. (Медиаобразование в России: краткая история развития. Таганрог. 2002), Жилавской И.В. (Медиаобразование молодёжной аудитории. Томск, 2009), Цимбаленко С.Б. Подросток в информационном мире: практика социального проектирования М.: НИИ школьных технологий, 2010), Поповой М. Ф. Принципы и технологии довузовского журналистского образования // Профессиональная культура журналиста: актуальные проблемы образования: межвуз. сб. ст. и материалов к 75-летию журналистского образования на Урале / Под ред. проф. В. Ф. Олешко. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2011), Лебедевой С.В. (Школьные издания как фактор развития медиаобразования в современной России. Дисс. на соискание уч. степени кандидата филол. наук. г.Екатеринбург, 2014), Горшкова М.К. (Молодежь России: социологический портрет. М., 2010), Кулагиной, И. Ю. (Возрастная психология (Полный жизненный цикл развития человека), коллективный сборник «Медиаобразование в Перми: опыт работы ювенильных СМИ» и другие.

Новизна предпринятого изысканиязаключается, в попытке обобщить и систематизировать материалы по теме медиаобразования в региональном информационном пространстве и в создании на основе полученных результатов собственной программы обучения начинающих журналистов в молодежной организации «Юнпресс-Чайковский».

Цель выпускной работы — показать на примере деятельности молодёжной организации «Юнпресс-Чайковский», как могут реализоваться принципы и технологии медиаобразования в провинциальном городе.

Для достижения этой целинеобходимо решить следующие задачи:

1.​ Изучить научно-методическую литературу по заявленной теме.

2.​ Выявить, как информационная эпоха влияет на социализацию молодежи.

3.​ Обобщить опыт осуществления медиаобразования на примере автономной некоммерческой организации «Юнпресс-Пермь».

4.​ Провести социологическое исследование «Медиаобразование в Чайковском».

5.​ Разработать собственную программу медиаобразования.

6.​ Рассмотреть практику работы с начинающими журналистами в молодежной организации «Юнпресс-Чайковский».

Предмет: принципы и технологии медиаобразования.

Объект: организация начинающих журналистов «Юнпресс-Чайковский»

Эмпирическая база: материалы социологического исследования, программы и методические разработки АНО «Юнпресс-Пермь и «Юнпресс-Чайковский, творческие работы начинающих журналистов.

Методы работы: эмпирические - общение, в том числе в ходе социологического исследования и в учебном процессе, анкетирование, продолжительное включенное наблюдение, работа с документами); теоретические - описательный, сравнительного анализа, типологический, конструирования.

Структура выпускной квалификационной работы обусловленаее задачами. Работа состоит изтрех глав, шести параграфов. Первая глава «Молодёжь и медиаобразование»— теоретико-методологическая она посвящена медиообразованию, социальному развитию молодежи в условиях информационного общества.

Вторая глава «Медиаобразование в Пермском крае» — исследовательская. Она обращена к практическому опыту автономной некоммерческой организации «Юнпресс-Пермь», а также обобщает результаты проведенного автором социологического исследования молодежной аудитории СМИ в городе Чайковском.

Третья глава «Молодёжное объединение начинающих журналистов «Юнпресс-Чайковский»— практическая. Она посвящена принципам и технологиям работы коллектива «Юнпресс-Чайковский». Здесь дается краткое описание структуры, хроника развития организации, представлены программа деятельности объединения и личные достижения юнкоров.

В заключении представлены выводы о проделанной работе.

В приложении представлены рабочие материалы социологического исследования молодежи г. Чайковский как аудитории СМИ, образцы информационных продуктов, которые готовят начинающие журналисты, тексты юных корреспондентов. Все это дает представление о деятельности объединения «Юнпресс-Чайковский».

Список литературы включает 51 источник.


Глава 1. Молодёжь и медиаобразование

Перед тем, как мы приступим к изучению проблемы медиаобразования, хотелось бы рассмотреть социо-психологические особенности молодёжи.

В соответствии со Стратегией государственной молодёжной политики в Российской Федерации, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года N 1760-р, к категории молодёжи в России относятся граждане от 14 до 30 лет [2]. Таким образом, под молодёжью мы понимаем: подростков, учащихся, людей, уже окончивших школу, студентов, молодых специалистов.

Что может быть в голове у поколения новых технологий, которое уже с колыбели знает, что такое онлайн-игры, компьютер, интернет и гаджет? «Каким оно будет их будущее? Жестоким, эгоцентричным, неуважительным и антисоциальным, как уже сегодня утверждают некоторые? Станет ли оно «поколением попрыгунчиков», неспособных концентрировать внимание больше нескольких минут, забывших значение слов «настойчивость» или «усилие»? – задаются вопросами авторы книги «Дети процессора».[3]

Мы понимаем, что в молодом возрасте, как отметил Л. Выготский, открывается целый новый мир внутренних переживаний, побуждений, влечений; внутренняя жизнь молодого человека бесконечно усложняется по сравнению с более ранним возрастом.[4]

Сегодня молодежь должна иметь представление не только о внешних сторонах той или иной профессии, но и понимать какие есть в ней подводные камни. И это достаточно сложно, так как для этого необходимо личное погружение в профессию и время. Но зачастую, у молодежи нет ни того ни другого. Ребятам приходится ориентироваться в профессии на основе чужого, не личного опыта. Особенно сложно в данном случае приходится начинающим юнкорам, так как зачастую у профессиональных журналистов уже предвзятое отношение к профессии, есть шаблоны и лекала – как и что должно быть. В связи с этим возникает закономерный вопрос: на что должна ориентироваться молодёжь сегодня? «Такие ценности, как творчество, познание, «интересная работа», не свойственны большинству современных старшеклассников» (данные С.В. Кривицкой).[5]В этом вопросе мы можем согласиться с ней отчасти, так как важно, есть ли перед глазами лидер, который сможет передать личный позитивный опыт. И если в окружении есть хорошие примеры людей с правильными ценностными ориентирами, то молодой человек начинает видеть для себя высшие ценности. При этом хорошо если молодой человек, сам делает определенные шаги на пути в профессию.

Важный аспект в молодом возрасте — это размывание представлений о самом себе, кажущаяся невозможность разобраться в своих желаниях и возможностях. Интересно, что у многих в это время проявляется интерес к творчеству, и переживания отражаются в разных художественных формах.

По замечанию французского психолога Б. Заззо, в юности прослеживается необходимость полного и безоглядного самораскрытия. Молодой человек страдает от того, что не может выразить свой внутренний мир, потому что образ его «Я» еще незавершен и неясен[6].

Но не смотря на это, именно в этом возрасте молодёжь имеет уникальную возможность утвердится в выбранной профессии, обрести свое ремесло, понять к какому виду деятельности имеются склонности. А.В. Толстых подчёркивает, что в молодости человек максимально работоспособен, выдерживает наибольшие физические и психические нагрузки, наиболее способен к овладению сложными способами интеллектуальной деятельности.[7]

При удачном выборе жизненного пути уже в молодости человек достигает в своей профессии достаточно высокого уровня мастерства и его объективного признания.


1.1. Информационная эпоха: проблемы социализации молодёжи

Глобальная информатизация и интернетизация, как инструмент массовой потребительской культуры, в сегодняшнем обществе очень остро влияет на социализацию молодёжи. Российская молодёжь, так же как и молодёжь других стран, будучи вовлечена в эту систему теряет возможность ориентироваться в потоках информации, вторгающейся в их жизнь со страниц газет и журналов, из радио и телевизионного эфира и, в особенности, из социальных сетей.

Процесс социального развития молодёжи в 2010-х гг. проходит совместно с ростом социальной значимости Интернета. Сегодня информационные технологии активно проникают в общественную жизнь молодого поколения и серьёзным образом меняет процесс её социального развития. Интернет и СМИ сегодня играют огромную роль в социальном развитии человека. Именно поэтому возникают риски в социализации молодёжи. Они связанны со становлением глобальной информационно-коммуникационной среды и интеграцией информационно-компьютерных технологий в общественную жизнь.

По мнению М.М. Гридчина, «для молодёжи Интернет становится стандартом потребления и воплощает в себе жизненный комфорт. Возможность анонимного участия в сетевом общении нередко формирует у молодых людей представление о вседозволенности и ненаказуемости любых проявлений в сетевой среде».[8] Исследователь утверждает, что «анонимность и отсутствие запретов освобождают скрытые комплексы (в первую очередь связанные с тягой к насилию и сексуальности). В результате трансформируется стиль поведения личности, который в дальнейшем определяется как девиантный. В сети легко обнаружить сайты, где упор делается на такие явления, как сатанизм, наркомания, педофилия и другие виды сексуальных извращений».[9]

Сегодня, для того, чтобы молодой человек был успешным невозможно его представить без эффективного вхождения в глобальное информационное пространство. Среди молодёжи меняется характер межличностной и групповой идентификации. Набирает обороты онлайн-общение, которое позволяет молодому человеку не говорить правды о себе, выбирать и поддерживать любой образ. Очень ярко это проявляется в социальных («ВКонтакте», «Твиттер», «Facebook»). Приукрашая информацию о себе, молодежь тем самым пытается повысить свой статус и получить одобрение как можно больших людей, найти новых друзей. В связи с этим возникает другая сторона вопроса: раскрепощённость, ненормативность, где-то возможно безответственное даже деструктивное общение между участниками общения. Помимо этого, когда молодые люди, не видят того с кем общаются в лицо, они формируют своё мнение об адресате, исходя из собственной манеры общения в Интернете. Иногда человек в сети представляется не таким, как в реальной жизни. Через это молодые люди получают возможность стать в виртуальном мире тем, кем они никогда не были в реальной жизни, они проигрывают социальные нормы, в том числе и ненормативного поведения.

Все свое свободное время, а зачастую рабочее и учебное молодые люди проводят в сети Интернет: они получают важную для них информацию, общение, отдыхают. Условия постоянного влияния информации на молодёжь сказываются на искажении прежних социальных и культурных основ общества и таким образом формируют новые социальные отношения. Основаны они зачастую на стремительно прогрессирующих информационно-компьютерных технологиях.

М.Н. Извекова характеризует условия внешней, социально-коммуникативной сферы общества в начале XXI века, следующими факторами[10]:

- Роль онлайн среды и медиа увеличивается сегодня в геометрической прогрессии. Создание новых моделей гаджетов и устройств поддерживающих мобильную связь влияет на взаимоотношения молодёжи. Этот фактор отображается на всем и изменяет устоявшиеся общественные процессы, создает совершенно другое поле для общения;

- Прогресс в медасреде оказывает огромное влияние на сознание молодых людей, отчасти даже манипулирует и оказывает активное воздействие на поступки и мнение молодого поколения по тому или иному вопросу;

- Уравнивание отношений между всеми слоями населения возникает в процессе осознания информационной доступности для каждого пользователя сети. Это позволяет молодёжи чувствовать себя важным в собственных глазах;

- Очень активное, быстрое, не полноценное общение, а также частичное удовлетворение других потребностей через сеть Интернет оказывает огромное влияние на молодое поколение.

Как отмечают М.К. Горшков и Ф.Э Шереги, роль массовой коммуникации в социальном взрослении молодёжи, в формировании её мировоззрения неоспорима, особенно в век всеобщей информатизации[11].

Во всем мире СМИ и медиа либо созидают общество либо разрушают его. Таким образом, сознание людей становится либо позитивно настроенным, либо негативно настроенным. Исходя из этого заключения можно сделать вывод, что СМИ дает установки и формирует молодёжь во всем мире. Россия не является исключением из этого правила. В последнее время прогресс в сфере медиатехнологий не только меняет традиционные СМИ но и создает новый тип мышления у молодёжи таким образом что:

– Глобальная информатизация экспансирует за счет появления новых технологий. Сегодня почти у каждого молодого человека имеются информационные носители поддерживающие не только мобильную связь, но и подключение к Интернет сети;

- СМИ директивно определяют направление и форму той информации,которую потребляет молодежь сегодня. Общение сегодня зависит не только от автора коммуникации, но в равной степени от адресата, который является потребителем медиапродукта. Таким образом медиа, формируется за счет молодежного запроса на ту или иную информацию;

- для молодёжи сегодня теряют свою значимость общественные институты, которые ранее формировали ценностные установки и ориентиры поколений. Сформированная интерактивная среда в последнее время является самым главным источником связи и доступом к необходимым материалам для всех слоев населения повсеместно. Стремительный прогресс информационной среды меняет все вокруг общественные процессы, в том числе и в среде молодёжи. «Информационные технологии выступают в качестве фактора, формирующего информационно-коммуникативное пространство, как новую социокультурную среду. Благодаря данным технологиям молодой человек современного общества может находиться в любой «ячейке» культурного пространства. Он может полноценно жить своей собственной жизнью, не оглядываясь на общепринятые стереотипы».[12]

Молодое поколение в России вовлечено сегодня в новые общественные модели поведения. В обществе явно видны разногласия среди «диктуемых официальной властью критериями успешного социального развития молодёжи и фактически принятыми на вооружение критериями «успешности» современного россиянина»[13].Данные разногласия являются двумя разными сторонами одной медали, под названием медиаобразование. «Если государство заинтересовано в некоем патриотизме, идеологическом и морально-нравственном воспитании молодёжи, то массовая культура посредством глобальных механизмов насаждает культ физической силы и внешней привлекательности, установки агрессии, цинизма, жажду наживы, успеха, гламура и «вычурности» во всём»[14].

В связи с этим возникает ряд новых требований к молодому поколению. Специально для них необходимо формировать совершенно новые подходы к получению и анализу информации. Необходимо формулировать и реализовывать новые принципы и технологии работы с молодёжью. При этом необходимо учитывать городская это молодёжь или провинциальная. Какой уровень образовательных учреждений в той или иной местности, какие реальные возможности реализации есть у молодого поколения данной территории. В столичных городах России, как и было ранее, молодёжь явно отличается от провинциальной и это также влияет на принципы и технологии формирования грамотного информационного потребителя и медиатворца в перспективе. Молодёжь больших городов уже несколько лет находится в созданной специалистами-профессионалами медиаобразовательной среде, чего нельзя сказать от их сверстников, живущих в глубинках родины. Таким образом, у одного поколения страны – не равные возможности в успешном социальном старте и развитии. В связи с этим вопрос успешного развития молодёжи в России на основе овладения или не овладения информационными и медийными технологиями приводит к актуальности вопроса внедрения повсеместного медиаобразования.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 332; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.