КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Взаимосвязь интересов и потребностей аудитории СМИ: пути поведения журналистов по отношению к аудиторииКак уже говорилось ранее, для успешного осуществления информационной политики, каждая редакция должна регулярно изучать свою аудиторию. Практически ориентированное знание аудитории складывается из сведений, касающихся, по крайней мере, трех сфер представления о ней. Во-первых, это социально-демографические сведения(об образовании, профессии, о поле, возрасте, семейном положении, месте жительства и т.д.- о том, что обычно фиксируется статистикой) Во-вторых, это сведения о характере и состоянии массового сознания аудитории(о взглядах и убеждениях, целях и стремлениях, об ориентированности в общественно-политической жизни, отношение к власти и оппозиции, участии в партиях, союзах, ассоциациях и других организациях и т.д.) В-третьих, сведения об информационном поведении (об источниках регулярно получаемой информации, отношении к различным изданиям и программам, интересах, о запросах, мотивах обращения к СМИ, предпочтениях тех или иных тематических пластов, рубрик, творческих форм, характера изложения, авторов и т.д.). [Введение в теорию журналистики.Е.П. Прохоров- М:»Рип-холдинг.1998.-с.260] Так, мы видим, что эти знания играют огромную роль, особенно для того, чтобы на их основе выявить потребности аудитории, в том числе её различных слоев. Точное знание потребностей аудитории - есть основа принципиальной направленности информационной политики. Но журналисты должны знать, что так называемым «руководителем» аудитории в выборе источников информации, формировании отношения к ним, отборе материалов для беглого знакомства или внимательного освоения- есть информационный интерес. Жизненные интересы и порожденные ими информационные интересы специфически реализуются в разных системах социальной информации. В принципе всякая информация апеллирует к жизненным интересам личности, обслуживает выполнение ею разных социальных ролей. Особенности массовой информации состоят в том, что, рассчитанная на обслуживание системы основных ролей, выполняемых личностью, она, во-первых, обслуживает их в целом, во-вторых, направлена на вывод личности за пределы повседневно выполняемых ролей, на расширение «жизненного пространства» людей, обогащение их социальных контактов. В последнем случае особенно важными становятся такие черты массовой информации, как ее привлекательность, новизна, доступность (ведь здесь выбор идет не от профессионально - должностной обязанности).[ http://www.33333.ru/public/smi-auditoriya.php] Интерес же особым образом связан с потребностью. Важно прежде всего то, что интересы основываются на потребностях и так или иначе отражают их. Журналистская забота- удовлетворение потребностей, понимание которых лежит в основе направления и информационной политики каждого СМИ. Однако аудитория в своем информационном поведении руководствуется собственными интересами, которые могут не только отличаться от потребностей, но быть даже в чем-то им противоположным. Интересы могут быть ложными, извращенными, вульгарными, низменными, недостойными человека, идти вразрез с подлинными нуждами людей.[ По Е.П. Прохорову] Об этих непростых отношениях «потребность-интерес» журналисту важно знать потому, что руководствуется аудитория как раз интересами. Благодаря этому и складывается организация эффективного функционирования журналистики. Законом деятельности журналистики поэтому является такое удовлетворение потребностей, которое протекает с учетом интересов, т.е. материалы журналистики должны не только отвечать интересам аудитории, но через интересы удовлетворять потребности, связывать интересы и потребности. Каждый материал должен быть интересным, иначе, будучи помещенным в каждое издание или включенным в программу, он не будет воспринят аудиторией. Наряду с интересами важную роль играют мотивы обращения к источникам информации. Мотивы обращения к СМИ отвечают на вопрос, зачем нужна аудитории информация, а так же дают представление о роли, какую, с точки зрения аудитории, должна играть в ее жизни массовая информация, определяют личностный смысл ее получения. Спектр же этот довольно разнообразен: 1. ориентационный мотив 2. мотив выработки и укрепления социальной позиции 3. престижный мотив. 4. рекреативный 5. утилитарный 6. мотив культурного развития 7. познавательный мотив 8. мотив установления контактов с людьми и т.д. Интересы и мотивы формируют систему предпочтений тех или иных рубрик. В связи с неудовлетворенными интересами и мотивами в аудитории возникают запросы - обращенные к СМИ пожелания, в которых выражается стремление получать определенную информацию.(например, через письма в редакцию) Отсюда у журналиста возникает необходимость найти способы передачи информации, которая бы соответствовала потребностям и вместе с тем вызывала бы активный интерес и легко усваивалась. Журналисту необходимо быть заинтересованным. «Журналист не должен быть равнодушным». Он обязан получить живой интерес аудитории, ее заинтересованный отклик, укрепляющееся доверие. Необходимо устанавливать с аудиторией контакт, уметь регулировать отношения, держать определенную дистанцию. Существуют три основных пути поведения журналиста по отношению к аудитории, которые мы без труда сможем проследить по книге Е.П. Прохорова: 1. «лобовой» -когда удовлетворение потребностей в информации никак не связывается с интересами аудитории. 2. «хвостистский»- когда, наоборот, вся информационная деятельность основана на интересах аудитории при невнимании к ее потребностям. 3. «реалистический путь»- когда творчески соединяются потребности с интересами. [Введение в теорию журналистики.Е.П. Прохоров- М: Рип-холдинг.1998-c. 263] Рассмотрение проблемы эффективности СМИ с точки зрения удовлетворения и развития информационных потребностей аудитории дает возможность более точно определить роль каждого конкретного канала массовой информации в общей системе идеологической работы, выявить резервы и недостатки, которые мешают слаженной и эффективной деятельности всей информационной системы современного общества. Однако действительный успех возможен только при осуществлении третьего пути. Здесь необходимо, конечно, творчество и мастерство. Более того, честный журналист ни в коем случае не должен прибегать к обману, пытаясь тем самым привлечь аудиторию.
Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 4193; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |