КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Анализ показателей хозяйственной деятельности предприятия
Производственную деятельность промышленного предприятия характеризует большое количество экономических показателей. В основе их расчета лежит информация о показателях результатов производственно-хозяйственной деятельности ОАО «Завод сыродельный Ливенский» за период 2006–2008 гг. Исходной информацией для проведения анализа послужили документы бухгалтерской отчетности предприятия: форма №1 «Бухгалтерский баланс», форма №2 «Отчет о прибылях и убытках», форма №5 «Приложение к годовому балансу» за 2006, 2007, 2008 гг. Анализ эффективности производственной деятельности предприятия необходимо начинать с изучения объема производства и реализации продукции, это объясняется тем, что от объема, состава и качества продукции зависят остальные показатели: себестоимость, прибыль, рентабельность предприятия. К показателям производственной программы относят: товарную, реализованную и чистую продукцию. Товарная продукция – это продукция, которая принята ОТК, сдана на склад и полностью готова к продаже. В её состав входят: виды выпускаемых изделий, полуфабрикатов, запчастей, оказываемых услуг. Рассмотрим изменение в товарной, реализованной и чистой продукции ОАО «Завод сыродельный Ливенский» в таблице 2.1. Таблица 2.1 – Анализ показателей производства и реализации продукции
По данным таблицы 2.1 можно отметить уменьшение товарной продукции в 2007 г. на 2,64%, а в 2008 г. – увеличение на 19,71%. Реализованная продукция в 2007 г. уменьшилась на 8,79%, а в 2008 г. выросла на 19,15%. Такая тенденция увеличения объема производства и реализации в 2008 г. объясняется ростом спроса и расширением рынков сбыта продукции предприятия.
Себестоимость товарной продукции выросла в 2008 г. на 27,14%. Рост себестоимости во многом объясняется увеличением материальных затрат и амортизационных отчислений. Чистая продукция в течение 2006–2007 гг. увеличилась 18,65%, в следствии уменьшения амортизационных отчислений на 3,12%, а в 2008 г. выросла на 4,25%. Ресурсы предприятия состоят из средств труда (основные средства), предметов труда (оборотные средства) и рабочей силы (персонала). Проведем анализ эффективности использования ресурсов предприятия. 1. Анализ эффективности использования основных средств (будет проведен в 2.3). 2. Анализ эффективности использования оборотных средств. Оборотные средства относятся к мобильной части средств предприятия, обращаемых в денежные средства в течение относительно короткого периода времени или одного производственного цикла. В течение этого времени оборотные средства находятся в постоянном движении, изменяя свою натурально-вещественную форму. Одним из ключевых моментов в использовании оборотных средств является их оценка эффективности выраженная в показателях оборачиваемости. Эффективность использования оборотных средств можно оценить с помощью следующих показателей: коэффициента оборачиваемости, длительности оборота, коэффициента закрепления оборотных средств. Проанализируем динамику изменения показателей эффективности использования оборотных средств в таблице 2.2.
За период 2006–2007 гг. стоимость оборотных средств выросла на 21,78%, а в 2008 г. – на 3,64% и составляет 16124 тыс. руб. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств сократился с 5,84 раз до 4,675 раз в 2007 г., а в 2008 гг. вырос до 5,35 раз или на 14,63%. Чем выше данный показатель, тем эффективнее используются оборотные средства. Увеличение числа оборотов ведет либо к росту выпуска продукции на 1 руб. оборотных средств, либо к тому, что на этот же объем продукции требуется затратить меньшую сумму оборотных средств.
Таблица 2.2 – Анализ оборачиваемости оборотных средств
Коэффициент закрепления оборотных средств вырос на 25% в 2007 г., а в 2008 г. сократился. При сопоставлении этого показателя за ряд лет можно судить об эффективности или неэффективности использования оборотных средств. Продолжительность одного оборота в 2007 г. выросла с 62 до 77 дней или на 25%, а в 2008 г. сократилась и составляет 67 дней. Это свидетельствует о повышении эффективности использования оборотных средств в 2008 г. Материалоотдача увеличивается с 1,61 до 1,82 руб./руб., следовательно с 1 рубля вложенных материальных ресурсов предприятие получает 0,82 рубля товарной продукции, что так же подтверждает эффективность использования материальных ресурсов. 3. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов Проведем анализ эффективности использования трудовых ресурсов в ОАО «Завод сыродельный Ливенский» в таблице 2.3.
Таблица 2.3 – Анализ динамики и эффективности использования трудовых ресурсов предприятия
Среднесписочная численность работников в 2007 г. увеличилась с 232 чел. до 239 чел. или на 3,03%, а в 2008 сократилась на 5,88% и составила 225 чел. Расходы на оплату труда ППП, при этом, выросли в 2007 г. на 16,34%, а в 2008 г. на 13,58%. Среднемесячная заработная плата работника в 2007 г. выросла на 13%, а в 2008 г. темпы прироста составили 21%. В 2008 г. средняя заработная плата работника составляет 8241 руб. Производительность по товарной продукции на одного работника выросла в 2008 г. в 1,3 раза. Рост производительности по чистой продукции (на 15% в 2007 г. и на 11% в 2008 г.) свидетельствуют о росте эффективности использования трудовых ресурсов, что произошло в следствии опережения темпов роста товарной продукции темпов роста среднесписочной численности персонала. Проведем анализ затрат и прибыли предприятия. Показатели объема производства, себестоимости и прибыли находятся во взаимосвязи. Проанализировав динамику и причины изменений производства продукции, рассмотрим динамику изменения себестоимости на предприятии за период 2006–2008 гг. в таблице 2.4.
Таблица 2.4 – Динамика изменения структуры себестоимости и прибыли от реализации продукции предприятия
Затраты на рубль товарной продукции растут с 0,91 до 0,92 или на 1,4% в 2007 г., а затем, в 2008 г. – до 0,96 или на 4,16%. Проведем в таблице 2.5 анализ показателей прибыли ОАО «Завод сыродельный Ливенский». Заполняем таблицу по данным представленным в форме №2 «Отчет о прибылях и убытках».
Анализ таблицы позволяет отметить, что на предприятии в течение 2006–2007 гг. прибыль от реализации снизилась с 5792 тыс. руб. до 4718 тыс. руб., и в 2008 г. до 1606,05 тыс. руб. Темпы роста прочих доходов (55,01%) в 2007 г. выше темпов роста прочих операционных расходов (51,35%), на протяжении всего исследуемого периода прочие расходы превышают прочие расходы. В результате совокупного влияния перечисленных выше факторов в 2008 г. балансовая прибыль на предприятии значительно снизилась. В 2007 г. её величина составляла 2939 тыс. руб., однако в 2008 г. её величина резко снизилась на 59,6% (составляет 1187,5 тыс. руб.). Таблица 2.5 – Анализ показателей прибыли предприятия
Резкие колебания в сторону сокращения балансовой прибыли несомненно окажут негативное влияние на показатели рентабельности предприятия. Рост балансовой прибыли положительно повлиял бы на эффективность работы, так как накапливались бы собственные средства для вложения в производство, но такой ситуации на ОАО «Завод сыродельный Ливенский» нет. Необходимо провести завершающий этап анализа – оценку рентабельности и эффективности использования капитала. Проведем анализ рентабельности и эффективности использования капитала предприятия Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия более полно, чем прибыль, отражают результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. К основным показателям рентабельности относят следующие. 1. Рентабельность производственной деятельности или окупаемость затрат – представляет собой отношение балансовой или чистой прибыли к сумме затрат по реализованной продукции. 2. Рентабельность продаж или рентабельность оборота – отношение прибыли от реализации продукции или чистой прибыли к сумме полученной выручки. 3. Рентабельность капитала представляет собой отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости капитала. 4. Рентабельность производственных фондов (производственного капитала) представляет собой отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных средств оборотных фондов. В таблице 2.6 проведем анализ показателей рентабельности предприятия за период 2006–2008 гг. По результатам анализа можно сделать следующие выводы. Показатель, характеризующий окупаемость издержек производства в 2006 г. имел значение 3,22%, в 2007 г. вырос до 4,33%, а в 2008 г. имел значение 1,4%. Показатель рентабельности оборота в 2006 г. составлял 2,97%, увеличился на 36% в 2007 г., а в 2008 г. был 1,37%. Показатель рентабельности продаж снижается 7,76% в 2006 г. до 6,49% в 2007 г., а затем снижается до 1,86% в 2008 г. Показатель рентабельности или доходности капитала так же увеличивается в 2007 г. и составляет 4,57%, а в 2008 снижается до 2,2%. Число оборота основных и оборотных средств в выручке в 2006 г. имеет значение 1,33 раза, в 2007 г. уменьшается на 7,8% (1,23), а в 2008 г. увеличивается до – 1,84 раз. Рентабельность общая имеет самое большое значение в 2007 г. – 4,98%, в результате большой балансовой прибыли, а в 2008 г. она составляет 2,53% в результате снижения прибыли от продаж. Таблица 2.6 – Анализ показателей рентабельности предприятия
Такая динамика показателей рентабельности объясняется резким падением балансовой прибыли в 2008 г. Таким образом, для повышения эффективности производственной деятельности необходим рост показателей прибыли.
Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 924; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |