Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обследование детей с нарушениями речи




Своевременное и правильное выявление речевых недостат -
ков детей поможет логопеду определить, в какой помощи они нуж-
даются и как эффективнее её оказать.

Основная задача учителя логопеда при индивидуальном об следовании учащихся - правильно оценить все проявления речевой недостаточности каждого ученика. Схема логопедического обследо вания представлена в речевой карте, которая обязательно заполня ется на каждого ученика в зависимости от структуры речевого де фекта.

В процессе заполнения паспортных данных о ребенке фикси руется не только официальная успеваемость (пункт 5), но и выяс няется реальный уровень знаний учащихся по родному языку. В случаях структурно сложных речевых дефектов эти данные могут оказаться решающими, как в определении четкого логопедического

 

заключения, так и в установлении первичности-вторичности речевого нарушения.

Данные о ходе развития речи ученика со сложной структурой речевого дефекта учитель-логопед выясняет со слов матери. В хо-де беседы важно получить четкое представление о том, как проте кало раннее речевое развитие ребенка: когда появились первые слова, фразы, как шло дальнейшее формирование речи. При это отмечается, обращались ли ранее за логопедической помощью, ес ли да, то сколько времени проводились занятия, их эффективность. Кроме того, подлежат фиксации и особенности речевой среды, ок ружающей ребенка (состояние речи родителей: нарушение произ ношения, заикание, дву- и многоязычие и др.).

Прежде чем начать обследование речи, логопед обязан убе диться в сохранности слуха (напомним, что слух считается нор мальным, если ребенок слышит отдельные слова, сказанные шепо том на расстоянии 6-7 метров от ушной раковины).

При обследовании ребенка обращается внимание на состоя ние артикуляционного аппарата. Все обнаруженные при обследова нии аномалии строения (губ, неба, челюстей, зубов, языка), равно как и состояние двигательной функции подлежат обязательной фиксации в речевой карте.

Естественно, что грубая патология строения и функций арти куляционного аппарата требует тщательного, детального обследо вания с подробным описанием всех отклонений, создающих пре пятствия для образования правильных звуков. В других же случаях обследование может быть более кратким.

Характеристика связной речи учащихся составляется на осно вании его устных высказываний в ходе беседы по поводу прочитан ного, увиденного, а также на основании выполняемых ребенком специальных заданий: составление отдельных предложений, связ ного высказывания по вопросам, по сюжетной картинке, по серии картинок, по наблюдениям и т.д.

Полученный в ходе беседы материал поможет выбрать на правление дальнейшего обследования, которое должно быть инди видуализировано, в зависимости от выявленных в процессе беседы представлений об уровне сформированности речи ребенка.

В речевой карте фиксируется общая внятность речи, характер и доступность построения связных высказываний, общие представ ления о словаре и синтаксических конструкциях, используемых ре бенком.

При обследовании звуковой стороны речи выявляются де-

 

 

фекты произношения; количество нарушенных звуков, характер (тип) нарушения: отсутствие, искажение, смешение или замена зву ков (см. Таблицу 1). Если дефекты произношения преимущественно выражаются заменами и смешением разных групп оппозицион ных звуков, следует тщательно исследовать возможности различе ния звуков по акустическим и артикуляционным признакам.

Кроме того, обязательно подлежит определению уровень
сформированности навыков анализа и синтеза звукового состава
слова.

Таким образом, обследование звуковой стороны речи предпо лагает тщательное выяснение:

1) характера (типа) нарушения произношения: количества дефектно произносимых звуков и групп (в сложных случаях);

2) уровня фонематического. развития (уровня сформирован ности дифференциации оппозиционных звуков);

3) уровня сформированности анализа и синтеза звукового со
става слова.

В случае общего недоразвития речи аналогично проводятся обследования звуковой стороны речи (произношение, фонематические процессы). Кроме того, предусматривается выявление умения детей произносить слова и словосочетания сложной слоговой структуры.

При обследовании детей с ОНР необходимо установить так
же уровень сформированности лексико-грамматических средств
языка. При обследовании словарного запаса используется ряд об-
щеизвестных приемов, выявляющих у детей как пассивный, так и
активный словарь. При этом выявляется знание детьми слов, обо-
значающих предметы, действия или состояния предметов, призна -
ков предметов; слов, обозначающих общие и абстрактные понятия:
Таким образом определяется количественный состав словарного
запаса.

Правильное называние предмета еще не означает, что ребе-
нок адекватно может пользоваться этим словом в предложении,
связном тексте, поэтому, наряду с определением количественной,
стороны словарного запаса, особое внимание уделяется его качест-
венной характеристике, т.е. выявлению понимания ребенком значе-
ния, употребляемых слов.

При составлении логопедического заключения данные о сло варе должны рассматриваться не изолированно, а в совокупности с материалами, характеризующими особенности звуковой стороны речи и ее грамматический строй.

При обследовании уровня сформированности грамматических средств языка используются специальные задания, направленные на выявление уровня овладения детьми навыками построения предложений различных синтаксических конструкций, использова ния формо- и словообразования.

Данные анализа ошибок (аграмматизмов), допущенных уча щимися при выполнении специальных заданий, позволяют опреде лить уровень сформированности грамматического строя речи. Уста новленный уровень сформированности грамматического строя речи соотносится с состоянием словаря и уровнем фонематического раз вития.

Уровень сформированности устной речи предопределяет оп ределенную степень нарушения чтения и письма.

В тех случаях, когда дефект устной речи ограничивается только несформированностью звуковой стороны ее, то нарушения чтения и письма обусловлены фонетико-фонематической или толь ко фонематической недостаточностью.

В этих случаях наиболее типичными ошибками являются за мены и смешения согласных букв, обозначающих звуки различных оппозиционных групп.

При обследовании письма, которое проводится как коллек тивно, так и индивидуально следует обратить внимание на характер процесса письма: записывает ли ребёнок правильно предъявляе мое слово или проговаривает его несколько раз, подбирая нужный звук и соответствующую букву; какие испытывает при этом трудно сти; какие ошибки допускает.

Необходимо произвести количественный и качественный ана лиз ошибок: Выявить, какие специфические ошибки на замену букв допускаются ребенком, оказываются ли эти ошибки единичными или частыми, соответствуют ли речевым нарушениям ребенка. Кроме того, учитываются пропуски, добавления, перестановки, искажения слов. Эти ошибки свидетельствуют о том, что ребенок недостаточно четко овладел звуко-буквенным анализом и синтезом, не умеет вы делить акустически или артикуляционно близкие звуки, разобраться в звуковой и слоговой структуре слова.

Должны быть тщательно проанализированы ошибки на прави ла правописания, так как ошибки на правописание парных звонких-глухих, мягких-твердых согласных, обусловлены несформированно стью у детей с дефектами речи представлений о звуко-буквенном составе слова.

У учащихся с нарушениями письма следует обследовать и

 

 

чтение. Чтение проверяется индивидуально. По ходу чтения не сле дует делать никаких исправлений и замечаний. Материалом для обследования могут служить специально подобранные тексты, доступные ребенку по объему и содержанию, но не используемые в классной обстановке. Обследование начинается с предъявления ребенку текста предложений, отдельных слов, слогов (прямых, об ратных со стечением согласных).

Если ребенок не владеет навыками чтения, ему предъявляет ся набор букв для их узнавания.

В процессе обследования фиксируется уровень сформиро- ванности навыков чтения, а именно: читает ли он по слогам; целы ми словами; перебирает ли отдельные буквы и с трудом объединя ет их в слоги и слова; какие допускает ошибки; заменяет ли он в процессе чтения название отдельных букв, соответствует ли эта, замена дефектным звукам; встречаются ли ошибки на пропуски слов, слогов, отдельных букв, каков темп чтения; понимает ли ре бенок значение отдельных слов и общий смысл прочитанного.

Все полученные наблюдения фиксируются. Они помогают уточнить, чем обусловлены недостатки чтения и найти более ра циональные приемы и методы преодоления трудностей в чтении. Выявленные недостатки чтения сопоставляют с данными обследо вания письма и устной, речи.

Завершая краткую характеристику нарушения чтения и пись-
ма у детей с ФФН, следует подчеркнуть, что наиболее типичными
ошибками являются замены и смешения согласных букв, соответ-
ствующих звукам, различающимся по акустическим и артикуляци -
онным признакам.

Вышеперечисленные ошибки принято считать специфически ми (дисграфическими). Обычно они проявляются у детей с ФФН на фоне недостаточного усвоения определенных орфограмм, правила правописания которых тесно связаны с полноценными представле ниями о звуковом составе слова.

Что касается нарушения чтения и письма у детей с ОНР, то у них наряду с ошибками, отражающими несформированность звуко вой стороны речи, отмечаются ошибки, связанные с несформированностью лексико-грамматических средств языка. А именно:

1. Ошибки предложно-падежного управления;

2. Ошибки согласования имен существительных и прилага тельных, глаголов, числительных и т.д.;

3. Раздельное написание приставок и слитное написание предлогов;

4. Различные деформации предложений: нарушение порядка
слов, пропуск одного или нескольких слов в предложении (в том
числе пропуск главных членов предложения); пропуск предлогов;
слитное написание 2-3 слов; неправильное определение границ
предложений и т.д.;

5. Различные деформации слого-буквенного состава слова ("разорванные" слова, пропуски слогов; недописывание слогов и т.д.);

Вписьменных работах детей могут встречаться также графи ческие ошибки - недописывание отдельных элементов букв или лишние элементы букв, пространственное расположение отдельных элементов букв (и-у, п-т, л-м, б-д, ш-щ).

Все перечисленные ошибки, связанные с недоразвитием зву ковой и смысловой сторон речи, проявляются у детей с ОНР на фо не большого количества разнообразных орфографических ошибок.

Самостоятельные письменные работы учащихся с ОНР (изложение, сочинение) имеют ряд специфических особенностей, касающихся как построения текста (недостаточная связность, по следовательность и логичность изложения), так и недостаточно адекватное использование лексических, грамматических и синтак сических средств языка.

Обследование состояния письма и чтения у учащихся должно проводиться с особой тщательностью. В ходе обследования учени ку предлагается выполнить различные виды письменных работ:

• слуховые диктанты, включающие в себя слова, в состав ко торых входят звуки, наиболее часто нарушающиеся в произ ношении;

• самостоятельное письмо (изложение, сочинение).

При обследовании учащихся первых классов в начале учебно го года выявляется знание детьми букв, умений и навыков состав ления слогов и слов.

По завершении обследования речи ребёнка необходимо про вести сопоставительный анализ, всего материала,. полученного в процессе изучения уровня развития звуковой и смысловой сторон речи, чтения и письма. Это позволит определить в каждом конкрет ном случае, что именно является превалирующим в картине рече вого дефекта: преобладает ли у ребенка недостаточность лексико-грамматических средств языка или недоразвитие звуковой стороны речи и, прежде всего, фонематических процессов.

В процессе обследования заикающихся учащихся основное внимание логопеда должно быть направлено на выявление ситуа-

 

 

ций, в которых заикание проявляется особенно интенсивно, а также на анализ возникающих у детей в этих условиях коммуникативных затруднений. Не менее важным является изучение у заикающихся школьников (особенно слабоуспевающих) уровня сформированности языковых средств (произношение; фонематические процессы; лексический запас; грамматический строй), а также уровень сформированности письма и чтения, т.к. заикание может проявляться как у детей с ФФН, так и с ОНР.

Особое внимание обращается на особенности общего и рече-
вого поведения (организованность, общительность, замкнутость,
импульсивность), а также на возможности адаптации детей к усло-
виям общения. Фиксируется темп речи заикающихся, наличие со -
путствующих движений, уловок, интенсивность проявления запинок.
Нарушение речи необходимо рассматривать вкупе с особен-
ностями личности ребенка. В ходе обследования накапливается ма -
териал, позволяющий составить краткую характеристику на ребенка,
иллюстрирующую особенности его внимания, способность к пере -
ключению, наблюдательность, работоспособность. В ней должно
быть отмечено, как принимает ребенок учебные задания, умеет ли
организовать себя на выполнение их, самостоятельно ли выполняет
задания или требует помощи. Фиксируются также реакции ребенка
на встречающиеся в ходе учебной работы трудности, утомляемость
(истощаемость) ребенка. В характеристике отмечаются также осо -
бенности поведения детей во время обследования: подвижен, им -
пульсивен, отвлекаем, пассивен и т.д.

Обобщенный результат изучения уровня развития устной и
письменной речи ребенка представляется в речевой карте логопе-
дическим заключением. Заключение должно быть составлено таким
образом, чтобы из него логически вытекали коррекционные меро-
приятия, отвечающие структуре речевого дефекта, а именно:
=> фонетический дефект. Имеется в виду такой недостаток речи,
при котором дефекты произношения составляют изолирован-
ное нарушение. В логопедическом заключении отражается ха -
рактер искажения звука (например, Р - велярное, увулярное;
С - межзубное, боковое; Ш-Ж - нижние, губные и т.д.) В этом
случае коррекционное воздействие ограничивается постанов
кой и автоматизацией звуков;

=> фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН). Это означает, что у ребенка имеет, место недоразвитие всей звуковой стороны речи: дефекты произношения, трудности дифференциации оппозиционных звуков; несформированность анализа и синте-

 

за звукового состава слова. В этом случае необходимо поми мо коррекции дефектов произношения предусмотреть разви тие фонематических представлений детей, а также формиро вание полноценных навыков анализа и синтеза звукового со става слова;

=> общее недоразвитие речи (ОНР). Поскольку этот дефект представляет собой системное нарушение (т.е. недостаточную сформированность фонетико-фонематических и лексико-грамматических средств языка), то в ходе коррекционного обучения логопед должен предусмотреть восполнение пробе лов в формировании звукопроизношения; фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукового состава слова; словарного запаса (особенно в плане семантического развития), грамматического строя и связной речи. Приведенные логопедические заключения характеризуют уро вень сформированности устной речи.

В случаях сложных дефектов речи (дизартрия, ринолалия, алалия) логопедическое заключение должно включать как структуру речевого дефекта, так и форму речевой патологии (природу). На пример:

Дефекты произно- шения звуков * ФФН ОНР (III уровень) при синдроме бульбарной дизартрии (диагноз врача) у ребенка с дизартрией (заключение логопеда) у ребенка с дизартрическим компонен том (заключение логопеда)
  ОНР (II-III уровень) при синдроме моторной или сенсорной формы алалии (заключение врача) у ребенка с моторной или сенсорной формой алалии (заключение логопеда)
Дефекты произно- шения звуков   ФФН ОНР (III уровень) у ребенка с расщелиной твердого, мягкого неба, с сумбукозной щелью (оперированного или неоперированного)

В качестве примера приводим речевую карту на ребенка с ОНР (начало учебного года).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 45; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.