КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Логопедический пункт
ПРИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ № Речевая карта 1. Фамилия, имя, возраст Петров Ваня, 7 лет 2. Школа № 01 класс 1 3. Домашний адрес ____________________________________________ 4. Дата зачисления на логопедический пункт ____ 18.09 ____________ 5. Успеваемость (к моменту обследования) __ начало уч. года _______ 6.Жалобы учителей и родителей Со слов учителя: на уроке мало-активен, стесняется говорить. Со слов матери: говорит невнятно, искажает слова, не запоминает стихи. 7. Заключение психиатра (заполняется по мере надобности): из меди-цинской карты с указанием даты обследования и фамилии врача. 8. Состояние слуха: проверяется по необходимости 9. Данные о ходе развития речи: Со слов матери: слова появились к 2 - 2,5 годам, фразы – к 4 – 5 годам. Речь непонятна окружающим. 10. Состояние артикуляционного аппарата (строение, подвижность) Строение – N Подвижность – с трудом удерживает заданную позу и испытывает трудности в переключении с одной артикуляционной позиции на другую. 11. Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятельных а) Словарный запас (количественная и качественная характеристи ка). Количественная характеристика: общий объем словаря. Каче ственная характеристика: ошибки в употреблении слов (замена по смыслу и акустическому сходству). Привести примеры Словарь ограничен реалиями обиходно-бытовой тематики: недостаточное количество обобщенных слов и слов, относящихся к прилагательным, глаголам и т.д. Качественная характеристика (ответы на предъявленные задания): абажур (лампа), шланг (вода), графин (бутылка), шофер (вместо машинистка), часовщик, крановщик (не знает), почтовиха (вместо почтальон), стеклещик (стекольщик), машина (вместо слова транспорт), ботинки (вместо обувь) и т.д.; смелый – слабый, лежит – не лежит, ворона – ворота и т.д.
б) Грамматический строй: типы употребляемых предложений, нали чие аграмматизмов. Привести примеры смотри запись беседы, и связного высказывания Карандаш вытащил из – за книги. Мальчик прыгнул лужу. На деревьев появились первые листочки. Мн.ч., Им.п. – деревы, глазы, крылы … Мн.ч., Род.п. – тетрадов, вороткнов, осёл … Варенье яблонычный; вода апельсиновый; медведь плюшеный. в) Произношение и различение звуков 1) произношение звуков: отсутствие, искажение, замена и смеше ние отдельных звуков Р - увулярное; в потоке речи Л = Р [«ралёк» -(ларёк)], Ш = Ж (нижние); Ш =С; Ж=З 2) различение оппозиционных звуков тисовчик (часовщик), го-лошина (горошина), яселса (ящерица) па-ба-ба (N) та-да-да (N) га-ка-ка (N) за-за-за (жа-жа-за) ча-ча-ча (тя-ча-тя) ча-ча-ча (ча-ща -ча) ра-ра-ра (ра-ла-ра) за-за-за (за-жа-за) тя-тя-ча (тя-ча-тя) ща-ща-ща (ща-ча-ча) ла-ла-ла (ла-ра-ра) 3) воспроизведение слов с различным звуко-слоговым составом (привести примеры) лигуливат (регулирует); тлансп, штампат (транспорт), зеле-зелено... (железнодорожный), мещанел (милиционер), писиный (апельсиновый) г) темп и внятность речи: речь невнятная, замедленного темпа 12. Уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукового состава слова плащ: Сколько всего звуков? - "2". 1-й звук? - «П»; 2-й звук? — «А»; 3-й звук? — «А». Назови последний звук? — «А»; Назови 1-й звук? - «Т»; Назови 3-й звук? - «А». 13. Письмо: наличие и характер специфических ошибок (смешение и замена согласных букв, аграмматизмы и т.д.) в письменных работах учащихся — диктантах, изложениях, сочинениях, выполняемых ими при первичном обследовании и в процессе коррекционного обуче ния. (Письменные работы прилагаются к речевой карте).
варианты: I) воспроизводит отельные печатные буквы: А, П, М; 2) печатает отдельные слова типа МАК, МАМА 14. Чтение а) уровень овладения техникой чтения (побуквенное, послоговое, 2)знает все буквы, но не читает; 3) читает слоги и односложные слова;
19
4) читает по слогам, медленно, монотонно; пропускает гласные, не дочитывает слова; искажает слоговую структуру слов; путает некоторые буквы. б) ошибки при чтении лист (листья) на деревьев (деревьях) пожелтели и пурели (побурели). Сердитый ветер кужил (кружил) их … (по) воздуху. в) понимание прочитанного варианты: 1) с трудом понимает прочитанное логопедом, пересказывает только с помощью вопросов; 2) основное содержание рассказа понимает; скрытый смысл понимает с трудом; 3) испытывает некоторые затруднения. 15. Проявление заикания: не заикается а) предполагаемая причина; выраженность заикания; ситуации, в которых оно проявляется (ответы у доски и т.п.)
б) сформированность языковых средств
в) особенности общего и речевого развития (организованность, об щительность, замкнутость, импульсивность)
г) адаптация к условиям общения
17. Краткая характеристика ребенка по педагогическим наблюдении- Внимание неустойчивое, пониженная работоспособность, трудности переключения с одного вида деятельности на другой; низкий уровень самоконтроля и самостоятельности.
18. Заключение логопеда Варианты: 1) НВОНР; 2) ОНР II- III ур. (эти заключения отражают уровень сформированности устной формы речи). 19. Результаты исправления речи (отмечаются в карте к моменту выпуска учащихся из логопедического пункта) Поскольку нарушения чтения и письма являются вторичными проявлениями уровня несформированности устной речи, то логопе дические заключения должны отражать причинно-следственную за висимость первичного и вторичного дефекта, а именно: • нарушения чтения и письма, обусловленные ОНР:
• нарушения чтения и письма, обусловленные ФФН: • нарушения чтения и письма, обусловленные Фонематиче ским недоразвитием. В случаях сложных дефектов речи (дизартрия, ринолалия, алалия) Логопедические заключения о нарушениях чтения и письма при ФФН и ОНР дополняются данными о форме речевой патологии (см. выше). Обязательными подтверждениями правильности логопедиче ского заключения в случаях нарушения чтения и письма являются письменные работы и результаты обследования чтения.
II. СОДЕРЖАНИЕ И ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЯ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
Основная задача логопеда общеобразовательной школы -предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными на рушениями устной речи. Именно поэтому основное внимание лого пед должен уделять учащимся первых классов (дети 6-7 летнего возраста) с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием ре чи. Чем раньше будет начато коррекционно-развивающее обучение, тем выше будет его результат. Общую проблему при коррекционно-развивающем обучении пер воклассников составляет своевременная и целенаправленная под готовка их к обучению грамоте. В связи с этим главной задачей на чального этапа коррекционно-развивающего обучения является нормализация звуковой строны речи. Это значит, что как для группы детей, имеющих фонетико-фонематическое, фонематическое недо развитие, так и для группы детей, имеющих общее недоразвитие речи, необходимо:
· сформировать полноценные фонематические процессы; · сформировать представления о звуко-буквенном составе слова; · сформировать навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова;
· скорригировать дефекты произношения (если таковые имеются).
Эти задачи составляют основное содержание коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим и фонематическим не доразвитием. Что касается детей с общим недоразвитием речи, то данное содержание составляет лишь первый этап коррекционно-развивающего обучения: Таким образом, общее содержание и по следовательность коррекционно-развивающего обучения детей с ФФН и первого этапа коррекционной работы детей с ОНР могут быть примерно одинаковыми. Вместе с тем, количество занятий по каждой теме определяется составом конкретной группы. Принципи альное различие при планировании логопедических занятий будет заключаться в подборе речевого материала, соответствующего об щему развитию ребёнка и структуре дефекта.
На основании материалов обследования учащихся целесооб разно составить перспективный план работы для каждой группы де тей с нарушениями устной и письменной речи, в котором отмечает ся: состав учащихся и краткая характеристика проявлений речевого дефекта; основное содержание и последовательность работы; при мерные сроки прохождения каждого этапа. Он может быть пред ставлен либо схемой, либо описанием направлений работы и ее по следовательности на каждом этапе. Приводим план-схему логопедических занятий с учащимися, страдающими общим недоразвитием речи. В данной схеме (Таблица 2) - поэтапное планирование коррекционного обучения де тей с ОНР. Рассмотрим более подробно каждый этап. Как уже отмеча лось, основным содержанием I этапа является восполнение пробе лов в развитии звуковой стороны речи (как у детей с ФФН, так и у детей с ОНР). Поэтому в методическом письме не дается, отдельно планирование логопедической работы с группой детей, имеющих ФФН). I этап коррекционно-развивающего обучения детей с ОНР продолжается с 15-18 сентября по 13 марта, что составляет, при мерно, 50-60 занятий. Количество занятий для детей с выраженным ОНР может быть увеличено, примерно, на 15-20 занятий. Из общего количества занятий данного этапа особо выделя ются первые 10-15 занятий, основными задачами которых является развитие фонематических представлений: постановка и закрепле ние поставленных звуков; формирование полноценных психологи-
ческих предпосылок (внимания, памяти, умения переключаться с одного вида деятельности на другой, умения слушать и слышать логопеда, темпа работы и т.д.) к полноценной учебной деятельно сти. Эти занятия могут иметь следующую структуру: · 15 минут - фронтальная часть занятий, направленная на фор мирование фонематического слуха детей, развития внимания на звуковую сторону речи (работа строится на правильно про износимых звуках) и на восполнение пробелов в формировании психологических предпосылок к полноценному обучению, · 5 минут - подготовка артикуляционного аппарата (комплекс уп ражнений определяется конкретным составом группы); · 20 минут - уточнение и постановка (вызывание) неправильно произносимых звуков индивидуально и в подгруппах (2-3 чело века) в зависимости от этапа работы над звуком. С первоклассниками, занимающимися по программе 1-4, мож но по подобной структуре работать первые 20 занятий с поправкой на режим работы этих классов (35 мин.). На последующих занятиях I этапа проводится автоматизация поставленных звуков в процессе фронтальных занятий. Структура занятий определяется составом группы: при незна чительном количестве детей в группе с дефектами произношения или при отсутствии у детей дефектов произношения большая часть времени отводится фронтальной работе. В ходе фронтальной части занятий формируются фонемати ческие процессы и уточняются представления о звуко-слоговом со ставе слова, кроме того, с детьми, имеющими ОНР, методом устно го опережения осуществляется работа по уточнению и активизации имеющихся у детей словарного запаса и моделей простых синтак сических конструкций. Необходимость такого подхода обусловлена основным прин ципом коррекционно-развивающего обучения детей с ОНР, а имен но, одновременная работа над всеми компонентами речевой систе мы. В связи этим методом устного опережения, в занятия I этапа избирательно включаются элементы работы по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи. Фронтальная часть следующих 40-45 занятий складывается из • развитию фонематических процессов; • формированию навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова, используя изученные к этому времени в классе буквы и отработанные слова-термины; • формированию готовности к восприятию определенных ор фограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова; • закреплению звуко-буквенных связей; • автоматизации поставленных звуков. Содержание фронтальной части занятий I этапа реализуется в следующей последовательности: Речь и предложение. Гласные звуки (и пройденные в классе буквы). Дифференциация Ш-Ж. .Дифференциация С-Ж.
Дифференциация Щ-С. Дифференциация Щ-Ч. Звук Ц и буква Ц. Дифференциация Ц-С. Дифференциация Ц-Т. Дифференциация Ц-Ч. Данный вариант последовательности изучения тем на 1-м этапе коррекционно-развивающего обучения школьников с ФФН и ОНР является примерным и определяется конкретным составом группы, т.е. зависит от того, каков уровень сформированности зву ковой стороны речи у детей. Например, при незначительном нару шении дифференциации звонких и глухих согласных или отсутст вии нарушения различения этих звуков в целях пропедевтики мож но провести только 5-6 занятий одновременно со всеми звуками данной группы. По мере устранения нарушений звукопроизношения фрон тальная работа занимает все больше времени. Работа при этом осуществляется при строго обязательном индивидуальном подходе к каждому ученику с учетом его психофизических особенностей, вы раженности речевого дефекта, степени отработанности каждого зву ка. Индивидуализация коррекционного обучения должна находить обязательно отражение в планировании каждого занятия. При; завершении I этапа коррекционно-развивающего обуче ния следует провести проверку усвоения учащимися содержания данного этапа. К этому времени у учащихся должны быть: § сформированы направленность внимания на звуковую сторону речи;
§ восполнены основные пробелы в формировании фонема тических процессов;
§ уточнены первоначальные представления о звуко-буквенном, слоговом составе слова с учетом программ ных требований;
§ поставлены и отдифференцированны все звуки;
§ уточнен и активизирован имеющийся у детей словарный запас и уточнены конструкции простого предложения (с небольшим распространением); § введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова-термины: - звук, слог, слияние, слово, гласные, согласные, твердые-мягкие согласные, звонкие-глухие согласные, предложение и т.д.; Таким образом, упорядочение представлений о звуковой сто роне речи и овладение навыками анализа и синтеза звуко-буквенного состава слова создают необходимые предпосылки для формирования и закрепления навыка правильного письма и чтения, развития языкового чутья, предупреждений общей и функциональ ной неграмотности. На этом исчерпывается работа с детьми, имеющими ФФН. Несмотря на общность задач и приемов коррекции звуковой стороны речи у детей с ФФН и ОН.Р, логопедическая работа с детьми с ОНР требует использовании дополнительных специфических приемов. Это обусловлено тем, что на первом этапе в процессе решения ге неральной задачи упорядочения звуковой стороны речи начинают закладываться предпосылки нормализации лексико-грамматических средств языка и формирования связной речи, В целях подготовки детей к усвоению морфологического со става слова, что будет являться основной задачей II этапа, упраж нения по автоматизации и дифференциации поставленных звуков целесообразно проводить в специфической форме. Например, в процессе дифференциации звуков Ч - Щ логопед предлагает детям внимательно послушать слова: щенок, щетка, ящик, определить, одинаковый ли звук во всех словах. Далее, по заданию логопеда дети изменяют слова так, чтобы они обозначали маленький предмет (щеночек, щеточка, ящичек), и определяют, что изменилось в звуковом составе слова, место нахождения звуков Ч- Щ. Такую же работу можно провести при дифференциации других звуков (С-Ш - солнце-солнышко), а также в процессе изучения от дельных звуков. При этом прием сравнения слов по звуковому составу остается стержневым во всех заданиях. (Какие новые звуки Ка кими звуками они отличаются? Определите место данного звука: на каком место стоит? после какого звука? перед каким звуком? Между какими звуками?). В качестве примера приведем некоторые приемы суффиксального образования слов (суффиксы уменьшительно- ласкательного и увеличительного значения), которые могут эффективно применяться на I этапе коррекционно-развивающего обучения детей с ОНР:
Ж - сапог-сапожок, книга-книжечка, рог-рожок, Ш - изба-избушка, дом-домишко, Ч - стакан-стаканчик, веревочка, кусочек. При различении звуков Ч-Щ, С-Щ можно предложить детям изме нить слова так, чтобы они имели увеличительное значение: Ч-Щ - рука-ручища, волк - волчище; С-Щ - нос-носище, усы-усищи. Осуществляя дифференцированный подход, отдельным уча щимся можно предложить более сложные задания. Например, сравнить звуковой состав слов в такой форме, которая требует от них согласования слов в роде, числе или падеже. Эта работа про ходит в следующей последовательности: вначале, при дифферен циации звуков С-3, логопед предлагает назвать картинки на изучае мый звук и определить его место в слове (стебель, смородина, сук но, листья); назвать цвет представленных картинок (зеленый). Оп ределить место звука " 3 "; затем детям предлагается составить сло восочетания, четко проговаривая окончания имен прилагательных и существительных (зеленый стебель, зеленая смородина, зеленое сукно, зеленые листья); завершается подобное задание обязатель ным анализом слов в словосочетаниях, выделяя дифференцируе мые звуки и давая им полную артикуляционную и акустическую ха рактеристику и определяя их место в каждом анализируемом слове. Своеобразие таких занятий первого этапа заключается в том, Несмотря на то, что нормализации связной речи у детей с Поскольку глобальная задача коррекционного обучения детей с ОНР - создание предпосылок для успешной учебной деятельно сти в классе, то помимо нормализации фонетико-фонематических и лексико-грамматических средств языка всемерно необходимо учить их пользоваться средствами языка в условиях учебной работы, т.е. уметь связно, последовательно изложить суть выполненного зада ния, ответить на вопросы в точном соответствии с инструкцией или заданием по ходу учебной работы, используя усвоенную термино логию; составить развернутое связное высказывание о последова- тельности выполнения учебной работы и т.д. Например, при выполнении задания логопеда по дифферен циации каких-либо звуков, в процессе анализа звукового состава слова, ученик должен ответить, примерно, так: · 1-й вариант ответа (наиболее легкий): "В слове "шум" три зву ка, один слог. Первый звук Ш, согласный, шипящий, твердый, глухой. Второй звук - У, гласный. Третий звук М - согласный, твердый, звонкий". · 2-й вариант ответа (более сложный) при сравнении двух слов: "В слове "кусать" третий звук " С ", согласный, свистящий, твер дый, глухой; в слове "кушать" - третий звук " Ш", согласный, шипящий, твердый, глухой. Остальные звуки в этих словах одинаковые". Только такая работа (в отличие от работы с картинкой или се рии картинок) подготовит детей с ОНР к свободному учебному вы сказыванию в классе и, развивая навыки адекватного использова ния языковых средств, позволит предупредить возникновение функ циональной неграмотности, а в целом будет способствовать более полноценному развитию личности ребенка.
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 80; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |