Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Должностные лица системы исполнения наказаний как субъекты коррупционных преступлений




 

При исследовании проблемы определения должностного лица в уголовно-правовом аспекте, основополагающим для нас является вопрос определения должностных лиц в уголовно-исполнительной системе.

Исполнение уголовных наказаний закрепляется как одна из основных функций российского государства, которая реализуется учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. На организацию и функционирование пенитенциарной системы страны, на социальный состав сотрудников и условия содержания осужденных оказывает влияние политическая и экономическая ситуация в стране.

В законодательстве РФ не существует единого понятия лица, осуществляющего исполнение наказаний. Когда заходит речь о должностных лицах уголовно-исполнительной системы России, то и законодательство и ученые-юристы оперируют такими терминами, как «представитель администрации», «руководящий состав», «персонал, либо сотрудник учреждения, исполняющего наказание». Также и нет в российском законодательстве составов коррупционных преступлений, совершаемых только должностными лицами пенитенциарной системы.

Отрядная система складывалась на протяжении все последующего периода и действует по настоящее время. Однако, в соответствии с требованиями Концепции развития УИС РФ до 2020 года, предполагается отказаться от размещения осужденных в многоместных общежитиях отрядов. Проводимые изменения обусловлены тем, что действующая система размещения осужденных делает невозможным пресечение нежелательных контактов между ними. В то же время преодоление угрозы сплочения криминально настроенных осужденных и лиц, содержащихся под стражей, действий, которые дезорганизуют деятельность исправительных учреждений, не обеспечивается в условиях коллективного содержания указанной категории лиц.

В настоящее время УИС России является составляющим элементом в системе органов исполнительной власти. В 1998 году пенитенциарная система из МВД РФ перешла в ведомство Министерства юстиции РФ в целях совершенствования системы исполнения уголовных наказаний. В связи с административной реформой, проходящей в нашем государстве, в 2004 году Главное управление исполнения наказаний Российской Федерации было переименовано Федеральную службу исполнения наказаний Российской Федерации подведомственную Минюсту России [13].

Долгосрочный период, когда пенитенциарная система находилась в ведомстве Министерства внутренних дел Российской Федерации, явился определяющим фактором в развитии всей системы ФСИН России. В настоящее время ФСИН России в своей деятельности руководствуется следующими нормативно-правовыми актами: Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Федеральный закон Российской Федерации от 15 июля 1995 года №103 -ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Уголовный и Уголовно-исполнительный кодексы Российской Федерации 1996 года, а также ведомственными приказами и распоряжениями.

Следует отметить, что до сих пор пенитенциарная система во многих вопросах руководствуется нормативно-правовыми актами Министерства внутренних дел Российской Федерации. Отсутствие единого закона, регулирующего прохождение службы сотрудниками ФСИН РФ, влечет множество проблем, на данный момент этот порядок регулируется Положением о службе в органах внутренних дел. Сложившаяся ситуация негативно сказывается на развитии уголовно-исполнительной системы. Необходимо четко понимать, что ФСИН России функционирует параллельно с МВД РФ. Единое законодательство, регулирующее одновременно оба ведомства, приводит к его различным толкованиям. Что на очередном этапе реформирования системы является недостатком.

Персонал УИС России, в своей деятельности руководствуется не только уголовно-исполнительным законодательством. Большое значение в противодействии коррупционным проявлениям, выражающимся в преступлениях против государственной службы, имеет правильное и точное установление должностных лиц среди многочисленного персонала УИС. Работники УИС в большинстве случаях осуществляют служебную деятельность, но далеко не все из них являются должностными лицами. В настоящее время понятие должностного лица закреплено в УК РФ в примечании к статье 285. В ней сказано, что должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации [14].

Таким образом, руководствуясь вышеприведенным определением должностного лица, для признания сотрудника УИС субъектом коррупционных преступлений, необходимо установление не только факта пребывания лица в определенной должности, но и осуществление этим лицом функций представителя власти, либо организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций. Данные функции раскрываются в Постановлении пленума Верховного суда Российской Федерации от 16 октября 2009 г. №19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий».

Отсутствие четко прописанного понятия должностного лица уголовно-исполнительной системы компенсируется прописанным перечнем должностей федеральной государственной службы в уголовно-исполнительной системе, которой закреплен в приказе ФСИН РФ от 19 мая 2006 г. №245 «Об утверждении Регламента Федеральной службы исполнения наказаний». Регламент включает в себя структуру и штатное расписание всего федерального органа исполнительной власти (ФСИН РФ), его территориальных подразделений, отделов и служб внутри ведомства. В дополнение к этому, в рамках деятельности по противодействию коррупции в системе исполнения наказаний, издан приказ ФСИН РФ от 31 августа 2009 г. №372 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы в уголовно-исполнительной системе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей», проанализировав данный перечень, выделим один момент. В территориальных органах ФСИН РФ сведения подают лица, замещающие такие должности, как:

а) все должности в оперативном управлении (отделе, отделении), управлении
(отделе, отделении, группе) безопасности, отделе (отделении, группе) государственного
оборонного заказа и государственных закупок;

б) начальники и заместители начальников: управлений, отделов (кроме
поименованных); начальники отделений (кроме поименованных);

в) главный бухгалтер, заместитель главного бухгалтера;

г) главный ревизор - начальник контрольно-ревизионного отдела (отделения,
группы), начальник кустовой инспекции технического надзора.

В учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах:

а) начальники и заместители начальников отделов, начальники отделений;

б) главный бухгалтер, заместитель главного бухгалтера;

в) все должности в оперативном отделе (группе), отделе (группе) безопасности и отделе (группе) режима [15].

Наш интерес направлен на должностных лиц из числа представителей администрации исправительного учреждения, которые замещают государственные должности, обладающие коррупционным риском:

начальник исправительного учреждения;

заместители начальника исправительного учреждения (по безопасности и оперативной работе, по воспитательной работе, по режиму и надзору);

начальники подразделений, служб или отделов (начальник оперативного отдела, начальник отдела безопасности, начальник отдела по воспитательной работе с осужденными, начальник отдела охраны);

сотрудники подразделений, служб или отделов (инспектора, старшие инспектора оперативного отдела, отдела охраны, отдела безопасности, начальники отрядов).

Начальник исправительного учреждения, являясь должностным лицом, руководит работой учреждения, всех его служб и отделов. Осуществляет общую организацию всех протекающих процессов в исправительном учреждении таких, подбор и расстановку кадров по штатному расписанию. Одновременно с этим он несет персональную ответственность за выполнение возложенных на исправительное учреждение задач, соблюдение законодательства Российской Федерации и т.д. В рамках своей компетенции начальник исправительного учреждения имеет право предъявлять требования и принимать решения, которые обязательны для исполнения гражданами и должностными лицами, посещающими исправительное учреждение. Через своих заместителей, организует и контролирует деятельность не только сотрудников, но и осужденных, находящихся в данном исправительном учреждении.

Организационно-распорядительные полномочия начальника исправительного учреждения тесно связаны с административно-хозяйственными функциями, которыми он наделен в силу занимаемой должности. В данном случае имеется в виду полномочия по управлению и распоряжению государственным имуществом.

Заместители начальника исправительного учреждения, отвечающие за определенные участки работы, относятся к должностным лицам, так как являются представителями власти, в рамках своей компетенции, имеющие право отдавать указания и распоряжения не только сотрудникам и осужденным, но и другим гражданам, посещающих исправительное учреждение.

Организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции проявляются в руководстве вверенных им подразделений, а также в распоряжении государственным имуществом и материальными ценностями исправительного учреждения, находящимися в их ведении в силу занимаемой государственной должности.

Начальники же структурных подразделений: служб, отделов и отделений, являются в свою очередь должностными лицами в силу выполнения ими организационно-распорядительных функций, выражающихся в руководстве деятельности других людей, которые находятся в непосредственном подчинении. Административно-хозяйственные функции выражаются в возможности самостоятельно решать вопросы, связанные с владением и распоряжением государственным имуществом, которое находится на балансе того структурного подразделения которое они возглавляют. В меньшем же объеме по сравнению с начальником учреждения и его заместителями, начальники отдельных подразделений наделены функцией представителя власти.

В свою очередь, сотрудники оперативного отдела, отдела безопасности, отдела охраны, а также начальники отрядов не имеют подчиненных им по службе лиц, но наделены властными полномочиями по отношению к широкому, неопределенному кругу граждан, что дает достаточные основания считать их должностными лицами, и только лишь при исполнении ими служебных полномочий в процессе несения службы[16].

Необходимо понять отношение той и другой стороны к самому факту коррупции, знают ли они что такое коррупция и эффективно ли, ведется работа по противодействию коррупции в их исправительном учреждении и, в общем, по стране.

Принятая Концепция развития УИС до 2020 года, должна коренным образом поменять сложившуюся систему коррупционных преступлений в УИС России. Провести как структурные, так и качественные изменения в вышеперечисленных отделах, в целях предупреждения и выявления коррупционных проявлений среди сотрудников ведомства. В соответствии с Концепцией предполагается провести выработку требований к служебному поведению работников уголовно-исполнительной системы, создать правовые и организационные условия для их соблюдения; разработать и принять стандарты, основанные на единой системе обязанностей, запретов и ограничений, направленные на предупреждение коррупции.

 

Заключение

К должностным лицам относятся физичиские лица, которые либо на постоянной либо временно а так же по спец.прпедставительству вырожают функцию власти а так же выполняют организационные или распорядительные, административные и хозяйственные функции в государственных органах, гос. учреждениях либо иных органах власти или публично-правовых образованиях.

Под исполняющим функции представителя власти следует понимать физическое лицо, которое имеет определенные права и обязанности для выражения функций органов законодательной,исполнительной,судебной или же иных видов власти. Имеющие установленные правовые полномочия по отношению к лицам, которые не входят в круг подчинённых этого лица либо имеют власть принятия опять таки установленных в законе решений в отношеннии граждан либо же организаций. Данные решения становятся обязательными для них.

Должностными лицами могут быть члены Совета Федерации РФ, депутаты Государственной Думы РФ, депутаты законодательных органов государственной власти субъектов РФ, члены Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ, судьи федеральных судов и мировые судьи, наделенные соответствующими полномочиями работники прокуратуры, налоговых, таможенных органов, органов МВД России и ФСБ России, состоящие на государственной службе аудиторы, государственные инспекторы и контролеры, военнослужащие при выполнении возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка, обеспечению безопасности и иных функций, при выполнении которых они наделяются распорядительными полномочиями.

Теперь остановимся на отличии представителей власти от лиц которые исполняют организационные или распорядительные, административные и хозяйственные функции в государственных органах, гос. учреждениях либо иных органах власти или публично-правовых образованиях.

Их отличие в от представителей власти в точ что они исполняют обязанности в коллективе гос.органа, мун. учреждени и выполняют определенные закономи,трудовым, коллективным договором фнкции связанные с управленческой деятельностью.

К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия, например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии. Такими лицами могут быть руководители государственных или муниципальных органов и учреждений, в том числе директора школ, учреждений культуры, ректоры университетов, начальники отделов кадров этих учреждений; другие работники образовательных, медицинских и прочих учреждений; а в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских/специальных формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства, - начальники по служебному положению и (или) воинскому званию.

Выполняющими административно-хозяйственные функции являются физические лица, осуществляющие полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершающие иные действия, например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием. Такими лицами могут быть заведующие базами, складами, хозяйствами, начальники финансовых служб государственных или муниципальных органов и учреждений, воинских подразделений.

Исполняющими функции представителя власти, осуществляющими организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции по специальному полномочию, признаются физические лица, на которых таковые возложены законом, иным нормативным правовым актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом. Данные функции могут осуществляться в течение определенного времени или одноразово либо совместно с основной работой (в частности, функции присяжного заседателя, стажера органа внутренних дел, прокуратуры).

Функциями для исполнения обязанностей должностного лица могут быть наделены лица, которые постоянно выполняют сугубо профессиональные или технические обязанности в государственных либо муниципальных организациях или учреждениях (например, врач при выдаче листа нетрудоспособности, при участии в работе ВТЭК по определению инвалидности, призывных комиссий; преподаватель, участвующий в аттестационно-экзаменационной или квалификационной комиссии).

 

 

Список литературы:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 772; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.