КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Как овладеть трудовыми знаниями,И профессии в зависимости от уровня его самостоятельности Особенности установления взаимосоответствия человека как потенциального или актуального субъекта труда [] 2]
4.3. ОБУЧЕНИЕ ПРОФЕССИИ: УМЕНИЯМИ, НАВЫКАМИ?
Эффективность трудовой деятельности профессионала в современных условиях становится невозможной без непрерывного образования, способствующего формированию профессиональной пригодности в новых, постоянно изменяющихся условиях. В мировой практике профессионального обучения и повышения квалификации менеджеров сложилось 3 концепции их подготовки: фрагментарный подход, дающий базовую подготовку в центрах тренинга, не связанный с целями конкретных организаций; признается неперспективным; формализованный подход, при котором обучение рассматривается как часть профессионального роста, как совмещенное с потребностями организации и личными интересами менеджеров; базовые знания здесь дополняются структурами по развитию умений и навыков, получаемых с помощью преподавателей-тренеров и непосредственных руководителей обучаемых; целевой подход, предполагающий непрерывное обучение, связанное со стратегией организации и индивидуальными целями обучаемого, реализуемое с помощью курсов по выбору, которые увязаны с характеристиками выполняемой работы при отсутствии директив со стороны линейных руководителей; признается самым перспективным [17]; Профессиональное обучение рассматривается как процесс управления деятельностью человека по овладению трудовыми знаниями, умениями, навыками, развитию профессиональных способностей и личности квалифицированного работника в целом [13]. Профессиональное обучение является необходимой предпосылкой становления человека как профессионала — социально компетентной, психологически зрелой личности, отличающейся высоким профессиональным мастерством, определяющим ее способ жизни, особое, профессионально ориентированное, ответственное мировоззрение и чувство присоединения к профессиональной общности [9]. Становление профессионала предполагает достижение: • социальной зрелости (овладения правовыми нормами, средствами совместной профессиональной деятельности, сотрудничества, принятыми в обществе приемами профессионального общения); • личностной зрелости (овладение средствами самовыражения, саморазвития, средствами противодействия профессиональным деформациям, эмоциональному выгоранию личности); • деятельностной зрелости (овладения на высоком уровне профессиональной деятельностью, средствами самореализации и саморазвития личности в профессии, способность к творческим проявлениям своей индивидуальности) [9; 10]. Подобным образом ориентированное профессиональное обучение предполагает создание условий для усвоения соответствующих знаний, умений и навыков. Важно знать при этом психологические механизмы их усвоения. В психологии трудового обучения различают следующие виды навыков: • сенсорно - перцептивные (навыки восприятия — различение формы букв при чтении, фонем при слушании речи, определения расстояния и скорости движения на глаз); • моторные (двигательные); • интеллектуальные (приемы решения задач). Процесс формирования любого навыка обладает некоторыми общими чертами. Первая — объединение ряда элементарных движений (или других элементов действия, например, умственных актов) в единое целое. В основе объединения элементов действия в целостное образование лежит закон формирования временных нервных связей, от-крытый И. П. Павловым, исходя из которого, навык означает образование и функционирование в коре больших полушарий устойчивойсистемы временных нервных связей, называемой динамическим стереотипом. Выработка динамического стереотипа создает условия, прикоторых одновременно с автоматизированным актом может осуществляться и более сложная аналитико-синтетическая деятельность. Вторая черта — постепенное устранение лишних движений (или элементов действия) и уменьшение напряженности. Третья черта — перемещение внимания с процесса на результат труда. Так, например, овладев навыком письма, человек перемещает внимание с того, как писать, на то, что необходимо зафиксировать на бумаге. Четвертая черта — формирование ритма выполняемых действий. Благодаря ритмичности человек, владеющий навыком, может работать длительное время без утомления. Пятая черта состоит в приобретении широких возможностей произвольно изменять темп работы, осознанно ускорять или замедлятьего [7; 13]. Процесс формирования трудового навыка включает следующие основные этапы: предварительный этап, на котором человек получает знания о составе действия, орудиях и условиях труда, образуется ориентировочная основа действий); аналитический этап — этап овладения отдельными элементами действия; синтетический этап, на котором элементы объединяются в единое целое; этап закрепления и автоматизации действия, на котором создается возможность переключения внимания с процесса на результат труда и произвольного регулирования темпа работы (рис. 5). Навыки образуются в результате упражнений — целенаправленных и систематических повторений действий. Различают упражнения: учебные, направленные на углубление понимания принципа образования навыка, программы действия; тренировочные, обеспечивающие автоматизацию действий и проводящиеся в постепенно усложняющихся условиях.
Рис. 5. Основные этапы формирования навыка
Результаты упражнений могут быть выражены графически, в виде кривой количественных показателей успешности выполнения осваиваемого действия — кривой упражнений, позволяющей контролировать не только результат, но и сам процесс усвоения трудового навыка. При построении кривых упражнений по горизонтальной оси откладывают порядковые номера упражнений, а по вертикальной оси — какие-либо из количественных показателей (количество работы, выполненной в единицу времени; количество ошибок, допущенных при выполнении упражнений; количество времени, затраченное на каждое упражнение). Если в качестве показателя успешности выбрано количество работы, выполненной в единицу времени, кривая должна повышаться, поскольку продуктивность работы при правильной организации упражнений возрастает. В других случаях (количество ошибок и времени) кривая должна снижаться [7]. На основе данных о трудностях в освоении навыка выбирают соответствующий прием их снятия: учебные упражнения, применяемые при недостаточно четком выполнении или пропуске элементарных действий; тренировочные упражнения, к которым прибегают в случае затруднений в освоении темпа, ритма деятельности; ввод срочной информации, применяемый в случае недостаточно четкого анализа сигналов обратной связи, поступающих во время выполнения трудовых действий; психологически обоснованный инструктаж, заключающийся в активном воспроизведении словесного содержания полученных инструкций с одновременным выполнением заданных действий; притеняется в случае затрудненности объединения в единый образ усвоенных представлений о навыке и непосредственных ощущений, возникающих в ходе работы; письменный инструктаж, к которому прибегают при затруднении в планировании необходимых сложных умственных действий [13]. ВОПРОСЫ СЕМИНАРОВ При формировании навыков следует учитывать факторы (рис. 6) и условия их успешного освоения (число и темп упражнений, распре- деление во времени) [7]. Рис. 6. Факторы, влияющие на успешность усвоения навыка
Испытуемым предлагалось упражняться в шифровании букв со следующим распределением во времени: группа А упражнялась в течение 6 дней по 2 раза в день, по 10 минут каждый раз; группа Б —6 дней по 1 разу в день, в течение 20 минут каждый раз; группа В —3 дня по 40 минут, через день; группа Г упражнялась без перерыва 120 мин. Как видно из кривых упражнений, наибольшая продуктивность навыка отмечается в группах А и Б (рис. 7). Важное значение для сознательного овладения навыком имеет знание результатов деятельности, их оценка [7]. Выработанные у человека навыки неизбежно вступают во взаимодействие. В одних случаях старые навыки способствуют овладению новыми, при этом говорят о положительном переносе навыков. В других случаях старые навыки тормозят образование новых, происходит их интерференция. Проблема переноса навыков является одной из центральных в психологии профессионального обучения. Рис. 7. Зависимость результатов упражнений
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 253; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |