Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды лекций и приемы их проведения




Логико-педагогическая структура лекции

Отдельные лекции тщательно планируются, как правило, они состоят из трех частей:

1. Вводная часть. Называется тема, формулируются задачи, дается краткая характеристика проблемы, освещается состояние вопросов, называется литература к лекции, устанавливается связь с предыдущими занятиями.

2. Изложение материала лекции. Преподаватель разбирает факты, приводит нужную информацию, анализирует сложившийся опыт, дает, где нужно,, исторические справки, определяет свою позицию, дает оценку сложившейся практике и научным исследованиям, устанавливает связь с практикой, жизнью, дает установки, раскрывает перспективы развития, возможные научные поиски по данному вопросу.

3. Заключение. Даются формулировки основных выводов, указания к дальнейшей самостоятель­ной работе, методические советы.

Даются ответы на вопросы.

Эффективная лекция диалектически сочетает в се­бе глубокое содержание с рациональной фор­мой ее изложения. Для повышения эффективности лекций важно выявить их типологию, особенности структуры, этапы подготовки и методику чтения каждого типа.

Лекции подразделяются на ряд типов:

· по общим целям: агитационные, пропагандист­ские, воспитывающие, развивающие;

· по содержанию: академические и популярные;

· по дидактическим задачам: вводные, текущие, заключительно-обобщающие, установочные и обзорные;

· по воздействию: на уровне эмоций, на уровне понимания, на уровне убеждений.

Задача преподавателя — сделать каждую лекцию убедительной, точной, осязаемой.

Этапы подготовки лекции:

• изучение программы и учебников;

• оставление списка литературы;

• изучение литературы, отбор содержания и его стилистическая правка;

• выбор типа композиции;

• написание плана или конспекта с вычленением в нем главного в помощь слушателям при записи лекции;

• подбор наглядности.

Форма подачи:

• голосовое оформление (с точки зрения педагоги­ческой психологии);

• мимика и жесты;

• репетирование (перед зеркалом и магнитофоном) с хронометрированием времени на всю лекцию и отдельные ее части.

Организация аудитории и методика чтения.

До начала:

• проверить состояние аудитории;

• написать на доске тему, план, литературу, терми­ны, цифры и т. д.;

• разместить наглядные пособия и технические средства.

После начала лекции:

• устно сообщить тему и мотивировать ее значе­ние;

• четко выделить цель и задачи лекции';

• помочь учащимся записать в тетрадях тему, план и литературу (с аннотацией и заданиями).

При чтении лекции учесть ряд правил:

• читать по плану;

• с дифференцированием (подробнее и помочь за­писать то, что хуже освещено в учебниках);

• выделением интонационно каждого вопроса;

• в каждом вопросе вычленять главное (для запоминания) и второстепенное -(для иллюстрации), интересное и неинтересное (изложить его увлекательно), трудное и простое (изложить его значимо);

• снайперская точность формулировок;

• термины четко проговаривать и расшифровывать и записывать на доске;

• доводить каждую истину до убеждения каждого ученика, избегать нудного тона, заунывности, равнодушия;

• чувствовать и понимать реакцию класса;

• использовать обратную информацию, желательно после каждого раздела, вопроса.

Семинары и другие практические занятия выполняют несколько важных функций, которые невозможно реализовать в лекционной форме работы:

1) текущий контроль результатов самостоятельной работы студентов, их умение работать с первоисточниками, составлять конс­пекты и пр.;

2) овладение студентами навыками самостоятельного выступ­ления с устными докладами, обоснования и защиты собственной точ­ки зрения;

3) обучение студентов правилам ведения дискуссии и умению слу­шать партнера;

4) выявление индивидуальных трудностей в обучении у отдель­ных студентов, возможных недостатков их мышления или некоторых мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение, абстраги­рование и др.);

5) выявление личностных особенностей студентов, могущих позитивно или негативно сказаться на всем процессе обучения и тре­бующих поэтому учета или даже коррекции.

Спецсеминары и спецпрактикумы проводятся обыч­но на старших курсах в рамках более узкой специализации и пред­полагают овладение специальными средствами профессиональной Деятельности в выбранной для специализации области науки или практики.

В лабораторных работах осуществляется интеграция теоретико-методологических знаний с практическими умениями и навыками студентов в условиях той или иной степени близости к реальной профессиональной деятельности. Особую роль здесь иг­рает совместная групповая работа.

Максимальная степень прибли­жения к будущей профессиональной деятельности достигается при прохождении производственной практики..

Формы контроля, используемые в образовательном процессе вуза. Отметим особенности некоторых из них.

Коллоквиум — (от лат. colloguium — «разговор, беседа») — одна из форм учебных занятий, беседа преподавателя со студентами для выяснения знаний. Коллоквиум используется, как правило, для тематического и рубежного контроля. На языке сту­дентов носит название «колобок».

Зачет — форма проверки знаний и умений студентов, полученных на семинарских и практических занятиях, на производственной практике, а также в ходе их обязательных самостоятельных работ.

Дифференцированный зачет (в основе термин «дифференциация» от лат. differentia — «разность, различие» — разделение, расчленение целого на различные части, формы и ступени). За дифференцированный зачет, в отличие от обычного зачета, выставляется оценка.

Экзамен — (от лат. ехатеп — «испытание») — проверка знаний при завершении определенного этапа обучения. Экзамен рассматривается как итоговая форма контроля по всему курсу. Он подводит итоги изучения той или иной дисциплины. Возможно проведение экзамена как в письменной, так и в устной форме. Практикуются нетрадиционные формы экзамена в виде публичной защиты творческих работ, тестирования и др.

Рейтинговая система была введена в начале 90-х гг. в МПГУ, Замысел введения рейтинговой системы заключается в том, что студент получал возможность:

—самому распоряжаться своим временем;

—выбирать порядок выполнения учебных заданий;

— самостоятельно планировать их выполнение;

— постоянно получать информацию об успешности своих академических занятий;

—сравнивать уровень своих знаний с уровнем знаний других студентов;

—углубляться в интересующие его области науки.

Суть нововведения такова. Качество и количество работы студентов оценивается условными баллами. Зачет и годовая экзаменационная опенка зависят от количества набранных баллов. Дается под­робный прейскурант баллов за каждый выполненный вид работы. При этом максимально поощряется исследовательская деятельность. Вво­дится система дополнительных премий за высокое качество работы и «штрафов» за нарушение сроков выполнения тех или иных дел. Что­бы избежать однобокости при самостоятельном выборе занятий вво­дится система регулярных контрольных работ, которые проводятся по завершении каждого раздела курса. Раз в месяц преподаватель объяв­ляет в группе набранное каждым студентом количество баллов.

(Лекция 2) «Сущность, источники, функции самообразования»

 

Ни для кого не секрет, что в течение жизни человеку прихо­дится менять поле деятельности; не всегда выбор, сделанный после окончания школы, бывает осознанным. Но так или иначе любая работа требует развития определенных навыков. И самый главный навык, который должен быть у каждого высококвалифицирован­ного специалиста, — это навык самообразования. Особенно это важно для педагога — как утверждал К. Д. Ушинский, учитель живет до тех пор, пока учится.

Самообразование можно рассматривать в двух значениях; как «самообучение» (в узком смысле — как самонаучение) и как «самосозидание:» (в широком — как «создание себя», «самостроительство»). Мы будем иметь в виду второе значение, так как нас интересует проблема самосовершенствования. В данном случае самообразование выступает одним из механизмов превращения репродуктивной деятельности человека в продуктивную, приближающую индиви­да к творчеству.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 630; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.