КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виды лекций и приемы их проведения
Логико-педагогическая структура лекции Отдельные лекции тщательно планируются, как правило, они состоят из трех частей: 1. Вводная часть. Называется тема, формулируются задачи, дается краткая характеристика проблемы, освещается состояние вопросов, называется литература к лекции, устанавливается связь с предыдущими занятиями. 2. Изложение материала лекции. Преподаватель разбирает факты, приводит нужную информацию, анализирует сложившийся опыт, дает, где нужно,, исторические справки, определяет свою позицию, дает оценку сложившейся практике и научным исследованиям, устанавливает связь с практикой, жизнью, дает установки, раскрывает перспективы развития, возможные научные поиски по данному вопросу. 3. Заключение. Даются формулировки основных выводов, указания к дальнейшей самостоятельной работе, методические советы. Даются ответы на вопросы. Эффективная лекция диалектически сочетает в себе глубокое содержание с рациональной формой ее изложения. Для повышения эффективности лекций важно выявить их типологию, особенности структуры, этапы подготовки и методику чтения каждого типа. Лекции подразделяются на ряд типов: · по общим целям: агитационные, пропагандистские, воспитывающие, развивающие; · по содержанию: академические и популярные; · по дидактическим задачам: вводные, текущие, заключительно-обобщающие, установочные и обзорные; · по воздействию: на уровне эмоций, на уровне понимания, на уровне убеждений. Задача преподавателя — сделать каждую лекцию убедительной, точной, осязаемой. Этапы подготовки лекции: • изучение программы и учебников; • оставление списка литературы; • изучение литературы, отбор содержания и его стилистическая правка;
• выбор типа композиции; • написание плана или конспекта с вычленением в нем главного в помощь слушателям при записи лекции; • подбор наглядности. Форма подачи: • голосовое оформление (с точки зрения педагогической психологии); • мимика и жесты; • репетирование (перед зеркалом и магнитофоном) с хронометрированием времени на всю лекцию и отдельные ее части. Организация аудитории и методика чтения. До начала: • проверить состояние аудитории; • написать на доске тему, план, литературу, термины, цифры и т. д.; • разместить наглядные пособия и технические средства. После начала лекции: • устно сообщить тему и мотивировать ее значение; • четко выделить цель и задачи лекции'; • помочь учащимся записать в тетрадях тему, план и литературу (с аннотацией и заданиями). При чтении лекции учесть ряд правил: • читать по плану; • с дифференцированием (подробнее и помочь записать то, что хуже освещено в учебниках); • выделением интонационно каждого вопроса; • в каждом вопросе вычленять главное (для запоминания) и второстепенное -(для иллюстрации), интересное и неинтересное (изложить его увлекательно), трудное и простое (изложить его значимо); • снайперская точность формулировок; • термины четко проговаривать и расшифровывать и записывать на доске; • доводить каждую истину до убеждения каждого ученика, избегать нудного тона, заунывности, равнодушия; • чувствовать и понимать реакцию класса; • использовать обратную информацию, желательно после каждого раздела, вопроса. Семинары и другие практические занятия выполняют несколько важных функций, которые невозможно реализовать в лекционной форме работы: 1) текущий контроль результатов самостоятельной работы студентов, их умение работать с первоисточниками, составлять конспекты и пр.; 2) овладение студентами навыками самостоятельного выступления с устными докладами, обоснования и защиты собственной точки зрения;
3) обучение студентов правилам ведения дискуссии и умению слушать партнера; 4) выявление индивидуальных трудностей в обучении у отдельных студентов, возможных недостатков их мышления или некоторых мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование и др.); 5) выявление личностных особенностей студентов, могущих позитивно или негативно сказаться на всем процессе обучения и требующих поэтому учета или даже коррекции. Спецсеминары и спецпрактикумы проводятся обычно на старших курсах в рамках более узкой специализации и предполагают овладение специальными средствами профессиональной Деятельности в выбранной для специализации области науки или практики. В лабораторных работах осуществляется интеграция теоретико-методологических знаний с практическими умениями и навыками студентов в условиях той или иной степени близости к реальной профессиональной деятельности. Особую роль здесь играет совместная групповая работа. Максимальная степень приближения к будущей профессиональной деятельности достигается при прохождении производственной практики.. Формы контроля, используемые в образовательном процессе вуза. Отметим особенности некоторых из них. Коллоквиум — (от лат. colloguium — «разговор, беседа») — одна из форм учебных занятий, беседа преподавателя со студентами для выяснения знаний. Коллоквиум используется, как правило, для тематического и рубежного контроля. На языке студентов носит название «колобок». Зачет — форма проверки знаний и умений студентов, полученных на семинарских и практических занятиях, на производственной практике, а также в ходе их обязательных самостоятельных работ. Дифференцированный зачет (в основе термин «дифференциация» от лат. differentia — «разность, различие» — разделение, расчленение целого на различные части, формы и ступени). За дифференцированный зачет, в отличие от обычного зачета, выставляется оценка. Экзамен — (от лат. ехатеп — «испытание») — проверка знаний при завершении определенного этапа обучения. Экзамен рассматривается как итоговая форма контроля по всему курсу. Он подводит итоги изучения той или иной дисциплины. Возможно проведение экзамена как в письменной, так и в устной форме. Практикуются нетрадиционные формы экзамена в виде публичной защиты творческих работ, тестирования и др.
Рейтинговая система была введена в начале 90-х гг. в МПГУ, Замысел введения рейтинговой системы заключается в том, что студент получал возможность: —самому распоряжаться своим временем; —выбирать порядок выполнения учебных заданий; — самостоятельно планировать их выполнение; — постоянно получать информацию об успешности своих академических занятий; —сравнивать уровень своих знаний с уровнем знаний других студентов; —углубляться в интересующие его области науки. Суть нововведения такова. Качество и количество работы студентов оценивается условными баллами. Зачет и годовая экзаменационная опенка зависят от количества набранных баллов. Дается подробный прейскурант баллов за каждый выполненный вид работы. При этом максимально поощряется исследовательская деятельность. Вводится система дополнительных премий за высокое качество работы и «штрафов» за нарушение сроков выполнения тех или иных дел. Чтобы избежать однобокости при самостоятельном выборе занятий вводится система регулярных контрольных работ, которые проводятся по завершении каждого раздела курса. Раз в месяц преподаватель объявляет в группе набранное каждым студентом количество баллов. (Лекция 2) «Сущность, источники, функции самообразования»
Ни для кого не секрет, что в течение жизни человеку приходится менять поле деятельности; не всегда выбор, сделанный после окончания школы, бывает осознанным. Но так или иначе любая работа требует развития определенных навыков. И самый главный навык, который должен быть у каждого высококвалифицированного специалиста, — это навык самообразования. Особенно это важно для педагога — как утверждал К. Д. Ушинский, учитель живет до тех пор, пока учится. Самообразование можно рассматривать в двух значениях; как «самообучение» (в узком смысле — как самонаучение) и как «самосозидание:» (в широком — как «создание себя», «самостроительство»). Мы будем иметь в виду второе значение, так как нас интересует проблема самосовершенствования. В данном случае самообразование выступает одним из механизмов превращения репродуктивной деятельности человека в продуктивную, приближающую индивида к творчеству.
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 630; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |