Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Об идеях истинных и ложных 3 страница




92 Концепция мирового эфира была, по-видимому, знакома Локку как из специального исследования Якова Бернулли (1654—1705) «De gravitate etheris» («О тяготении эфира», 1680), так и из сочинений Ньютона, который в работе 1675 г. допускал возможность существования эфира как всеобщей очень тонкой и чрезвычайно упругой среды (в последующих работах, однако, он занял в отношении этой гипотезы отрицательную, а затем сдержанную позицию, оставив вопрос без окончательного ответа). — 359.

93 «Тонкая материя» (лат.). — 359.

94 Микроскопов с силой увеличения более чем в 100 000 раз во времена Локка не существовало. Возможно, он имеет в виду увеличение не линейное, а по площади или, скорее, объему. — 361.

95 См. кн. II, гл. XVII, § 8 и сл. — 366.

96 Когда Локк пишет, что отношение может существовать только между двумя вещами, он имеет в виду лишь те отношения, которые могут быть выражены самое большее парой соотносительных терминов, или имен, как об этом говорится в § 1 и 2 гл. XXV данной книги. — 373.

97 Парк в Лондоне в районе Вестминстера. Во времена Локка я нем находился зверинец. О казуарах см. кн. III, гл. VI, § 34. — 374.

98 Мнение Локка о причинности, излагаемое в данной главе, не является окончательным: поскольку причинность есть отношение, трактовка идеи «причинность» претерпела все те изменения, что и трактовка идеи «отношение» (см. прим. 9 к с. 169). — 375.

99 См. кн. II, гл. ХIII—XV. — 377.

100 Имеется в виду Елизавета I Тюдор (1533—1603), королева Англии с 1558 г. — 377.

:591

101 Вильгельм Завоеватель (ок. 1027—1087) — герцог Нормандии (с 1035 г.), с 1066 г. король Англии, которую завоевал во главе нормандско-французской дружины. — 377.

102 Площадь в западной части Лондона, от которой измеряли расстояния повозочного пассажирского сообщения. — 378.

103 Эта глава была добавлена Локком во втором издании «Опыта...» в соответствии с пожеланиями его друга У. Молинё (см. прим. 25 к с. 195). — 380.

104 «Принцип индивидуализации» (лат.). — 381.

105 Чезаре Борджиа (ок. 1475—1507) — сын римского папы Александра VI Борджиа, правитель Сев. Италии. Сиф, Измаил, Пилат — библейские персонажи. Среди них Пилат — историческая личность. — 394.

106 Гелиогибал Варий Авит (ок. 204—222). римский император с 218 г., объявил себя богом-солнцем, отличался крайне разнузданным нравом. — 384.

107 Следующий далее рассказ из книги английского дипломата У. Темпла Локк приводит только в четвертом издании «Опыта...». — 385.

108 «Откуда ты прибыл?»... — «Из Мариннапа»... — «Чей ты?»... — «Одного португальца»... — «Что ты там делаешь?»... — «Стерегу кур»... — «Правда, стережешь?»... — «Да, так, и я умею это делать хорошо» (фр.). — 386.

109 См. прим. 107 к с. 385. — 386.

110 Вопрос о том, способны ли животные мыслить, активно обсуждался в XVII и ХVIII вв. Об этой проблеме писали, например, П. Бейль в статье «Рорарий» «Исторического и критического словаря» (1695—1697), Лейбниц в «Новых опытах...», кн. II, гл. 27, Дж. Пристли в «Исследовании о материи и духе» (1777), гл. 18. — 390.

111 Нестор и Терсит — персонажи «Илиады» Гомера, диаметрально противоположные по уму и характеру. — 392.

112 2 Кор. 5, 10 и 1 Кор. 14, 25. — 400.

113 Персонаж из рассказа Джефри Чосера (Chaucer, 1340—1400) «Мелибей и Пруденция» (из серии знаменитых «Кентерберийскпх рассказов» этого автора), добродушный увалень. — 401.

114 В средние века высший управитель королевского дворца, замка или крепости. — 404.

115 См. кн. II, гл. XXII. — 404.

116 См. прим. 7 к с. 87. — 407.

117 Они сами суть награда славы (лат.). См. Вергилий. Энеида I 461. В природе нет ничего более высокого, чем добродетель, чем то, что похвально, чем достоинство, чем лесть (лат.). См. Цицерон. Тускуланские беседы II 20, 46. — 408.

118 См. § 6 этой же главы. — 408.

119 В XVII—ХVIII вв. в западноевропейской философии совокупность действии разных лиц, социальные явления и процессы обозначались термином «моральные отношения» (moral relations). Поэтому выражение «moral science» («моральная наука») означало «обществоведение» в современном смысле. — 412.

120 См. § 4 этой же главы. — 415.

121 «Целого и частей» (лат.). — 423.

122 Эти рассуждения Локка приобретают значение в контексте тех дискуссии о природе «бесконечно малых» величин, которые развернулись в то время в связи с открытием Ньютоном и Лейбницем дифференциального и интегрального исчисления. Эти споры не проходили мимо философов. Позднее в дискуссию о характере исходных понятий анализа включился и Дж. Беркли («Аналитик», 1734), стремясь поколебать доверие к новому исчислению с эпистемологической точки зрения. — 424.

123 В тексте неточность. В древнегреческой мифологии кентавры

:592

изображались как существа с лошадиным туловищем и ногами и верхней частью торса, руками и головой человека. — 428.

124 В данном случае Локк использует схоластическую терминологию: идеи адекватны, говорит он, в том смысле, что все они имеют некоторую соответствующую себе причину. В то же время он допускает, что идеи вторичных качеств могут быть не похожи на вызывающие их причины (не подобны им). — 428.

125 См. кн. II, гл. ХХIII. — 432.

126 Схоластический термин, использовавшийся средневековыми перипатетиками. — 434.

127 См. кн. III, гл. III. — 440.

128 См. кн. IV, гл. V. Это определение истины восходит к Аристотелю (см. «Метафизика», кн. IV, гл. 5; кн. IX, гл. 10, 105 b 5; «Об истолковании», гл. 1, 16 а 10). — 447.

129 Данная глава появилась в четвертом издании «Опыта...». Сам термин «association of ideas» введен в обращение Локком. Д. Юм и Д. Гартли заимствовали принцип ассоциирования идей у Локка, но превратили его в универсальный способ объяснения мыслительных процессов. — 450.

130 Локк воспроизводит здесь мысль Декарта об условных рефлексах, давая таким образом материалистическое объяснение ассоциативным процессам. — 452.

:593

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 205; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.