Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Сравнительное правоведение: понятие, предмет, объект, метод, наука, учебная дисциплина, принципы, функции, значение




Общая часть

Развернутое описание содержания дисциплины по разделам, темам.

№ п/п Раздел Дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов, их трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам): (зачет, экзамен, курсовая работа, курсовой проект)
Занятия лекцион-ного типа, час. Занятия семинарского типа, час.   Самостоятельная работа студен-тов, час.
  1 модуль. Общая часть Сравнительного правоведения. Вопросы: 1.Сравнительное правоведение: понятие, предмет, объект, метод, наука, учебная дисциплина, принципы, функции, значение. 2.История сравнительного правоведения. 3.Сравнительное правоведение и внутригосударственное право. 4.Сравнительное правоведение и международное право 5. Понятие правой системы и правовой семьи, классификация правовых систем современности         2 часа Вводная, обзорная лекция     «Семинар-беседа»   2 часа       10 часов     Формы текущего контроля успеваемости: участие студентов в практических занятиях, контрольные вопросы, подготовка докладов по теме 6, контроль за самостоятельной подготовкой, в том числе информационных и исследовательских проектов в течение всего 1 семестра и презентацией их на практических занятиях.
  2-й модуль. Нерелигиозные правовые системы. Западное право Вопросы: 1.Понятие западного права (западной правовой традиции). 2. Общая характеристика романо-германской правовой семьи. 3.Правовые системы стран Северной Европы. 4.Правовые системы стран Латинской Америки. 5.Англо-американская правовая семья. Правовая система Англии. Правовая семья США. 6. Правовые системы стран Британского Содружества. 7. Смешанные правовые системы (Израиль, Шотландия, ЮАР). 8.Право стран СНГ.                     2 часа Лекция-дискуссия   4 часа – 2-й модуль «Семинар-беседа», тестирование   2 часа     2 часа       16 часов Формы текущего контроля успеваемости: контрольные вопросы, контроль за самостоятельной подготовкой и участием в практических занятиях, подготовка докладов-презентаций по теме 8, возможна подготовка докладов на вузовские и международные научные конференции в ИвГУ и др.; постановка и обсуждение вопросов по темам 13 и 14; выполнение аналитического задания по теме 14 и других по выбору студента.
  3-й модуль. Квазизападное (социалистическое) право. Социалистическое право (правовая семья социалистических стран). Правовая система КНР.         Доклад и его обсуждение     2 часа 6 часов Формы текущего контроля успеваемости: участие студентов в практических занятиях, контрольные вопросы, контроль за самостоятельной подготовкой
  4-й модуль. Религиозные правовые системы.   Общая характеристика религиозной правовой семьи. Иудейское право. Индусское право. Мусульманское право.             Доклад и его обсуждение, тестирование   2 часа   12 часов Формы текущего контроля успеваемости: контрольные вопросы, контроль самостоятельной подготовки и участия в семинарских занятиях, тестирование для проверки понятийно-категориального аппарата религиозного права (темы 19-21)
  5-й модуль. Традиционные системы права. Общая характеристика традиционного (обычного права). Правовые системы стран Тропической Африки. Заключительное занятие             Доклад и его обсуждение 2 часа Выступление с эссе, рефератами, рецензиями, аналитическими заданиями, другими проектами их презентацией 2 часа 12 часов Формы текущего контроля успеваемости: контрольные вопросы, контроль самостоятельной подготовки и участия в практических занятиях. Заслушивание эссе, рефератов, рецензий и т.п., их обсуждение, оценка, рекомендации авторам    
          2 часа   Зачет
  Итого: 72 ч. (2 ЗЕТ)     4 часа 14 часов 54 часов  

Заочная форма обучения

№ п/п   Раздел дисциплины Курс Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов, их трудоемкость (в часах при заочной форме)   Формы текущего контроля успеваемости. Формы промежуточной аттестации  
Занятия лекцион-ного типа Занятия семинар-ского типа Самосто-ятельная работа
  1 модуль. Общая часть Сравнительного правоведения. Вопросы: 1.Сравнительное правоведение: понятие, предмет, объект, метод, наука, учебная дисциплина, принципы, функции, значение. 2.История сравнительного правоведения. 3.Сравнительное правоведение и внутригосударственное право. 4.Сравнительное правоведение и международное право 5. Понятие правой системы и правовой семьи, классификация правовых систем современности          
  2-й модуль. Нерелигиозные правовые системы. Западное право Вопросы: 7.Понятие западного права (западной правовой традиции). 8. Общая характеристика романо-германской правовой семьи. 9.Правовые системы стран Северной Европы. 10. Правовые системы стран Латинской Америки. 11. Англо-американская правовая семья. Правовая система Англии. Правовая семья США. 12. Правовые системы стран Британского Содружества. 7. Смешанные правовые системы (Израиль, Шотландия, ЮАР). 8.Право стран СНГ.          
  3-й модуль. Квазизападное (социалистическое) право. Социалистическое право (правовая семья социалистических стран). Правовая система КНР.          
  4-й модуль. Религиозные правовые системы. Вопросы: Общая характеристика религиозной правовой семьи. Иудейское право. Индусское право. Мусульманское право.          
  5-й модуль. Традиционные системы права. Общая характеристика традиционного (обычного права). Правовые системы стран Тропической Африки.          
             
             
             
          2 (контактная работа Зачет, контактная работа - 2ч.
Итого: 72        

4.2.Содержание учебного материала по разделам (темам): *

Плюрализм взглядов на понятия “сравнительное право” и “сравнительное правоведение”. Компаративистика. Спор о природе сравнительного правоведения: отрасль права, научный метод, чистая наука, вспомогательная научная дисциплина в рамках теории государства и права, самостоятельная учебная дисциплина. Определение и понятие сравнительного правоведения. Либертарно-юридическая концепция сравнительного правоведения.

Сравнительное правоведение в системе юридических наук. Соотношение сравнительного правоведения с другими науками: общей теорией и историей права, философией и социологией права, отраслевыми юридическими науками зарубежных стран, юридической антропологией и др.

Сравнительное правоведение как учебный курс и научная дисциплина.

Изучение правовой карты современного мира – основная задача сравнительного правоведения (А.Х. Саидов).

Понятие и значение сравнения. Принципы сравнительного правоведения, их особенности и виды. Принцип сравнимости правовых феноменов, институтов и учреждений. Цель определяет метод эмпирического описания; эмпирические сведения оправдывают цель сравнительного правоведения (“находишь то, что ищешь”). Необязательность “иностранного” для сравнительного метода в правовых исследованиях. Метод сравнения и сравнительное правоведение. Универсальность сравнения как научного метода. Формы (виды) сравнения: по институтам (макросравнение и микросравнение), по целям (рациональное и теоретическое), по уровням (внутринациональное, историческое, межотраслевое, внутрисистемное, межсистемное), по времени (синхронное и диахронное). Нормативное и функциональное сравнение. Стадии сравнительного анализа. Синергетические основы метода правового сравнения. Проблема несравнимости в компаративистике.

Комплексный характер сравнительного правоведения. Межнациональный характер сравнительного правоведения. Ориентация его по сравнительному анализу различных правовых систем и семей. Аксиомы сравнительного правоведения.

Предмет, объект, цели, задачи и система курса сравнительного правоведения. Функции сравнительного правоведения: теоретико-познавательная и практико-прикладная.

“Перевод – основа сравнительного правоведения” (У.Э. Батлер). Право как сырой эмпирический материал для задач сравнения. Принципы юридического перевода. Проблемы, встречаемые в процессе перевода. Юридические словари. Множество правовых систем и их терминология. Словарь права и сравнительное описание. Перевод как лаборатория сравнительного правоведения. Системный перевод. Подходы отдельных переводчиков (буквальный, контекстуальный, литературный). Поиск транснационального юридического словаря. Перевод и гармонизация и унификация права. Перевод как метод сравнительного правоведения (У.Э. Батлер).

Значение сравнительного правоведения для подготовки юристов в эпоху глобализации, интеграции и интернационализации: в сфере академического применения и в сфере практического применения (унификация и гармонизация права, образовательная и научная функция; реализационная, в том числе правоприменительная).

 

Литература

  1. Агеева Е.А. Сравнительное правоведение как комплексная научная и учебная дисциплина XXI в. // Сравнительное правоведение в российском высшем образовании: сб. учеб.-метод. и науч. материалов / под ред. проф. А.Ю. Саломатина. Пенза, 2009.
  2. Андрианов Н.В. Семиотический подход в сравнительно-правовых исследованиях // Правоведение. 2012. № 5.
  3. Бехруз Х. Сравнительное правоведение как учебная дисциплина: современное состояние и существующие проблемы // Сравнительное правоведение в российском высшем образовании: сб. учеб.-метод. и науч. материалов / под ред. проф. А.Ю. Саломатина. Пенза, 2009.
  4. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 1998.Введение. Отдел I. Сравнительное право. Введение. Отдел I. Сравнительное право.
  5. Кох X., Магнус У., Винклер фон Моренфельс П. Международ­ное частное право и сравнительное правоведение. М., 2003.
  6. Красиков Д.В. Роль учебных дисциплин сравнительно-правоведческого направления в юридическом образовании // Сравнительное правоведение в российском высшем образовании: сб. учеб.-метод. и науч. материалов / под ред. проф. А.Ю. Саломатина. Пенза, 2009.
  7. Крицкая С.Ю. Преподавание дисциплины «Сравнительное правоведение» в Санкт-Петербургских вузах // Сравнительное правоведение в российском высшем образовании: сб. учеб.-метод. и науч. материалов / под ред. проф. А.Ю. Саломатина. Пенза, 2009.
  8. Леже Р. Великие правовые системы современности: сравнительно-правовой подход. М., 2010.
  9. Марковичева Е.В. Упущенные возможности правовой компаративистики // Сравнительное правоведение в российском высшем образовании: сб. учеб.-метод. и науч. материалов / под ред. проф. А.Ю. Саломатина. Пенза, 2009.
  10. Павлова Н.Г. Место и роль сравнительного правоведения в системе юридического образования // Методология сравнительно-правовых исследований. Жидковские чтения: матер. Всерос. науч. конф. Москва, 30 марта 2012 г. / под ред. Г.И. Муромцева, М.В. Немытиной. М., 2013.
  11. Поцелуев Е.Л. Опыт преподавания сравнительного правоведения на юридическом факультете Ивановского государственного университета (1999-2009 ) // Сравнительное правоведение в российском высшем образовании: сб. учеб.-метод. и науч. материалов / под ред. проф. А.Ю. Саломатина. Пенза, 2009.
  12. Поцелуев Е.Л. Почему нужно изучать сравнительное правоведение // Порiвняльне правознавство: сучасний стран i перспективи розвитку: збiрник науковых праць / за ред. Ю.С. Шемшученка, В.П. Тихого, М.М. Цимбалюка, I.С. Гриценка; упор. О.В. Кресiн, I.М. Ситар. Львiв, 2012. С. 80-83.
  13. Саидов А. X. Методология современного правоведения: но­вые парадигмы и перспективы // Журнал зарубежного законо­дательства и сравнительного правоведения. Вып. 4. 2006.
  14. Саломатин А. Ю. О концепции курса «Сравнительное право­ведение» и сравнительно-правовых исследованиях // Актуаль­ные проблемы политики и права. Вып. 8. Пенза, 2005.
  15. Саломатин А. Ю. Преподавание сравнительного правоведения: попытка синтеза подходов // Сравнительное правоведение в российском высшем образовании: сб. учеб.-метод. и науч. материалов / под ред. проф. А.Ю. Саломатина. Пенза, 2009.
  16. Саломатин А. Ю. Сравнительное правоведение — сущест­венное звено в развитии правовой реформы и модернизации юридического образования // Юридическое образование и нау­ка в России: проблемы модернизации. Саратов, 2006.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 1105; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.