КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Возникновение и развитие экономической теорииТема 1. Предмет и метод экономической теории Введение Дисциплина «Экономическая теория» является важнейшей общепрофессиональной дисциплиной для студентов экономических специальностей, теоретической и методологической базой всех остальных общепрофессиональных и специальных дисциплин. Цель дисциплины – формирование у студентов самостоятельного экономического мышления, характеристиками которого являются всесторонность, глубина, аналитичность и научность. Задачи дисциплины предполагают изучение: - общественных производственных отношений и объективных законов их функционирования и развития; - поведения отдельных экономических субъектов в условиях ограниченности ресурсов; - функционирования экономики в целом, способов обеспечения ее стабильного развития. По окончанию изучения дисциплины «Экономическая теория» студент должен быть способен самостоятельно обобщать и систематизировать экономические явления и процессы, давать самостоятельную оценку происходящим в экономике изменениям, легко ориентироваться в поиске и анализе экономической литературе по изученным проблемам. Важным результатом освоения курса является использование теоретических знаний в будущей профессиональной деятельности. Данное учебное пособие предназначено для студентов экономических специальностей, обучающихся по модульно-рейтинговой системе. Его особенностями являются: - сжатое, тезисное изложение, ориентированное на облегчение восприятия учебного материала студентами и содержащее все наиболее важные понятия дисциплины в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта; - снабжение всех тем курса контрольными вопросами в тестовой форме (из предложенных четырех вариантов ответа в каждом случае необходимо выбрать один правильный); - наличие рекомендательного списка основной и дополнительной литературы по дисциплине. Раздел I. ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ Термин «экономика» происходит от греческих слов οικος (ойкос) – дом, хозяйство и νομος (номос) – правило, закон, порядок, строй. Следовательно, экономика – это наука о ведении хозяйства. Рис. 1.1. Этапы развития экономической мысли Экономическая мысль древности развивалась в рамках общей системы знаний о мире (философии). Представители: Ксенофонт (автор труда «Экономикос»), Платон, Аристотель и др. Основной объект изучения – домашнее хозяйство. Экономика как самостоятельная наука формировалась по мере развития хозяйственных связей в период разложения феодального строя Основные вопросы: · В чем состоит источник богатства народов? · Какова роль государства в развитии экономики? Первая школа экономической теории как науки – меркантилизм. Период: конец XVI – XVII вв. Название восходит к итальянскому слову mercante(мерканте) – торговец. Представители: Уильям Стаффорд, Томас Мэн, Антуан Монкретьен (автор труда «Трактат политической экономии») и др. Основные идеи: · Воплощение богатства – деньги; · Источник богатства – сфера обмена (торговля), ее и должна изучать экономическая наука; · Государство должно играть активную роль в развитии экономики; · Задача экономистов – дать рекомендации правителям. Меркантилисты дали экономической науке ее первое «имя» – «политическая экономия». Определение «политическая» происходит от греческого слова πολις (полис) – государство. На смену меркантилизму пришла школа физиократов. Период: конец XVII – XVIII вв. Название восходит к греческим словам φυσις (фюзис) – природа и κρατος (кратос) – власть. Представители: Франсуа Кенэ, Анн-Робер-Жак Тюрго и др. Основные идеи: · Воплощение богатства – не деньги, а блага; · Источник богатства – сельское хозяйство, оно и должно быть объектом экономической науки; · Государство не должно вмешиваться в экономическую деятельность, соблюдая принцип свободы предпринимательства (laissez faire, laissez passer). Идеи физиократов легли в основу классической политической экономии. Период: конец XVIII – XIX вв. Представители: Уильям Петти, Адам Смит, Давид Рикардо, Жан-Батист Сэй, Джон Стюарт Милль и др. Основные идеи: · Воплощение богатства – блага, продукты; · Источник богатства – все общественное производство (хозяйство); · Государство не должно вмешиваться в экономическую деятельность, экономика регулируется невидимой рукой рынка (invisible hand). В последней трети XIX в. в экономической теории выделилось несколько ответвлений. Одно из них – марксистская политическая экономия. Период: с конца XIX в. Представители: Карл Маркс, Фридрих Энгельс, В.И. Ульянов (Ленин), Г.В. Плеханов и др. Основные идеи: · Объект изучения политической экономии – общественные производственные отношения и законы их развития; · Противоречия капитализма неизбежно ведут к его гибели и становлению коммунистических производственных отношений; · Наиболее эффективна экономика, планомерно регулируемая государством. Другим направлением стала неоклассическая школа. Период: с конца XIX в. Представители: Альфред Маршалл (автор труда «Принципы экономики»), Карл Менгер, Фридрих фон Хайек, Милтон Фридмен и др. А. Маршалл отказался от слова «политическая» в названии науки и предложил использовать более короткое – «экономика» (economics). Основные идеи: · Государство не должно вмешиваться в экономику (идея классиков); · Основной объект изучения экономики – фирма; · Основная проблема экономики – эффективное использование ограниченных ресурсов с целью максимизации удовлетворения потребностей. Неоклассики заложили основы микроэкономики как раздела экономической науки. Основная заслуга в создании макроэкономики принадлежит кейнсианской школе. Период: с 30-х гг. XX в. Представители: Джон Мейнард Кейнс, Алвин Хансен, Рой Харрод, Пол Самуэльсон, Джон Хикс и др. Основные идеи: · Государство играет важную роль в экономике; · Основной объект изучения – национальная экономика; · Основная проблема экономики – выработка эффективной экономической политики государства. Одной из ведущих экономических школ современности является институционализм. Период: с 20-30-х гг. XX в. Представители: Торстейн Веблен, Джон Кеннет Гэлбрейт, Рональд Коуз, Дуглас Норт и др. Основные идеи: · Объект изучения – социальные (в том числе неэкономические) институты и их эволюция; · Основная проблема – повышение эффективности социальных институтов и экономической системы.
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 422; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |