Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные направления стилистики




VII. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТИЛИСТИКИ, ее структура и основные исторически сложившиеся аспекты стилистических исследований.

В языкознании НЕТ общепризнанного определения стилистики. Это происходит, видимо, потому, что в процессе своего формирования эта отрасль языковедения развивалась в составе различных направлений.

В самом общем смысле СТИЛИСТИКУ можно определить как лингвистическую науку о средствах речевой выразительности и о закономерностях функционирования (употребления) языка, обусловленных наиболее целесообразным использованием в тексте языковых единиц в зависимости от содержания высказывания, целей, ситуации и сферы общения [Кожина М.Н., Дускаева Л.Р., Салимовский В.А. Стилистика русского языка, 2012. – с. 34].

Выделяются, прежде всего, такие типовые и социально значимые сферы общения, как НАУЧНАЯ1, ХУДОЖЕСТВЕННАЯ2, ПУБЛИЦИСТИЧЕСКАЯ3, ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВАЯ4, РАЗГОВОРНО-БЫТОВАЯ5, РЕЛИГИОЗНАЯ6. В соответствии с ними различаются и ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ (их подстили и т.д.).

Мы дали определение ОБЩЕЙ СТИЛИСТИКИ.

VIII. Два основных исторически сложившихся аспекта исследований стилистики.

Описанное определение общей стилистики может быть разделено на 2 части, соответствующие двум основным исторически сложившимся аспектам стилистических исследований:

1. Традиционное – о внеконтекстуальных стилистических ресурсах языка (условно назовем его «стилистика ресурсов») – аспект строевой, структурный.

2. О закономерностях функционирования, употребления языка в различных сферах общения (функциональная стилистика) – аспект собственно коммуникативный, динамический, язык в действии.

Почти все направления ИССЛЕДОВАНИЙ в стилистике можно подразделить на 2 КРУГА:

I. структурный (строй языка) и II. функциональный;

то есть СТАТИЧЕСКИЙ и ДИНАМИЧЕСКИЙ.

Таким образом, можно говорить о:

1) стилистике языковых единиц (в аспекте строя, системы языка) и

2) стилистике речи (использование, употребление языка), функциональной стилистике.

В соответствии с этим выделяются НАПРАВЛЕНИЯ стилистики.

IX. Система научных направлений стилистики.

Перечислим основные направления стилистики: «стилистика ресурсов», экспрессивная стилистика, функциональная стилистика, стилистика художественной речи, стилистика текста, практическая стилистика.

Кратко опишем перечисленные направления.

1. Наиболее традиционным является направление «стилистика ресурсов», изучающее стилистические ресурсы языка. Это своего рода описательная, иначе аналитическая, или структурная, стилистика, характеризующая стилистические окрашенные средства языка, выразительные возможности и семантико-функциональные оттенки слов, форм, конструкций, а также так называемые средства словесной образности. Один из центральных аспектов этой науки – стилистическая синонимия языка (на разных уровнях языковой системы).

2. Экспрессивная стилистика, смыкающаяся со стилистикой ресурсов, но более широко и специально изучающая всю коннотативную «сферу» языка (не только стилистические, но и экспрессивные, эмоциональные, оценочные средства).

3. Функциональная стилистика – это лингвистическая наука, задачами которой является изучение:

1) закономерностей функционирования языка в различных сферах общения, соответствующих тем или иным разновидностям человеческой деятельности,

2) речевой системности складывающихся при этом функциональных стилей и иных функционально-стилевых разновидностей,

3) норм отбора и сочетания в них языковых средств.

Это направление, по признанию многих учёных, одно из центральных направлений современной стилистики и весьма перспективное. Именно с его формированием связано оформление стилистики в XX веке в качестве самостоятельной научной дисциплины.

4. В функциональной стилистике можно выделить стилистику художественной речи. Однако следует помнить, что это внутреннее ответвление той же функциональной стилистики, в котором художественная речь исследуется в аспекте её общих специфических черт.

5. В 80-е гг. XX в. сложилась в качестве особого направления стилистика текста, сосредоточившая свое внимание на специфике целостного текста. Данное направление сформировано на пересечении стилистики и лингвистики текста, изучает целый текст, структурно-стилистические возможности речевых произведений, их композиционно-стилевые формы и типы, конструктивные приемы и функционирование в речи языковых и собственно текстовых единиц (сверхфразовых единиц, абзацев и др.) в единстве с идейным содержанием произведений. Она не тождественна лингвистике текста в силу своей стилистико-функциональной направленности.

6. Практическая стилистика подразделяется на: 1) лексическую стилистику; 2) грамматическую стилистику; 3) фоностилистику (фонетическую стилистику); 4) выделяется также стилистический аспект словообразования. Практическая стилистика занимается вопросами нормативного использования языковых единиц, а именно слов, фразеологических выражений, грамматических форм, синтаксических конструкций, звуков и их сочетаний в речи носителей литературного языка, изучает закономерности использования языковых единиц в типических контекстах и речевых ситуациях.

Одним из ГЛАВНЫХ ПРИНЦИПОВ стилистики, который должен усвоить каждый пишущий и говорящий, является ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ и УМЕСТНОСТЬ использования того или иного языкового средства в зависимости от сферы общения и, следовательно, конкретных его целей и задач, ситуации, содержания высказывания, жанра и других экстралингвистических факторов. Практическая стилистика должна воспитывать у говорящих стилевое чутье, знакомить с нормами того или иного функционального стиля, развивать умение строить речь, связный, протяженный текст в соответствии со спецификой последнего.

Известный чешский лингвист, основатель и первый президент Пражского лингвистического кружка Вилем Матезиус справедливо говорил о необходимости изучения уже в школе не только грамматики, но и стилистики.

Научные направления стилистики формируют систему и различаются по:

1. объекту и материалу исследования:

 стилистика художественной речи,

 стилистика текста,

 стилистика нехудожественной речи (научной, деловой, публицистической, разговорной);

2. методам и аспектам исследования (теоретическая стилистика, практическая стилистика, стилистика языковых единиц (как статичная), функциональная стилистика (т.е. динамическая), экспрессивная стилистика, синхроническая стилистика, диахроническая стилистика, стилистика кодирования и стилистика декодирования);

3. уровням языковой системы:

1) грамматическая стилистика - учение о выразительных свойствах частей речи и их форм, стилистических возможностях синтаксических конструкций, а также учение о целесообразном отборе и организации в речи грамматических средств языка [Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов, 1976];

2) лексическая стилистика изучает соотносительные лексические средства языка, давая оценку использованию слова в конкретной речевой ситуации и вырабатывая рекомендации нормативного словоупотребления в различных функциональных стилях; стилистический аспект изучения лексики требует вдумчивой оценки слова с точки зрения мотивированности его в контексте; слово изучается в стилистике не только в номинативной, но и в эстетической функции; предметом специального интереса лексической стилистики являются лексические образные средства языка – тропы;

3) синтаксическая стилистика – раздел стилистики, изучающий стилистические возможности средств синтаксиса, их роль в порождении стилистически маркированных высказываний; способность синтаксических единиц выступать в качестве средств экспрессивно-стилистических, т.е. связанных с достижением выразительного эффекта высказывания (экспрессивный синтаксис), и функционально-стилистических, т.е. типичных для той или иной сферы функционирования языка и участвующих в создании определенной стилистико-речевой организации;

4) фоностилистика – раздел стилистики, изучающий реализацию потенциальных функционально-стилистических возможностей языка на фонетическом уровне в зависимости от целей и задач общения, характера содержания, типа мышления и различных ситуативных возможностей общения в той или иной социальной сфере.

4. формам речи (стилистика устной речи, стилистика письменной речи)

Контексты письменной речи представлены в официально-деловой речи, научной речи, в газете, в жанрах публицистики, в художественных произведениях, в частной переписке (письменная форма разговорной речи – эпистолярный стиль, используемый при написании писем в частной переписке).

Контексты и речевые ситуации устного общения представлены в многочисленных жанрах ораторской речи, в научной речи (лекция, доклад на научной конференции и др.), в языке (в звучащей речи) электронных СМИ (особенно в разновидностях интерактивного вещания – в прямом эфире), а также в разговорной речи носителей литературного языка.

Чтобы четко сформулировать мысль, адекватно передать смысловые оттенки фразы, предложения, мельчайшие нюансы эмоций, чтобы текст был доходчивым, наконец – чтобы быть правильно понятным, необходимо хорошо ориентироваться в смысловых и стилистических свойствах языковых единиц, в сложных их соотношениях, многообразных переплетениях, иначе говоря – в СТИЛИСТИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЕ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА. Надо знать литературные нормы, обладать чувством меры при использовании языковых средств в основных, типических контекстах устного и письменного речевого общения носителей литературного языка наших дней.

Для этого необходимо хорошо разбираться в важнейших понятиях стилистики: современный русский язык, литературный язык, функционально-стилевая дифференциация литературного языка, норма литературного языка.

5. с учетом взаимодействия стилистики с другими научными дисциплинами (прагматическая стилистика, когнитивная стилистика).

X. Задачи преподавания стилистики состоят в том, чтобы:

 помочь через познание её теории овладеть практикой,

 способствовать повышению лингвостилистической культуры общества,

 научить оценивать языковые факты,

 научить отбирать и сочетать языковые средства, учитывая содержание, ситуацию, сферу общения, особенности жанра.

Изучение стилистики должно способствовать воспитанию стилистического чутья, овладению умениями и навыками стилистически целесообразного употребления языка и построения текста.

Необходимо оценивать тот или иной речевой факт только в аспекте целей и задач конкретной сферы общения, особенностей содержания, жанра, ситуации, в общем, всей системы экстралингвистических факторов, влияющих на стиль речи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 14794; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.