Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Из истории летних лагерей

В Европе первый лагерь появился в швейцарских Альпах в 1876 году, когда пастор Бион Hermann Walter Bion создал лагеря отдыха, в которых дети, строили для себя дома-шалаши, пели песни, запускали воздушных змеев и погружались в мир приключенческих игр. Пастор, служивший в рабочем районе Цюриха, решил взять детей рабочих с собой в деревню. В его первом лагере было 68 детей, присмотр над которыми осуществляли их же родители-добровольцы. Взрослых в первом лагере было 10. Лагерь был по-настоящему спартанским: мальчики спали в стогах с сеном, девочек расселили по местным семьям. Дети занимались и домашними делами, но значительное время отводилось на походы, экскурсии, сбор плодов и цветов. По возвращении и пастор, и родители отметили, что свежий воздух и физическая активность оказались весьма полезными для здоровья детей. Так что первый опыт понравился, и с тех пор летние лагеря стали организовываться не только в Швейцарии, но и в соседней Франции.

В Северной Америке первые лагеря появились в 80-х годах XIX века. Самые первые детские лагеря были не государственными, а частными, небольшими, для мальчиков старшего возраста. Созданные для детей из элитных семей, они располагались в глухих лесах на севере Новой Англии, как можно дальше от соблазнов большого города и общества, которое уже проявляло «неправильную» тенденцию к феминизации. Затея с каждым годом становилась все популярнее, и в 1890-е годы летних кампусов появилось столько, что даже средний класс и малообеспеченные семьи смогли позволить себе отправлять в них своих мальчиков. Бедняками занимались органы социальной защиты и религиозные организации, а средний класс полностью опекался YMCA — Young Men’s Christian Association (Христианской Ассоциацией Молодых Людей), впоследствии одной из самых крупных молодежных организаций в мире. Основанная в Лондоне в 1844 году Джорджем Вильямсом, в настоящий момент ассоциация насчитывает около 45 миллионов человек в более чем 130 странах мира. В 1900 году в Санкт-Петербурге была создана и российская YMCA, в ней состояли и поддерживали её известные русские меценаты, учёные и деятели искусства.

Август 1908 года в истории лагерей занимает особое место. Б. Пауэлл вывез по просьбе друзей 20 мальчиков в лагерь на острове Броунси. Это, на первый взгляд рядовое событие, стало определённой точкой отсчёта скаутского движения и, конечно, важнейшей формы жизни скаутов — летних лагерей. Основатель скаутского движения Роберт Стефенсон Смит Баден Пауэлл прошедший военную службу на Балканах, в Южной Африке, на Мальте, участвуя в Англо-Бурской войне, не мог смириться с тем, что молодые люди слабо подготовлены к участию в военных действиях, особенно страдала разведка. Он пишет пособие для разведчиков, а вернувшись на родину, начинает активную деятельность по созданию отрядов мальчиков — юных разведчиков. Б. Пауэлл написал книгу «Скаутинг для мальчиков», которая со временем стала основой нового Всемирного движения. В настоящее время 16 миллионов скаутов действуют более чем в 150 странах мира. Фундаментальные принципы, по которым живут скауты, изложены в Конституции Всемирной Организации Скаутского Движения. Являясь законом, убеждением каждого, они должны неукоснительно соблюдаться при достижении цели, представляя Кодекс поведения, который характеризует любого члена Скаутского Движения. Три фундаментальных принципа Скаутинга выступают как закон для каждого, и позиция каждого скаута — это: долг перед Богом, долг перед другими, долг перед собой. Опора на эти принципы определяет жизнедеятельность в скаутских лагерях, которые продолжают основные традиции, заложенные на первом лагерном выезде юных разведчиков. Организация жизни в лагере строилась на ежедневной таблице режимного времени и необходимой информации для выполнения заданий. Скауты практиковались в следопытстве, тренировали наблюдательность, учились разводить костры, играли в спортивные игры, упражнялись в пожарном деле. Сидя вечером у костра, слушали рассказы о великих сражениях и великих полководцах, обсуждали причины побед и поражений. Мальчики участвовали в разнообразных соревнованиях и конкурсах на выносливость в стрессовых ситуациях, на проявление силы воли. Огромное значение имела атрибутика. Каждый скаут имел латунный значок и свисток с надписью «Будь готов!», за достижение более высоких результатов выдавались другие значки, шейный платок или галстук цвета хаки. Необходимый и важный элемент жизни — обязательный «вечерний туалет», когда мальчики занимались личной гигиеной, чистили и ремонтировали одежду, снаряжение. Каждый вечер у лагерного костра обсуждали замыслы на следующий день.

В России первые лагеря создавались пионерскими отрядами, существовавшими по месту жительства или при крупных предприятиях. Городские пионеры выезжали в лагерь, организованный на один летний сезон, уже сложившимся составом со своим постоянным вожатым. Фактически такой лагерь был продолжением отрядной деятельности в летний период с упором на спортивное и военно-патриотическое воспитание. Часто пионеры оказывали помощь жителям села и вели просветительскую работу среди сельских детей. Пример такого лагеря показан в книге и фильме «Бронзовая птица».

Из истории ВПЛ «Артек»

Впервые о создании детского лагеря в Артеке было объявлено 5 ноября 1924 года на празднике московской пионерии. Деятельное участие в подготовке к открытию лагеря приняли Российское Общество Красного Креста (РОКК), Российский коммунистический союз молодёжи (будущий ВЛКСМ) и Центральное Бюро юных пионеров. Руководил подготовкой лично З. П. Соловьёв. Видимо, поэтому в некоторых источниках он указывается, как первый директор «Артека», хотя непосредственное руководство лагерем сразу же после его открытия было поручено Ф. Ф. Шишмарёву.

Лагерь был открыт 16 июня 1925 года. На первую смену приехало 80 пионеров из Москвы, Иваново-Вознесенска и Крыма. Уже в следующем году в лагере побывала первая зарубежная делегация — пионеры из Германии. Первые артековцы жили в брезентовых палатках. Через два года на берегу были поставлены лёгкие фанерные домики. А в 30-е годы, благодаря построенному в верхнем парке зимнему корпусу, «Артек» постепенно был переведён на круглогодичную работу. В 1936 году в «Артеке» прошла смена пионеров-орденоносцев, награждённых правительственными наградами, а в 1937 году лагерь принял детей из охваченной Гражданской войной Испании.

В годы Великой Отечественной войны «Артек» был эвакуирован через Москву в Сталинград, а затем в Алтайский посёлок Белокуриха. Там, вместе с ребятами, оказавшимися в начале войны в Крыму, отдыхали и сибирские школьники. Сразу же после освобождения Крыма от оккупантов в апреле 1944 года началось восстановление «Артека». В августе открылась первая послевоенная смена. Через год территория лагеря была увеличена.

С начала 60-х годов в лагере производилась реконструкция по проекту А. Т. Полянского. К 1969 году в «Артеке» насчитывалось уже 150 зданий, 3 медицинских центра, школа, киностудия «Артекфильм», 3 плавательных бассейна, стадион на 7000 мест и детские площадки для различных нужд.

В советские времена путёвка в «Артек» считалась престижной наградой, как для советских детей, так и за рубежом. В пределах одной школы, путёвки удостаивались самые лучшие из пионеров по многочисленным показателям (участие в делах пионерской дружины, поведение, успеваемость и т. п.). В дни расцвета ежегодное количество путёвок в «Артек» составляло 27 тысяч. В период между 1925—1969 гг. «Артек» принял 300 тысяч детей, включая более 13 тысяч детей из семнадцати зарубежных стран.

«Артек» занимал существенное место в международной политике, был своеобразной визитной карточкой положения детей в СССР. За годы существования лагеря его посетили многие почетные гости, среди них были Жан-Бедель Бокасса, Леонид Брежнев, Юрий Гагарин, Индира Ганди, Урхо Кекконен, Никита Хрущёв, Джавахарлал Неру, Отто Шмидт, Лидия Скобликова, Пальмиро Тольятти, Хо Ши Мин, Бенджамин Спок, Михаил Таль, Валентина Терешкова, Лев Яшин.

Методическая деятельность Артека не ставилась его основателями во главу угла, однако, уже в первые годы существования лагеря, многочисленные гости (в частности Клара Цеткин) говорили о необходимости использовать его опыт в работе детских учреждений в России и за рубежом. Летом 1928 года в лагере прошёл первый международный семинар пионерских вожатых. Впоследствии подобные мероприятия разного уровня и направленности проводились регулярно. Не прерывалась эта работа и во время войны — в эвакуации артековские вожатые делились опытом с пионерскими работниками Алтая. Впоследствии тщательный отбор специалистов, круглогодичная работа, преемственность традиций и широкие профессиональные связи с коллегами в СССР и за рубежом позволили Артеку стать своеобразной лабораторией педагогического опыта. В годы структурного подчинения лагеря ведомствам здравоохранения Общество Красного Креста выпускало методическую литературу и агитационно-просветительские плакаты, отражающие опыт Артека в оздоровлении детей и санитарно-гигиеническом просвещении. А педагогическая сторона деятельности лагеря нашла отражение в серии книг «Для тех, кто работает с пионерами» (в частности — сборники «Так живут в Артеке», «Песня серебряных горнов») и специальных выпусках журналов «Вожатый» и «Затейник».

В настоящий момент «Артек» принадлежит Украине и называется «Международный детский центр „Артек“». 60% украинских детей отдыхают на субсидированной основе или бесплатно: дети из семей с низким уровнем доходов, многодетных семей, сироты, инвалиды и одарённые дети. В июле 2008 года полная стоимость трёхнедельной путёвки составляла 1050—2150 долларов. Уже несколько лет «Артек» не является круглогодичным лагерем, но и в летний сезон заполняемость «Артека» составляет не более 75%. За время, прошедшее после распада СССР, «Артек» лишился одного из своих лагерей. По официальной версии, лагерь «Алмазный» закрыт на реконструкцию, однако, по объективным данным, восстановлению он не подлежит, и его открытие не планируется. На сегодняшний день «Артек» состоит из 9 лагерей, в течение последних лет в интернет-СМИ неоднократно появлялись проекты перепрофилирования некоторых из них в молодёжные центры или семейные пансионаты.

В послевоенный период, вплоть до 90-х годов, большинство лагерей в СССР создавалось по профсоюзному (в системе ВЦСПС) или ведомственному принципу — при предприятиях и учреждениях для детей сотрудников. Иногда ведомственные лагеря имели профильный характер, связанный с деятельностью того или иного учреждения. Уровень материального обеспечения лагеря также напрямую зависел от бюджета предприятия.

Постепенно в стране открывались новые пионерские лагеря, они являлись центрами деятельности детских общественных организаций в союзных республиках. В 1959 году начал свою историю Всероссийский пионерский лагерь «Орлёнок», располагавшийся на берегу Чёрного моря в Краснодарском крае, а в Приморском крае для ребят Сибири и Дальнего Востока начал работать лагерь «Океан». В Ленинградской области начал свою деятельность лагерь «Зеркальный», в Одесской области УССР создали лагерь «Молодая гвардия», заработал в Минской области Белоруссии «Зубрёнок». В 80-е годы в СССР функционировало до 40 тысяч загородных пионерских лагерей, где ежегодно отдыхало около 10 миллионов детей. В период Перестройки имелся опыт перевода некоторых лагерей на хозрасчёт, самофинансирование, или кооперативную основу. Таким образом, было положено начало коммерциализации детского отдыха. Впоследствии некоторые детские лагеря были выкуплены или арендованы коммерческими структурами туристической направленности.

Из истории ВДЦ «Орлёнок»

27 марта 1959 года — Совет Министров РСФСР принял Постановление № 494 «О строительстве в Краснодарском крае пионерского лагеря».

9 апреля — Краснодарский Краевой комитет ВЛКСМ объявил строительство «Орленка» ударной комсомольской стройкой.

Становление деятельности лагеря, его многолетний авторитет, как среди детей, так и среди взрослых, связывается с методической системой, которая была построена на основе идей И. П. Иванова. Привезли эти идеи члены «Коммуны юных фрунзенцев» из Ленинграда. На смену приехали первые 50 представителей лучших секций юных коммунаров. Первые традиции коллективной организации жизнедеятельности отрядов в лагере и система коллективных творческие дел, позволили в полной мере проявлять инициативу и самостоятельность, раскрывать разнообразные способности. Особое значение методической системы лагеря связано с развитием организаторских способностей у каждого участника смены, увлечение пионеров и комсомольцев делами на пользу и радость людям. Вожатые, работавшие на смене, на долгие годы связали свою судьбу с «Орлёнком», их имена известны многим поколениям вожатых, это Виктор Малов и Любовь Балашкова. За первым Всесоюзным Сбором юных коммунаров последовали другие, что положило основу развития в стране коммунарского движения.

«Орлёнок» стал специализироваться на разнообразных профильных сменах. В историю лагеря вписан первый Всесоюзный сбор учащихся производственных бригад. Сбор редакционных коллегий «Комсомольского прожектора». Первый Всероссийский слет членов клубов юных моряков. Первый слет юных спортсменов-спринтеров.

Оздоровительная миссия лагеря связана со специализированными сменами для детей из школ-интернатов.

Постепенно складываются особые атрибуты и традиции «Орлёнка», появляется значок, форма приветствия друг друга, закрепляются законы жизни коллектива, создают нравственно-эмоциональную атмосферу вечерние огоньки, устойчиво живёт особое уважение к песне и т. п.

Борис Старис, художник издательства «Молодая гвардия» создаёт первый значок «Орлёнка».

Начинает работу орлятская школа, первым директором которой был Газман Олег Семенович, в последующем один из видных учёных отечественной педагогики.

Методическая система организации жизнедеятельности, последовательно опираясь на принципы игры и романтики, использует также коммунарскую традицию дружбы с интересными людьми. Вся история «Орлёнка» переплетена встречами. Среди гостей у орлят — космонавты: Гагарин Юрий Алексеевич, Комаров Владимир Михайлович, Феоктистов Константин Петрович, Николаев Андриан Григорьевич, Леонов Алексей Архипович; композитор — Пахмутова Александра Николаевна, поэт — Добронравов Николай Николаевич, подарившие «Орленку» песню «Звездопад», которая стала в лагере прощальной; Илья Туричин, писатель.

В «Орлёнке» развивается комплекс лагерей, дружины которых имеют свою особенность деятельности. Одна за другой входят в жизнь лагеря дружина «Солнечная», «Звёздная», «Лесная», «Комсомольская», «Дозорная», «Штормовая». Работа в этих лагерях даст путь в науку таким учёным как Мудрик Анатолий Викторович.

«Орленок» награжден Памятным Красным Знаменем ЦК ВЛКСМ в честь 50-летия Великого Октября. Премия Гран-При на международной выставке в Монреале «Экспо-67» за лучшее архитектурно-планировочное решение проекта по классу детского воспитательно-оздоровительного лагеря стационарного типа.

В работу лагеря прочно входят слёты и творческие встречи ребят, проявивших способности в разных видах деятельности. Так по итогам первого Всесоюзного фестиваля детского искусства создаётся киножурнал «Пионерия» № 10-11, режиссер О. Рейзман.

Проведение таких фестивалей привлекает к лагерю новый круг друзей, в гостях у орлят: Александра Николаевна Пахмутова, Георгий Александрович Струве, Дмитрий Борисович Кабалевский, Аркадий Островский, Александр Цфасман, Николай Мясков, Нодар Мамисашвили, композиторы; Светлана Виноградова, искусствовед; Анатолий Некрасов, писатель; Юлиан Гутман, пианист, лауреат международных конкурсов; Николай Жуков, художник.

Необходимость обобщить опыт и обосновать дальнейшие пути развития привели к проведению НПК (научно-практическая конференция) «Развитие общественно-познавательной активности школьников». Гости и участники конференции: Маргарита Борисовна Коваль, доктор педагогических наук, член РАН СССР; Яков Львович Коломенский, доктор педагогических наук; Борис Зиновьевич Вульфов, доктор психологических наук; Лев Уманский, доктор педагогических наук; Анатолий Иванович Лутошкин, доктор педагогических наук; Борис Тимофеевич Лихачев, доктор педагогических наук.

Профильные смены не перекрывают работу с пионерским и комсомольским активом, в лагере проходит сбор членов пионерских штабов, слёт комсомольских активов. Овладение детьми методики коллективной организации жизнедеятельности отрядов приводит к необходимости обучать методике вожатых и в лагере начинают работать Всесоюзные курсы старших вожатых страны, Всесоюзная школа секретарей комсомольских организаций школ с участием представителей молодежных организаций социалистических стран. Издаётся несколько книг, которые до настоящего времени не потеряли своей актуальности:

· О. Газман, В. Матвеев «Педагогика в пионерском лагере»

· А. Завражнов, И. Киреев, О. Можейко «Песни "Орленка"»

· «Орленок» Книга вожатого

· фотоальбом «Салют, "Орленок"»

· Педагогика «Орленка» в терминах и понятиях

В настоящее время «Орлёнок» продолжает традицию проведения профильных смен. Среди них:

· Пятый Всероссийский сбор кадетов «Служить России суждено тебе и мне»;

· Пятый зимний сбор юных моряков России «Гардемарины, вперед!»;

· Сбор детских общественных организаций России «Дети детям»;

· Специализированная смена «Команда 21 века»;

· Второй Всероссийский фестиваль детской песни «Песенка года»;

· Десятый Всероссийский фестиваль визуальных искусств;

· Всероссийский конкурс-фестиваль детского творчества «Орлята России»;

· Международный детский эстрадный фестиваль «Звезду зажигает "Орленок"»;

· «Гражданский форум дополнительного образования» и многие другие.

Реализуется в «Орлёнке» долгосрочный проект «Школа юных парламентариев».

 

Впервые организовать досуг детей в летнее время решил отставной английский полковник Баден Пауэль, тщательно отобрав 20 мальчиков из обеспеченных привилегированных семей. Он вывез их на остров близ Лондона. Здесь в течение двух недель Пауэль учил ребят правилам бивачной жизни, а также навыкам разведчика-следопыта. Подобные этому бойскаутские лагеря, а также летние дачи получили на Западе большое распространение, они существуют и поныне.

В начале двадцатых годов XX века в медицинских кругах и правительственных инстанциях развернулась острая дискуссия по поводу создания государственной системы детского отдыха. Инициатором и теоретиком этого направления в советском здравоохранении был первый замнаркома здравоохранения СССР, З.П.Соловьёв. В его деятельности дети занимали особое место. Не по служебной обязанности, а по душевной потребности брал он на себя нелёгкую заботу о здоровье детей и подростков. По его инициативе сразу же по окончании гражданской войны в СССР стала создаваться разветвленная сеть детских оздоровительных учреждений. Венцом его деятельности в этом направлении стал «Артек» – Всесоюзная экспериментальная детская здравница нового типа.

С развитием пионерского движения в Советском Союзе сеть летних пионерских лагерей неудержимо росла. Их организаторы строили свою работу путём проб и ошибок, часто серьёзных и опасных для здоровья и жизни детей. Был опыт организации летних скаутских лагерей, но для детей с ослабленным здоровьем, и тем более больных, переживших первую мировую и гражданскую войны, послевоенную разруху, голод, эпидемии опасных заболеваний, «спартанское» воспитание скаутов не подходило. Необходимы были совершенно иные подходы к строительству детского отдыха. За решение этой задачи взялись З.П.Соловьёв и его единомышленники. Они, в отличие от многих медицинских авторитетов того времени, считали, что детский отдых в стране нужно строить на совершенно новых основах. Наряду с чисто лечебными детскими учреждениями – поликлиниками, больницами и амбулаториями, следящими за здоровьем детей, необходимо было создавать комплексные детские оздоровительно-воспитательные учреждения: летние пионерские лагеря нового типа, санатории, оздоровительные площадки, детские сады, санаторно-лесные школы и другие, где наряду с сугубо оздоровительной работой осуществлять целенаправленную учебно-воспитательную с учётом состояния здоровья и возрастных особенностей детей. Оппоненты Соловьева из числа медиков и даже некоторые педагоги считали его взгляды на данную проблему ошибочными и утверждали, что сочетание таких видов деятельности противоестественно. Оздоровительная работа строится на основе щадящего режима, а воспитательная предполагает неизбежные физические и эмоциональные нагрузки. А это уже противоречие. З.П.Соловьёв считал, что противоречие это мнимое. Разумная, научно-аргументированная учебно-воспитательная работа должна и может способствовать оздоровлению и всестороннему развитию ребёнка. В детских оздоровительных учреждениях без учебно-воспитательной работы обойтись просто невозможно. Вопрос был лишь в том, какой должна быть эта работа, какие цели она преследует, каково её содержание, каков удельный вес её в системе жизнедеятельности здравницы и каковы её конечные результаты.

Чтобы решить эту проблему не теоретически, а практически, нужно было создать экспериментальную базу и на её основе разрабатывать концепции, формы и методы такой деятельности. Подобной базой мог стать пионерский лагерь санаторного типа. С развитием пионерского движения в стране ширилась сеть пионерских лагерей в летнее каникулярное время. И вскоре возникла острая необходимость вооружить работников лагерей методиками организаторской и оздоровительно-воспитательной работы с детьми. Такая экспериментальная база была по инициативе З.П.Соловьёва создана в 1925 году в «Артеке». В статье «Крым – пионерам» Соловьёв писал: «Структура, обстановка и жизнь лагеря должны быть основательно продуманы с точки зрения правильно понимаемой гигиены детского возраста. Вместе с тем в лагере надо найти наиболее жизненные и в то же время не нарушающие его основной оздоровительной задачи формы проявления пионерской самодеятельности...».

В истории педагогических технологий пионерских лагерей можно четко проследить исторические периоды.

В 1925-1930 годы основное внимание в лагерях уделялось выработке правил внутреннего распорядка с акцентом на оздоровительную работу, привитию детям навыков личной и общественной гигиены. Воспитательную работу с детьми осуществляли пионерские вожатые, которые приезжали со своими ребятами и по окончании лагерных смен уезжали вместе с ними. Штатных работников в лагерях практически не было. Наряду с политико-воспитательными мероприятиями значительное место уделялось так называемому краеведению. Дети совершали много туристских походов в ближайшие к лагерю населённые пункты. Проводились также тематические костры и сборы, беседы на актуальные темы, вечера художественной самодеятельности, встречи с интересными людьми. С конца 1920-х годов в лагерях стали работать штатные отрядные вожатые, методисты, физруки, краеведы. Руководство всей воспитательной работой лагеря осуществлял представитель Центрального совета Всесоюзной пионерской организации, который был прикомандирован к лагерю на весь летний сезон.

В 1930-1940-х годах в основе воспитательной работы в лагерях была идеологическая направленность. События, которые переживала страна в этот период, находили отражение в отрядных и лагерных мероприятиях. Это героика строительных будней, война с Финляндией, героические, рекордные дальние перелёты советских лётчиков, освоение Северного ледовитого океана и завоевание Северного полюса, новые научные и технические открытия, достижения в области литературы, искусства, спорта и т.п. По-прежнему в оздоровительной работе значительное место отводилось физкультуре и спорту, туризму, личной и общественной гигиене.

Великая отечественная война 1941-1945 годов перечеркнула всё то, что годами создавалось, формировалось, нарабатывалось в пионерских лагерях. Большое место в воспитательной работе отводилось шефским мероприятиям в госпиталях, помощи семьям фронтовиков, местным колхозам и совхозам, сбору металлолома, дикорастущих лекарственных трав, грибов, ягод, а также средств на строительство танков и самолётов.

В период с 1945 по 1960 год в основу воспитательной работы были положены традиционные довоенные формы и методы с поправкой на факты и события послевоенных лет. Лагерные слёты, фестивали, сборы, клубная работа, спорт, туризм, техническое творчество, художественная самодеятельность – всё это имело место наряду с оздоровительной работой. Тяготы минувшего отрицательно сказались на состоянии здоровья детей и подростков военной поры. Теперь дети привлекаются к посильному труду, к самообслуживанию, ведётся работа по формированию навыков активистов-организаторов пионерской работы. С 1945 года особое внимание стали уделять работе пионерских вожатых. Им в помощь был составлен ряд методических пособий. Значительная часть пособий издавалась для руководителей туристско-экскурсионной работы в лагерях.

С 1960 по 1990 год воспитательная работа в лагерях начинает превалировать над оздоровительной. Основное в педагогической работе по-прежнему идеологическое воспитание.

1991-2004 годы. С упразднением Всесоюзной пионерской организации отсутствие руководящих идеологических органов, какими были ЦК ВЛКСМ и ЦС ВПО, возникла насущная необходимость кардинального пересмотра концепции педагогической работы в детских лагерях с учётом новых социально-экономических и политических условий, которые сложились в 90-х годах в России. Необходимо было глубоко проанализировать весь положительный опыт, который был накоплен за предыдущие десятилетия и, отобрав наиболее целесообразные, эффективные и соответствующие нынешним требованиям формы и методы воспитательной работы, разработать новые, современные, соответствующие духу времени педагогические технологии. В настоящее время предусмотрена педагогическая направленность и содержание воспитательных мероприятий без навязывания идеологической подоплёки. Все педагогические программы направлены на развитие личности ребенка. По-прежнему значительное место в воспитательной работе отводится физической культуре и спорту.

В советское время пионерские лагеря, которые первоначально создавались для подростков 11-13 лет, позволили большей части детей страны отдохнуть вне дома во время школьных каникул, обеспечивали воспитательную, образовательную, оздоровительную и идеологическую работу. По данным «Положения о загородном пионерском лагере» от 1978 года пионерский лагерь считался оздоровительным внешкольным учреждением, организуемым для пионеров и школьников советами и комитетами профсоюзов совместно с предприятиями, учреждениями, организациями на время зимних и летних каникул. На территории Советского Союза организовывалось до 1100 пионерских лагерей и 540 выездных загородных детских садов и яслей.

В связи с реорганизацией пионерской организации в конце 1980-х годов большинство лагерей прекратило свое существование; их финансирование оказалось практически невозможным. Тем не менее, некоторые предприятия нашли способы материально обеспечить свои лагеря и определить педагогическую линию работы. Бывшие пионерские лагеря стали называть детскими оздоровительными лагерями, центрами, комплексами и т.д.

Современные детские оздоровительные лагеря отличаются от создаваемых в советское время пионерских лагерей тем, что направлены на реализацию познавательных интересов личности ребенка через свободный выбор различных форм деятельности, организованный досуг с учетом потребностей различных слоев общества, детских и юношеских организаций различной направленности, с тесным сотрудничеством с предприятиями, организациями, учреждениями науки и культуры.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основы градостроения 6 страница | Виды деловых приемов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 743; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.