Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ситуационные задачи к сертификационному экзамену по наркологии

Задача 1. Больной Б., 28 лет, преподаватель математики. Обратился к врачу с жалобами на периодические головные боли, усиливающиеся при умст­венной работе, чувство постоянной слабости и повышенную утомляемость. Вы­полнение обычной работы стало требовать большого напряжения духовных и физических сил. Утром трудно заставить себя встать с постели, взяться за обычные дела. Садится за книги, но прочитав полстраницы, замечает, что меха­нически пробегает глазами по строчкам, а мысли где-то далеко. Ко второй поло­вине рабочего дня «врабатывается», голова становится более свежей, но к вечеру чувствует себя совершенно разбитым. За последнее время стал раздражитель­ным, утратил обычную сдержанность. Во время урока грубо прикрикнул на учени­ка, после чего тут же внутренне раскаялся, долго не мог успокоиться, представлял себе возможные неприятные последствия этого поступка. Дома все выводит из себя, раздражает радио, шумная возня пятилетней дочки. Однажды даже ударил ее, и сам расстроился до слез, просил у дочери прощения. Раздражает даже при­косновение к телу одежды: «Чувствую себя так, будто на мне власяница!» Во вре­мя беседы с врачом больной волнуется, лицо покрывается красными пятнами, голос дрожит, на глаза навертываются слезы. Стесняется этого, старается скрыть свое волнение. Склонен к пессимистической оценке будущих результатов лечения».

Как вы оцените описанные психопатологические проявления?

1.Депрессивный синдром.

2. Астенический синдром.

Задача 2. Больная Ш., 32 г о д а, преподаватель музыки. По характеру впе­чатлительная, мнительная, капризная. Любит быть в центре внимания окружаю­щих, в кругу друзей бывает веселой, считается «заводилой», но в семье раздражительна, неуживчива и ревнива. Заболевание началось вскоре после вто­рых родов, протекавших тяжело, с осложнениями. Уход за ребенком отнимал много сил. После ссоры с родственниками мужа расстроилась, плакала, с аффек­тацией говорила о своем нежеланий жить. Одновременно возникла в уме мысль о том, что она больна раком. Ярко и образно представила у себя в животе опухоль, которая распространяется на внутренние органы, распадается, образуя язвы. Са­ма испугалась этих мыслей, попыталась отогнать их, но они продолжали навязчи­во преследовать больную, вызывая тревогу и страх. Обратилась к врачу-терапевту, который не нашел каких-либо заболеваний внутренних органов. На некоторое время больная успокоилась, но вскоре мысль о возможности гибе­ли в тяжелых мучениях возникла вновь. На приеме у врача-психиатра волнуется, плачет, просит помочь ей, жалуется на навязчивые мысли о тяжелом заболевании, о смерти. Понимает безосновательность своих опасений, но не может избавиться от них. Боится «сойти с ума», на всю жизнь остаться в психиатрической больнице.

Что это такое?

1. Иппохондрические навязчивые идеи.

2. Иппохондрические сверхценные идеи.

3. Иппохондрический бред.

Задача 3. Больная Р., 48 л е т, работница. По характеру капризная, своенравная. В трудных жизненных обстоятельствах проявляет робость, нерешительность, не­практичность. После ухода единственного сына в армию дома осталась одна. С этого времени непрерывно лечится у разных врачей. Помещенная в психиатриче­ский стационар, большую часть времени лежит в постели. Выражение лица стра­дальческое, руки бессильно разбросаны. При виде врача начинает охать, стонать, держится руками за голову, плачет. Жалуется на тяжелое общее состояние: "Все тело болит... Голова разламыва­ется... Не сплю ни минуты" и т.п. При волнении появляются размашистые дви­жения рук. При ходьбе пошатывается, широко расставляет ноги, держится руками за окружающие предметы. Дважды за время пребывания больной в ста­ционаре у нее наблюдались однотипные припадки. Лежа в постели, она внезапно начинала глухо стонать, метаться, сжимала себе руками горло. На вопросы не от­вечала, не реагировала на легкий укол. При попытке посмотреть реакцию зрачков на свет “закатывала" глаза. Сухожильные рефлексы оставались сохраненными и даже повышались. После окончания припадка, длившегося 10-15 минут, больная сохраняла о нем смутные воспоминания. Ко всем лечебным мероприятиям больная относится отрицательно, уверяет, что ей ничто не поможет. Себя считает совершенно нетрудоспособной. Просит врача добиться через военкомат возвра­щения ее сына из армии. Суждения больной примитивны, нелогичны. Круг инте­ресов ограничен болезнью и бытовыми вопросами.

Что это такое?

1. Симулятивное поведение.

2. Истерическое поведение.

Задача 5. Больной Я., 52 г о д а, и н ж е н е р. В кабинет вошёл быстрым шагом, с ре­шительным выражением лица Не успев получить приглашение, сел и сразу же при­ступил к рассказу о болезни, взяв в свои руки инициативу разговора. Жалуется на неприятные ощущения (но не боли!) в затылке, иногда чувствует, будто бы в голове у него что-то «переливается». Из рассказа больного выяснилось, что первые при­знаки заболевания он заметил у себя два года назад. За этот период времени он об­следовался у многих врачей, которые не находили у него заболевания или обнаруживали незначительные болезненные расстройства (легкие явления шейного остеохондроза). Неоднократно был на консультации у профессоров, ездил в Моск­ву. Убежден в том, что у него какое-то тяжелое заболевание, нераспознанное врача­ми, возможно — опухоль мозга. Все возражения врача, ссылки на многочисленные отрицательные данные анализов, консультации высококвалифицированных специалистов тут же парирует, приводя выдержки из медицинских учебников и моногра­фий с описанием картин заболеваний, «подобных» его болезни. Вспоминает также, что некоторые врачи, у которых бальной консультировался, хотя и не ставили диаг­ноз опухоли, но высказывались по этому поводу осторожно, будто бы что-то скры­вая. Вспоминает многочисленные случаи, когда врачи не распознали своевременно тяжелое заболевание, а поставили диагноз болезни лишь тогда, когда помочь боль­ному было уже невозможно. Говорит обо всем этом возбужденно, перебивает врача, приводит все новые и новые подробности, касающиеся его «болезни». Разговор с больным занял более часа, несмотря на неоднократные деликатные замечания вра­ча о том, что его ждут другие больные.

Согласны ли Вы с заключением врача об астено-ипохондрическом синдроме?

А теперь ответьте на вопрос:

О какой из форм ипохондрических идей идет речь у описанно­го больного Я.?

1. Ипохондрические навязчивые идеи.

2. Ипохондрические сверхценные идеи.

3. Ипохондрический бред.

Задача 6. Больная А., 24 го д а, б у х г а л т е р. Находится на стационарном лечении в психиатрическом отделении. Большую часть времени сидит на кровати, ничем не занимаясь. При любом шуме, приближении постороннего человека вся съежи­вается, в растерянности озирается по сторонам, бессмысленно таращит глаза. В разговор сама не вступает, смотрит на собеседника с выражением страха и де­тской наивности. На вопросы отвечает тихим голосом, по-детски шепелявит, растопыривает пальцы на руках и с любопытством их разглядывает. Почти ника­ких сведений о жизни и состоянии здоровья у больной получить не удается. Вот образец разговора с ней.

Врач: Как Вас зовут?

Вольная: Оля.

Врач: С колько Вам лет?

Больная: (после минутной задержки) семь., восемь...

Врач: Где вы сейчас находитесь?

Больная: Не знаю... Наверное, в больнице.

Врач: Как Вы думаете, что это за люди? Что они здесь делают? (указывает на других врачей, медсестер).

Больная: Не знаю... Тетеньки... Дяденьки.

Врач: Вы ведь работаете бухгалтером. Значит, Вы должны хорошо считать От­нимите, пожалуйста, от 100 восемь. Сколько получится?

Больная: Не знаю... (после настойчивой просьбы врача начинает считать. При этом загибает пальцы и шевелит губами). Три... В присутствии врача особенно от­четливо выступают такие черты в поведении больной, как подчеркнутая наив­ность, детская беспомощность, растерянность. В обращении с младшим медицинским персоналом больная груба, оказывает сопротивление при выполне­нии лечебных процедур. На свидании с мужем, с которым больная поссорилась перед началом заболевания, она молчит, смотрит с выражением обиды и недоб­рожелательности, спросила у него о здоровье детей.

Какое это заболевание?

Псевдодеменция.

Деменция (слабоумие).

Задача 7. Больная X., 32 года, работница завода. По характеру вспыльчи­вая, упрямая, деспотичная, очень мнительная («прыщик на руке вскочит — бегу к врачу, не экзема ли это!»). В анамнезе — гинекологическое заболевание, по поводу которого долго лечилась у специалистов. Однажды, в связи со случайным загряз­нением наружных половых органов у больной появилась мысль, что она зарази­лась сифилисом. Стала ощущать боли во всем теле, ломоту. Казалось, что язык разлагается, нос гниет, на коже появляются красные пятна, которые можно раз­глядеть лишь «очень острым глазом». Читала руководство по венерическим бо­лезням и нашла у себя все симптомы сифилиса. Врач-венеролог тщательно обследовал больную и категорически отверг этот диагноз. Тогда больная решила, что у нее «латентный сифилис». Сообщила об этом всем своим друзьям — «чтобы не заразить их». Отделилась от мужа, часами кипятила свое белье и посуду. Все попытки разубедить больную оставались тщетными. Больная абсолютно уверена в своей «болезни» и намерена покончить жизнь самоубийством. Все возражения врача и родственников по поводу несостоятельности ее подозрений больная от­брасывает, даже не стараясь вникнуть в их смысл.

Что это?

Задача 8. Больной С., 42 год а, инженер. Однажды в связи с неприятностями на работе почувствовал себя плохо, появились одышка, боли в области сердца. Диаг­ноз, поставленный врачом скорой помощи: инфаркт миокарда — в дальнейшем был отвергнут. Но с этого времени больного стала преследовать мысль о том, что он может в любой момент упасть и умереть. Эти тревожные мысли усиливались, когда больной находился в душном помещении, в большой толпе. Он перестал ез­дить в автобусе, в трамвае — как только закрывались двери вагона, больного охва­тывал непреодолимый страх смерти. Долгое время он старался скрыть от всех эти тяжелые переживания, под разными предлогами уклонялся от присутствия на заседаниях, не ходил в кино. Объясняет это тем, что опасался насмешек: ведь не­обоснованность его опасений была для самого больного совершенно очевидна. В дальнейшем появились новые страхи и тревожные мысли. Выходя утром из дома, со страхом думал, что на работе в этот момент по его вине произошла крупная авария. Попытки отогнать эту мысль были безуспешны. С бьющимся сердцем С. прибегал на завод и убеждался, что там все благополучно. Десятки раз проверял он исправность механизмов, выполнение правил техники безопасности, из-за че­го запустил основную Работу. В один из таких дней, когда по дороге на завод боль­ной переходил железнодорожные пути, ему пришла в голову мысль: если ему удастся пройти под Медленно движущимся вагоном маневрирующего поезда, то на работе все будет/в порядке. В последующем больной несколько раз с большим риском для жизни'проделывал это, хотя и отдавал себе отчет, что между подо­бным рискованнь/м поступком и опасностью аварии на заводе нет никакой связи. Все это в конечном итоге заставило больного обратиться к врачу, и он был поме­щен в психиатрический стационар.

Ответьте, пожалуйста, на вопрос, к какой из следующих форм психической патологии отнести описанную картину заболевания?

1. Бред.

2. Сверхценная идея.

3. Синдром навязчивости (обсессии).

 

Задача 9. Больная Н., 48лет, продавец. Доставлена в психиатрический стацио­нар в связи с попыткой самоубийства. В отделении одиноко сидит в углу палаты, опустив голову. На лице застыло напряженно-тоскливое выражение. Отказыва­ется от еды: «Нечего меня кормить, не заслужила. От государства деньги получа­ла, а с работой не справлялась!» На вопросы отвечает с задержкой, односложно, таким тихим голосом, что часто приходится ее переспрашивать. Факт попытки самоповешения не отрицает, но считает, что спасли ее напрасно: «Таким как я не место на земле. Лучше я сама это сделаю, чем дожидаться суда людского». Увере­на, что окружающие смотрят на нее с презрением, так как она «поганый человек», ее ожидает смертная казнь за совершенные преступления. Вспоминает, что много лет назад она работала продавщицей в ларьке и незаконно торговала водкой в разлив, забирая себе пустые бутылки. Многие годы не вспоминала об этом, но те­перь поняла, что ничто не забыто. На вопросы, касающиеся ее жизни, семьи, больная отвечать отказывается: «Ни к чему все это!» Больной себя не считает: «Я здоровая, выпишите меня, зачем я здесь занимаю место?.. Мне не лечиться нуж­но, а пойти в милицию». На следующий же день после стационирования больная, закрывшись с головой одеялом, пыталась повеситься на чулке.

Как вы оцениваете состояние больной?

1. Кататонический синдром.

2. Депрессивный синдром.

 

Задача 10. Больной К., 28 лет, шофер. О своей болезни рассказывает следующим образом. «С детства я был какой-то чудной. Ребята меня не уважали, а я их боялся. Во­обще я всего боялся. Когда учился в младших классах школы, все казалось, что - мать у меня умрет. Вот если я успею сосчитать до 10 пока мать наливает чай в чашку, то будет жива, а если не успею — умрет. В школу шел — все боялся, что на меня чужие мальчишки нападут. Портфель держал пряжкой внутрь — это как бы означало, что я иду с мирными намерениями и драться не хочу. В школе все ребя­та сидят, слушают учителя, а я о какой-нибудь ерунде думаю. Например, что было бы, если бы за самый хороший ответ ставили единицу, а самой плохой отметкой была бы пятерка. Отгоню эти мысли, стану слушать учителя, а потом незаметно опять отвлекусь. Из-за этого трудно было учиться, родителей в школу вызывали, ругали за мою невнимательность. Но все-таки школу кончил, в армии отслужил. Там получил специальность шофера. Все было ничего, но в последнее время ста­ли какие-то глупые мысли одолевать: только и думаю, чтобы все предметы у меня лежали симметрично. Дома жена из-за этого ругается. На работе нужно машину отремонтировать, а я не делом занимаюсь, а гаечные ключи раскладываю сим­метрично. Недавно такой случай был, что стыдно рассказать. Поехал я местным поездом к себе на дачу. По дороге на станции вышел, забежал в туалет. Вижу — в унитазе две спички лежат. Стал выходить из туалета, а меня вдруг словно что-то ударило: вернуться и положить спички симметрично. Вернулся. В унитаз лезть противно, а уйти не могу. Стало даже сердце биться, весь вспотел. Все-таки не удержался, рукой залёз в унитаз и переложил спички. А поезд в это время ушел».

Что это?

Задача 11. Больной X., 51 год, работник Дома культуры. По характеру живой, общительный, энергичный, но упрямый, несколько мнительный. Женат в течение 23 лет, имеет двоих детей. Часто ревновал жену, устраивал ей сцены, ко­торые всякий раз кончались примирением. В течение последних 2-3 лет отмечает снижение памяти, чрезмерную сентиментальность, при волнении не может сдер­жать слез. Врач-невропатолог диагностировал начальную стадию церебрального атеросклероза. Однажды, будучи на праздничном вечере в клубе, заметил, что же­на его вышла из кабинета директора клуба смеющаяся, возбужденная. Появивша­яся в связи с этим мысль о неверности жены в дальнейшем не оставляла больного. Неоднократно устраивал жене сцены ревности дома и на работе, требо­вал, чтобы она созналась в измене, назвала имя «любовника». Не стесняясь при­сутствия детей, сотрудников, грубо оскорблял жену, угрожал убийством, затем раскаивался, плакал, просил у жены прощения, умолял не оставлять его. Нов сле­дующий раз, особенно под влиянием легкого опьянения, вновь устраивал сканда­лы. Расспрашивал сослуживцев жены о ее поведении, старался прийти домой в неурочное время, чтобы застать жену с «любовником». В психиатрическом стаци­онаре тревожен, взволнован, высказывает мысли об измене жены, приводя все новые «доказательства», в основном неубедительные и малозначащие. На свида­ниях с женой то ласкает ее, уверяет в своей любви, то осыпает ее оскорблениями.

Что это?

Задача 12. Больная О., 54 года, инвалид II группы. Находится на лечении в психиатрическом стационаре. В отделении малозаметна, сидит на своей кровати, часто тяжело вздыхает. На лице выражение тоски и тревоги. При беседе с врачом волнуется, слегка дрожит, непрестанно перебирает руками свою одежду. На гла­зах слезы. Жалуется на подавленное настроение, бессонницу, наплыв бесконеч­ных тревожных мыслей о доме. Жизнь представляется больной ненужной и бесцельной, часто думает о том, что жить не стоит. Вот отрывок из разговора вра­ча с больной.

Врач: почему Вы считаете, что Вы никому не нужны? Дома Вы ведете хозяйст­во, воспитываете внуков. Ваши детям было бы трудно без Вас.

Больная: внуков, наверное, нет уже в живых... Нет их!

Врач: почему Вы так говорите? Ведь только вчера на свидании у Вас был сын. Он сказал, что дома все в порядке.

Больная: не знаю... Наверное, все погибли. Доктор, что со мной? Сделайте что-нибудь, помогите....

 

О каком варианте депрессии идет речь?

1. Депрессивно-параноидальный синдром.

2. Тревожно-депрессивный синдром.

Задача 13. У самых дверей приемно-диагностического отделения психиатрической больницы врача встречает молодая женщина. Она оживлена, настроение припод­нятое, глаза блестят. Поверх больничного халата у нее одета пестрая кофточка, украшенная ярким бантом. Волосы в беспорядке, но также перехвачены яркой лентой. Губы густо накрашены, глаза подведены. Все вместе создает впечатление чего-то крикливого и безвкусного. Взяв врача «под руку», больная начинает тара­торить, голос у нее охрипший.

— Я вас сразу же узнала. А когда меня выпишут? Я совсем здорова, у меня только маниакальное состояние. Как говорится, не важен метод — важен резуль­тат. А вон та нянечка пришла сегодня на работу, а у нее комбинация из-под платья выглядывает. Из-под пятницы суббота. Завтра суббота, Вы меня завтра выпишите. А у Вас тоже галстук не в порядке, дайте я вам поправлю. Не думайте, что я подлизываюсь. Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна. А тебе что здесь надо! (внезапно в раздражении набрасывается на другую больную, подошедшую к врачу, пытается ее ударить. Но тут же на лице вновь улыбка, ко­кетливо обращается к врачу). Я в Вас влюбилась, ну и что тут такого? Любовь не порок, а большое свинство. Я еще и Лешу люблю, студента. Он ко мне вчера при­ходил. Вот я ему письмо написала в стихах. Хотите прочитаю? — и т.д.

В отделении больная вмешивается во все дела, всем мешает, никому не дает покоя. Собрав в кружок больных, поет, танцует. Спит не более 3-4 часов в сутки, Возбуждение полностью не купируется даже применением очень больших доз нейролептиков.

Как вы назовете описанное состояние?

1. Маниакальное возбуждение.

2. Гебефреническое возбуждение.

 

 

Задача 13. Больной С., 37 л е т, н а у ч н ы й работник. Пришел на амбулаторный прием к врачу-психиатру. Свой разговор с врачом начал с просьбы не считать его психически больным в собственном смысле этого слова: он сознательный чело­век, успешно трудится, заканчивает диссертацию. Однако за последние месяцы он стал замечать у себя постоянно угнетенное настроение. Тоски, собственно, нет. Скорее это чувство усталости, безволие, недовольство самим собой. «Хотелось бы уехать куда глаза глядят, все бросить». Раньше был весь захвачен работой, хоте­лось скорее закончить диссертацию, чтобы перейти к другим делам, а теперь нет прежнего интереса. Из-за этого стал быстро утомляться, появилась рассеянность, мысли не концентрируются, а ускользает, «разбегаются по всем направлениям». Не вызывают прежнего интереса и чтение художественной литературы, кино­фильмы, театр. Все кажется серым, будничным и как будто бы давно знакомым. Рассказывая об этом, больной иронизирует, называет себя нытиком, ипохондри­ком — «видно я уж ни на что больше не гожусь!» Однако за этими мыслями чувст­вуется невольное и, видимо, неосознанное желание услышать от врача противоположное мнение. Во всяком случае, уверения врача в полной сохранно­сти его умственных и творческих способностей больной встречает внешне хотя и иронически, но с явным удовлетворением. Точно так же за внешней шутливостью и иронией больной не может скрыть тревоги за свое здоровье. При физикальном, неврологическом обследовании он с пристальным вниманием следит за всеми действиями врача, пытаясь уловить в его тоне или выражении лица намек на на­личие каких-либо серьезных симптомов заболевания. После психотерапевтиче­ской беседы больной ушел ободренным и успокоенным.

Как вы оцениваете описанную картину?

1. Астено-депрессивный синдром.

2. Ипохондрический синдром.

Задача 14. Больная непрерывно ходит по палате, заламывает руки, плачет навзрыд, кри­чит, бьет себя кулаками по голове, царапает лицо. Волосы растрепаны, на лице выражение страха и страдания. Разговаривая с врачом, продолжает ходить по ка­бинету, кусает руки, губы, просит сделать ей «смертельный укол». Неожиданно упала на колени, пыталась целовать ноги врача, умоляя спасти ее семью, которой грозит гибель. Обещает за это любое вознаграждение. Поднятая с пола, сунула в карман врача золотое кольцо, по ее просьбе принесенное дочерью в воскресенье. Выговор, сделанный врачом, принимает как отказ помочь ей, Уговорам не подда­ется, остается крайне тревожной. Выйдя из кабинета, с громким криком броси­лась к окну, выбила стекло, нанесла себе ранения осколками. Временное успокоение наступило после внутреннего введения тизерцина.

Какой это вариант депрессии?

1.Тревожно-депрессивное состояние.

2.Ажитированная депрессия.

Задача 15. Больной К., 33 года, цеховой мастер. Заболевание началось в свя­зи с конфликтами на работе. Стал писать в различные инстанции жалобы на сво­их сотрудников, обвиняя их в «антигосударственной политике», аморальном поведении и т. п. Возникла мысль, что жена его до брака была в связи с директо­ром предприятия. Ее влияние на директора таково, что она может решать все вопросы, вплоть до направления сотрудников в заграничные командировки. Вспоминает, как по его просьбе директор вернул в цех нескольких работников, временно переведенных на другую работу. Во время обхода цеха директор подо­шел к нему и пожал руку. Все это, по убеждению больного, свидетельствует о свя­зи директора с его женой. Боясь разоблачения, директор хочет убрать больного с завода. По его приказу сотрудники «намекают» больному на увольнение, соседи записывают все его разговоры с женой и доносят о них директору, лечащего вра­ча специально неправильно информировали и т.д. Больной весь полон мыслями о «преследовании». Любой разговор сводит на тему о том, какие меры он принял в свою защиту, куда написал. Намекает на «влиятельных друзей», без которых он «давно был бы на Колыме». Намерен продолжать борьбу, «разоблачить кого сле­дует».

Как Вы назовете описанную картину заболевания?

1. Навязчивые явления.

2. Паранойяльный синдром.

3. Сверхценная идея.

Задача 16. Больной Ш., 4Э г о д а, т е х н и к-л е с о в о д. Занимаясь измерениями стволов деревьев, он обратил внимание на зависимость их диаметра от расстоя­ния от опушки леса. Ш. подумал, что если ему удастся вывести формулу, характе­ризующую эти отношения, то такая формула будет иметь большое значение для вычисления объема древесины. Он продолжал свои наблюдения и спустя некото­рое время вывел необходимую формулу. Свои расчеты и статьи Ш. направлял в различные научные журналы, но признания не добился. В рецензиях на его рабо­ты указывалось, что тема актуальна, но приведенные расчеты неубедительны и требуют проверки. Однако Ш., будучи человеком настойчивым и, вместе с тем, чрезмерно самолюбивым, оставался неудовлетворенным объяснениями, давае­мыми в рецензиях. Личные контакты со специалистами также не убедили его в ошибочности полученных данных. Считая отзывы необъективными, он стал об­ращаться во многие советские и партийные организации с требованием «восста­новить справедливость», вел обширную переписку, заведя две папки — для входящих и исходящих бумаг. В своих ответах оппонентам Ш. выискивал малей­шие неточности в выражениях несогласных с ним ученых, видя в них доказатель­ства необъективности оценки, консерватизма, желания уйти от ответственности. Все свободное от работы время Ш. уделял составлению бумаг, поискам новых до­казательств своей правоты. В связи с этим он перестал уделять достаточное вни­мание своим основным обязанностям, в разговорах с членами семьи, с друзьями постоянно возвращался к вопросу о своем изобретении, выражая свое возмуще­ние, волновался, с обидой реагировал на любые возражения. Стал раздражитель­ным, плохо спал.

Что это?

Задача 17. Больной Н., 35 л е т, с л е с а р ь. В течение нескольких месяцев не работа­ет, постоянно обращается за помощью к разным врачам. Жалуется на слабость, отсутствие аппетита, бессонницу. Отмечает у себя массу неприятных ощущений во всем теле: не хватает дыхания, сердце «словно облили чем-то горячим» и оно вот-вот разорвется. Чувствуется какой-то жар, в голове «перчит», голова словно забита, «заклинена», кровь застывает в жилах, по всему телу «проходят иголки». При обследовании больного патологических изменений со стороны внутренних органов не выявлено. Несмотря на отрицательные данные исследований, боль­ной остается тревожным, подозревает у себя какое-то серьезное заболевание. Что это такое?

1. Сенестопатическая ипохондрия.

2. Болезненные ощущения, связанные с нераспознанным сома­тическим заболеванием.

Задача 18. Б о л ь н о й Ш., 26 л е т, и н ж е н е р. Заболевание началось довольно остро. Стал тревожным, возбужденным, запирался в своей комнате, занавешивал окна, заявлял, что за ним ведется наблюдение из противоположного дома, изрезал на куски свои рубашки и носовые платки. В отделении психиатрической больницы напряжен, подозрителен, испытывает страх. Слышит из-за окна и через стену ка­кие-то голоса, стук, музыку, затыкает себе уши ватой. На врача смотрит недовер­чиво, угрюмо. Себя считает здоровым, требует выписки. Заявляет, что вокруг него «все подстроено», врача принимает за известную киноактрису, больных — за ар­тистов русского народного хора: «Здесь какой-то маскарад, все притворяются больными, а они артисты!» В словах окружающих слышит «намеки», угрозы в свой адрес. Все вокруг приобрело для больного свой особый смысл: ковровая до­рожка — дорожка на кладбище («это значит — скоро умру!»); олени, изображен­ные на картине, означают «лень» — следовательно его считают ленивым; беседу с врачом воспринимает как знак того, что его считают шпионом.

Что это такое?

1. Синдром психического автоматизма.

2. Острый параноидный синдром

3. Делириозный синдром.

Задача 19. Больная С., 60 лет, пенсионерка. 5 лет тому назад однажды поссори­лась с соседкой, расстроилась, плакала, ночью плохо спала. Наутро услышала за стеной голоса соседки и ее родственников, которые угрожали убить ее и детей. Появился страх, не могла оставаться дома одна, боялась выходить в общую кух­ню. С тех пор в течение 5 лет почти постоянно слышит те же голоса, которые уг­рожают больной, приказывают выброситься из окна, называют ее оскорбительными именами. Иногда слышит голос своего сына, который успока­ивает больную, советует ей лечиться. Голоса идут из-за стены, из-за окна, и вос­принимаются больной как реальная обычная человеческая речь. В этой речи часто повторяются одни и те же фразы, звучащие в одинаковом тембре, с одними и теми же модуляциями голоса. Иногда слова произносятся ритмично, подобно тиканью часов, в такт с ощущаемой больной пульсацией сосудов. При усилении голосов в тишине, особенно ночью, больная становится тревожной, подбегает к окнам, утверждает, что сейчас убивают ее детей, а она ничем не может им помочь. В шумной комнате и во время беседы с больной голоса полностью исчезают. Охотно соглашается с тем, что голоса эти имеют болезненное происхождение, но тут же спрашивает, за что соседка хочет ее убить.

Какой это синдром?

1. Паранойяльный синдром.

2. Синдром Кандинского-Клерамбо.

3. Вербальный галлюциноз.

Задача 20. Больной Р., 19 л е т, с т у д е н т. Обратился в органы МВД с письмом сле­дующего содержания: «Прошу принять меры и оградить меня от преследования шайки бандитов и хулиганов. Они воображают себя сверхчеловеками, поместили меня в сумасшедший дом и производят надо мной эксперименты. Тайно вставили мне в голову передатчик, какой-то «центральный мозг» и постоянно ведут со мной переговоры с помощью сверхвысоких частот, не дают ни минуты покоя. Вколачивают мне в голову грязные мысли и заставляют отвечать на них, все мои чувства уложили под железный колпак. Они с хулиганскими намерениями двига­ют моим языком, заставляют произносить нецензурные слова, забивают мне го­лову своими провокационными разговорами. По ночам вынимают мое сердце, легкие и вкладывают другие, кибернетические. Говорят, будто бы я гипноз, за­ставляют действовать на людей. Я весь стал сам не свой, даже ем и хожу автома­тически. А они все время мысленно говорят мне, что сделали из меня робота. Еще раз прошу незамедлительно принять меры против этих хулиганов».

Что это?

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Порядок проведения экспертизы декларации ОПО | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 7875; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.083 сек.