Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Восприятие Бога и мозг




Височные доли и лимбическая система

 

Религиозные деятели со здоровыми височными долями и лимбической системой проявляют эмоциональную стабильность, положительный настрой и контролируют свое поведение. Они хорошо помнят детали жизни своих прихожан и историю церкви, легко ориентируются в социальных ситуациях, чувствуют, когда люди заинтересованы, а когда скучают. Опытные религиозные деятели усиливают активность височных долей с помощью музыки (музыка обрабатывается именно этими участками мозга). Они осознают роль музыки во время служб и делают ее важным элементом богослужения. Здоровые височные доли и сбалансированная лимбическая система позволяют таким священникам активнее влиять на прихожан. Они тоньше чувствуют волю Бога и через молитву и размышления выбирают для своей конгрегации наилучшие пути.

Трудности легко возникают у вспыльчивых, тревожных и агрессивных людей, которые не умеют считывать социальные ситуации. Религиозные деятели с расстройством функций височных долей и лимбической системы поступают иррационально, устраивают скандалы в семьях и в церкви, забывают о важных обязанностях или относятся ко всему негативно.

Их негативизм может оттолкнуть прихожан от церкви. Прихожане с такими расстройствами тоже склонны проявлять жестокость к себе и окружающим. С нарушением этих участков мозга бывают связаны даже преступления: убийства, изнасилования, поджоги и другие. Во многих религиях суицидальное поведение считается непростительным грехом, а оно может сочетаться с проблемами этих участков мозга.

 

 

Может ли проповедь священника или раввина зависеть от работы его мозга? Я считаю, что да. Священники которые учат, что Бог любит нас, скорее всего награждены спокойной лимбической системой, а те, кто предпочитает говорить о гневе Бога, скорее всего и сами мыслят негативно из-за особенностей работы лимбической системы. «Перегретая» поясная извилина мешает проявлять всепрощение. Логически продуманные и спланированные церковные службы очевидно показывают хорошую работу лобной коры. Плохо организованные и беспорядочные проповеди свидетельствуют о нарушениях лобной коры. Если службы все время возвращаются к одной и той же мысли, значит, у проповедника явно перевозбуждена передняя часть поясной извилины.

Наше восприятие Бога тоже зависит от здоровья мозга. Люди со здоровой лимбической системой скорее будут считать, что Бог любит их, оберегает и всегда присутствует в их жизни. Дисфункциональная лимбическая система способствует образу Бога как грозного, враждебного и «высоко сидящего» Вседержителя. Люди с нормальной функцией поясной извилины вероятнее верят, что Бог прощает все и всегда приходит на помощь всякому. При гиперактивности поясной извилины люди воспринимают Бога как мстительное и мелочное создание, которое за любую провинность наносит ответный удар. А нездоровая лобная кора приводит к тому, что людям трудно сосредоточиться на мыслях о Боге, потому что они постоянно отвлекаются.

 

Возможно ли, что люди выбирают религию в зависимости от работы мозга? По-моему, вполне возможно.

 

Хотя мне неизвестны исследования на эту тему, я обратил внимание, что у приверженцев католицизма, лютеранства и епископальной церкви сильнее выражена работа передней части поясной извилины. Им нравятся ритуальность и размеренный порядок службы. Людям, которым нужна постоянная стимуляция лобной коры, чаще нравится церковь евангелистов-пятидесятников. Даже самый рассеянный прихожанин будет увлечен всеобщим возбуждением, радостным пением и громкими восхвалениями Бога во время драматически интенсивных служб этой церкви. Многие люди с чувствительностью височных долей, испытавшие мистический или духовный опыт, склоняются к евангелической или той же пятидесятнической церкви. В их группах подобные переживания нередки и благожелательно воспринимаются другими прихожанами.

 

Полезно ли для здоровья ходить в церковь?

 

Существуют исследования, подтверждающие этот факт. Фонд Джона Темплтона при медицинском факультете Гарварда и доктор Дэвид Элкинс (David Elkins), президент подразделения гуманистической психологии Американской психологической ассоциации, выяснили, что:

 

• уровень смертности у мужчин, посещающих церковь, на 25 % ниже, чем у тех, кто не посещает ее. Для женщин он ниже на 35 %;

• пациенты с переломом шейки бедра, которые бывают в церкви, способны передвигаться на большие расстояния и реже страдают от депрессии, чем те, кто не ходит в храм;

• верующие люди в 3 раза чаще выживают после открытых операций на сердце;

• посещающие церковь люди в 10 раз реже привыкают к курению, заметно меньше страдают от сердечно-сосудистых заболеваний, рака легких и хронических легочных заболеваний;

• у верующих людей, посещающих церковь, иммунная система работает лучше. В 1997 году в Международном журнале психиатрии в медицине (International journal of psychiatry In medicine) появились данные исследования, проведенного на 1700 взрослых. Его авторы выявили, что уровни интерлейкина-6 (вещества, которое появляется у хронически больных людей), гораздо ниже у тех, кто ходит в церковь;

• верующие пациенты вполовину меньше времени проводят в больницах, чем неверующие. В исследовании Университета Дьюка было показано, что верующие люди в среднем восстанавливаются после операции в больнице 11 дней, а нерелигиозные пациенты проводят в больнице 25 дней. Люди с сильной верой на 70 % быстрее выздоравливают от депрессии;

• в 1997 году Университет Колумбии опубликовал в Журнале Американской академии детской и подростковой психиатрии (Journal Of The American Academy Of Child And Adolescent Psychiatry) информацию, что женщины, чьи матери были верующими, на 60 % реже страдают от депрессии. А если дочери и сами верующие, то вероятность депрессий еще ниже (71 %). Для сыновей вероятность заболеть депрессией была ниже на 84 %;

• 42 % пациентов больниц сказали, что самым важным фактором, помогающим справиться с болезнью, для них стала вера;

• в исследовании округа Аламеда, в котором участвовало почти 7 тысяч опрошенных, выяснилось, что верующие люди, регулярно участвующие в благотворительности, гораздо реже тревожатся о финансах, здоровье и других бытовых трудностях, чем нерелигиозные граждане.

 

Мы снова видим, что здоровый мозг улучшает качество и повседневной, и духовной жизни, а духовный подход к жизни оптимизирует работу мозга. Это замкнутая система. Мозг и душа зависят друг от друга. И душа, и мозг лучше работают, когда их обладатель ходит в церковь, синагогу, мечеть или другой храм.

 

 

Глава 8

И НЕ ВВЕДИ НАС В ИСКУШЕНИЕ…

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 284; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.