Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Работе с текстом




РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

План

В романе М. Горького

Проблема нравственного вырождения семьи

На 2016 – 2017 уч. год

ВАРИАНТ № 8 (Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я)

«Дело Артамоновых»

 

1. «Дело Артамоновых» М. Горького – первое монументальное произведение, которое в рамках жанра семейной хроники всесторонне осветило эпоху возвышения и падения династии русских промышленников.

I. Идейный замысел романа: разрушение промышленной династии под давлением двух основных причин:

а) прогрессирующий распад тех человеческих качеств, которые позволили создать «дело»;

б) порождение «делом» новых отношений людей, которых связывают общие интересы и которые восстанут против собственников, когда укрепится их самосознание.

II. Три поколения семьи купцов и фабрикантов Артамоновых – жизнь династии от расцвета до распада и гибели:

а) Илья Артамонов, создатель «дела»;

б) Петр, Алексей, Никита- второе поколение династии Артамоновых;

в) Яков, Мирон, Илья – третье поколение.

III. Особенности композиции произведения:

а) кольцевой принцип построения романа (роман начинается с Ильи - старшего, который основал новое дело, Илья- младший закончил дело капитализма и начал, революционное дело);

б) образ Тихона Вялого как связующего звена в романе.

2. Значение романа «Дело Артамоновых» как изображения положительного и отрицательного опыта русских промышленников.

 

При работе с текстом следует помнить, что главное - это воспитание самостоятельного и ясного суждения о прочитанном, настойчивое выяснение непонятного, неясного.

Содержание книги надо разграничить на составные смысловые части, разобраться в их соотношении и сделать основные выводы. Это содержание надо затем в главных деталях восстановить, вскрывая их взаимную связь, чтобы определить смысл целого, значение и ценность произведения не только самого по себе, но и в отношении того нового, важного, полезного, что оно дает для решения более общей проблемы. При этом надо понять, что дает книга для формирования научного мировоззрения читателя, усовершенствования его понятий, представлений, обогащения его мышления и памяти, а также для творческого изменения, улучшения жизни, практики, действительности...

Изучению определенного произведения иногда содействует ознакомление с историей его создания, с методами работы автора над ним, знание особенностей творчества, условий возникновения данного труда.

Систематичность изучения характеризуется упорным и настойчивым повторением трудовых условий, она связана с воспитанием усидчивости, трудоспособности, с умением ритмично и целесооразно организовать свой труд и отдых.

При изучении произведений огромное значение имеет мировоззрение читателя, определяющее собою его «точку зрения» на предмет, так как в случае ошибочного толкования, прочитанного возникает «цепная реакция» неправильных мыслей.

Здесь уместно вспомнить глубокое замечание Д. И. Писарева, отметившего тот факт, что «ошибка в мыслях вызывает ошибку в словах, а ошибка в словах вызывает ошибку в делах».

Изучению помогает перечитывание. Перечитывание во второй, третий или четвертый раз хорошей книги или хоть главы из нее приносит большую пользу уму и памяти.

Основное значение при изучении имеет мышление читателя. Оно должно быть логически правильным - определенным, последовательным, непротиворечивым и обоснованным.

Само изучение классических произведений воспитывает читателя - его ум, память, мышление.

Особое образовательное и воспитательное значение имеют философские произведения. Их изучение активизирует мысль, организует самостоятельность, и логичность мышления, вводит в историю развития человеческой мысли, прошедшей удивительно сложный и трудный путь искания истины...

Самостоятельное изучение основных произведений того или иного автора подготавливает читателя к изучению других трудов этого автора и приводит к пониманию их взаимной связи.

Изучению трудов одного автора в их связи или изучение ряда книг разных авторов, но объединенных одной темой, общей проблемой и т. п., позволяет читателю установить связи в содержании круга произведений и подойти к подлинно систематическому изучению предмета.

Как уже упоминалось, работая с книгой, приходится:

× читать;

× понимать;

× разбираться в прочитанном;

× записывать;

× запоминать;

× усваивать (ассимилировать).

Так как ни одно из этих действий не может быть осуществлено без участия памяти и мышления, то естественно, что они в процессе чтения воспитываются, развиваются, совершенствуются...

Чтение предполагает наличие читателя и автора, которые взаимно относятся друг к другу, как бы беседуют между собою. Недаром говорят, что чтение хороших книг - это беседа с лучшими умами человечества.

Иногда чтение книги превращается в молчаливый спор с ее автором, - в таких случаях проявляется уменье читателя спорить, т. е. правильно, логично мыслить. Читателю при этом помогает изучение таких пособий, которые учат доказывать истинность своих убеждений, если они верны, истинны, и опровергать ложные доводы, распознавать у себя и у других ошибки мышления.

В результате общения с ценными по содержанию книгами читатель делается все более и более осведомленным, опытным, искусным в анализе сложных путей человеческой мысли, в ее взаимосвязи с чувствами, переживаниями людей.

Самостоятельное размышление о предмете познания - один из необходимых и важнейших признаков самостоятельного чтения.

Пробуждение подобной умственной самостоятельности не у всех людей происходит одинаково и в одном и том же возрасте. Во всяком случае, этому может и должна содействовать работа с книгой.

Усвоению логических навыков чтения и, одновременно, укреплению и воспитанию памяти читателя содействует фиксирование найденных смысловых выделений, например, посредством записи в форме логического плана, в котором отмечают то, о чем и в каком именно порядке говорилось в книге.

Конечно, логический разбор текста и записывание не происходит само собою, но именно в результате самостоятельного и вдумчивого чтения.

Работая над воспитанием своей памяти и мышления, надо всегда учитывать неразрывную связь между ними.

Можно сравнить мысль с наконечником стрелы, а память - с ее оперением: они взаимно помогают друг другу при полете.

Хорошо поняв смысл прочитанного, полезно, а иногда даже необходимо выучить на память некоторые меткие выражения, сжатые формулировки, удачные сравнения.

Заучивая на память избранные места из книг, мы укрепляем свою память и обогащаем свои знания. Знание афоризмов, пословиц, поговорок, избранных отрывков из классических и других поэтических и художественных произведений не только обогащает письменную и устную речь, но и совершенствует умственную деятельность, не говоря уже об эстетическом воспитании читателя.

Записывание, в свою очередь, помогает видеть и слышать, совершенствуя так называемую «сенсорную культуру» (т. е. культуру работы органов чувств), неразрывно связанную с воспитанием памяти и мышления.

Самостоятельность мышления и хорошая память воспитываются в процессе чтения, изучения классических произведений.

«Классические произведения, - указывает академик В.И. Вернадский, -составляют культурное богатство человечества и сохраняют свое значение почти так же, как классики художественной литературы...».

Работа с книгой должна изменять и совершенствовать мышление читателя, его сознание, его внутренний мир, следовательно, влиять и на его поведение, культуру труда, быта, общественной деятельности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 946; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.