Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Индуктивные методы установления причинных связей




Виды индукции

Различают два вида индуктивных умозаключений – полную и неполную индукцию.

2.1. Полной индукцией называется такое умозаключение, в котором общее заключение обо всех элементах класса предметов делается на основании рассмотрения каждого элемента этого класса. В полной индукции рассматриваются все предметы данного класса, а посылками служат единичные суждения. Вывод в полной индукции будет истинным, если посылки истинны. Например:

Иванов хорошо знает логику,

Петров хорошо знает логику,

Сидоров хорошо знает логику,

Логинова Хорошо знает логику,

Титова хорошо знает логику,

Полякова хорошо знает логику,

Алексеев хорошо знает логику.

Иванов, Петров, Сидоров, Логинова, Титова, Полякова, Алексеев

являются с тудентами грумы М-25, в которой учатся семь человек.

Следовательно, все студенты группы М-25 учатся хорошо.

В данном умозаключении рассматриваются все студенты группы М-25. Следовательно, вывод будет истинным.

Полная индукция дает достоверное заключение, поэтому она часто применяется в математических и в других самых строгих доказательствах. Чтобы использовать полную индукцию, надо выполнить следующие условия:

1. Точно знать число предметов или явлений, подлежащих рассмотрению.

2. Убедиться, что признак принадлежит каждому элементу этого класса.

3. Число элементов должно быть невелико.

2.2. Неполная индукция применяется в тех случаях, когда мы

-не можем рассмотреть все элементы, рассматриваемого класса явлений;

-если число объектов либо бесконечно, либо конечно, но достаточно велико.

В неполной индукции рассматриваются не все, а только некоторые элементы класса. Такой переход от некоторых ко всем не может давать истинный вывод. На этом основании неполную индукцию относят к правдоподобным умозаключениям. В таких выводах заключение следует из истинных посылок только с определенной степенью вероятности, которая может колебаться от маловероятной до весьма правдоподобной.

По способам обоснования заключения индукция делится на три вида:

- индукция через простое перечислении (популярная);

- индукция через анализ и отбор фактов;

- научная индукция.

Индукция через простое перечисление. На основании повторяемости одного и того же признака у рада однородных предметов и отсутствия противоречащего признака делается общее заключение, что все предметы этого рода обладают данным признаком. Примером данного вида индукции может служить заявление учителя ученику: «Ты вообще ничего не знаешь», если ученик часто ошибается.

Индукция через анализ и отбор фактов. В этом виде индукции стремятся исключить случайность обобщения, так как изучают наиболее типичные и планомерно отобранные предметы. Этот вид индукции применяют для выведения средних статистических данных. Для того, что бы сделать вывод о том, что в среднем ребенок в возрасте 3-х лет должен иметь рост 98-104см и весить 14-16кг, надо изучить большое количество детей в этом возрасте в разных местах и условиях.

Научной индукцией называется такое умозаключение, в котором на основании познания необходимых признаков или необходимой связи части предметов класса делается общее заключение обо всех предметах класса. Научная индукция также как полная индукция дает достоверное заключение. В научной индукции, при том, что охватывается часть предметов изучаемого класса, делается достоверное заключение, т.к. используется причинная связь. Например, люди не могут жить без воды, т.к. человек на 70% состоит из воды и при обезвоживании организма происходит нарушение всех процессов в организме.

В современной логике известно пять методов установления причинных связей:

- метод сходства;

- метод различия;

- соединенный метод сходства и различия;

- метод сопутствующих изменений;

- метод остатков.

3.1. По методу сходства сравнивают несколько случаев, в каждом из которых исследуемое явление (следствие) наступает. При этом все случаи сходны лишь в одном и различны во всех других обстоятельствах.

Причина Следствие
АВС а
АКМ а
АЕР а

Например: а – поступление в ВУЗ

А – сдача вступительных экзаменов;

В - девушка 18-и лет;

С – окончившая общеобразовательную школу;

К – девушка 20-и лет;

М – окончившая колледж;

Е - девушка 22-х лет;

Р - окончившая ПТУ.

Мы видим, что три девушки разного возраста, с разным образованием поступили в ВУЗ. Причиной этого является то, что сдали вступительные экзамены.

3.2. По методу различия сравнивают два случая, в одном из которых исследуемое явление наступает, а в другом не наступает. При этом второй случай отличается от первого лишь одним обстоятельством, а все другие – сходны.

Причина Следствие
АВСД а
ВСД -

Например: а – поступление в ВУЗ

А – наличие полного среднего образования;

В – девушка;

С – 18 лет;

Д - наличие паспорта.

Мы видим, что из двух девушек с одинаковыми исходными характеристиками одна поступила в ВУЗ, а другая – нет. Причиной этого послужило отсутствие необходимого образования.

3.3. Соединенный метод сходства и различия представляет собой комбинацию первых двух методов, когда с помощью анализа множества случаев обнаруживают как сходное в различном, так и различное в сходном.

 

Причина Следствие
АВС а
АКМ а
АЕР а
ВС -
КМ -
ЕР -

 

Мы видим, что А будет причиной наступления следствия а.

3.4. Метод сопутствующих изменений

используется при анализе случаев, в которых имеется изменение одного из обстоятельства, сопровождаемое изменением следствия.

Причина Следствие
АВСД а
А’ВСД a’

 

Например: а – поступление на дневное отделение ВУЗа;

a' – поступление на заочное отделение ВУЗа;

А – набрала проходной балл на вступительных экзаменах (8 из 10);

А’ – не набрала проходной балл на вступительных экзаменах (7 из

10);

В – девушка;

С – 18 лет;

Д – имеет полное среднее образование.

Мы видим, что девушку, недобравшую проходной балл приняли в ВУЗ, но на заочное отделение.

3.5. Метод остатков применяется, когда необходимо установить причину, вызывающую определенную часть сложного действия при условии, что причины, вызывающие другие части этого действия, уже выявлены.

Схема рассуждения по этому методу следующая:

1) АВС вызывает xug

2) А вызывает x

3) В вызывает u

C вызывает g

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 349; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.