КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Закономерности перехода от детской модели обучения к взрослой. Андрагогические задачи этапа базовой подготовки
Темы рефератов 1. Функционально-ориентированная и личностно-ориентированная стратегии развития образования. 2. Психологическая характеристика стилей жизни в период взрослости. 3. Эпигенетическая теория развития Э. Эриксона. 4. Самостоятельная работа как учебная деятельность в обучении взрослого. 5. Движущие силы и направления развития субъективной реальности человека. 6. Понятие критических и стабильных периодов в психическом развитии человека. 7. Психологические проблемы профессиональной деятельности в различные периоды взрослости.
Рекомендуемая литература 1. Деркач А.А. Акмеология / А.А. Деркач. – М.: РАГС, 2006. – 280 с. 2. Ермолаева М.В. Субъектный подход в развитии взрослого человека: учеб. пособие / М.В. Ермолаева. – М., 2006. – 200 с. 3. Змеёв С.И. Андрагогика: основы теории, истории и технологии обучения взрослых / С.И. Змеёв. – М.: ПЕРСЭ, 2007. – 272 с. 4. Колесникова И.А. Основы андрагогики / И.А. Колесникова. – М.: Академия, 2007. – 240 с. 5. Рассел Д. Андрагогика / Д. Рассел. – М.: ПЕРСЭ, 2013. – 80 с. Глава 6. АНДРАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Андрагогические основы профессионального развития закладываются в момент перехода личности из системы школьного обучения на следующий этап непрерывного образования. Для одних учащихся это обучение в вузе, для других в колледже или профессионально-техническом училище. Профессиональное становление личности происходит на уровне начального, среднего, высшего образования, в ходе повышения квалификации, переобучения (переподготовки по новой специальности), самообразования. Профессиональное становление охватывает длительный период жизни человека (35-40 лет). В течение этого времени меняются жизненные и профессиональные планы, происходит смена социальной ситуации, перестройка структуры личности. Поэтому возникает необходимость в разделении этого процесса периода на периоды, стадии.
Наиболее известной в России является периодизация развития человека как субъекта труда, предложенная Е. А. Климовым. Стадия предыгры (от рождения до 3 лет), когда происходит освоение функций восприятия, движения, речи, простейших правил поведения и моральных оценок, которые становятся основой дальнейшего развития и приобщения человека к труду. Стадия игры (от 3 до 6-8 лет), когда происходит овладение основными «смыслами» человеческой деятельности, а также знакомство с конкретными профессиями (игры в шофера, врача, продавца, учителя). Возникновение детской сюжетноролевой игры произошло, когда ребенок уже не мог непосредственно осваивать труд тогда, когда произошло историческое разделение и усложнение труда. Стадия овладения учебной деятельностью (от 6-8 до 11-12 лет), когда интенсивно развиваются функции самоконтроля, самоанализа способности планировать свою деятельность и т. п. Особенно важно, когда ребенок самостоятельно планирует свое время выполнения домашнего задания, преодолевая желание погулять; расслабиться после школы. Стадия «оптации» (от 11-12 до 18 лет). Это стадия подготовки к жизни, к труду, сознательного выбора и планирования профессионального пути соответственно человек, находящийся в ситуации профессионального самоопределения, называется оптантом. В ситуации «оптанта» может оказаться и взрослый человек, например безработный; эта стадия указывает на ситуацию выбора профессии. Стадия адепта – это профессиональная подготовка, которую проходит большинство выпускников школ. Стадия адаптанта – вхождение в профессию после завершения профессионального обучения, продолжающаяся от нескольких месяцев до 2-3 лет.
Стадия интернала – это вхождение в профессию в качестве полноценного коллеги, способного стабильно работать на нормальном уровне. Это стадия, когда коллеги воспринимают работника как «своего среди своих». Стадия мастера – когда о работнике можно сказать, что он лучший среди обычных и хороших, т.е. работник заметно выделяется на обычном фоне. Стадия авторитета означает, что работник стал лучшим среди мастеров. Естественно, не каждый работник может достичь этого уровня. Стадия наставника – высший уровень работы любого специалиста. Эта стадия интересна тем, что работник становится не просто великолепным специалистом в своей области, но и Учителем, способным передать лучший свой опыт ученикам и воплотить в них часть своей души (лучшую часть души). Профессиональная подготовка должна подчиняться следующим основным принципам: 1) заинтересованность обучаемого в результатах; 2) подкрепление обучения вознаграждением; 3) сочетание обучения с практикой; 4) осмысленное усвоение учебного материала; 5) сочетание традиционных и современных методов обучения; 6) контроль знаний и корректировка обучения; 7) приближенность теории к реальной рабочей обстановке; 8) обеспеченность процесса обучения материальной и технической базой. Именно в период базового профессионального обучения должен осуществиться переход от «детской» педагогической модели обучения к андрагогической (взрослой). Только в этом случае молодой человек сможет обрести подлинно субъектную позицию в своем профессиональном развитии. В зависимости от выбираемой преподавателями и образовательным учреждением стратегии и форм организации обучения этот переход осуществляется с той или иной степенью интенсивности или не происходит вообще. Профессиональное обучение на практике осуществляется на разных уровнях проникновения в глубины освоения той или иной специальности. Это может быть: – приобретение конкретных умений и навыков, позволяющих выполнять локальные операции и действия, решая тем самым отдельные практические задачи; – освоение методик организации деятельности, технологий осуществления тех или иных процессов;
– накопление (обновление) теоретических сведений, осуществляемое фрагментарно либо системно; – формирование профессионально-личностных установок, ценностей. Для того чтобы обучение шло в логике образования взрослого человека, в педагогическом процессе должны быть поставлены и решены следующие задачи: – формирование установки на субъектную позицию в процессе профессионального становления; – овладение логикой продвижения в профессии; – предъявление будущему специалисту эталонных моделей профессионального поведения, деятельности, отношений, служащих ориентиром для самооценки и самосовершенствования; – формирование в ходе обучения опыта партнерства, сотрудничества; – стимулирование процессов самовоспитания, ориентированного на осознанную наработку и закрепление необходимых в профессии личностных качеств и характеристик; – передача андрагогических умений и навыков, ориентированных на самопознание и работу с собой; – создание комплексных предпосылок к непрерывному образованию. Формы обучения, которые наиболее целесообразно использовать при обучении взрослых. В выборе учебного метода для использования в программах обучения для взрослых важно использовать технику, которая подходит к данной ситуации. Наиболее эффективным в ситуации обучения взрослых является комбинирование различных форм и методов обучения, однако предпочтение должно быть отдано интерактивным формам (таблица 2).
Таблица 2 – Различные формы обучения
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1672; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |