КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Современные дидактические принципы организации работы по изобразительному искусству в современной школе
Методика преподавания основывает свои положения на данных педагогической науки. Однако одна наука педагогика, без практики, не дает возможности овладеть искусством преподавания, - она лишь указывает общие положения. И наоборот, одна практика, без теории педагогики, не дает возможности преподавателю правильно строить учебный процесс. Для успешной работы в школе учитель должен хорошо знать основные положения современной дидактики и уметь их творчески реализовывать на практике. Проблемы современной дидактики освещаются в журналах "Педагогика", "Народное образование" и других. Принципы обучения – определенная система основных дидактических требований к обучению, придерживание которых обеспечивает его эффективность. Основные дидактические принципы обучения, разработаны в последние годы (80-е г.г., И.Лернер, М.Скаткин). Дидактические принципы определяют содержание, формы организации и методы обучения. К основным современным дидактическим принципам относят: 1. Принцип научности. Состоит в подборе материала, который соответствовал бы структуре определенной отрасли знаний и учебного предмета, специфике его разделов и тем. Преподавать предмет на основе проверенных научных данных, использовать новейшие достижения науки, связь с другими дисциплинами. 2. Принцип систематичности и последовательности. Система и последовательность в преподавании дисциплины. Учебный материал усваивают два раза – в начальной школе и средней: от простого к сложному. Размещение учебного материала по принципу линейности (изучение нового материала с повторением предыдущего). 3. Принцип доступности, доходчивости преподавания. Чем сложнее материал, тем доходчивее, проще необходимо его подавать.
4. Принцип связи обучения с практикой. Использование на уроках жизненного опыта учеников, раскрытие практической значимости знаний, применении их в практической деятельности. 5. Принцип сознательности и активности учеников. Использование проблемных методов обучения, задействование всех психических процессов, которые способствуют активизации познания. 6. Принцип наглядности. Наглядность бывает: натуральная (растения, звери, явления природы и др.), образная (картины, таблицы, модели, муляжи и др.), символическая (графики, диаграммы, схемы, формулы). 7. Принцип прочности знаний, умений и навыков. Сохранение в памяти приобретенных знаний, умений и навыков. Приемы реализации: повторение учебного материала, запоминание пройденного материала в соединении с пройденным ранее; группирование материала с целью его систематизации; использование разных упражнений и методик, форм и подходов, самостоятельной работы как творческого применения знаний. 8. Принцип индивидуального подхода к ученикам. 9. Принцип эмоционального обучения. Реализуется через живую, образную подачу материала, речь учителя, отношение к ученикам, внешний вид, использование наглядности и др. Последнее время в педагогике выделяют нетрадиционные принципы обучения: · Принцип демократизации; · Принцип воспитания здорового ребенка; · Принцип оптимизации учебно-воспитательного процесса (базируется на достижении учениками высокого уровня знаний, умений и навыков, развитии их психологических, интеллектуальных функций); · Принцип дифференциации учебного процесса (дозировка учебного материала, учитывая уровень развития каждого школьника); · Принцип нетрадиционности системы обучения (использование новых форм обучения, которые способствуют усвоению учениками знаний на основе коллоквиумов, зачетов, рефератов, научных сообщений, конкурсах и т.д.).
Специфические принципы обучения изобразительному искусству (по Концепции художественно-эстетического воспитания): 1. принцип органического единства универсального (общечеловеческого, поликультурного), национального (государственного) и регионального (этнолокального, краезнавчего) компонентов образования и воспитания; 2. синергетический подход, который обуславливает нацеленность образовательно-воспитательной системы на художественно-эстетическое саморазвитие личности путем объединения образования с самообразованием, на их безпрерывность и открытость к изменениям; 3. природосоответствия (учет возрастных особенностей и индивидуальных способностей детей) и культуросоответствия (рассмотрение системы художественно-эстетического образования и воспитания школьников как социокультурного феномена, обеспечение культурной наследственности поколений); 4. гуманитаризации и гуманизации (уважение интересов и потребностей личности, «очеловечивание» знаний, построение учебно-воспитательного процесса на основе педагогики сотрудничества, толерантности взаимоотношений и общения); 5. целостности, что предполагает многофакторное взаимодействие отраженных в содержании образования и воспитания основных компонентов социального опыта – художественно-эстетических знаний, мировоззренческих представлений, эхмоционально-ценностного отношения, художественных умений, творчества; 6. полихудожественности, интегральности, диалогичности (отражение в содержании художественно-эстетического образования и воспитания объективно существующих связей между видами искусств, диалога культур); 7. вариативности на основе индивидуализации, широкой дифференциации и допрофессиональной специализации; 8. взаимосвязи художественно-эстетического воспитания с социокультурной средой (координация школьной и внешкольной работы, согласование образовательных и внешкольных мероприятий, профессионально-педагогических и семейно-родственных воспитательных влияний). Правила обучения : «Не допускай скуки на уроках!», «Обучай так, чтоб ученики осознавали необходимость знаний для жизни!»
КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ, ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА. МЕТОД И ПРИЕМ Метод обучения – это способ работы педагога с учениками, при помощи которого достигается лучшее усвоение учебного материала. Выбор методов обучения зависит от учебных целей, а также от возраста учащихся. Метод обучения – способ общей деятельности учителя и учеников, направленный на овладение знаниями, умениями, навыками и использование их на практике. В педагогической литературе встречается также термин «прием». ПРИЕМ обучения – это отдельный компонент, из нескольких приемов складывается метод обучения. Из совокупности приемов и методов обучения, объединенных общим направлением, складывается система обучения. ФУНКЦИИ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ: · Образовательная; · Воспитательная; · Развивающая; · Побудительная Существует несколько классификаций методов обучения, которые может использовать учитель: І классификация (по основным источникам получения знаний): 1. Словесные методы: беседа, рассказ, описание, чтение, лекция и т.д. 2. Наглядные: иллюстрация, демонстрация 3. Практические: по образцу или по указанию ІІ классификация ( по основным дидактическим целям и заданиям ) 1. Коммуникативные: изложение нового материала, работа с учебным материалом, оценка работ. 2. Познавательные: наблюдение, моделирование, изучение иллюстраций, восприятие материала, анализ материала. 3. Преобразовательные: работа над проблемными заданиями, упражнениями, практическая и производственная деятельность. 4. Систематизирующие: обобщение знаний, обобщение беседы, составление схем, таблиц. 5. Контрольные: контрольные письменные работы. ІІІ классификация ( по способу деятельности учеников ): 1. Информативно-рецептивные (учитель подает информацию, а ученик воспринимает). 2. Репродуктивные: ученики воспроизводят материал по заданию учителя. 3. Проблемное изложение материала: учитель ставит проблему, ученики решают. 4. Частично-поисковые (эвристические): в основе – творческая деятельность учеников.
5. Исследовательские: в основе – самостоятельность учеников. Современная дидактика (М.Данилов, М.Скаткин, И.Лернер) обосновали пять основных методов обучения: 1. Объяснительно-иллюстративный; 2. Репродуктивный; 3. Проблемное изложение; 4. Частично-поисковый; 5. Исследовательский. которые представляют собой общие направления деятельности обучения в зависимости от специфики видов содержания образования, особенностей способов их усвоения учащимися, а так же своеобразия действий по организации и осуществлению способов усвоения (И.Я. Лернер). Критерии выбора и сочетания методов обучения: соответствие целям и задачам обучения; соответствие принципам обучения; соответствие содержанию данной темы; соответствие учебным возможностям школьников; соответствие имеющимся условиям и отведенному времени для обучения; соответствие возможностям самих учителей, которые определяются их предшествующим опытом, уровнем теоретической и практической подготовленности, личностными качествами.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 3668; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |