Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные свойства образования




Образование как общественное явление и педагогический процесс.

Образование является специальным объектом педагогики и выступает в двух аспектах: как общественное явление и как педагогический процесс. С точки зрения общественных функций образование – средство социальной наследственности, передачи социального опыта последующим поколениям. По отношению к человеку, которого обучают и воспитывают, образование – это средство развития его личности, психологическую структуру которой изучает психология.

Цель образования заключается в передаче культуры в виде социального опыта людей от одного поколения к другому, культуры, обеспечивающей разносторонние качества и направленность личности, её интеллектуальное, нравственное, эстетическое, эмоциональное и физическое развитие. Один человек не в состоянии овладеть всем, что накопило человечество за тысячелетия своей жизни на Земле. Поэтому образование ­– ценность, созданная человечеством для развития человека и общества.

Целенаправленность. Основными целевыми компонентами понятия образования являются усвоение и использование духовного наследия, развитие творческих возможностей личности, установка творческой личности на созидание и создание условий для этого.

Историчность. Во все времена в разных странах содержание и характер образования определялись требованиями общественного производства, развития экономики, состоянием и потребностями научно-технического прогресса, духовной культуры, развитием педагогической теории и практики. Функциональность. Образование с социальной точки зрения решает ряд таких важных задач, как передача (трансляция) знаний от поколения к поколению; генерирование, распространение и хранение культуры общества; социализация личности, формирование ее статусности и интеграция вобщество (особенно это актуально для молодежи); социальный отбор (селекция), дифференциация членов общества, что обеспечивает воспроизводство и изменение социальной структуры общества, индивидуальную мобильность; обеспечение профессиональной ориентации и профессионального отбора молодежи; создание основы знаний для последующего непрерывного образования; осуществление социокультурных инноваций, разработка и создание новых идей, теорий, открытий и изобретений; осуществление социального контроля.

Непрерывность. Тот факт, что процесс становления личности сознательно и подсознательно происходит непрерывно при обучении вучебных заведениях различных ступеней, в самообразовании. Динамичность. Образование как социокультурный феномен находится в постоянном развитии и преобразовании. Относительная процессуальная автономность. Образование как процесс, его механизмы и закономерности представляют относительно самостоятельную сферу общественной жизни, функционирование которой происходит по специфическим законам педагогической науки. Как отдельная сфера социальной жизни образование имеет особую структуру, обеспечивающую его функционирование. Существуют разные подходы к пониманию структуры образовательной системы. По мнению И. П. Подласого, рассматривающего систему образования с внешней стороны, она включает образовательные учреждения; органы управления образованием; документы, обеспечивающие функционирование образовательной системы (образовательные стандарты, учебные планы и программы, учебники и учебные пособия).

В качестве общественного явления образование становится объектом изучения науки об обществе - социологии. По отношению к человеку, которого обучают и воспитывают, образование - это средство развития его личности, психологическую структуру которой изучает, естественно, психология.

Образование человека и образовательную систему рассматривают только в конкретном социокультурном контексте в связи с многогранностью их отношений. История показывает, что особенности общественного устройства и происходящие социальные изменения неизбежно влияют на образование.

В древности примером влияния особенностей общественных отношений на образование могут служить афинская и спартанская системы воспитания, которые существовали в Древней Греции одно время, но имели значительные отличия. В современном мире национальные системы образования также имеют свои отличия.

Примеры влияния социальных изменений на образование:

1) с появлением семьи как социального института её были переданы функции семейного воспитания;

2) возникновение государств привело к созданию первых систем образования (государство заинтересованно в массовой подготовке нужных специалистов, прежде всего – воинов и чиновников);

3) в наши дни демократизация общественных отношений требует демократизации образования.

Влияние образования на общество проявляется в том, что образование…:

- является способом социализации личности и преемственности поколений;

- средой общения и приобщения к мировым ценностям, достижениям науки и техники;

- ускоряет процесс развития и становления человека как личности, субъекта и индивидуальности;

- обеспечивает формирование духовности в человеке и его мировоззрения, ценностных ориентации и моральных принципов.

Современное образование – это сложная система взаимодействий людей и материальных средств, позволяющая передавать новым поколениям накопленные человечеством знания и опыт, культурные ценности.

Понятие «педагогический процесс» было введено в русскую педагогику Петром Федоровичем Каптеревым (1849 – 1922). Педагогический процесс - это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач.

Сущность педагогического процесса – это последовательность сменяющих друг друга ситуаций, выполняющих одновременно несколько функций: обучающую, развивающую, воспитательную, управленческую, диагностическую.

Структура педагогического процесса включает в себя:

1. Цель – выявление итогового результата.

2. Принципы – это основные направления в достижении цели.

3. Содержание – получение практического дидактического методического материала, необходимого для решения педагогических задач.

4. Методы – это необходимая работа учителя и ученика с целью передачи, переработки и восприятия содержания обучения.

5. Средства – способы «работы» с содержанием.

6. Формы – это последовательное получение результата педагогического процесса.

Целью педагогического процесса является эффективное прогнозирование итога и результата работы. Педагогический процесс состоит из различных целей: целей непосредственно преподавания и целей обучения на каждом уроке, каждой дисциплине и т. д.

 

Принципы педагогического процесса:

- природосообразности

- целенаправленности

- научности

- непрерывности

- наглядности

- доступности

- систематичности

- последовательности

- активности

- прочности

- связи с жизнью

 

Компоненты:

- целевой – отражает цели и задачи педагогической деятельности и педагогического менеджмента.

- коммуникативный – отражает взаимодействие внутри педагогического и ученического коллектива, а так же педагогов и учащихся, педагогов и администрации образовательного коллектива.

- содержательно-организационный – включает содержание педагогической деятельности, формы и способы ее организации и реализации на основе определенных принципов.

- аналитико-результативный – отражает эффективность педагогического процесса, позволяет соотнести достигнутый результат с предполагаемым.

 

Субъекты педагогического процесса:

- язык

- обычаи

- религия

- культурно-просветительские учреждения

- семья

- воспитанник

-школа

- внешкольные учреждения

- СМИ

- государство

- природа

 

Закономерности:

- социальная обусловленность

- единство воспитания и саморазвития

- взаимосвязь воспитания, обучения и развития

- преобразование внешних влияний во внутренние процессы

 

Функции педагогического процесса. К ним относятся образовательная, воспитательная и развивающая функции. Все они выступают в органическом единстве, так как в процессе обучения решаются задачи воспитания и развития; воспитание способствует образованию и развитию; развитие создает предпосылки для обучения и воспитания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1948; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.