Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 25. Раскройте понятие « педагогическая коммуникация» Вопрос не раскрыт полностью. Что такое коммуникация сказано, что такое педагогическая коммуникация – нет




под коммуникацией понимают связь, в ходе которой происходит обмен информацией между людьми, шире – между системами в природе и обществе. При анализе коммуникационного процесса выделяют его основные элементы: 1) адресант – отправитель (источник информации); 2) информация – содержание сообщения; 3) канал связи; 4) код или средства передачи; 5) адресат – получатель сообщения; 6) результат – то, что достигнуто в итоге.

По характеру направления потока информации в организации различают коммуникации нисходящие, направленные сверху вниз, от руководителя к подчиненным; восходящие, направленные снизу вверх, от подчиненных к руководителю; горизонтальные, осуществляемые работниками, равными по своему служебному положению.

Понятие коммуникации можно рассматривать двояко. В широком смысле оно близко к понятию "общение", однако шире его по объему, поскольку включает в себя и взаимодействие, например, с электронными средствами информации. В узком смысле в качестве одной из составляющих процесса общения коммуникация рассматривается как обмен информацией между участниками совместной деятельности. Две других составляющих этого процесса – взаимодействие и межличностная перцепция, т.е. взаимопознание участников общения как основа для их взаимопонимания. Мы будем опираться на подход, предлагающий анализ коммуникации в широком значении как синоним понятия "общение".

Различают формальные (официальные) и неформальные (неофициальные) каналы передачи информации. Формальные каналы определяются официальной структурой трудового коллектива (школы, колледжа, вуза, фирмы и т.п.). Они являются формой связи людей в организации как по вертикали (руководители и подчиненные), так и по горизонтали (взаимосвязи между равными по служебному положению работниками). Неформальные каналы коммуникаций вызваны потребностью людей в социальных контактах, которую в принципе невозможно удовлетворить в системе официальных каналов. Впрочем, сама система официальных коммуникаций недостаточно эффективна и надежна, дает сбои и искажения, что также способствует развитию неофициальных, неформальных каналов связи между членами трудового коллектива. К тому же система неформальных коммуникаций обладает большей гибкостью и приспособляемостью к изменяющимся условиям, что способствует скорейшему распространению информации. Для эффективного функционирования трудового коллектива необходимо наличие как формальных, так и неформальных каналов распространения информационных потоков и известный баланс между ними. Например, если будет преобладать система неформальных коммуникаций, коллектив окажется во власти слухов, недомолвок, предположений, что может в известном смысле парализовать его работу. Если в трудовом коллективе информационное обеспечение будет осуществляться только через официальные каналы, процесс прохождения информации окажется забюрократизированным, превышающим все разумные временные рамки.

Нисходящая коммуникация обеспечивается руководителем и включает в себя приказы и распоряжения, инструкции, планы, фактические данные, необходимые подчиненным для работы. В этой информации должны содержаться следующие данные:

• четко сформулированные должностные обязанности и права работников;

• понятно сформулированные цели и задачи их деятельности (что именно, зачем, с кем, к какому сроку, конкретные результаты и способы стимулирования);

• причины тех или иных распоряжений руководства и работников;

• перспективы развития организации;

• возможности профессионального и административного роста работника.

При этом руководство должно отчетливо сознавать, что эффективной деятельности может вредить не только недостаток, но и избыток информации. Коммуникативная культура как раз и заключается в чувстве меры, которая в каждом конкретном случае определяется руководством, исходя из создавшихся условий.

Восходящие коммуникации, направленные снизу вверх, наряду с нисходящими потоками информации необходимы для эффективного функционирования любой организации. Это своеобразные каналы обратной связи. В состав такого рода информации входят отчеты членов трудового коллектива о выполнении своих заданий и должностных обязанностей; мнения и предложения, касающиеся их работы; просьбы о помощи различного рода. Руководителю необходимо своевременно получать информацию о том, как восприняты в коллективе его распоряжения, правильно ли они поняты; каково отношение членов коллектива к тем или иным инновациям, назначениям и т.д.

Горизонтальные коммуникации осуществляются между людьми, равными по своему должностному положению. Именно на этом уровне люди удовлетворяют свои потребности в общении, находясь на службе. Здесь важны коммуникации между руководителями среднего и низшего звена, ведь от того, насколько результативно они умеют договариваться и решать вопросы, зависит во многом эффективность деятельности трудового коллектива.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 211; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.