Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ понятия нравственного воспитания в психолого-педагогической литературе




ВВЕДЕНИЕ

Курсовая работа

ИСКУССТВО КИНО КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

по направлению подготовки

44.03.01 «Педагогическое образование»,

профиль подготовки: Начальное образование

 

 

Обучающаяся 3 курса 31-ЕН группы Кузь Анастасия Витальевна

Научный руководитель:

старший преподаватель

Плотникова Елена Николаевна

 

 

Евпатория – 2016

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1. Анализ понятия нравственного воспитания в психолого-педагогической литературе

1.2. Особенности и условия нравственного воспитания младших школьник

Выводы по первой главе

ГЛАВА 2.

___________________________________________________________

2.1. Сущность искусства кино и его влияние на жизнь человека

2.2. Киноискусство как средство нравственного воспитания младших школьников

Выводы по второй главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


 

Актуальность темы исследования обусловлена тем, масштабы влияния медиа на различные сферы жизни людей возрастают с каждым днем. В современном информационном обществе людям приходится иметь дело с большими потоками информации, которые, несомненно, влияют на нас определенным образом. Человек с раннего детства вовлечен в информационное пространство. К моменту поступления в школу ребенок уже знаком с различными медиа: визуальными (фото, печать), аудиальными (звуковыми), аудиовизуальными (кино, видео, телевидением). В зависимости от возраста дети отдают предпочтение различным его видам.

Так, пресса почти не востребована в дошкольном и младшем школьном возрасте, дети только учатся читать, и этот процесс для них все еще можно рассматривать как раскодирование букв и слогов, а не как способ полноценного восприятия информации, чего нельзя сказать о телевидении. Особое место в репертуаре детей занимают кинофильмы.

Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, т.к. воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. Вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Проблема нравственного образования детей сегодня стоит перед нашим обществом как никогда остро. Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для нравственного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание. Сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной.

В педагогической литературе исследуемая нами проблема нашла отражение в фундаментальных исследованиях А. М. Архангельского, Н. М. Болдырева, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, И. Ф. Харламова и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются пути дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания. На определение роли планирования, как в учебной деятельности, так и в нравственном поведении детей младшего школьного возраста было направлено внимание таких ученых как В. В. Хромов, Л. А. Матвеева, И. И. Лобанова, Л. А. Регуш и многих других.

Актуальность настоящего исследования также определяется насущными задачами всестороннего развития младшего школьника. В педагогической литературе накопилось большое количество данных, связанных с разработкой этой темы и требующих ее продолжения (Г. Ф. Иконникова, К. И. Корегина, Р. М. Рамбург, Б. Т. Лихачев). В своих исследованиях они обращаются к формированию нравственных мотивов поведения, указывают на важность воспитания подрастающего поколения средствами кино.

Цель исследования – изучение влияния искусства кино на развитие и воспитание нравственных качеств детей младшего школьного возраста.

Объект исследования – нравственно-эстетическое сознание учащихся младших классов.

Предмет исследования – система использования киноискусства как комплексного средства воспитания.

Задачи исследования:

1) проанализировать понятие нравственного воспитания в различной психолого-педагогической литературе;

2) выявить особенности и условия нравственного воспитания детей младшего школьного возраста;

3) исследовать влияние кино на жизнь человека в обществе;

4) рассмотреть процесс использования киноискусства как средство нравственного воспитания младших школьников.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, обобщение и формулировка выводов.

Структура курсовой работы: состоит из введения, двух глав, выводов к ним, заключения и списка литературы. Общий объем курсовой работы составляет __ страниц до списка литературы.

 

 


 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

Воспитание – одна из основных категорий в педагогике. В педагогике понятие «воспитание» употребляют в широком и узком смыслах. В широком смысле воспитание – это «специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс». В узком смысле – «это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач».

Остановимся на следующем определении: воспитание – это процесс целенаправленного формирования личности, специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, ориентированное на достижение цели воспитания.

Нравственное воспитание личности ребёнка – одна из самых важных задач школы. И это закономерно, потому что в жизни нашего общества всё более возрастает роль нравственных начал, расширяется сфера действия морального фактора. Нравственное воспитание является процессом, направленным на целостное формирование и развитие личности ребёнка, и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. В процессе нравственного воспитания школа формирует у младшего школьника чувство патриотизма, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребёнка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство [9.1].

Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений и взаимоотношений детей. Независимо от содержания, методов и форм воспитательной работы и соответствующих конкретных целей перед учителем всегда должна стоять задача организации нравственных отношений детей. Собственный нравственный опыт создаёт условия для эффективно усвоения опыта других людей, который передаётся детям в процессе нравственного просвещения. Накапливая собственный нравственный опыт, ребёнок может ошибиться, неправильно поступить. Воспитатель должен помочь ему осознать и пережить ошибочность, безнравственность его поступка; разумеется, надо помочь ему не только исправить поведение, но и повлиять на направленность мотивов, вызвавших то или иное действие. Нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. Учение ребёнка только при поверхностном подходе может показаться делом сугубо индивидуальным. На самом деле урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок. В воспитательном отношении все предметы, которые изучаются в школе, одинаково важны. Система нравственного просвещения строится концентрически, т.е. в каждом классе дети знакомятся с основными нравственными понятиями. Но от класса к классу увеличивается объём знаний, углубляется осознание нравственных понятий и представлений. Уже в 1-ом классе учитель постепенно вводит понятия о доброжелательности и справедливости, о товариществе и дружбе, о коллективизме и личной ответственности за общее дело. Само собой разумеется, что работа над воспитанием данных качеств у детей осуществляется комплексно в течение всех четырех лет обучения. Чтобы развить нравственное сознание школьников, учитель помогает им осмыслить как их собственный опыт, так и опыт других (пример товарищей, родителей и взрослых, примеры из литературы). С младшими школьниками необходимо проводить систематические беседы на этические темы [27.1].

В нравственном воспитании младших школьников определяющее значение имеет личный пример учителя, его отношение к детям. Даже в мелочах, в манерах дети стараются подражать своему учителю. Если для отношений между учителем и учениками характерны душевность, отзывчивость, заботливость, такими же будут отношения учеников между собой. Учителю следует избегать общих оценок личности каждого ученика. Школьника можно хвалить или осуждать за его поступок, но не следует оценку конкретного факта переносить на его личность в целом и говорить, что он вообще хороший или, наоборот, во всем плохой. Домашняя обстановка и отношения в семье оказывают большое влияние на нравственное развитие школьника. Вот почему важно учить родителей воспитанию детей. За нравственным развитием ребенка требуется следить так же тщательно, как и за его успехами в чтении, письме, математике.

Нравственное воспитание – процесс формирования моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения. Основополагающая базовая категория нравственного воспитания – понятие нравственного чувства (постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий).

Нравственное сознание – активный процесс отражения ребенком своих нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление-процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов. Нравственные переживания, мучения совести порождаются единством чувственных состояний, отраженных в сознании, и их осмыслением, оценкой, нравственным мышлением. Нравственность личности складывается из субъективно освоенных моральных принципов, которыми она руководствуется в системе отношений и постоянно пульсирующего нравственного мышления. Нравственные чувства, сознание и мышление – основа и стимул проявления нравственной воли. Нравственность человека проявляется в сознательном следовании нравственным принципам и в привычных формах нравственного поведения. Нравственное воспитание – активный жизненный процесс отношений, взаимодействий, деятельности, общения и преодоления противоречий. Это – процесс постоянных и систематических решений, выборов волевых действий в пользу моральных норм, процесс самоопределения и самоуправления в соответствии с ними.

Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она материализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении. Нравственное воспитание эффективно тогда, когда его следствием становится нравственное самовоспитание (целенаправленное воздействие индивида на самого себя с целью выработки желаемых черт характера) и самосовершенствование (процесс углубления общего нравственного состояния личности, возвышение всего образа жизни, поднятие его на ступень более высокого качества) школьников.

Специфика процесса нравственного воспитания:

а) обусловлена его содержанием – общественной моралью, необходимостью внедрения норм общественного нравственного сознания в индивидуальное сознание и поведение каждого школьника;

б) своеобразие его целей, содержания, проявления нравственной воспитанности или невоспитанности, организации и диагностики;

в) включенность в процесс умственного, трудового, гражданского, эстетического, физического, экономического, правового, экологического, антиалкогольного воспитания.

Развитие нравственности (способности выносить моральные суждения) тесно связано с когнитивным развитием [4.1].

Уровни нравственности (по Кольбергу) имеют следующую градацию:

1. Преднравственный уровень (до 10 лет) включает стадии. На первой стадии ребенок оценивает поступок как плохой или хороший в соответствии с правилами, усвоенными им от взрослых, склонен судить о поступках по важности их последствий, а не по намерениям человека («гетерономная мораль»), суждения выносятся в зависимости от того вознаграждения или наказания, которое может повлечь за собой этот поступок. На второй стадии суждение о поступке выносится в соответствии с той пользой, которую из него можно извлечь, и ребенок начинает судить о поступках по обусловившим их намерениям, понимая, что намерения важнее результатов совершенного поступка («автономная мораль»). Применительно к начальной школе должен быть достигнут уровень, когда ребенок поступает нравственно не только на людях, но и наедине с самим собой. Очень важно учить детей радоваться радостью других, учит их сопереживать. В этом возрасте ребенок способен оценивать свое поведение, опираясь на нравственные нормы, которые приняты им. Задача учителя – постепенно приучать детей к такому анализу своих поступков.

2. Конвенциональный уровень (с 10 до 13 лет) – ориентация на принципы других людей и на законы. На третьей стадии суждение основывается на том, получит ли поступок одобрение других людей или нет. На четвертой стадии суждение выносится в соответствии с установленным порядком и официальными законами общества.

3. Постконвекциональный уровень (с 13 лет) – человек судит о поведении, исходя из собственных критериев. На пятой стадии оправдание поступка основывается на уважении прав человека или признания демократического принятого решения. На шестой стадии поступок квалифицируется как правильный, если он продиктован совестью – независимо от его законности или мнения других людей. Кольберг отмечает, что многие люди так никогда и не переходят четвертую стадию, а шестой стадии достигает меньше 10% людей в возрасте 16 лет и старше.

Воспитание является одной из основных категорий педагогики. Изначально сама педагогика определялась как «наука о воспитании».

«Мы полагаем – пишет Е.В. Бондаревская, – что «воспитание следует рассматривать как родовое понятие в системе педагогического знания, поскольку педагогика всегда определялась как наука о воспитании подрастающих поколений» [8].

Как указывает А.В. Мудрик, «термин «воспитание» впервые используется в славянских текстах в 1056 г. в Остромировом Евангелии. Этот термин широко употребляется в бытовом словаре в значении «вскармливать, взращивать», а с XVI в. – в значении «наставлять» [4].

В одном из первых печатных руководств по воспитанию детей в семье, «О воспитании чад» (1609), автор пишет, что родители ответственны за воспитание детей в семье и за выбор учителей. Воспитание нужно начинать в «раннем возрасте». Привычки, привитые с детства, определяют поведение человека на протяжении всей жизни. Плоды хорошего воспитания, передаваемые из поколения в поколение, окажут влияние на нравственность народа, на его характер [22].

Как теоретическое педагогическое понятие воспитание утверждается в XVIII веке. Известный дореволюционный педагог И. Скворцов трактовал слово «воспитание» как сочетание слов «питание» и приставки «вос» – питание ребенка до достижения им полного возраста. А.А. Игнатов отмечает, что здесь «приставка «вос» имеет отношение не только к продвижению ребенка по возрастной шкале, но и к духовной устремленности и «различные системы воспитания отличаются друг от друга прежде всего качеством этого питания и его направлением [4].

На сегодняшний день в педагогической науке отсутствует общепринятое определение понятия «воспитание». Одна из причин – его многозначность и различное истолкование содержания.

В «Педагогическом словаре», изданном в Нью-Йорке в 1973 г., «воспитание» определяется как:

а) совокупность всех процессов, посредством которых человек развивает способности, отношения и другие формы поведения, позитивно ценные для общества, в котором живет;

б) социальный процесс, с помощью которого люди подвергаются влиянию отобранного и контролируемого окружения (особенно такого, как школа), для того, чтобы они смогли достичь социальной компетентности и оптимального индивидуального развития [4].

В 1982 г. в изданном там же «Кратком педагогическом словаре» «воспитание» трактуется как:

а) любой процесс, который помогает развивать возможности и способности людей путем передачи им знаний образцов поведения и ценностей;

б) развивающий процесс, обеспечиваемый школой или другими учреждениями, который организован главным образом для научения и учебы;

в) общее развитие, получаемое индивидом через научение и учебу [4].

В отечественной педагогике советского периода процесс воспитания определяли, как «организованное, направленное руководство воспитанием школьников в соответствии с целями, поставленными обществом». В современной отечественной педагогике воспитание определяют, как «эффективное взаимодействие воспитателей и воспитанников, ведущее к достижению указанной цели [24].

И. П. Подласый более подробно определяя процесс воспитания, подчеркивает, что это «процесс формирования, развития личности, включающий в себя как целенаправленное воздействие извне, так и самовоспитание личности». Приоритетным направление воспитания является процесс формирования нравственной культуры как компонента базовой культуры личности [24].

В Педагогическом энциклопедическом словаре дается следующая статья: «Нравственное воспитание – одна из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе. В понимание нравственное воспитание в истории культуры сложились четыре основные традиции:

1) патерналистская (нравственное воспитание как обязательное почитание старших);

2) религиозно-церковная (нравственное воспитание как поддержание авторитета веры);

3) просветительская (нравственное воспитание как результат освоения научных знаний;

4) коммунитарная (нравственное воспитание как процесс формирования чувства коллективизма) [22].

Многообразные концепции, в которых воплощались эти традиции, имели, как правило, философский статус – ограничивались постановкой вопроса о принципиальной возможности в общем направлении нравственного воспитания. В то же время многие концепции, в которых (как, например, у Платона, Ж. Ж. Руссо) содержались развернутые воспитательные программы и методики, оказывались утопическими.

Противоречивы представления об объекте нравственного воспитания. В любом воспитательном процессе воспитатели учат воспитуемых, передают им свой опыт, знания, умения, навыки и т.д. Нравственность, однако, не может быть усвоена чисто внешним образом, она основывается на личной автономии, нравственный закон, в отличие то всех других предписаний, является законом самой личности.

Выход из этого положения обычно усматривается в том, чтобы толковать нравственное воспитание как своеобразное «повивальное» искусство (Сократ, И. Кант). Воспитанию, как любой рациональной деятельности, присуще также различие между конечным результатом (целью) и ведущими к нему промежуточными действиями (средствами), при котором средства получают оправдание только в связи с данной целью.

Нравственное воспитание не укладывается в логику целенаправленной деятельности. Нравственность не является обычной целью, которую можно достичь в определенный отрезок времени с помощью конкретных средств. Точнее нравственность можно назвать не целью, а идеалом – регулятивным принципом и масштабом оценки человеческого поведения.

Социальные институты (семья, школа, трудовой коллектив и др.) также наряду со своим прямым назначением оказывают воздействие на личность. Процесс воспроизводства нравственности протекает стихийно и поддается направленному воздействию и сознательному контролю главным образом в форме самовоспитания и самосовершенствования. Человек может влиять на собственное нравственное развитие через культивирование определенных поступков, поведения, суммирующихся в нравственные черты характера. Каковы поступки, говорил Аристотель, таковы и нравственные качества человека.

Нравственное воспитание в советский период определялось как «целенаправленное формирование моральных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения. В условиях советской школы этот процесс имел целью воспитание подрастающих поколений в духе нравственных принципов, сформированных в моральном кодексе строителя коммунизма» [21].

Термин «нравственное воспитание» употребляется также в узком значении – как обучение нормам общественного приличия. Нравственные предписания приучают человека как бы смотреть на себя со стороны и самокритично вырабатывать уважение к себе и другим. Приличное, достойное поведение, хорошие манеры, то, что именуется воспитанностью, культурностью, еще нельзя назвать нравственностью, но является необходимой её составляющей [22].

В Большом толковом словаре русского языка даются следующее значения слова «нравственность»:

1) совокупность норм, определяющих поведение человека;

2) самое поведение человека;

3) моральные свойства [7].

Также термин «нравственность», как правило, употребляется в качестве синонима термину «мораль», реже – «этика». Так же как понятия «этика» в греческом, «мораль» в латинском, русское слово «нравственность» этимологически восходит к слову «нрав» (характер) и лексически закреплено в Словаре Академии Российской. Концептуальное различие между понятиями морали и нравственности проводил Гегель в «Философии права». Нравственность представлена как завершающий этап развития объективного духа в отличие от абстрактного права и морали [22].

Итак, подводя итог анализу самых разнообразных трактовок понятий «воспитание» и «нравственное воспитание», рассматриваемых в педагогической литературе, можно констатировать следующее [11]:

– не имея однозначного толкования определения понятий «воспитание» и «нравственное воспитание», в основном все ученые и педагоги сходятся на той мысли, что воспитание, в отличие от стихийной социализации личности, всегда целенаправленно;

– воспитание трактуется во взаимодействии с процессом обучения;

– целью воспитания и нравственного воспитания может являться формирование личности нужной, полезной обществу, приспособленной жить в данном конкретном обществе;

– современные педагоги склонны понимать процесс нравственного воспитания как взаимодействие воспитателей и воспитуемых;

– нравственное воспитание осуществляется такими институтами воспитания как семья, школа, Церковь;

– нравственное воспитание осуществляется в течение всей жизни человека, но его основы закладываются в раннем детстве.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 3765; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.