Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогический процесс и его функции




Педагогический процесс – это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач.

Педагоги и воспитанники являются главными компонентами пед.процесса. Взаимодействие субъектов пед. процесса своей конечной целью имеет присвоение воспитанниками опыта, накопленного человечеством во всем его многообразии. Успешное освоение опыта осуществляется в специально организованных условиях при наличии хорошей материальной базы, включающей разнообразные пед. средства. Таким образом, содержание образования и средства – ещё ва компонента пед. процесса. Взаимодействие педагогов и воспитанников на содержательной основе с использованием разнообразных средств есть сущностную характеристика пед. процесса, протекающего в любой пед. системе.

21. Целостность педагогического процесса.

Целостная гармоничная личность может быть сформирована только в целостном пед. процессе.

Целостность – синтетическое свойство пед. процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем.

Целостному пед. процессу присуще внутреннее единство составляющих его компонентов, их гармоническое взаимодействие. В целостном пед, процессе в каждом акте пед. взаимодействия решаются не только прямые, доминирующие, но и подчиненные задачи развития всех сторон личности. Это достигается всесторонним охватом основных видов деятельности, их сочетанием т взаимообогащением.

Целостный пед. процесс предполагает такую организацию жизнедеятельности воспитанников, которая отвечала бы их жизненным интересам и потребностям и оказывала бы сбалансированное воздействие на все сферы личности – сознание, чувства и волю. Любая деятельность, наполненная нравственно-эстетическими элементами, вызывающая положительные переживания и стимулирующая мотивационно-ценностное отношение к явлениям окружающей действительности, отвечает требованиям целостного пед. процесса.

Целостный пед. процесс не сводим к единству процессов обучения и воспитания, объективно функционирующих как часть и целое. Не может он рассматриваться и как единство процессов умственного, нравственного, эстетического, трудового, физического и других видов воспитания, т.е. как обратное сведение в единый поток механически вырванных частей из единого целого.

Аспекты целостности пед. процесса:

- в содержательном плане целостность пед. процесса обеспечивается отражением в цели и содержании образования, опыта, накопленного человечеством, во взаимосвязи его четырёх элементов: знаний, в том числе о способах выполнения действий; умений и навыков; опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного и волевого отношения к окружающему миру. Реализация основных элементов содержания образования не что иное, как реализация единства образовательных, развивающих и воспитательных функций цели пед. процесса.

- в организационном плане пед. процесс приобретает свойство целостности, если обеспечивается единство лишь относительно-самостоятельных процессов-компонентов:

освоения и конструирования содержания образования и материальной базы

делового взаимодействия педагогов и воспитанников по поводу содержания образования, усвоение которого цель взаимодействия.

взаимодействияпедагогов и воспитанников на уровне личных отношений

освоения воспитанниками содержания образования без непосредственного участия педагога.

- операционно-технологический аспект целостности пед. процесса касается внутренней целостности названных выше относительно самостоятельных процессов.

 

22. Важнейшие закономерности, принципы педагогического процесса.

- Закономерность динамики педагогического процесса. Величина всех последующих изменений зависит от величины изменений на предыдущем этапе.

- Закономерность развития личности в педагогическом процессе. Темпы и достигнутый уровень развития личности зависит от наследственности, воспитательной и учебной среды, включения в учебно-воспитательную деятельность, применяемых средств и способов педагогического воздействия.

- Закономерность управления учебно-воспитательным процессом. Эффективность педагогического воздействия зависит от интенсивности обратных связей между воспитуемыми и педагогами, а также от величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на воспитуемых.

- Закономерность стимулирования. Продуктивность педагогического процесса зависит от действия внутренних стимулов учебно-воспитательной деятельности; интенсивности, характера и своевременности внешних стимулов.

- Закономерность единства чувственного, логического и практики. Эффективность педагогического процесса зависит от интенсивности и качества чувственного восприятия, логического осмысления воспринятого, практического применения осмысленного.

- Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. Эффективность педагогического процесса обусловливается качеством педагогической деятельности и собственной учебно-воспитательной деятельности воспитуемых.

- Закономерность обусловленности педагогического процесса. Его течение и результаты обусловлены потребностями общества и личности, возможностями общества, условиями протекания процесса.

Принципы педагогического процесса - это основные положения, нормативные требования, руководящие идеи, определяющие особенности проектирования и реализации педагогического процесса.

1)Воспитание личности происходит только в процессе включения ее в деятельность..

2) Воспитание есть стимулирование активности формируемой личности в организуемой деятельности.

3) В процессе воспитания необходимо проявлять гуманность и уважение к личности в сочетании с высокой требовательностью. Характер отношений педагога к воспитуемой личности вызывает у последней определенные внутренние переживания и непосредственно сказывается на ее деятельности и развитии.

4) В процессе воспитания необходимо открывать перед учащимися перспективы их роста, помогать им добиваться радости успехов.

5) В процессе воспитания необходимо выявлять и опираться на положительные качества учащихся.

6) В воспитании необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

7) Воспитание должно осуществляться в коллективе и через коллектив.

8) В процессе воспитания необходимо добиваться единства и согласованности педагогических усилий учителей, семьи и общественных организаций.

 

23. Педагогическая деятельность и педагогическое мышление. ₽

24. Основные тенденции и направления развития современной педагогической науки. ₽

25. Совместные воспитательные дела. Структура проведения коллективных творческих дел.

26. Понятие о педагогическом общении. Функции педагогического общения.

Педагогическое общение – это многоплановый процесс организаци, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.

В процессе пед. общенияосуществляется обучение приемам и способам умственной деятельности, формирование мыслительных процессов, управление процессами учения, обучение приемам работы, постоянное поддержание заинтересованности учащихся на самом уроке, мотивационное обеспечение учебного процесса, нормативных взаимоотношений с коллективом и с учителем, снятие эмоциональной напряженности.

27. Стили общения учителя с учеником. Педагогический такт.

Стиль пед. общения – индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога с учащимися.

В стиле пед. общения находят выражение особенности коммуникативных возможностей педагога; сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников; творческая индивидуальность педагога; особенности учащихся. Стиль общения отражает общую и пед. культуру учителя и его профессионализм.

- при авторитарном стиле общения педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности как классного коллектива, так и каждого учащегося. Он определяет положение и цели взаимодействия, субъективно оценивает результаты деятельности. Авторитарный стиль общения реализуется с помощью тактики диктата и опеки. Противодействие школьников давлению педагога чаще всего приводит к возникновению устойчивых конфликтных ситуаций.

- попустительский (анархический,игнорирующий) стиль общения характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за её результаты. Такой стиль реализует тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами школы и учащихся. Успеваемость и дисциплина в классах таких педагогов неудовлетворительны.

Особенности авторитарного и попустительского стиля: дистантные отношения, отсутствие доверия, явная обособленность, отчужденность, демонстративное подчеркивание своего доминирующего положения.

- демократический стиль общения

Педагог ориентирован на повышение субъективной роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел. Основная особенность стиля – взаимоприятие и взаимоориентация. Для педагогов характерны активно-положительное отношение к учащимся, адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач. Им свойственны глубокое понимание школьника, целей и мотивов его поведения, умение прогнозировать развитие его личности. Межличностные отношение отличаются доверием и высокой требовательностью к себе и другим. Педагог стимулирует учащихся к творчеству, инициативе, организует условия для самореализации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 88; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.