Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культурологический миф




Космогония и космология

Теогония

ФОРМИРОВАНИЕ КИТАЙСКОЙ ПАРАДИГМЫ КУЛЬТУРЫ

 

Мифология и культурная традиция Древнего Китая

Оформление китайской мифологии – XII в. до н.э.

Особенности:

1. Доминирующая роль в китайской теогонии идеи отождествления мифологических образов и персонажей с образами исторической памяти образов.

2. В космологии использование в качестве обозначения исходных элементов космической организации (частиц ИНЬ и ЯН) графических символов.

3. Использование в качестве универсального символа (образа единого) – ДАО («прародителя множества вещей» и «перемен»).

Древнейшая триада богов (Божества стихий): Шу – бог южного моря, Ху – бог северного моря, Хун-Тунь – серединный бог.

Духи: повелители ветра, дождя, гор. Мировой дух – Цзюйлин.

Первоначала (то инь, то ян – это и есть ДАО) – биочастицы, творяшее начало.

Первопредки: Пань гу.

Прародители: Нью Ва.

Первоправители: Фу Си.

ПАНТЕОН богов: Шан-ди: гл. бог – сила неба, Ян-ди – бог солнца.

КУЛЬТЫ –

Главный культ Тянь (Неба)

Культ 5 небесных императоров:

1. Хуанди – главный среди богов, владыка центра, желтый император, покровитель племени мяо.

2. Фу Си – повелитель востока, первый властитель людей, получивший мандат на правление от самого Неба, синий император.

3. Ян-ди – повелитель Юга, бог солнца, красный император.

4. Шао-хао –владыка Запада, белый император.

5. Чжан-сюй – владыка Севера, черный император.

 

 

Частицыинь и ян (то инь, то ян это и есть ДАО)

Перемены - И

Три варианта китайского мифа творения

1. Даоский. Из мирового хаоса (Хуньтунь) самопроизвольно рождаются две мировых частицы (инь и ян), в результате взаимодействия которых происходит все сущее.

2. Мировой дух Дзюйлин, появившийся одновременно с первоначальной субстанцией (юньцзы), силой своей энергии выделяет первоначальные частицы – инь и ян. Одновременно он является «матерью» пяти начал (стихий – грома, ветра, огня, воды, горы), а также гор и долин, больших и малых рек.

3.Происхождение мироздания из космического яйца. Из него родился великий первопредок Паньгу, из членов его тела произошло все сущее.

 

 

Происхождение людей и создание первой модели космоса «БА ГУА»

 

1. НЬЮ-ВА. Миф о сотворении людей.

Наиболее почитаемыми из древних богов были прародительница людей Нью-ва и ее брат и супруг, первый данный Небом правитель людей Фу-си. В развитой мифологии они предстают в качестве обожествленных первопредков и культурных героев. Иконография представляет их в виде мужчины и женщины, соединенных друг с другом змеевидными хвостами, что свидетельствует об их древнейшем, архаическом происхождении. Мать-прародительница Нью-ва выступает не только как создательница людей, но и как охранительница космического миропорядка. Когда в результате столкновения духов огня и вод гора, подпиравшая небо, обрушилась, земля изменила свою первоначальную форму, и миру стало угрожать великое бедствие. Нью-ва не только наказала зачинщиков раздора, но и, убив огромную черепаху, отрубила ее огромные ноги и подперла ими грозившее обрушится небо и тем спасла мир от разрушения и гибели. Нью-ва почиталась как прародительница людей. Согласно одному из мифов она создала людей, вылепив их фигурки из глины и вдохнув в них жизнь. Затем создала семью, чтобы люди смогли сами продолжать свой род и обязала родителей воспитывать детей. В качестве символа появления людей на свет она изобрела музыку. Все это способствовало сохранению и умножению человеческого рода. Вместе с тем Нью-ва не выставляла напоказ свои заслуги перед людьми, не возвышала свой голос, но таила и таит в себе путь совершенных людей, соответствующий естественному закону неба и земли[27].

Не менее значителен и образ Фу-си. Он восходит к мифу о древнем первопредке Пань-гу (Пан-ване), с которым были связаны архаические представления о происхождении мироздания и человека и с которым Фу-си иногда отождествляется. Являясь первым властителем людей, Фу-си совершил, согласно мифологической традиции, множество культурных деяний. Он научил людей добывать огонь и варить на нем пищу. Он обучил их охотиться и ловить рыбу. Ему приписывается изобретение иероглифической письменности, которое пришло на смену архаическому узелковому письму. Важнейшим из культурных деяний Фу-си было начертание 8 триграмм («ба-гуа»), представляющих собой графическую модель – «чертеж» вселенной.

Система триграмм представляет собой 8 комбинаций трех различных сочетаний двух линий – прерывистой, символизирующей женское начало (инь), и непрерывной – мужское начало (ян). В свою очередь каждая триграмма символизировала одну из стихий (небо, землю, огонь, ветер, воду, гром, гору, водоем); одного из членов родового коллектива (отца, мать, старших и младших сыновей и дочерей); одно из географических направлений (юг, север, восток, запад, юго-восток, юго-запад, северо-восток, юго-восток). «Чертеж» (Ди-ли), созданный Фу-си с помощью образов (сян) иузоров (вэнь) из размещенных по кругу 8 символов (ба-гуа) явился не чем иным, как первой в истории Древнего Китая попыткой представить мироздание как целое в неразрывном единстве дао неба, дао земли и дао человека.

В системе триграмм были объединены созданные на мифологической основе в процессе эволюции родовой жизни модели мироздания (предметной, духовной, идеальной). В триграммах они были объединены в результате ориентации в географическом пространстве и путем приведения каждой из них в соответствие с одной из стихий.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 204; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.