Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТЕМА. Закономерности и принципы обучения 2 страница




Содержание занятия

1. Организационный момент.

2. Артикуляторная гимнастика и уточнение артикуляции звука с.

3. Игра "Что лишнее?"

На доске картинки: сыр, колбаса, мясо, сосна. Дети называют кар­тинки и определяют лишнюю картинку (сосна).

- Как назвать одним словом картинки: сыр, колбаса, мясо? (Пища.)

- Что такое пища? (То, что мы едим.)

4. Уточнение значения слов завтрак, обед, ужин в лексике по теме
"Пища".

- Мы едим несколько раз в день. Как называется то, что мы едим
утром? (Завтрак.) Как называется прием пищи днем? (Обед.) Как назы­
вается прием пищи вечером? (Ужин.)

- На завтрак мама дала пищу, в названии которой есть звуки с. Выбе­
рите среди картинок те, в названии которых есть звук с. (На доске кар­
тинки: сыр, колбаса, рыба.) Правильно: на завтрак мама дала сыр и кол­
басу.

- Утром дети пьют чай. Посмотрите на картинки. Что мама положила
в чай? (Мама положила песок и лимон.) В каком слове есть звук с? Какой
по счету этот звук? (Третий.)

- Утром дети пошли в школу, а мама стала готовить обед. Поможем
маме.

- На обед мы едим первое, второе и третье блюдо. На первое мама
решила приготовить суп. Мама достала из холодильлника мясо и вот эти
овощи. (Показываются предметные картинки.) Что же достала мама?

-А что здесь лишнее? Что не кладут в суп? (Не кладут свеклу, редис­ку.) Уберем эти овощи обратно в холодильник.

- Мама сварила мясо, добавила картошку, вермишель, морковку,
петрушку, лавровый лист, соль. Повторите: что же мама добавила в суп?

- Мама сварила суп. Повторите это предложение. В каких словах есть
звук с? (Сварила, суп.) В чем мама сварила суп? (В кастрюле.)

- А теперь поможем маме приготовить второе блюдо — котлеты.


 


- На чем жарятся котлеты? (На сковороде.)

- Мама положила на тарелку котлету с какой-то белой вареной кру­
пой. Что это за крупа? В ее названии последний звук с. (Рис.)

-А на третье мама приготовила жидкий и сладкий.... Как вы думае­те — что? В его названии первый звук с. (Сок.) Мама приготовила сок из фруктов. Отгадайте, из каких? В названии этого фрукта есть звук с. Что­бы отгадать, надо выбрать из этих фруктов (на доске три картинки: фанат, яблоко, абрикос) тот, в названии которого последний звук с. (Абрикос.) Правильно, сок из абрикосов. Как его назвать? (Абрикосовый.) Сок слад­кий и вкусный. Повторите, какой сок. (Сок сладкий и вкусный.) Мама налила сок своему сыну. (Вывешивается картинка "Мальчик пьет сок".)

5. Придумывание предложения по картинке.

- Придумайте предложение про Славу. Что делает Слава? (Слава пьет сок.)

6. Графический анализ предложения Слава пьет сок (см. конспект № 6).

7. Графический анализ слова Слава (см. конспект № 6).

8. Игра в лото "Кто что ест". На картах лото изображены животные и
птицы. Логопед называет животное или птицу. Тот у кого они нарисова­
ны, должен ответить, что любит эта птица или животное.

9. Подведение итогов занятия.

Тема. Автоматизация звука с в предложениях.

Цели. Закрепление произношения звука с в предложениях; развитие фонематического анализа слова, уточнение лексики по теме "Домашние и дикие животные"; закрепление формы датель­ного падежа существительных; структуры предложения типа субъект —предикат — объект — объект с прямым и косвенным дополнением.

Содержание занятия

1. Организационный момент.

2. Артикуляторная гимнастика и уточнение артикуляции звука с.

3. Уточнение лексики по теме "Домашние животные".

На доске картинки с изображением животных (собака, кошка, лиса, медведь, заяц, корова, лошадь, волк, овца, свинья, коза).

- Отберите животных, которые живут во дворе, около дома, в доме.

- Как называются эти животные?

- В названиях каких животных слышится звук с? (Свинья, собака.)

Какой звук слышится после с в слове свинья! Какие согласные звуки
в слове собака!

- В каком слове два слога? В каком слове три слога?

4. Игра "Кто как кричит?" (Кошка мяукает, собака лает, корова мы­
чит, свинья хрюкает, овца блеет, лошадь ржет.)

- Игра "Кто что ест?" На доске картинки домашних животных.

— Незнайке поручили покормить животных. И ему дали вот эту пищу.
(Показываются картинки: сметана, свекла, кость, морковка, сено.) На-


зовите, что дали Незнайке. (Незнайке дали сметану, свеклу, кость, мор­ковку, сено.)

- В каких словах есть звук с? (Свекла, кость, сено, сметана.)

- Незнайка все перепутал. Поправьте Незнайку. Вот что он сказал:
"Сметану надо дать корове". Правильно он сказал? (Нет.) Кому надо дать
сметану? (Кошке.)

- Незнайка сказал: "Кость надо дать свинье". Правильно он сказал?
(Нет.) Кому надо дать кость? (Кость надо дать собаке.)

А потом Незнайка сказал: "Морковку надо дать собаке". Правильно он сказал? (Нет.) Кому надо дать морковку? (Морковку надо дать кролику.)

Незнайка сказал: "Сено надо дать кошке". Правильно сказал Незнай­ка? (Нет.) Кому надо дать сено? (Сено надо дать корове.)

А потом Незнайка сказал: "Свеклу надо дать кролику". Правильно он сказал? (Нет.) Кому надо дать свеклу? (Свеклу надо дать свинье.)

По мере выполнения заданий одни картинки присоединяются к другим.

6. Игра "Кому нужны эти вещи?" Детям предлагаются картинки, на
которых нарисованы собака без хвоста, продавец без весов, маляр без ки­
сти, учитель без указки, девочка без скакалки, мама без сумки, а также
изображения недостающих вещей.

Дети называют, кому нужны эти вещи, по образцу: "Хвост нужен собаке".

7. Анализ предложения по картинке "Мама купила сумку Свете".

- Придумайте предложение по этой картинке. Эту девочку зовут Света.
Мама купила сумку Свете. Сколько слов в этом предложении? (4).

Выложим 4 полосочки. Что же это за слова? Под полосочками уточним это.

- Какое первое слово? (Мама.) На какой вопрос оно отвечает? (Кто?)
Это первое главное слово. Какой фишкой обозначим это слово? (Кружочком.)

-Мама что сделала? (Купила.) Какой фишкой обозначим слово-действие? (Стрелочкой.) Остальные слова обозначим треугольничками. Купила что? (Сумку.) Поставим треугольник под третьей полосочкой. Кому? (Свете.) Поставим треугольник под четвертой полосочкой.

- В каких словах звук с? (Сумку, Свете.)

8. Графический анализ слова сумка.

9. Подобрать слова к схеме.

На доске картинки: слон, миска, кусты, капуста.

- Назовите картинки. Отберите те слова, которые подходят к схеме.
Сколько слогов в данной схеме? (2 слога.) Подходит ли первое слово? На­
зовите его. (Слон) Сколько в нем слогов? (1.) Не подходит. Назовите
второе слово. (Миска.) Сколько в нем слогов? (2.) В схеме тоже два сло­
га. А сколько звуков? (5.) А в схеме сколько звуков? (5.) Подходит это
слово? Подходит.) И т.д.

10. Подведение итогов занятия.

Тема. Автоматизация звука с в предложениях.

Цели. Закрепление произношения звука с в предложениях; развитие фонематического анализа и синтеза; уточнение и расширение словаря по теме "Домашние и дикие животные", "Детеныши животных", закрепление формы существительных творитель­ного падежа с предлогом с в структуре предложения.


 




Содержание занятия

1. Организационный момент.

2. Артикуляторная гимнастика и уточнение артикуляции звука с.

3. Уточнение словаря по теме "Домашние и дикие животные".

На доске изображения домашних и диких животных. Дети называют их и раскладывают картинки в две группы: справа — домашние животные, слева — дикие животные.

- В названии каких домашних животных слышится звук с!

- В названии каких диких животных произносится звук с?

4. Уточнение названий детенышей животных.

— Знаете ли вы, как называются детеныши животных? Сейчас мы это проверим. Сейчас мы будем играть в игру "Кто у кого?"

Детям раздаются картинки с изображениями животных и их детенышей.

- У кого из вас детеныши различных животных. Положите их к взрос­
лым животным.

- А теперь назовите, кто у кого.

Дети называют по картинкам детенышей животных (у лисы —лисята, у свиньи — поросята и т.д.).

5. Употребление творительного падежа с предлогом.

На доске картинки, на которых изображены животные с их детены­шами.

- Я буду называть картинки, а вы показывайте их.

—Покажите, где кошка с котенком, лиса с лисятами, кошка с котя­
тами, свинья с поросятами, корова с телятами, коза с козлятами, овца с
ягнятами. (Предлог с акцентируется голосом.)

—Какое маленькое слово я часто повторяла? (с).

—Что значит Кошка с котенком! (Кошка с котенком — это кошка и
котенок, лиса с лисятами — это лиса и лисята....) Каким другим малень­
ким словом можно заменить слово с! (Словом и.)

6. Изменение словосочетаний.

- Я буду называть несколько слов, а вы будете заменять слово и сло­вом с. Например, я скажу мама и папа, а вы скажете мама с папой.

Предлагаются следующие словосочетания: волк и лиса, брат и сестра, хлеб и масло, лодка и весло, скамейка и спинка, стакан и песок, сом и усы, сумка и капуста, миски и сметана, бутылка и уксус, банка и фасоль, поднос и редиска.

7. Составление предложений по картинкам с использованием пред­
лога с.

Кошка играет с котенком. Папа с Саней пилят дрова. Корова с телен­ком ест сено. Свинья с поросятами лежит на соломе. На столе стоит ста­кан с чаем.

8. Выделение из последнего предложения слова стакан и его графичес­
кий анализ.

9. Назвать, с чем пьют чай.

- В стакан наливают чай. А с чем можно пить чай? (Чай можно пить с молоком, со сливками, с лимоном, с вареньем, с песком, с конфета­ми, с печеньем, с булкой, с пирожным,...)


10. Подведение итогов занятия.

Тема. Автоматизация звука с в предложениях.

Цели. Закрепление правильного произношения звука с в предложе­ниях; развитие фонематического анализа и синтеза; уточнение словаря по теме "Мебель"; закрепление в речи правильной формы существительных предложного падежа с предлогом в (значение местоположения) в структуре предложения.

Содержание занятия

1. Организационный момент.

2. Артикуляторная гимнастика и уточнение артикуляции звука с.

3. Уточнение лексики по теме "Мебель".

На доске картинки: стол, стул, сковородка, шкаф, кровать, диван, кресло. Дети называют картинки.

- Какая картинка лишняя? Почему? (Картинка "Сковородка" убирается.)

- Как назвать одним словом все эти предметы? (Мебель.) В каких
словах произносится звук с? (Стол, стул, кресло.)

4. Анализ слова стул и составление графической схемы.

- Какие еще названия мебели подходят к этой схеме? (Стол, шкаф.)
Положите эти картинки к схеме. Сравним слова стол и стул. Чем отли­
чаются эти слова? В слове стол какой гласный звук? (о). А в слове стул
какой гласный звук? (у).

5. Выделение слова в из словосочетаний.

На доске картинки: соль в солонке, ложка в стакане, книги в столе, капуста в сумке.

- Посмотрите на картинки, я назову их. А вы послушайте и найдите
маленькое слово, которое я повторяю. Я буду задавать вопрос где?

Логопед называет словосочетания, акцентируя голосом слово в.

Какое слово я повторяла? (в). Что означает это слово? Что значит Ложка в стакане! Это где? (Внутри.) В— это внутри. Ложка в стакане значит ложка внутри стакана. Тетрадь в сумке — это значит тетрадь внут­ри сумки. Обозначим слово в вот так: кружок в квадрате: [5].

Схема предлога вывешивается на доске.

6. Выбрать картинки, на которых один предмет внутри другого.

На доске картинки: помидоры в миске, книга на столе, вода в ведре, сова в дупле, аист в гнезде.

- Назовите только те картинки, где один предмет находится внутри
другого предмета. (Дети называют словосочетания.)

- Какой вопрос можно поставить к этим картинкам? (Гд е?)

7. Уточнение окончаний предложного падежа с предлогом в.

- Послушайте, что произносится в конце этих слов: в ведре, в дупле,
в гнезде.
Какой звук в конце этих слов? (е). Найдите букву е. (Буква е
ставится около этих картинок.)

- Послушайте, как произносятся другие слова: в лесу, в саду, в шка­
фу.
Какой звук в конце этих слов? (у).

8. Ответы на вопросы гд е? по картинкам:

 

7 Заказ 1190


- Где живет... (лиса, собака, сом, сова)?

— Где растет... (сосна, яблоня, фасоль, капуста)?

- Где покупают... (лекарство, газеты, сметану)?
9. Подведение итогов занятия.


 

8. Анализ предложения Сахар лежит на столе.

9. Фонематический анализ слова сахар.

10. Подведение итогов занятия.


 


Тема. Автоматизация звука с в предложениях.

Цели. Закрепление правильного произношения звука с в предложе­ниях; развитие фонематического анализа; уточнение и расши­рение словаря по темам "Мебель", "Части комнаты"; закреп­ление в речи форм существительных предложного падежа с предлогом на.

Содержание занятия

1. Организационный момент.

2. Артикуляторная гимнастика и уточнение артикуляции звука с.

3. Выделение предлога на из словосочетаний.
На доске картинка с изображением комнаты.

- Посмотрите на картинку. Что здесь нарисовано? (Комната.)
Логопед задает вопрос: "Где что лежит, висит, стоит?" (Ковер на полу,

картина на стене, люстра на потолке, занавеска на окне, ваза на столе, лампа на стуле.)

— Послушайте еще раз, где что лежит, и скажите, какое слово я по­
вторяю? (Слово ив.) На какой вопрос отвечает это слово? (Гд е?)

- Что обозначает это слово? Книга на столе — это значит книга сверху
стола. Слово на значит сверху. Повторите. (На— это сверху.)

4. Знакомство с графической схемой предлога.

— Это слово с другими словами можно обозначить так: кружок на квад­
рате: Г~\.

Схема вывешивается на доске.

5. Нахождение картинок к данной схеме.

На доске картинки на различное пространственное расположение пред­метов: сумка на стуле, книга на полке, ложка в стакане, стакан на столе, дятел на сосне и др. Дети называют только словосочетания с предлогом на.

6. Ответы на вопросы по картинкам.

- Где лежат книги? (Книги лежат на полке.) Где сидят люди? (Люди
сидят на скамейке.) Где аист свил гнездо? (Аист свил гнездо на крыше.)
Где сидит сова? (На суку.) Где лежит свинья? (На соломе.) Где лежит
скатерть? (Скатерть лежит на столе.) Выделяется с из слов.

- Какой вопрос я повторяла? (Гд е?)

- На какой же вопрос отвечает слово на с другими словами? (На воп­
рос где?)

7. Выделение окончания е из форм предложного падежа с предлогом.

- Послушайте, что слышится в конце слов: на полке, на траве, на
столе, на стуле.
(Звук е.)

Буква е выставляется около картинок.


 


Тема. Автоматизация звука с в предложениях.

Цели. Закрепление правильного произношения звука с в предложе­ниях; развитие фонематического анализа; уточнение словаря по теме "Мебель", "Части комнаты"; закрепление правиль­ного употребления формы существительного в творительном падеже с предлогом под в структуре предложения.

Содержание занятия

1. Организационный момент.

2. Артикуляторная гимнастика и уточнение артикуляции звука с.

3. Игра "Поезд". На доске макеты трех вагонов красного, желтого и
зеленого цвета, на которых написана буква с справа, в середине, слева, а
также предметные картинки: стол, скакалка, сковорода, кастрюля, под­
нос, скамейка, пылесос, галстук, стул.

 

- Назовите картинки. В названиях картинок звук с произносится в
начале, в середине, в конце слова. Мы будем распределять картинки в три
вагона. В первом вагоне поедут слова, в которых звук с в начале слова. Во
втором вагоне — слова, в которых звук с в середине слова, в третьем —
слова, в которых звук с в конце слова.

- Итак, отберите картинки, в названиях которых звук с в начале сло­
ва, и положите их в первый вагон. (Стол, стул, скакалка, сковорода,
скамейка.}

- Отберите картинки, в названиях которых звук с в середине слова
(доска, кастрюля, галстук), и положите их во второй вагон.

- Отберите картинки, в названиях которых звук с в конце слова, и
положите их в третий вагон (поднос, пылесос).

- Все картинки разместились в вагонах, и поезд поехал. На первой
остановке из вагона выпали слова, в которых после с звук к. Какие же это
слова-картинки? (Скамейка, скакалка, сковорода.)

- Назовите слова, которые остались. (Стол, стул.) Как назвать од­
ним словом эти слова? (Мебель.) Какую еще мебель вы знаете?

4. Игра "Найди ошибку".

- Я буду называть предложение без одного слова. А вы меня поправь­
те. Скажите, какое слово я пропустила.

- Мяч лежит... столом. Найдите ошибку. Какое слово я пропустила?
(Под.) Как правильно сказать? (Мяч лежит под столом.) Ботинки лежат
... стулом.
Найдите ошибку. Какое слово я пропустила? (Под.) Как пра­
вильно сказать? (Ботинки лежат под стулом.)

- Какое же слово я пропускала? (Под.) Что обозначает это слово под!
Под столом, под стулом. Мяч под столом — значит где? (Внизу или ввер­
ху?) (Внизу.) Правильно. Под значит внизу. Повторите.


- Посмотрите на схему этого слова — кружок под квадратом: [~~[.

Схема выставляется на доске.

5. Выполнение действий и определение местоположения предметов.
На столе располагаются две группы предметов. Одна группа— большие

предметы (сумка, поднос, коробка, стакан, солонка, миска). Другая груп­па — мелкие предметы (сахар, скакалка, салфетка, бусы, галстук, доска).

- Спрячьте маленький предмет под большой предмет.

- Положите скакалку под поднос, бусы под сумку, сахар под стакан,
салфетку под миску, галстук под солонку, доску под коробку.

Дети поочередно кладут один предмет под другой. -А теперь скажите, где что лежит. Где лежит скакалка?... бусы?... сахар?... салфетка?... галстук?... доска?...

6. Выделение окончания -ом из форм творительного падежа.

На доске выставляются пары картинок (друг под другом: гриб — куст, комар — лист, туфли — стул, мяч — стол).

- Назовите эти пары картинок. (Логопед помогает воспроизводить нуж­
ную последовательность слов с помощью указки.)

Дети называют: гриб и куст, комар и лист, туфли и стул, мяч и стол.

- А теперь соедините эти слова с помощью третьего слова под, чтобы
один предмет (нижний) был под другим предметом (верхним). Например:
гриб под кустом.

- Послушайте, что слышится в конце этих слов: под кустом, под лис­
том, под стулом, под столом (ом).
Найдите буквы и составьте их с -ом.

Буквы выставляются около картинок.

7. Выделение окончания -ой из форм творительного падежа.

На доске располагаются следующие пары картинок: кукла и коляска, гриб и сосна, хлеб и салфетка, доска и сковорода, скатерть и миска, лист и доска.

(Работа проводится так же, как и в предыдущем разделе урока.)

8. Придумывание предложений по картинкам на словосочетания: гриб
под сосной, комар под листом.

9. Графический анализ предложения Гриб растет под сосной.

 

10. Звуковой анализ слова сосны и составление графической схемы.

11. Подведение итогов занятия.

Тема. Автоматизация звука с в предложениях

Цели. Закрепление правильного произношения звука с в предложе­ниях; развитие фонематического анализа и синтеза; уточнение и расширение словаря по теме "Части головы и лица"; закреп­ление правильного употребления формы творительного паде­жа существительного с предлогом над в структуре предложе­ния.


Содержание занятия

1. Организационный момент.

2. Артикуляторная гимнастика и уточнение артикуляции звука с.

3. Уточнение лексики по теме "Части головы и лица". Используется
кукла, а также изображения женского и мужского лица на картинках.

Дети с помощью логопеда называют следующие части головы и лица: волосы, лицо, лоб, брови, глаза, веки, ресницы, щеки, губы, зубы, язык, подбородок, уши, усы, нос, ноздри.

Определяется наличие или отсутствие звука с в следующих словах: во­лосы, лоб, брови, веки, губы, подбородок, усы, нос.

4. Игра "Слово за словом". На доске располагаются полоска из пяти
квадратов и пять картинок: нос, слон, трава, самолет, астры.

- Будем раскладывать картинки так, чтобы каждое последующее слово
начиналось с последнего звука предыдущего слова.

- Я положу первую картинку слон. Какой последний звук в этом сло­
ве? (н). Значит, будем искать слово, которое начинается со звука я. Выбе­
рите картинку-слово, которое начинается со звука «. Назовите все картин­
ки. Какое же это слово начинается со звука и? (Нос.)

- В слове нос какой последний звук? (с). Найдите картинку, назва­
ние которой начинается со звука с. (Самолет.)

- В слове самолет какой последний звук? (т). Найдите картинку,
название которой начинается со звука т. (Трава.) Положите ее в следую­
щий квадрат.

- В слове трава какой последний звук? (а). Найдите картинку, на­
звание которой начинается со звука а. (Астры.) Мы заполнили все квад­
раты и правильно выполнили задание.

 

5. Слоговый и звуковой анализ слова астры. Составление графической
схемы слова. Составление слова из букв разрезной азбуки.

6. "Найти пропущенное слово".

 

—Найдите слово, которое я пропущу в предложении.

Ласточки летали... лесом. Как правильно сказать? Какое слово я
пропустила? (Над.)

—Что означает это слово? Над лесом значит выше леса. Над — это

выше. Повторите. Нарисуем схему этого слова: кружок над квадратом: I I.

7. Звуковой анализ предлога над. Составление его из букв разрезной
азбуки.

8. Образование словосочетаний с предлогом над по двум словам (по
картинкам): самолет — облако, сова — сосна, стрекозакуст, осанос,
люстра— стол.

9. Добавление словосочетания с предлогом над по вопросу где?
Лампа висит где? (Над столом.)

Самолет летит где? (Над садом.)

Сорока летает гд е? (Над кустом.)

Каждое предложение повторяется полностью.

10. Придумывание предложений по сюжетным картинкам.

- Придумайте предложения, в которых было бы слово над.

11. Анализ предложения Люстра висит над столом.

12. Подведение итогов занятия.


 




Примерные конспекты занятий по автоматизации звука ш

(2 класс)

Тема. Автоматизация звука ш в словах.

Цели. Закрепление правильного произношения звука ш в словах;

развитие фонематического анализа и синтеза; систематизация

лексики по темам "Игрушки", "Цветы", "Часть— целое";

закрепление в речи формы единственного и множественного

числа существительных.

Содержание занятия

1. Организационный момент.

2. Артикуляторная гимнастика и уточнение артикуляции звука ш.

3. Отгадывание загадок.

Выросли в лугах сестрички, желтый глазок, белые реснички. (Ромаш­ки.)

- Ромашки — это много, а если одна, то как сказать? (Ромашка.)
Хвост длинный, сами крошки, боятся очень кошки. (Мышки.)

- Мышки — это много мышек, а как сказать, если одна? (Мышка.)

- Назовите соседей звука ш.

 

4. Графический анализ слова мышка. Выделение звука ш.

5. Графический анализ слова груша. Выделение звука ш.

6. Сравнение звуковой структуры слов мышка и груша на основе гра­
фической схемы.

 

—Сколько слогов в слове мышка? (2). В слове груша? (Тоже 2.)

—Сколько всего звуков в слове мышка? (5). В слове груша? (тоже 5.)

- Количество звуков одинаково? (Одинаково.)

— Значит, одинаковое количество слогов (2) и одинаковое количество
звуков (5).

- Чем же различаются эти слова? Посмотрим на первый слог.

— В слове мышка какой первый слог? (мыш-). А в слове груша! (гру-).

- Какой первый звук в этих словах? Согласный или гласный? (Соглас­
ный.)

— Какой второй звук в слоге мыш — согласный или гласный? (Глас­
ный.) А в слоге гру- — согласный или гласный? (Согласный.) Значит,
вторые звуки разные: в первой схеме — гласный звук, а во второй — со­
гласный.

- Какой третий звук в слоге мыш — согласный или гласный? (Соглас­
ный.) А в слоге гру — согласный или гласный? (Гласный.) Значит, тре­
тьи звуки разные: в первой схеме — согласный, во второй — гласный.
Будем различать по второму звуку (в первой схеме — гласный, во второй —
согласный) и по третьему звуку. Второй слог в этих словах одина­
ковый.

7. Подбор слов к двум схемам.


На доске картинки: кошка, шапка, мишка, мешки, лапша, шка­фы, шишка, штора, штаны. Дети называют картинки. Затем анализиру­ют последовательно каждое слово с опорой на второй звук и определяют, к какой схеме надо положить картинку.

8. Закрепление произношения звука ш в словах (по картинкам).

а) На доске располагаются игрушки.

—Что нарисовано на картинках? (Игрушки.) Есть звук ш в этом сло­
ве? Назовите соседей звука ш.

—Назовите игрушки на звук ш.

б) На доске картинки с изображением цветов (фиалки, ноготки, ро­
машки, ландыши, тюльпаны).

-Что нарисовано на картинках? (Цветы.) Назовите их. В названии каких цветов есть звук ш?

в) На доске изображения животных (кошка, волк, мышка, лошадь,
медведь).

— Кто нарисован на этих картинках? (Животные.) Назовите их. А те­
перь назовите животных, в названии которых есть звук ш.

г) Назовите часть дома на звук ш (крыша), часть колеса (шина).
В случае затруднений предлагаются картинки.

9. Подведение итогов занятия.

Тема. Автоматизация звука ш в словосочетаниях.

Цели. Закрепление правильного произношения звука ш в словосоче­таниях; развитие фонематического анализа; уточнение и рас­ширение словаря по теме "Одежда"; овладение дифференциа­цией существительных мужского и женского рода; закрепле­ние в речи формы существительных родительного падежа мно­жественного числа.

Содержание занятия

1. Организационный момент.

2. Артикуляторная гимнастика и уточнение артикуляции звука ш.

3. Отгадывание загадок:

Сижу верхом, не знаю на ком. Знакомца встречу— соскочу, приве­чу. (Шапка.)

— Где слышится звук ш в этом слове? (В начале слова.) Какой звук слышится после ш? (а).

Мягкие лапки, а в лапках царапки. (Кошка.)

- Где слышится звук ш в этом слове? (В середине.) Назовите соседей
звука ш (о, к).

4. Уточнение лексики по теме "Одежда".

Игра "Что лишнее?" На доске картинки: шарф, штаны, машина, шуба, рубашка.

- Назовите картинки. Что лишнее? Почему? (Картинка "машина" уби­
рается.) Как назвать одним словом эти картинки? (Одежда.) Какую еще
одежду вы знаете?


— Посмотрите на картинки. В названии какой одежды один слог? Два
слога? Три слога?

5. Развитие фонематического анализа и синтеза.

— В каком слове, названии картинок после ш слышится а? После ш
слышится у? После ш слышится «? После ш слышится к?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 45; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.169 сек.