Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТЕМА. Закономерности и принципы обучения 3 страница




6. Анализ слова шарфы.

Назовите еще раз эту картинку. (Шарф.) Шарф — это один пред­
мет, А если их много, то как мы скажем? (Шарфы.) Составим схему этого
слова.

7. Дифференциация существительных мужского и женского рода.

В левой части доски — две картинки: вверху — шарф, внизу — шуба. В правой части доски — картинки: шар, машина, шапка, шкаф, ме­шок, груша, калоша, шуба. В середине доски — макет двухэтажного дома.

Дети сначала называют картинки в левой части доски.

— Каким словом можно заменить слово шарф — он или она? (Он.)
Слово он записывается около картинки.

- Каким словом можно заменить слово шуба — он или она! (Она.)
Слово она записывается около картинки.

— Посмотрите на дом. В нем два этажа. На верхнем этаже живут
картинки-слова, которые можно заменить словом он. На нижнем эта­
же — картинки-слова, которые можно заменить словом она. На какой
этаж мы поставим картинку "Шарф"? (На верхний этаж.) Поставим ее на
верхний этаж. На какой этаж мы поместим картинку "Шуба"? (На ниж­
ний этаж.) Поставим ее на нижний этаж.

-Атеперь мы будем распределять по этажам вот эти картинки.

Дети называют картинки, которые расположены в правой части дос­ки. Затем анализируют каждое слово — название картинки, определяют, каким словом (он или она) можно ее заменить, и помещают на верхний или нижний этаж дома.

8. Выделение окончаний -ов в существительных родительного падежа
множественного числа мужского рода.

—Разместились предметы в доме, а потом стали приглашать гостей.
Шарф пригласил шарфы. (Картинка "Шарф" заменяется на картинку
"Шарфы".) Шар пригласил шары. (Картинка "Шар" заменяется картин­
кой "Шары".) И т.д.

—В доме стало много предметов. Скажите: чего много на верхнем
этаже? (Много шарфов, шаров, шкафов, мешков.)

—Послушайте, что слышится в конце этих слов. (Снова повторяются
словосочетания.) Какие это звуки? (-оф). слышится -оф, а пишется -ов.
Запишем это около верхнего этажа.

9. Закрепление формы женского рода.

- А на нижнем этаже стало много чего?

Дети называют словосочетания со словом много.

10. Подведение итогов занятия.


Тема. Автоматизация звука ш в предложениях.

Цели. Закрепление правильного произношения звука ш в предложе­ниях; развитие фонематического анализа и синтеза; расшире­ние глагольной лексики; дифференциация существительных и глаголов.

Содержание занятия

1. Организационный момент.

2. Артикуляторная гимнастика и уточнение артикуляции звука ш.

3. Уточнение семантики слов-существительных.

На доске картинки: камыш, мышка, штора, девочка пишет, девочка кушает, Петрушка, швея, рубашка. Логопед задает к каждой картинке вопрос: это кто? или это ч т о? и просит назвать девочек именами со звуком ш.

- На картинках нарисованы живые и неживые предметы. Назовите живые предметы. На какой вопрос эти слова отвечают? На вопрос кто? или что (Кто?) Назовите неживые предметы. На какой вопрос отвечают эти слова —кто? или что?

4. Уточнение семантики глаголов.

А теперь к этим словам мы будем придумывать слова со звуком ш, которые отвечают на вопрос что делает?

Повторите. Где слышится звук «и?

что делает? шумит " шуршит " пишет кушает " колышется " смешит " шьёт " сушится

Камыш (на ветру)

Мышка

Наташа

Маша

Штора (от ветра)

Петрушка

Швея

Рубашка

5. Дифференциация глаголов и существительных.

а) Называние по картинкам существительных и глаголов.

— Назовите с помощью картинок слова, которые отвечают на вопрос
что делает?

-Назовите слова, которые отвечают на вопрос кто? или что?

б) Придумывание слов.

-Придумайте слова, которые отвечают на вопрос кто? или что? -Придумайте слова, которые отвечают на вопрос что делает?

в) Обозначение фишками существительных и глаголов.

— Слова, которые отвечают на вопрос кто? или что?, мы обозначим
кружком. А слова, которые отвечают на вопрос что делает?, обозна­
чим стрелочкой. (Фишки выкладываются на доске.)

Детям раздаются фишки.

- Я буду называть слова, а вы будете поднимать ту или другую полос­ку. Если я назову слово, которое обозначает предмет и отвечает на воп­рос кто? или что?, то какую полоску вы должны поднять? (Кружок.) А если я назову слово-действие, которое отвечает на вопрос что дела-


е т?, то какую полоску вы должны поднять — кружок или стрелочку? (Стре­лочку.) Если я назову слово шкаф, то какую полоску вы поднимете? Поче­му? А если я назову слово шепчет, то какую полоску вы поднимете? Поче­му? Итак, приготовились.

Предлагаются слова: ромашка, брошка, кошка, школа, шуршит, ку­шает, хлопушка, шевелит, шишки, шашки, башня, шептать, бабушка, вышивает, карандаш, шнурок, колышется, смешит, горошек, вертушка, пишет.

Каждое из слов повторяется одним из детей. Затем дети поднимают одну из фишек.

6. Графический анализ предложения Пушистая кошка мяукает.

7. Анализ слова кошка.

8. Подведение итогов занятия.

Тема. Автоматизация звука ш в предложениях.

Цели. Закрепление правильного произношения звука ш в предложе­ниях; развитие звукового анализа и синтеза, а также анализа структуры предложения; расширение глагольного словаря; за­крепление в речи правильного согласования существительных и глаголов настоящего времени в единственном и множествен­ном числе; формирование распространенного предложения.

Содержание занятия

1. Организационный момент.

2. Артикуляторная гимнастика и уточнение артикуляции звука ш.

3. Закрепление употребления звука ш в словах.

На доске картинки: шахматы, шоколад, шарф, шляпа, шланг, ку­кушка, мышка, машина, камыш, Петрушка. Дети называют их.

- Отберите картинки, в названии которых звук ш слышится в начале
слова. (Шоколад, шарф, шланг.) Какой звук произносится после ю?

- Отберите картинки, в названии которых звук ш слышится в середи­
не слова. Назовите соседей звука ш.

- Отберите картинки, в названии которых звук ш слышится в конце
слова. Какой звук слышится перед звуком ш?

4. Автоматизация звука ш в предложениях.

а) Уточнение лексики по теме "Кто (что) какие звуки издает?"

- Посмотрите на картинки и подумайте, какие звуки могут издавать эти
предметы.

Камыш (что делает?) шумит. Повторите предложение. В слове камыш какой по счету звук ш1

Мышка (что делает?) шуршит. Повторите предложение. В слове мышка какой по счету звук ш? А в слове шуршит!

Машина (что делает?) гудит. Повторите предложение. В слове машина какой по счету звук ш!

Кукушка (что делает?) кукует. Повторите предложение. Назовите соседей звука ш в слове кукушка.


Петрушка (что делает?) смеется. Повторите предложение. Назо­вите соседей звука ш в слове Петрушка.

б) Согласование существительных и глаголов настоящего времени в единственном и множественном числе.

Кукушка кукует. А если много кукушек, то как мы скажем? Кукушки кукуют.

Аналогичным образом преобразуются все предложения.

5. Графический анализ предложений и одного из слов предложения.

а) Анализ предложения Мышка шуршит в углу.

б) Анализ слова мышка. Составление графической схемы.

в) Придумывание предложения со словами мышка и калоша.

г) Анализ слова калоша. Составление графической схемы.

д) Сравнение графических схем слов мышка и калоша.

6. Подобрать слова к данным схемам (с использованием картинок).
Предлагаются картинки: кошка, пушка, мешки, башня, шапка, маши­
на, карандаш, малыши, шалаши.

7. Подведение итогов занятия.

Тема. Автоматизация звука ш в предложениях.

Цели. Закрепление правильного произношения звука ш в предложе­ниях; развитие фонематического анализа, а также навыка ана­лиза предложений на слова; уточнение глагольной лекси­ки; дифференциация настоящего и прошедшего времени гла­голов; закрепление в речи структуры распространенного пред­ложения.

Содержание занятия

1. Организационный момент.

2. Артикуляторная гимнастика и уточнение артикуляции звука ш.

3. Закрепление произношения звука ш в словах.

а) Назвать цветы, в названии которых есть звук ш. (Ромашка, лан­
дыш.)
Какой звук перед ш?

б) Назвать животных, в названии которых есть звук ш. (Кошка, мыш­
ка, лошадь, мишка.)

в) Назвать головные уборы, названия которых начинаются на звук ш.
(Шапка, шляпа.)

г) Назвать одежду, в названии которой есть звук ш. (Шубка, шинель,
шарф, рубашка, кашне, штаны.)

4. Автоматизация звука ш в предложениях.

а) Работа по сюжетной картинке "Девочка убирает книги в шкаф".

- Кто нарисован на картинке? (Девочка.) Назовем ее именем, в кото­ром есть звук ш. Какие вы знаете имена девочек, содержащие звук ю? Назовем ее Наташей. Что делает Наташа? Убирает. Скажите предложение из двух слов полностью. (Наташа убирает.) Добавьте еще одно слово и придумайте предложение из трех слов. (Наташа убирает книги.) Добавьте слова, которые отвечают на вопрос куда? (Наташа убирает книги в шкаф.) Повторите.


 




- Назовите слова, в которых есть звук ш. (Наташа, шкаф.) Какой по
счету звук ш в слове Наташа! В слове шкаф!

- Наташа убирает книги в шкаф. Это она делает сейчас. А если она
делала это вчера, то как мы скажем? Наташа что делала? (Наташа
убирала книги в шкаф.)

б) Работа по сюжетной картинке "Миша кладет карандаш в пенал".
Проводится аналогичная работа.

в) Работа по сюжетным картинкам "Мама шьет рубашку Саше", "Маша
вешает шубу на вешалку".

Дети придумывают предложение с глаголом настоящего времени. Определяют слова со звуком ш, их место в слове. Затем преобразуют гла­голы настоящего времени в глаголы прошедшего времени.

5. Графический анализ предложения Мама шьет рубашку Саше.

6. Звуковой анализ слова рубашка. Составление графической схемы
слова.

7. Подведение итогов занятия.

Тема. Автоматизация звука ш в предложениях.

Цели. Закрепление правильного произношения звука ш в предложе­ниях; развитие навыка анализа предложения на слова, фонематического анализа; расширение глагольной лексики; закрепление в речи структуры распространенного предложе­ния с обстоятельством места.

Содержание занятия

1. Организационный момент.

2. Артикуляторная гимнастика и уточнение артикуляции звука ш.

3. Автоматизация звука ш в словах.

На доске картинки: лошадь, кошка, машина, башня, кувшин, тор­шер, шарф, груша, шапка, шоколад, ракушка, ромашка, карандаш, шиповник, ландыш, камыш, кормушка, шуба, шинель, рубашка.

Дети называют картинки и определяют, какой по счету звук ш в сло­вах, кроме слов: ракушка, карандаш, ландыш, кормушка, ромашка, ру­башка.

4. Составление предложений по картинкам.

— Посмотрите на картинки и скажите, что может ехать. (Машина.)

- Кто или что стоит? (Лошадь, кошка, башня, торшер, кувшин.)
-Что лежит? (Шапка, шоколад, ракушка, карандаш.)

-Что растет? (Груша, ромашка, шиповник, ландыш, камыш.) -Что может висеть? (Шарф, рубашка, кормушка, шуба, шинель.)

- Где висят вещи? (В шкафу.) Где висит шарф? (Шарф висит на
вешалке в шкафу.) Где висит кормушка? (Кормушка висит на дереве.)

5. Графический анализ предложения Шарф висит на вешалке.

6. Анализ слова вешалка. Составление графической схемы слова. Оп­
ределение места звука ш.

7. Подведение итогов занятия.


Тема. Автоматизация звука ш в предложениях.

Цели. Закрепление правильного произношения звука ш в предложе­ниях; развитие навыков фонематического анализа и синтеза, а также анализа структуры предложения; уточнение значения прилагательных, обозначающих цвет; закрепление правильного согласования прилагательного с существительным в имени­тельном падеже, распространенного предложения с опреде­лением.

Содержание занятия

1. Организационный момент.

2. Артикуляторная гимнастика и уточнение артикуляции звука ш.

3. Автоматизация звука ш в словосочетаниях.

а) На доске картинки с изображением предметов разного цвета: белая
ромашка, белый шарф, красный карандаш, красная машина, серая мыш­
ка, серый кувшин, желтый шар, желтая рубашка, голубая шаль, голубая
машина, черные калоши, черная тушь, голубой шарф.

Внизу полоски разного цвета (белая, красная, желтая, голубая, серая).

—Назовите предметы. (В каждом слове определяется место звука ш.)

—Здесь предметы разного цвета.

 

- Назовите предметы белого цвета и положите их около белой полос­
ки. (Белая ромашка, белый шарф.)

- Назовите предметы красного цвета и положите картинки около крас­
ной полоски. (Красная машина, красный карандаш.)

- Назовите желтые предметы и положите их около желтой полоски.
(Желтый шар, желтая рубашка.)

- Назовите предметы голубого цвета и положите их около голубой
полоски. (Голубой шарф, голубая шаль.)

— Назовите серые предметы и положите картинки около серой полос­
ки. (Серый кувшин, серая мышка.)

б) Выберите шары разного цвета. (Шар красный, шар желтый.)
-Что обозначают слова красный, желтый! (Цвет.) На какой вопрос

они отвечают? (Какой?)

- Послушайте, что слышится в конце этих слов: красный, желтый (-ый).
В случае затруднений определяется конечный звук и, а затем уточня­
ется, какой звук слышится перед и,

Около картинок (желтый шар, красный шар) записываются буквы -ый.

- Выберите еще один предмет разного цвета. (Красная машина, голу­
бая машина.)

-На какой вопрос отвечают слова красная, голубая! (Какая?)

- Послушайте, что слышится в конце этих слов: красная, голубая.
Около картинок (красная машина, голубая машина) записываются бук­
вы -ая. Дети произносят еще раз словосочетания.

4. Автоматизация звука ш в предложениях.

а) Игра в лото "Правильно называй цвет". У детей карточки с изобра­жением предметов разного цвета. Логопед называет предмет, дети нахо-


 




дят предмет у себя на карточках и называют цвет этого предмета. Напри­мер: "У меня красная вишня. В названии предмета имеется звук ш"'. б) Распространение предложения.

—Я буду говорить предложения, а вы называйте цвет предмета.

Даша нашла ландыши. Повторите предложение. А какие по цвету
ландыши? (Белые.) Значит, можно сказать так: Даша нашла белые ланды­
ши.
(Несколько детей повторяют предложение.)

Аналогичная работа проводится над следующими предложениями: Дедушка сорвал грушу. (Желтую.) Мише подарили карандаш. (Красный.) Малышу подарили погремушку. (Синюю.)

5. Анализ предложения Даша нашла белые ландыши. Составление гра­
фической схемы.

6. Звуковой анализ слова ландыш. Составление графической схемы.
Определение места звука ш в слове ландыш.

7. Подведение итогов занятия.

Тема. Автоматизация звука ш в предложениях.

Цели. Закрепление правильного произношения звука ш в предлож­ениях; развитие навыков фонематического анализа и синтеза, а также анализа структуры предложения; расширение словаря за счет прилагательных, обозначающих величину; закрепле­ние в речи правильного согласования прилагательного с су­ществительным в роде, распространенного предложения с определением.

Содержание занятия

1. Организационный момент.

2. Артикуляторная гимнастика и уточнение артикуляции звука ш.

3. Добавить в предложение слово, противоположное по значению.
Предлагаются следующие предложения:

Мышка маленькая, а медведь... (большой).

Ромашка маленькая, а дерево... (большое).

Шкаф большой, а шар... (маленький).

Жеребенок маленький, а лошадь... (большая).

Корова большая, а кошка... (маленькая).

Ведро большое, а ведерко... (маленькое).

Последовательность в работе следующая: добавить слово, повторить все предложение, определить, в каких словах есть звук ш, его место в слове (после какого звука, перед каким звуком).

- Какие слова вы добавляли? (Маленький, большой.) На какой вопрос отвечают слова маленький, большой! (На вопрос какой?) Эти слова обо­значают, какой предмет по величине, размеру. Повторите.

4. Определение величины предметов.


 

На доске пары картинок с изображением предметов, различных по величине: кружка —ведро, шар — машина, игрушка — мешок, шарф — пальто, хлопушка — шкаф, брошка — рубашка, карандаш — дерево.

Дети поочередно называют пары предметов. После называния каждой пары предметов логопед задает вопрос: "Какой из этих предметов боль­шой, а какой маленький?" (Кружка маленькая, а ведро большое и т.д.)

5. Выделение окончаний прилагательных.

- Выберите предметы, которые мы назвали большими. (Ведро, ма­
шина, мешок, пальто, шкаф, рубашка, дерево.)
Определите, в каких словах
есть звук ш. Какое место этого звука в слове?

— Замените названия картинок словами он, она или оно. Я буду назы­
вать картинку, а вы называйте слово он, она или оно.

- Какие слова можно заменить словом он? Назовите их, (Мешок, шкаф.)
Картинки ставятся отдельно.

- Какой мешок по размеру? (Большой.) А шкаф? (Большой.)

В слове большой какой последний звук? (и). А какой звук слышится
перед и? (о).

Около картинок записывается окончание -ой.

Выберите предметы, которые можно назвать словом она. (Машина,
рубашка.)
Какая машина? (Большая.) Какая рубашка? (Большая.) Что
слышится после ш1 Назовите звуки слова после ш (-ая).

Буквы -ая записываются около картинок.

- Выберите картинки, которые можно назвать словом оно. (Ведро,
дерево.)
Ведро какое? (Большое.) Дерево какое? (Большое.) Что слы­
шится в конце слова после ш? (-ое).

Буквы -ое записываются около картинок.

- Назовите предметы, которые мы назвали маленькими. (Маленькая
кружка
и т.д.)

6. Добавить в предложение слова большой или маленький.

В углу шуршит мышка. Добавьте, какая мышка (маленькая). Дедушка построил шалаш. (Какой?) Школьники украшали елку. Мы учимся в школе. У кошки родились котята. Бабушка испекла ватрушку.

1. Анализ предложения Бабушка испекла большую ватрушку. Составле­ние графической схемы предложения. Выделение слов со звуком ш.

8. Анализ слова бабушка. Составление графической схемы. Определе­
ние места звука ш в слове.

9. Подведение итогов занятия.

Тема. Автоматизация звука ш в предложениях.

Цели. Закрепление правильного произношения звука ш в предложе­ниях; развитие навыков фонематического анализа, а также анализа структуры предложения; обогащение словаря прила-


 




гательными; закрепление в речи согласования прилагательно­го и существительного в роде.

Содержание занятия

1. Организационный момент.

2. Артикуляторная гимнастика и уточнение артикуляции звука ш.

3. Отгадывание загадок:

Я стою на ножке толстой, Я стою на ножке гладкой, Под коричневою шапкой, С бархатной подкладкой. (Гриб.)

— Какая ножка у гриба? (Толстая.)

На припеке у пеньков Много тонких стебельков. Каждый тонкий стебелек Держит алый огонек. Разгибаем стебельки, Собираем огоньки. (Земляника.)

- Какой стебелек у земляники? (Тонкий.)

4. Добавление в предложения слов толстый, тонкий.

У гриба ножка толстая, а у земляники стебелек — тонкий. Предложение повторяется. Определяется, в каких словах есть звук ш, его место в слове.

Дуб толстый, а карандаш—... (тонкий).

Карандаш тонкий, а хлопушка—... (толстая).

Веревка толстая, а шнурок —...

Бочка толстая, а шланг—...

У слона нога толстая, а у кошки лапа —...

Шило толстое, а иголка—...

- Какие слова вы добавляли? (Толстый, тонкий.)

—На какой вопрос отвечают эти слова? (Какой?)

— Слова толстый, тонкий обозначают толщину. Повторите.

5. Добавить слово толстый или тонкий в предложения.
Дедушка поливает двор из шланга. (Какого?)
Бабушка вышивает нитками. (Какими?)
Школьники отдыхают под дубом. (Каким?)

Миша пишет карандашом. (Каким?)

6. Анализ предложения Миша пишет тонким карандашом.
Составление графической схемы предложения.

7. Анализ слова карандаш. Составление графической схемы. Опреде­
ление места звука ш.

8. Подведение итогов занятия.

Тема. Автоматизация звука ш в предложениях.

Цели. Закрепление правильного произношения звука ш в предложе­ниях; развитие навыков фонематического анализа и синтеза; уточнение значений прилагательных; формирование навыка образования прилагательных от существительных; закрепление в речи структуры распространенного предложения с опреде­лением.

Содержание занятия

1. Организационный момент.

2. Артикуляторная гимнастика и уточнение артикуляции звука ш.

3. Автоматизация звука ш в словосочетаниях.

а) На доске картинки: шапка из меха, калоши из резины, тарелка из
фарфора, шланг из резины, шкаф из дерева, платье из шелка, шарф из
шерсти, подушка из пуха. Дети называют предметы и определяют нали­
чие и место звука ш.

- Посмотрите, из чего сделаны эти предметы.
-Шапка из меха, значит, какая она? (Меховая и т.д.)

— Повторите, какие здесь предметы. (Меховая шапка, фарфоровая
тарелка.)

б) Лото "Из чего сделано?" У детей карточки с изображением различ­
ных предметов (4 предмета на карточке), которые сделаны из дерева (лож­
ка, шкаф), из стекла (стакан, кувшин), из бумаги (хлопушка, салфет­
ка), из фарфора (кружка, тарелка), из меха (шапка, шуба), из шелка
(платье, платок), из резины (шланг, шина), из кирпича (башня, труба).

Логопед называет, из чего сделан предмет (например, из дерева). Дети называют, какой это предмет ("У меня деревянная ложка", "У меня деревянный шкаф"), и закрывают фишкой.

4. Автоматизация звука ш в предложениях.
Загадки:

Белые, душистые, маленькие. (Ландыши.)

- Какие же ландыши?

Стеклянный, высокий, тонкий. (Стакан.)

— Какой же стакан?

Белая, красивая, с желтым глазком. (Ромашка.)

— Какая же ромашка?

Резиновый, черный, длинный. (Шланг.)

— Какой же шланг?

Серая, пушистая, мягкая. (Кошка.)

— Какая же кошка?

Большая, рыжая, пушистая, хитрая. (Лиса.)

- Какая же лиса?

Широкое, шелковое, нарядное. (Платье.)

— Какое же платье?

Определяется наличие и место звука ш в словах.


 




5. Анализ предложения Маша надела шелковый платок.

6. Анализ слова платок.

1. Подведение итогов занятия.

Тема. Автоматизация звука ш в предложениях.

Цели. Закрепление правильного произношения звука ш в предложе­ниях; развитие навыков фонематического анализа; расшире­ние словаря прилагательных; дифференциация существитель­ных, глаголов и прилагательных; закрепление в речи структу­ры распространенного предложения.

Содержание занятия

1. Организационный момент.

2. Артикуляторная гимнастика и уточнение артикуляции звука ш.

3. Отгадывание загадки:

Мохнатенькая, усатенькая,

Ест, пьет, песенки поет. (Кошка.)

—Послушайте еще раз загадку и ответьте, какая кошка.

—Что делает кошка? (Ест, пьет, поет.)

-На какой же вопрос отвечают слова мохнатая, усатая"? (Какая?)

—На какой вопрос отвечают слова ест, пьет, поет! (Что делает?)

—Сегодня мы будем учиться отличать слова, которые отвечают на
вопросы какой? и что делает? от слов, отвечающих на вопросы кто?,
что?

4. Дифференциация прилагательных и существительных.

У детей фишки. Логопед называет различные части речи, дети под­нимают соответствующие фишки.

— Я буду называть слова, которые отвечают на разные вопросы: что?,
кто?, что делает? Если я назову предмет, который отвечает на вопрос
кто? или что?, вы поднимаете кружок. Если я назову слово, которое
отвечает на вопрос какой?, вы поднимете треугольник. Повторите.

Предлагаемые слова: кормушка, шумный, шнурок, большой, погремуш­ка, шоколад, красный, хороший, шалаш, шофер.

После соотнесения слова с вопросом дети повторяют слово и опреде­ляют, есть ли звук ш в слове (некоторых словах).

5. Выделение прилагательных из предложения.

- Я буду называть предложение, а вы будете называть только слова, которые отвечают на вопрос какой? или какая?

Около дома широкая дорога. (Каждое предложение дети повторяют.)

У кошки пушистый хвост.

Даша нашла большой гриб.

На лугу хорошая трава.

Гриша подарил маме душистый букет.

Наташа надела шелковое платье.


6. Выделение глаголов из предложения.

— А теперь выберите из предложений только слова, которые отвечают на вопрос что делает?

Даша вышивает красивую розу.

Миша спешит в школу.

Школьники украшают зеленую елку.

Наш малыш шалит.

В лесу шумят большие деревья.

Мама шьет белую рубашку.

От ветра колышется тонкая занавеска.

В огороде выросла петрушка.

1. Анализ предложения В огороде выросла петрушка.

8. Анализ слова петрушка.

9. Подведение итогов урока.

Примерные конспекты занятий по устранению акустической дисграфии (2 класс)

Тема. Дифференциация звуков п и б в словах.

Цели. Уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков п и б; выделение звуков л и б из начала и середины слова, развитие навыков фонематического анализа и синтеза слов со звуками л и б; уточнение и расширение словаря по темам "Овощи", "Фрукты", "Одежда".

Содержание занятия

1. Организационный момент.

2. Беседа по картинкам: бочка, почка. Дети называют картинки.

- Это очень похожие слова: бочка, почка. А чем они различаются?
Какой первый звук в слове бочка? (б), а какой первый звук в слове почка!
(п). Давайте проверим: другие звуки одинаковые или разные? Какой вто­
рой звук в слове бочка! (о). А в слове почка? (о). И т.д.

На доске записываются последовательно буквы очки.

п

Изменился только один звук, а изменилось все слово.

3. Сравнение произношения звуков б и л.

— Произнесите звуки б и л. А теперь я произнесу, а вы посмотрите,
одинаково ли положение губ при произнесении этих звуков. (Одинаково.)
Как мы произносим эти звуки? (Губами. Губы смыкаются.)

- Положите руку на горлышко и послушайте, дрожит ли горлышко
при произнесении звука б: б-б-б. (Дрожит.) С голосом или без голоса
произносится этот звук? (С голосом.) А теперь произнесите звук я и по­
слушайте, дрожит ли горлышко при произнесении этого звука. (Не дро­
жит.)

Делается вывод, что звук б произносится с голосом, он звонкий. А звук л произносится без голоса, он глухой.

Звуки соотносятся с буквами б и л разного цвета.


Примерные карточки лото:

4. Дифференциация звуков б и л в слогах.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 43; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.18 сек.