Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТЕМА. Закономерности и принципы обучения 4 страница




а) Повторение слогов: па-ба-ба, пы-пы-бы, бу-пу-бу, по-бо-по.

б) Замена звука п на звук б в слогах: ид, по, сто, упы, пу, пэ, пых.

5. Дифференциация звуков б и п в словах.

а) Распределение картинок под буквами б и п.

На доске картинки: полка, паркет, булка, букет, пароход, пугови­ца, бабочка, булавка, пушка, банка, бусы.

Логопед предлагает детям назвать картинки и последовательно разло­жить картинки под буквами б или л.

б) Классификация картинок с изображением овощей и фрукттов.

— Как можно разложить на две группы эти картинки?

В случае затруднений логопед берет одну картинку с изображением овоща, ставит слева, а одну картинку с изображением фрукта — справа. Дети по аналогии распределяют картинки на две группы.

— Каким словом можно назвать эти картинки? (Овощи.) А эти картинки?
(Фрукты.)

- Назовите овощи, в названии которых есть звук п. (Помидоры, репа,
капуста.)

- Назовите фрукты, в названии которых есть звук б. (Банан, абри­
кос, яблоко.)

в) Игра "Чьи вещи?" В правой и левой части доски картинки с изоб­
ражениями мальчиков.

- Мальчика слева зовут Павел, а мальчика справа — Боря. Мальчики
перепутали свои вещи. Давайте поможем им разобраться. Названия ве­
щей Павла содержат звук п, а вещей Бори — звук б.

- Назовите вещи. (Кепка, брюки, рубашка, панама, ботинки, паль­
то, шуба, тапки, сапоги.)

Затем дети распределяют картинки с изображением вещей под изоб­ражениями мальчиков.

6. Дифференциация звуков я и б на письме.

а) Вставить пропущенные буквы б к п. Предлагаются слова: ка...ачки,
ка...уста, ру...ашка, са...оги,...ара...ан, о...ушка.

б) Индивидуальная работа: записать названия картинок (по карточкам).
Предлагаются картинки: шуба, платок, труба, шляпа, банка, полка,
банан, букет, бусы, репка.

7. Игра в лото. Детям предлагаются карточки с изображением четырех
предметов, содержащих звуки б та п. Логопед называет слова, дети опре­
деляют, какой звук — б или п в слове, и закрывают картинку соответству­
ющей буквой.

8. Подведение итогов занятия.

Тема. Дифференциация звуков б и и в словах.

Цели. Уточнение и сравнение артикуляции звуков б и п; развитие сложных форм фонематического анализа на материале слов со звуками б и п, развитие навыков слогового анализа; уточне­ние и расширение словаря по теме "Транспорт"; дифференциа­ция существительных мужского и женского рода.


Содержание занятия

1. Организационный момент.

2. Сравнение артикуляции звуков б и и (см. конспект № 1).

3. Игра "Какая картинка лишняя?" Предлагаются картинки: поезд,
диван, пароход, троллейбус, автобус. Дается задание найти лишнюю кар­
тинку.

- Почему картинка "диван" лишняя? Как назвать одним словом все
оставшиеся картинки? (Транспорт.)

В каком слове — названии транспорта слышится звук 61 (Троллей­бус, автобус.) В слове троллейбус какой звук слышится после 61 В слове автобус какой звук слышится перед 61

- В каких словах-названиях траспорта слышится звук я? (Поезд, паро­
ход.)
В слове пароход какой звук слышится после я?

4. Придумывание слов, которые начинаются на звук б, на звук я.

5. Поднять цифру 1, 2, 3 в зависимости от места звуков б и и в слове.
Сначала дети определяют, какой звук в слове, затем поднимают цифру.
Предлагаемые слова: апрель, заплатил, потолок, абрикос, упал, облако,
борода, поезд, обогнал, уплыл.

6. Отгадывание загадок с последующим фонематическим анализом слов
в отгадках:

У родителей и деток вся одежда из монеток. (Рыба.)— Какой звук в этом слове — б или п1 Назовите соседей звука б (ы, а).
Составим схему этого слова.

Сидит на крыше всех выше и дымом пышет. (Труба.)

— Какой звук в этом слове — б или л? Назовите соседей звука б (у, а).
Составим схему этого слова.

7. Сравнение схем.

-Чем похожи эти схемы? Сколько слогов в первой схеме (2). А во второй схеме (Тоже 2). Посмотрите, одинаковое ли количество звуков? Сколько звуков в первой схеме? (4). А во второй? (5).

8. Распределение картинок под схемами.

Предлагаемые картинки: шуба, репа, грибы, птицы, бусы, пчела. В каждом из слов дети определяют место звуков б или л.

- В каком слове под первой схемой после л слышится а? (Репа.) Пос­ле б слышится у! (Бусы.) В каком слове под второй схемой после я слы­шится от? (Птицы.) После я слышится ч? Перед б слышится у! Перед б слышится н?

9. Письменная работа:

а) начертите в тетрадях схемы;

б) запишите под схемами названия картинок.

10. Игра в лото (см. конспект № 1).

11. Подведение итогов занятия.

Тема. Дифференциация звуков б т п в предложениях.

Цели. Уточнение и сравнение артикуляции звуков б и я; развитие сложных форм фонематического анализа слов в структуре пред­ложений, слогового анализа и синтеза, навыков анализа пред­ложения; расширение глагольного словаря; закрепление в речи формы атрибутивного родительного падежа, структуры рас­пространенного предложения.

Содержание занятия

1. Организационный момент.

2. Уточнение и сравнение артикуляции звуков бтл я (см. конспект № 1).

3. Дифференциация звуков б— п в словосочетаниях.
Дидактическая игра "Чье это?" На доске картинки с изображением

частей тела различных животных: хобот слона, лапы медведя, хвост рыбы, голова черепахи, уши собаки. Логопед задает вопросы, например: "Чей это хобот?" (Хобот слона.) После каждого ответа определяется, в каком слове слышится звук б или я, какие соседи звука.

4. Дополнение предложения_ЕЛОНОМ.по картинке.........

"На доске записаны предложения с пропущенным словом и картинки: Около сарая стоят.... На деревьях набухли....

Картинки: бочки, почки. Около дома большой.... Ворота закрыли на....

Картинки: забор, запор.

Сначала дети называют первую пару картинок (бочки, почки). Опре­деляют различие этих слов по значению и звучанию.

— Какой первый звук в слове бочки! (б). Какой первый звук в слове
почки! (п). А остальные звуки одинаковые или разные? (Одинаковые.)

Картинки прикрепляются вместо пропущенных слов. Предложения записываются в тетради.

Аналогичным образом анализируются следующие картинки и предло­жения.

5. Составление предложений по картинкам ("Кто как передвигается?").
На доске картинки: лягушка, черепаха, рыба, птица, собака.
Дети называют картинки.

- Здесь нарисованы разные животные. А как они передвигаются? Ля­
гушка что делает? (Прыгает.) Повторите. (Лягушка прыгает, черепаха
ползает, рыба плавает, птица летает, собака бегает.)

-Лягушка прыгает. В каком из этих слов слышатся звуки б или л? (Прыгает.) Какой звук или п) в этом слове? (п). Какой звук слышится после звука л? (р). И так каждое предложение.

6. Загадка про Буратино:

Это что за очень странный Человечек деревянный? На земле и под водой Ищет ключик золотой, Всюду нос сует он длинный. Кто же это? (Буратино.)

- Вы правильно отгадали загадку. К нам в гости пришел сегодня Бура­
тино. (На стол ставится Буратино.)

- В слове Буратино какой первый звук? (б).

- Буратино пришел к нам из школы. Видите, в руках у него букварь.
Буратино хочет задать вам два вопроса. Он спрашивает: "Что у меня со­
держит звук б!" (Башмаки, букварь.) "А что у меня содержит звук я?"
(Шапочка, пуговицы, пряжка.)

 

—Придумаем предложения про Буратино. В первом предложении будет
слово башмаки. (Дети придумывают предложение.)

—Во втором предложении будет слово букварь. (Дети придумывают пред­
ложение.)

—В третьем предложении будут слова курточка и пуговицы. Посчитай­
те, сколько пуговиц на курточке у Буратино. (Дети придумывают предло­
жение.)

Каждое предложение анализируется следующим образом: определяется количество слов в предложении, какое по счету слово со звуком б или л.

7. Придумывание предложений по картинкам: мальчик бросает палку;
собака лежит около будки; рыба плавает в банке; Полина нарвала цветы;
бабушка принесла яблоки; Боря упал.

Из каждого предложения выделяются слова со звуком б или я, опре­деляется, какой звук слышится после звука б или п.

8. Подбор предложений к графическим схемам.
Предлагаются следующие схемы: Каждая схема анализируется по количеству слов.

Картинки предыдущего задания раскладываются под схемами. Дети называют предложения. Каждое слово соотносится с элементом графи­ческой схемы. (При назывании слова показывается соответствующий эле­мент.)

- Начертите первую схему в тетради. Запишите под ней предложение Боря упал. Подчеркните буквы б и л разным цветом.

—Начертите вторую схему. Запишите под ней предложение Бабушка
принесла яблоки.
Подчеркните буквы б и л разным цветом.

—Начертите третью схему. Запишите под ней предложение Рыба пла­
вает в банке.
Подчеркните буквы б к п разным цветом.

__9..Диктант. Логопед читает предложение, дети записывают вместо слов буквы б "или и. Предлагаемые предложения:

Рыбаки поймали рыбу. Поля поливает тюльпаны. Борис кормит Полкана хлебом. Быстро плывет пароход. На поляне порхают бабочки.

10. Подведение итогов занятия.

Примерные конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии

Конспект№ 1 (2 класс)

Тема. Дифференциация букв в— д в словах.

Цели. Развитие зрительного гнозиса, мнезиса, пространственных представлений, дифференциация букв в — д на письме, фор­мирование навыков фонематического анализа и синтеза, раз­витие лексики.

Содержание занятия

1. Организационный момент.

2. Развитие пространственных представлений. Игра "Окошки в домике".
На доске вывешивается изображение двухэтажного домика с четырь­
мя окошками: два на первом этаже, два — на втором.

- Посмотрите, дети, на этот домик. В нем два этажа: нижний и вер­
хний. На каждом этаже по 2 окошка. На нижнем этаже — два окошка и на
верхнем этаже два окошка. Покажите нижние окна. Покажите верхние
окна. А теперь покажите правые окошки. Покажите левые окошки.

— Около окошек садятся: мальчик, девочка, бабушка и дедушка. (В прорези окошек вставляются фигурки.) Кто сидит около верхнего правого окошка?... около верхнего левого окошка?... около нижнего правого окошка?... около нижнего левого окошка?

- Запомните, кто где сидит. Где сидит девочка?... мальчик?... ба­
бушка?... дедушка?

- Пошли гулять бабушка с дедушкой, мальчик с девочкой. (Фигурки
убираются.) А потом они пришли с прогулки и сели около своих окошек,
(фигурки вставляются по-другому.) Скажите, правильно они сели? (Нет.)
А как правильно? Где сидела девочка? (После ответа фигурка вставляется в

прорезь.) Где сидела бабушка? Где сидел мальчик? Где сидел дедушка? (После каждого ответа вставляется фигурка.)

3. Отгадывание загадок.

Детям предлагается отгадать следующие загадки: Я по дереву стучу, Червяка добыть хочу. (Дятел.) Маленький мальчишка в сером пиджаке По дворам шныряет, крошки собирает. (Воробей.) В каждом слове-отгадке определяется первый звук, который соотно­сится с буквой. Буквы записываются на доске мелом различного цвета.

— Сегодня мы будем учиться различать рукописные буквы див.
На доске вывешиваются рисунки дятла и воробья.

- Посмотрите на рисунок дятла. Какая буква видна на рисунке? (д).
А
теперь посмотрите на рисунок воробья. Какая буква видна на этом ри­
сунке? (в).

4. Письмо в воздухе рукописных букв вид.

5. Зрительный анализ букв в и д, определение их сходства и различия.

 

- Посмотрите на букву в. Из каких элементов состоит эта буква? (Петля
и полуовал.) Где расположена петля по отношению к полуовалу? (Вверху
и слева.)

- Посмотрите на букву д. Из каких элементов она состоит? (Из петли
и полуовала.) Буква д тоже состоит из петли и полуовала, как и буква в.
Но где расположена петля по отношению к полуовалу в букве д? (Внизу и
справа.)

— Значит, чем же похожи буквы в — 91 (Они состоят из петли и полу­
овала.) Чем различаются эти буквы? (В букве в петля вверху и слева, а в
букве д петля внизу и справа.)

6. Конструирование букв из элементов.

7. Придумывание имен, которые пишутся с буквы в, затем имен, в
которых первой пишется буква д.

8. Вписывание пропущенных букв вкд на доске и на карточках в следу­
ющих словах: ...аленки, кро...ать, пру...ы, холо...а, о...у...анчик, поли..мет,
за...о...ы, пого...а, за...о...ная, по...о...ок.

9. Игра "Что лишнее?"

а) На доске картинки: огурец, апельсин, помидор, свекла, репа. Ло­
гопед задает вопрос: "Какая картинка лишняя?" (Апельсин.) Как можно
одним словом назвать остальные картинки? (Овощи.)

На доске и в тетрадях записывается графический анализ слова овощи. Выделяется звук в в слове, записывается буква в в графической схеме.

б) На доске картинки: сковорода, шкаф, кастрюля, чайник, стакан.
Логопед задает вопрос: "Какая картинка лишняя?" (Шкаф.) Почему? Как
можно назвать одним словом остальные картинки? (Посуда.) Проводится
звуковой анализ слова, составляется графическая схема слова. В схеме
записывается буква д.

10. Разгадывание ребусов.

После разгадывания ребусов слова записываются в тетрадях, дети под­черкивают буквы в и д карандашами разного цвета. 11. Итоги урока.

Тема. Дифференциация букв в — д в предложениях.

Цели. Развитие зрительно-пространственных представлений, закреп­ление дифференциации букв в — д на письме, развитие навы­ков фонематического анализа и синтеза, анализа структуры предложения по словам.

Содержание занятия

1. Организационный момент.

2. Анализ "нелепой" картинки. Логопед предлагает детям вниматель­
но посмотреть на картинку и определить, что на ней нарисовано непра­
вильно.

3. Сообщение темы урока.

4. Закрепление сходства и различия букв в — д (см. конспект № 1).

5. Отгадывание буквы.

Логопед предлагает угадать букву по ее описанию.

— Что за буква: кружок, а вверху слева петля?... кружок, а внизу
справа петля?

6. Работа со словами сова — сода.

Логопед называет слово сова и предлагает детям определить, какой звук слышится в этом слове — в или д.

Какой по счету звук в в слове сова? Замените звук в звуком д. Какое
слово получится? (Сода.) Что такое сода? Запишите в тетрадях эти слова,
подчеркните буквы вид карандашами разного цвета.

Аналогичная работа проводится со словами вал — дал, ветка — дет­ка, ваша — Даша.

7. Отгадывание загадок:

Разноцветное коромысло На небе повисло. (Радуга.)

- Какой звук слышится в этом слове — в или 91 Какой он по счету?

Я шарик пушистый,

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок —

Остался стебелек. (Одуванчик.)

- В этом слове есть и звук в, и звук д. Какой по счету звук №... звук в?
Дети записывают слова радуга и одуванчик в тетрадях и подчеркивают

буквы в и д.

8. Разгадывание кроссворда.

На доске кроссворд, рядом с кроссвордом картинки: дыня, волк, медведь, дорога, гвоздь, гнездо.


- Сейчас мы будем разгадывать кроссворд. Чтобы заполнить клеточки
кроссворда, надо отгадать загадки. А помогут нам в этом картинки.

Она идет среди лесов, полей,

А люди все идут по ней. (Дорога.)

— Сколько звуков в слове дорога'! (Шесть.) Какой по счету звук д? Запишем это слово в вертикальный столбик кроссворда.

Кругла, а не месяц,

Желта, а не масло,

Сладка, а не сахар,

С хвостом, а не мышь. (Дыня.) Слово дыня вписывается в клеточки кроссворда.

Что за зверь зимой холодной

Ходит по лесу голодный? (Волк.)

Слово волк анализируется с точки зрения его звуковой структуры и вписывается в клеточки кроссворда.

Без головы, а в шляпке,

Одна нога, и та без сапога. (Гвоздь.)

- Сколько звуков в слове гвоздь? (Пять.) Какой по счету звук в? В
конце этого слова слышится ть', а пишется дь'. Можно проверить сло­
вом гвозди. В этом слове 5 звуков, а сколько букв? (6). Куда мы впишем
это слово? (Слово вписывается в клеточки кроссворда.)

Без рук, без топоренка построена избенка. (Гнездо.) Проводится звуковой анализ слова гнездо. Слово вписывается в кле­точки кроссворда.

9. Добавление пропущенных букв в предложения: ...ало..л заби...ает
г:..оз...и. Папа прйнес~холо...ную...о...у в...е...ре....ети пла...ают в пру..у. По.-

..ул холо...ный...етер. В огоро...е...ыросли поми...оры и тык...а. По ере...ом

...ыросла тра...а....аша нарисо...ала...ом ц...етным каран...ашом.

Дети вписывают пропущенные буквы «иди подчеркивают их каранда­шами разного цвета.

10. Придумывание предложений по сюжетной картинке "В деревне".
В предложениях используются слова: дым, дорога, деревня, ворона,

воробей, трава, гнездо.

Предложения записываются в тетрадях.

11. Подведение итогов занятия.

Примерный конспект занятия по устранению аграмматической дисграфии (2 класс)

Тема. Дифференциация предлогов в— на (со значением местона­хождения).

Цели. Уточнение сходства и различия предлогов в и яв; закрепление употребления этих предлогов в экспрессивной речи; диффе­ренциация предлогов в и на на письме; развитие навыков ана­лиза структуры предожения по словам, фонематического ана­лиза и синтеза.



Содержание занятия

1. Организационный момент.

2. Выделение предлога в из речи и уточнение его значения.
Логопед предлагает детям картинки, на которых нарисованы: грибы в

корзине, ложка в стакане, цветы в вазе, птица в гнезде, карандаши в пенале. Называет картинки, интонационно выделяя предлог в.

Какое слово я повторяю при назывании картинок? (в).

-Что обозначает слово в? Оно обозначает, что один предмет нахо­дится внутри другого предмета: грибы внутри корзины, ложка внутри ста­кана, цветы внутри вазы, птица внутри гнезда, карандаши внутри пенала.

Дети повторяют: "Слово в означает внутри".

- А теперь я буду называть картинки и в предложениях буду употреб­
лять слово внутри. А вы вместо слова внутри будете говорить в. Напри­
мер, я скажу грибы внутри корзины, а вы скажете грибы в корзине.

На доске делается запись: в — внутри.

- Нарисуйте точку в квадрате.

На доске дается графическая схема предлога в: [ф]

3. Выделение предлога на из речи, уточнение его значения.
Логопед предлагает детям картинки, на которых нарисованы: голуби

на крыше, книга на полке, карандаш на книге, тетрадь на парте, ваза на столе. Он называет картинки и интонационно выделяет предлог на.

- Какое слово я повторяла при назывании картинок? (Слово на.)

— Что обозначает слово не? Оно обозначает, что один предмет нахо­
дится сверху другого предмета: голуби сверху крыши, книга сверху парты,
карандаш сверху книги, тетрадь сверху парты, ваза сверху стола.

Дети повторяют: "Слово на значит сверху".

- А теперь я буду придумывать по картинкам предложения и употреб­
лять слово сверху, а вы будете его заменять словом на. Например, я скажу
голуби сверху крыши, а вы скажете голуби на крыше.

На доске делается запись: на — сверху.
Нарисуйте точку на квадрате.

На доске дается графическая схема предлога на: \ \

4. Выполнение действий с предметами: положить карандаш в книгу,
тетрадь на книгу, ручку в тетрадь, карандаш на тетрадь, карандаш на
книгу, тетрадь в книгу, ручку на тетрадь, карандаш в тетрадь, книгу на
тетрадь, тетрадь на ручку, книгу на карандаш.

5. Разложить картинки под графическими схемами предлогов. Пред­
лагаются картинки: белка на дереве, кубики в коробке, огурцы на гряд­
ке, вода в стакане, книги в шкафу, картина на стене, рыбки в аквариу­
ме, чашка на блюдце.

6. Придумывание словосочетаний с предлогами в и на по картинкам и
запись их под графическими схемами в тетрадях.

7. Игра в лото. У детей карточки с картинками, на которых один
предмет находится либо сверху, либо внутри другого предмета. Логопед
называет пары предметов (ложка и стакан, чашка и полка и т.д.). Дети
должны назвать расположение предметов по отношению друг к другу (ложка
в стакане, чашка на полке
и т.д.) и закрыть картинку соответствующим
предлогом.

 

8. Запись словосочетаний в тетрадях.

9. Запись пропущенных предлогов в и на в предложениях.
Примерные предложения:

Птица сидит... клетке. Ваза стоит... столе. Лиса живет... норе. Пальто висит... шкафу. Яблоко лежит... тарелке.... клумбе расцвели цветы. Книга лежит... парте. Рыбы живут... воде.

10. Подведение итогов занятия.220


Рекомендуемая литература


Содержание


 


V

1. Ефименкова Л. Н., СадовниковаИ.Н. Формирова­
ние связной речи у детей-олигофренов. — М., 1970.

2. К а ш е Г. А. Логопедическая работа в первом классе вспомо­
гательной школы. — М., 1957.

З.ЛалаеваР.И. Нарушения речи и система их коррекции у ум­ственно отсталых школьников. — Л., 1988.

4. Л а л а е в а Р. И. Устранение нарушений чтения у учащихся вспо­
могательной школы. — М., 1978.

5. Логопедия/ Под ред. Л.С.Волковой.— М., 1989.

6. Парамонова Л.Г. Нарушения речи учащихся вспомогатель­
ной школы и пути их коррекции // Обучение во вспомогатель­
ной школе/ Под ред. Н.П. Долгобородовой. — М.-Л., 1973.

7. П е т р о в а В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной шко­
лы. - М., 1977.

8. Понятийно-терминологический словарь логопеда/ Под ред.
В.И. Селиверстова. — М., 1997.

9. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. — М., 1994.

10. Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Се­ливерстова. В 2-х т. — М., 1997.


От автора................................................................................................................... 3

Общая характеристика нарушений речи и их коррекция

у умственно отсталых детей................................................................................ 5

Особенности нарушений речи у умственно отсталых детей............. —

Специфика логопедической работы во вспомогательной школе...... 7

Коррекция нарушений звукопроизношения.................................................. 12

Нарушения звукопроизношения и просодической стороны речи.... —

Методика коррекции нарушений звукопроизношения....................... 16

Предварительный этап....................................................................... 18

Этап постановки звука........................................................................ 38

Этап автоматизации звука................................................................. 42

Этап дифференциации звуков речи................................................. 44

Особенности коррекции нарушений произношения

различных групп звуков....................................................................... 46

Коррекция нарушений лексико-грамматической стороны речи............. (64,»

Нарушения лексики....................................................................................... —

Нарушения грамматического строя речи............................................... 67

Особенности синтаксической структуры

речевых высказываний......................................................................... —

Нарушения словоизменения и словообразования...................... 69

Нарушения связной речи.................................................................... 7^

Методика коррекции нарушений

лексико-грамматической стороны речи.................................................. 74

Развитие лексики.................................................................................... —

Формирование грамматического строя речи............................... 79

Коррекция нарушений чтения и письма......................................................... 91

Особенности нарушений чтения и письма -

у умственно отсталых школьников........................................................... —

Логопедическая работа по устранению нарушений

чтения и письма............................................................................................. 101

Основные принципы коррекционной работы................................ —

Развитие языкового анализа и синтеза......................................... 105

Формирование фонематического восприятия

(дифференциации фонем).................................................................. 133

Устранение семантической дислексии.......................................... 151

Устранение оптической дислексии и дисграфии........................ 153

Устранение аграмматической дислексии и дисграфии............ 165

Организация логопедической работы во вспомогательной школе....... 170

Приложение........................................................................................................... 173

Рекомендуемая литература.............................................................................. 222


 

Учебное издание Лалаева Раиса Ивановна

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА В КОРРЕКЦИОННЫХ КЛАССАХ

Методическое пособие

Зав. редакцией Т.А. Савчук

Редактор А.И. Павлова

Художник В.А. Федоров

Компьютерная верстка Ф.П. Дорохов

Корректор А. И. Павлова

Изд. лицензия №064380 от 04.01.96. Сдано в набор 05.01.98. Подписано к печати 03.03.98

Формат 60х90'/1б. Усл. печ. л. 14. Тираж 25 000 экз. (1-й завод 10 000 экз.). Зак. №1190.

Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС,

117571, Москва, проспект Вернадского, 88,

Московский педагогический государственный университет

тел.: 437-11-11, 437-99-98; факс: 430-04-92.

Е-та11: У1айо8@с1о1.ги

пир:// \у\у\у.у1адоз/га

Государственное унитарное предприятие

ордена Трудового Красного Знамени полиграфический комбинат

Государственного комитета Российской Федерации по печати.

410004, Саратов, ул. Чернышевского, 59

 

Педагогические принципы – это принципы деятельности, представляющие наиболее общее нормативное знание … В.В.Краевский.

1. Понятия: «закон», «закономерность», «принцип» и «правило», их взаимосвязь.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 73; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.16 сек.