Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общее понятие о риторике




Занятие 2

Текст 2

Текст 1

Вводное

Занятие 1

Введение

Одобрено

Череповец

Связи с общественностью

Учебно-методическое пособие

Часть I

По риторике и основам ораторского искусства

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

ПРИНЦИПИ МЕНЕДЖМЕНТУ

Конспект лекцій

Автори: Шевченко Людмила Степанівна,

ГриЦенко Олена Аврамівна,

Макуха Світлана Миколаївна,

Броницька Владислава Володимирівна,

Дарнопих Геннадій Юрійович,

Іваницький Олександр Олександрович,

Левковець Олена Миколаївна,

Мамалуй Олексій Олександрович,

Лизогуб Віктор Андрійович,

Марченко Ольга Сергіївна,

Нечипорук Людмила Володимирівна,

Овсієнко Ольга Вікторівна,

РОЗДАЙБІДА Олександр Васильович,

Губін Кирил Григорович.

 

Відповідальна за випуск Л.С. Шевченко

 

Редактор Л.В. Русанова

Комп’ютерна верстка Л.П.Лавриненко

План 2007, поз.22.

 

Підп. до друку.25.01.2008. Формат 84х108 1/32. Папір офсетний.

Друк: ризограф. Умовн. друк. арк. 5,5. Облік.-вид. арк. 3,8. Вид. № 122.

Тираж........ прим. Зам. № 4015. Ціна договірна.

____________________________________________________________

Редакційно-видавничий відділ

Національної юридичної академії України,

вул. Пушкінська, 77, м. Харків, 61024, Україна.

____________________________

 

Друкарня

Національної юридичної академії України,

вул. Пушкінська, 77, м. Харків, 61024, Україна.

Специальность:030602 –

Рассмотрено на заседании кафедры связей с общественностью, протокол № 3 от 10.04 г.

С о с т а в и т е л ь: Е.М.Иванова, канд. филол. наук, доцент

Р е ц е н з е н т ы: А.В.Белова, канд. педагог.наук, доцент (ЧГУ), М.В. Зеленцова, канд. филол. наук, ст. преподаватель (ЧГУ)

Н а у ч н ы й р е д а к т о р: А.В.Чернов, д-р филол. наук, проф.

 

«Дар речи имеет характер всеобщности и находит себе применение при самых разнообразных случаях и так как, кроме того, действие при подавании совета, при всякого рода разъяснениях и убеждениях, приводимых как для одного лица, так и для целых собраний (с которыми обыкновенно имеет дело оратор), по существу одинаково, то риторика так же мало, как и диалектика, имеет дело с какой-нибудь одной определенной областью человеческой жизни: она обнимает все сферы человеческой жизни»,- так осмыслял характер и суть риторики Аристотель. Прошли тысячелетия, но и сегодня спрос на риторические идеи, теории, нормы, умения, ценности и творчество огромен. В первую очередь это справедливо для тех, кто должен профессионально (сильно и самостоятельно) владеть словом.

Данное пособие предназначено для студентов специальности 350400 «Связи с общественностью», чья будущая деятельность теснейшим образом переплетается с необходимостью владения таким словом, современным, убедительным, эффективным, определяющим основы современной коммуникации в целом.

Изучая риторику и основы ораторского искусства, студенты приобретают навыки в соотношении цели общения, условий конкретной речевой ситуации и речевых средств дискурса, а также умение корректировать процесс общения с позиции прогнозируемого результата.

 

Общая цель курса: формирование риторического уровня речевого поведения студентов на основе овладения теоретическими и практическими знаниями по основам ораторского мастерства.

 

Курс рассчитан на 50 аудиторных часов (лекции – 18, практические – 32)

Планируемые часы могут быть распределены следующим образом:

 

Тема Количество часов
Лекции Практические Лабораторные
  Риторика как научная дисциплина      
  Из истории риторики      
  Ораторское искусство в России      
  Роды и виды ораторского искусства      
  Законы и категории риторики      
  Общие особенности подготовки к публичному выступлению. Риторический канон (инвенция, диспозиция, элокуция)      
  Риторические основы убеждающей речи      
  Риторические основы политического дискурса      
  Дебаты: трпадиции, понятие, этапы подготовки, проведение.      

 

В части I пособия представлены занятия, содержание которых связано с наиболее общими вопросами риторической теории, а также с фактами из истории риторики.

 

Предлагаемое занятие по своему содержанию связано с целью обнаружить уровень сформированности риторической компетенции студентов

 

Задание:

1). Подготовить краткое (3-4 минуты) выступление с рассказом о себе “Разрешите представиться!”

Умение представить себя “человеком известного склада”, по словам Аристотеля, сделает вас убедительным.

 

Советы к подготовке речи:

1. Предмет вашей речи - вы сами. Но это - слишком обширная тема для речи в З минуты. Выберите несколько интересных аспектов вашей жизни, которые представили бы вас как индивидуальность. Вы можете говорить о своем рождении, воспитании или семье. Объясните, как вы стали тем, кто вы есть сейчас, и расскажите о ваших целях в жизни и т.д. Но это должна быть не сухая биография, а рассказ лично о вас.

2. 2. Выбрав несколько идей, свяжите их в небольшую историю. Чем более личным будет ваш рассказ, тем теплее будут отношения между вами и аудиторией.

3. Точно разработайте композицию вашей речи: вступление - основную часть - заключение. Создайте интересное вступительное предложение, которое сразу бы привлекло внимание аудитории. Постарайтесь запомнить его и использовать, даже если лучшая “идея” блеснет у вас перед началом речи.

4. В основной части выберите несколько главных идей (3 или 4) и распространите их примерами, историями, анекдотами. Если вы только называете идею, например, констатируете ваше увлечение, слушатели пропустят ее мимо ушей. Но повторите ее в других выражениях, растолкуйте и проиллюстрируйте, а затем еще раз назовите.

5. О записях: если вы нуждаетесь в них, запишите на маленьких карточках ключевые слова для каждой из частей вашей речи. Обращайтесь к ним только если они действительно нужны вам. Помните, что вы г о в о р и т е, а не читаете. Многие ораторы начинают с написания целой речи, потом делят ее на части с ключевыми словами, и в конце концов пишут для себя только ключевое слово на карточке.

6. О подготовке: даже если текст готов, готовы ли вы произнести его? Вам необходимо тренироваться, репетировать. Делайте это до тех пор, пока не будете чувствовать себя уверенно и комфортно.

Не старайтесь запомнить все. Поставьте задачу запомнить вступление и заключение. Уверенное начало позволит вам поверить в свои силы и завоевать доверие слушателей.

Попробуйте вашу речь на ком-либо из ваших друзей или родственников. Наверняка вы получите несколько советов. Если у вас есть магнитофон, запишите вашу речь и внимательно прослушайте - наверняка вы услышите некоторые недостатки, которые захотите и сумеете исправить.

7. При произнесении речи имейте “глазной контакт” с аудиторией. Не бойтесь смотреть в глаза то одному, то другому вашему слушателю - пусть они чувствуют ваше внимание.

 

(По кн.: В.И.Аннушкин. Риторика. - Пермь, 1994. С. 89-90).

 

2). Ниже приводятся два варианта представления себя. Прочитайте их вслух и проанализируйте с точки зрения использования риторического арсенала для создания портрета человека “известного склада”?

 

Я.

Умен ли я, никем еще в том не уверен;

Пороков не терплю, а в слабостях умерен;

Немножко мотоват, немножко я болтлив;

Немножко лгу, но лгу не ко вреду другого,

Немножко и колю, но не от сердца злого,

Немножко слаб в любви, немножко в ней стыдлив

И пред любовницей немножко боязлив.

Но кто без слабостей?.. Итак, надеюсь я,

Что вы, мои друзья,

Не будете меня за них судить и строго

Немножко дурен я, но вас люблю я много.

(Иван Дмитриев. 1791).

 

Вот я сплету тебе на милетский манер разные басни, слух благосклонный твой порадую лепетом милым, если только соблаговолишь ты взглянуть на египетский папирус, исписанный острием нильского тростника; ты подивишься на превращение судеб и самых форм человеческих и на их возвращение вспять тем же путем, в прежнее состояние. Я начинаю. - Но кто он такой? - спросишь ты. Выслушай в двух словах.

Аттическая Гиметта, Эфирейский перешеек и Тенара Спартанская, земли счастливые, навеки бессмертие стяжавшие еще более счастливыми книгами, - вот древняя колыбель нашего рода. Здесь овладел я аттическим наречием, и оно было первым завоеванием моего детства. Вслед за тем прибыл я, новичок в науках, в столицу Лациума и с огромным, не имея никакого руководителя, одолел родной язык квиритов.

Вот почему прежде всего я умоляю не оскорбляться, если встретятся в моем грубом стиле чужеземные и простонародные выражения. Но ведь само это чередование наречий соответствует искусству мгновенных превращений, а о нем-то я и собирался написать. Начинаем греческую басню. Внимай, читатель, будешь доволен.

(Апулей. Золотой осел. Книга первая).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 60; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.