Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Примерная модель речи-самопрезентации

( Заимствовано из пособий:Стернин И.А. Практическая риторика: учеб. пособие. – М., 2007; Аннушкин В.И. Риторика. Экспресс-курс: учеб. пособие. – М., 2007. )

Модель 1

1. Меня зовут...

2. Где родились, откуда приехали, где сейчас живете, учитесь?

3. По характеру я человек...

4. Я люблю...

5. Больше всего я не люблю...

6. Моими сильными сторонами, как мне кажется, являются...

7. К своим слабостям я бы отнес следующее...

8. Мои друзья считают меня...

9. Со мной иногда случаются интересные (забавные, странные... случаи).

10. Моё любимое занятие...

11. В будущем я бы хотел...

12. Я надеюсь на то, что...

Модель 2

1. Прежде всего, представьтесь. Встает задача: как себя назвать? Есть официальная форма: имя, отчество, фамилия – в каком бы возрасте вы ни были, свое именование желательно осуществлять с достоинством и ответственностью. Если хотите, прокомментируйте ваши Ф.И.О.

2. Несомненно, всех интересует, каким делом вы занимаетесь. Сделайте маленькую рекламу вашему труду, вашей профессии, вашему делу.

3. В какой сфере лежат ваши интересы и увлечения? Вы постоянный человек в своих увлечениях? Много не расскажешь, но заинтригуйте если можете. Есть ли какое-нибудь увлечение, которое помогает вам сегодня?

4. Хранит ли семейное предание какие-нибудь рассказы о вашем рождении? Наша память хранит многое о знаменательных событиях нашего личного прошлого. Если считаете нужным, расскажите.

5. Насколько вы чувствуете связь с вашими родителями? Кто они: кем работают или работали, какие у них интересы? Можете ли вы сказать, что яблоко от яблони недалеко падает?

6. Какие качества вы цените в людях?

7. Вы человек общительный? В чем выражается ваша любовь/нелюбовь к общению? Любите ли вы большие компании?

8. Вам часто приходилось разочаровываться в людях? Как вы считаете, это было полезно или, напротив, вредило вам?

9. Кто ваши учителя в жизни, школе, институте, работе? Расскажите о самых главных.

10. Каковы ваши планы на будущее? Можно ли считать ваши планы наполеоновскими?

11. Любите ли вы читать? Какую роль занимает книга в вашей жизни?

12. Любите ли вы музыку? Какую: классическую или современную?

13. Любите ли вы танцевать?

14. Любите ли вы спорт? Какую роль в вашей профессии занимает физическая подготовка? Насколько необходимы вам в вашем деле крепкое здоровье и стойкая нервная система?

15. «Скажи мне, кто твой друг…». У вас много друзей? Не страдаете ли вы от излишнего общения? Скучаете ли вы здесь без ваших друзей?

16. Вы человек «утренний» или «вечерний» (жаворонок или сова)? Когда вы любите работать? Как вы работаете?

17. Ваше отношение к природе: солнцу, лесу и дождю? Вы домосед или, скорее, любите путешествовать?

18. Расскажите на манер юного героя Заходера: что я люблю?

Я люблю______________

А теперь:

Я не люблю____________

 

· выполнить тестовое задание:

 

1. Прочитайте фрагменты выступлений выдающихся ученых нашего времени перед студентами. Какие приемы привлечения внимания использовали ораторы в начале речи?

· С чего начинать молодому человеку, с каких задач?

Если начинающего альпиниста отправить сразу на покорение больших вершин, он наверняка свернёт себе шею. Если же постоянно давать ему сверхумеренные задания, он настолько измельчает в своих навыках, что так никогда и не поднимется на сколько-нибудь значимую высоту. Здесь-то и проявляется искусство воспитателя, чувство и понимание меры тренировки, точного дозирования заданий – по трудности и качеству.

Большие ученые, как правило, порядочные люди. Порядочный человек никогда не станет занимать не свое место в науке, человек не на своем месте уже аморален. И здесь я хочу еще раз подчеркнуть важность научной школы как среды подлинного понимания научных проблем и этики ученого (академик Г.И. Будкер).

· Как говорит восточная пословица, все дело случая, но случай награждает лишь того, кто его достоин. Можно привести тысячи примеров, когда те или иные исторические памятники и документы были обнаружены случайно, людьми весьма далекими от исторической науки. Но можно ли такие случайные находки называть открытиями? Нет и ещё раз нет. Открытие – это всегда то, что трудом и настойчивостью исследователя оказывается связанным во времени и пространстве со всей суммой накопленных знаний, когда та или иная находка осмыслена и заняла своё место в той нескончаемой цепи, которую мы зовем историей человечества (академик А.П. Окладников).

 

· Мне кажется, что нет неувлекательных специальностей. Есть лишь пассивные люди, неспособные увлечься тем, что перед ними. Ведь в любой области деятельности есть нераспаханные пласты, нерешенные проблемы, они ждут любознательных, жаждущих нового. И живой, деятельный человек всегда найдет себе поле деятельности там, где ленивый мечтатель увидит лишь скуку. Трудолюбие – мать таланта, а значит, оно ведет к успеху и признанию (академик А.И. Берг).

o создание проблемной ситуации через проблемный вопрос

o использование оригинальных высказываний выдающихся людей

o использование принципиально нового фактического материала

o переход от монолога к диалогу

o прием противопоставления

o импровизация

o принципиально новая оценка общеизвестного события

o драматизм

o использование пословиц, поговорок, народной мудрости

 

2. Проанализируйте примеры заключения речи. Какие приемы привлечения внимания использованы в них?

· Друзья мои, я изложил вам один из взглядов на проблему, показал вам направление своих поисков, образ мысли. Но я пришел сюда не поучать, а спорить по волнующих всех проблемам, пришёл поучиться. Я слишком хорошо помню и разделяю завет великого греческого государственного деятеля и поэта Солона, изрекшего буквально следующее: «Старею, всегда учась!» Как это замечательно! Вот почему хочу почувствовать в нашем научном диалоге биение мысли, услышать другие мнения и точки зрения. Да-да, я пришел сюда спорить, чтобы учиться мыслить! (А.Ф. Лосев)

· Мы представили краткий очерк событий новой истории до половины XVII столетия. Мы видели, какие результаты имела 30-летняя война для Германии. Она выдвинула на театр истории государство, дотоле не имевшее влияния, - Швецию. Но положение, занятое ею было искусственно, оно не было установлено природными средствами этого края. Швеция не к благу своему. А истощению стала так велика (Т.Н. Грановский).

o Подытоживающее повторение

o Обобщающий вывод

o Иллюстрация (сравнение, притча, аллегория)

o Обязывающее (побуждающее) или впечатляющее утверждение (цитата, афоризм, поговорка)

o Обращение к слушателям

o Юмористическое замечание

3. Какие приемы стимулирования внимания и интереса использовал оратор во фрагменте:

«В чем же сила молодого исследователя? Почему именно он, а не убеленный сединами, наделённый знаниями и званиями ученый бывает обычно творцом принципиально нового в науке? Именно молодой смотрит на традиции, на здание науки, выстроенное поколениями исследователей, глазами, еще не привыкшими к трафарету, и «его здоровый глаз, - как говорил Гете, - сразу может увидеть то, чего приглядевшийся не видит более»…Без нового, свежего взгляда, без новаторства, а иногда и бунтарства, отрицания признанных авторитетов, нет настоящего ученого. Немыслим молодой исследователь также и без другого неотъемлемого качества настоящего ученого – честности»

o создание проблемной ситуации через проблемный вопрос

o использование оригинальных высказываний выдающихся людей

o использование принципиально нового фактического материала

o переход от монолога к диалогу

o прием противопоставления

o импровизация

o принципиально новая оценка общеизвестного события

o драматизм

 

4. К данным текстам составьте целесообразные заключения разных типов. Определите вид каждой речи.

1.

Безделье и праздность не только рождают невежество, они в то же время являются причиной болезни (Авиценна)

Я рада приветствовать вас, уважаемые коллеги. Сегодня мне хотелось бы привлечь Ваше внимание к очень интересному высказыванию персидского философа, врача и поэта 10 века – Авиценны. Как давно это было сказано. Но насколько актуально, своевременно оно звучит и сегодня. Я думаю, что многие со мной согласятся в том, как легко мы миримся с ленью и как сложно бывает её победить.

Праздный и ленивый человек – человек, лишенный цели, равнодушный к себе и окружающим, апатичный.

Человек, который является рабом удовольствий, обрекает на страдания свое тело и душу. Ум постепенно гибнет от недостатка пищи, а тело чахнет от её избытка. Жизнь похожа на марафон: стартуют все, а к победному финишу приходит лишь тот, кто правильно рассчитал свои силы, шел, возможно, медленно, но уверенно и безостановочно, не отвлекаясь на пустые действия и не растрачивая себя на бессмысленные развлечения.

Но с другой стороны, может быть, не так уж и плохо ничего не делать? Но как долго мы будем получать от этого удовлетворение? Думаю, недолго. Истинное удовольствие – это отдых после работы. Делу – время, потехе – час, гласит народная мудрость.

К занятому человеку редко ходят в гости бездельники. «К кипящему горшку мухи не летят», - утверждал Франклин.

То, что мы видим. Зависит от того, куда мы смотрим (Л.Леонов)

Уважаемые слушатели!

Л. Леонов говорил: «То, что мы видим, зависит от того, куда мы смотрим». Это утверждение, по моему мнению, подразумевает, что каждый имеет свое субъективное отражение и понимание окружающего мира.

Подтверждение своим словам я нахожу в высказываниях великих мудрецов. Вот несколько из них: «Сколько людей, столько и мнений», «Когда двое делают одно и то же, это не значит, что у них получится одно и то же», «Угол зрения зависит от занимаемого места».

Я считаю, что результатом видения является субъективное отражение в сознании человека поступающей от окружающего мира информации. Каков будет этот результат, зависит от того, какой человек осуществляет процесс восприятия, в какой ситуации это происходит, с какой целью и на какие фрагменты предмета он обращает внимание в первую очередь, то есть что является для него важным в этом предмете больше всего. Именно в соответствии с этой субъективной картиной мира человек и живет свою жизнь, выбирает только свою неповторимую дорогу.

Научные открытия, литературные творения, шедевры искусства, огромный ассортимент промышленных товаров – всё это является средством субъективного отражения окружающего мира. Далеко ходить не надо: наша жизнь с магазинами. Заполненными огромным количеством продуктов питания, где только колбаса и водка имеют энное количество сортов, а глаза разбегаются от такого многообразия. Уже одно это показывает, на что способно субъективное отражение окружающей действительности. В том, как мы смотрим на окружающий мир, проявляется наша индивидуальность, неповторимость, своеобразие. Наша жизнь интересна, неожиданна, непредсказуема. Все мы разные, и именно наша непохожесть друг на друга движет человеческую жизнь вперед, раскрывает перед нами многообразие особенностей, нюансов, полутонов окружающего мира.

Субъективное видение окружающего мира – словно ручей, питающий огромную реку. Погибнет ручей – в конечном итоге погибнет и река.

Чтобы вы со мной согласились, давайте доведем это утверждение до логического завершения.

Представим на минуту, что природа создала всех нас одинаковыми и душой, и телом, бесполыми и безликими. Каждый был бы похож на других и думал, видел, поступал так, как и другие люди. Люди превратились бы в роботов, причем запрограммированных по одной программе. Не было бы споров, разногласий, поиска смысла жизни, не было бы движения вперед. Человеческий разум уснул бы, уступая место раз и навсегда заданной программе. Жизнь бы пошла по уже протоптанной дороге, причем кольцевой. Ушли бы в небытие наука, искусство, литература. Мир бы стал серым, унылым. Однообразным. Из века в век было бы одно и то же. И в конечном итоге человек опять бы превратился в животное.

 

· ответить на контрольные вопросы:

1) Каковы традиционные части композиции речи?

2) Какие бывают вступления? Приведите примеры.

3) Какие бывают заключения? Приведите примеры.

4) Что такое описание как тип речи? Охарактеризуйте его лексико-грамматические особенности. Как строится описание?

5) Что такое повествование как тип речи? Охарактеризуйте его лексико-грамматические особенности. Как строится повествование?

6) Какие приемы стимулирования интереса и привлечения внимания аудитории вам известны?

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопросы, открывающие переговоры, доклады (вступительные). | Юридическая риторика
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 332; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.