Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Юридическая риторика




Кубиц Г.В.

Учебное пособие

 

Челябинск

Аннотация

 

УМК включает: рабочую программу дисциплины, календарно-тематический план для самостоятельной работы студентов, теоретический материал, содержащий лекции по дисциплине, вопросы для самоконтроля, задания для самостоятельного изучения, тесты, методические указания по изучению теоретического материала, выполнению практических и контрольных заданий, словарь, списки основных и дополнительных информационных источников.

Учебно-методический комплекс (УМК) предназначен для студентов, обучающихся по специальности 030501 «Юриспруденция» и изучающих юридическую риторику.

 

Сведения об авторе

Авторы учебно-методического комплекса (УМК):

Кубиц Галина Васильевна кандидат филологических наук, доцент кафедры Гуманитарных, социально-экономических дисциплин. Имеет большей стаж научно-педагогической работы в ВУЗах Казахстана и России. Является автором ряда научных статей и научно-методических разработок филологической направленности.

 

 

Предисловие

 

Дисциплина «Юридическая риторика» принадлежит к циклу лингвистических дисциплин и соответствует программе, разработанной для подготовки специалистов по специальности 030501 «Юриспруденция».

Юридическая риторика - одна из обязательных дисциплин, изучаемых на юридическом факультете. Язык и речь занимают особое место в профессиональной деятельности юриста. Владение ораторским искусством имеет особо важное зна­чение в деятельности юристов. Ораторское мастерство юри­стов, выступающих в судебных прениях, часто называют су­дебным красноречием. Судебное красноречие, основное на­значение которого - способствовать установлению истины по делу, имеет свою специфику, которая обусловлена нормами Уголовно-процессуального кодекса и предполагает оценочно-правовой характер речи. Искусство судебного оратора проявляется в умении по­строить судебную речь так, чтобы привлечь внимание судей и удержать его в продолжение всего выступления, в умении полно и объективно проанализировать обстоятельства пре­ступления и причины его совершения, дать глубокий психо­логический анализ личности подсудимого и потерпевшего, выстроить систему опровержений и доказательств, сделать правильные правовые и процессуальные выводы, и убедить в этом суд и аудиторию.

Произнесение речей в судах - необходимая часть работы прокуроров и адвокатов; повышение их профессионального мастерства немыслимо без постоянной работы над повыше­нием общей и юридической культуры судебных прений. Тре­бования к языку судебной речи в определенные эпохи пре­терпевают изменения, однако говорить рекомендуется только языком закона. Ведь оратор не только человек, который про­износит речь, он и занимается правовой пропагандой, про­водит беседы, читает лекции и доклады. Поэтому он должен обладать навыками работы над речью и общения с аудитори­ей, уметь убеждать, говорить доходчиво, выразительно, со знанием дела. Юристу необходимо быть хорошим оратором. Это является одним из главных профессиональных качеств. Постоянно растущий культурный уровень населения так же обязывает юристов овладеть высокой речевой культурой. Для того чтобы поднять судебное ораторское искусство на долж­ную высоту и возродить славу судебного красноречия, необ­ходимо большая целенаправленная работа по подбору кадров работников прокуратуры и адвокатуры.

Изучение языка законов, процессуальных актов, судебных речей
осуществляется двумя науками: юриспруденцией и лингвистикой.
Однако, говоря о языке нормативного или процессуального акта,
судебной речи, авторы выступают прежде всего как юристы, так как их
интересует выраженное в документе правовое содержание, анализ же
языка, как правило, без соответствующей лингвистической основы и
сводится, по существу, к общим рассуждениям о точности,
доходчивости, выразительности.

Целью обучения риторики является помощь студентам в овладении знаниями, умениями и навыками по общей и юридической риторике, развить коммуникативные способности в практике публичных выступлений, формировать языковую личность профессионального юриста. Задачей изучения данного курса является: ознакомление с речевой стратегией и тактикой в сложных ситуациях общения с точки зрения функциональной культуры речи, освоить теоретические положения общей и юридической риторики, совершенствовать риторические умения и навыки в процессе учебного курса. В результате изучения студент должен иметь представление о роли и месте риторики в системе права, об основных понятиях, предмете и системе дисциплины, уяснить значение и роль риторики как одного из специфических видов человеческой деятельности; знать виды подготовки к выступлениям; усвоить основы полемического мастерства, овладеть основами коммуникативного общения.

 

Содержание


Аннотация................................................................................................................................................ 2

Сведения об авторе.................................................................................................................................. 2

Предисловие............................................................................................................................................. 3

Календарно-тематический план работы студента............................................................................... 9

Методические указания (общие).......................................................................................................... 12

Тема 1. Понятие, предмет, метод и структура риторики. Риторическое искусство как социальное явление. Виды и роды ораторского искусства.................................................................................................. 15

Вопросы для самоконтроля.................................................................................................................. 23

Задания для самоконтроля.................................................................................................................... 23

18.Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б. Риторика.-Р-на-Дону, 2004.................................................... 24

Вопросы для самоконтроля.................................................................................................................. 35

Задания для самоконтроля.................................................................................................................... 35

Формы речи............................................................................................................................................ 43

Вопросы для самоконтроля.................................................................................................................. 55

Задания для самоконтроля.................................................................................................................... 56

Вопросы для самоконтроля.................................................................................................................. 65

Задания для самоконтроля.................................................................................................................... 66

Тема 5. Методика и подготовка к судебному выступлению. Виды подготовки........................... 66

Различают повседневную подготовку оратора и подготовку оратора к конкретному выступлению. 75

Вопросы для самоконтроля.................................................................................................................. 86

Задания для самоконтроля.................................................................................................................... 86

Тема 6. Произнесение судебной речи............................................................................................. 86

Вопросы для самоконтроля.................................................................................................................. 94

Задания для самоконтроля.................................................................................................................... 94

1. Составьте план выступления и произнесите речь на тему «Особенности произнесения судебной речи».................................................................................................................................................................. 94

2. Проанализируйте речь судебного оратора Кони А.Ф. «Обвинительная речь по делу об утоплении крестьянки Емельяновой ее мужем». (Используйте Приложение 1)............................................... 94

Тема 7. Способы словесного оформления публичного выступления............................................. 94

Вопросы для самоконтроля.................................................................................................................. 99

Задания для самоконтроля.................................................................................................................... 99

Тема 8. Культура судебной речи......................................................................................................... 99

Вопросы для самоконтроля................................................................................................................ 108

Задания для самоконтроля.................................................................................................................. 108

Вопросы для самоконтроля................................................................................................................ 113

Задания для самоконтроля.................................................................................................................. 113





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 85; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.