КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Изложение материала, использование фактов, цифр, цитат
Любое содержание необходимо расположить в определенном порядке, причем правила расположения вовсе не являются жесткой, строго обязательной схемой. Совсем необязательно, что наличие принципов и рекомендаций подавит риторическую свободу и творчество. Это может быть использовано как руководство к действию. Риторические рекомендации по расположению идей в речи отражают европейскую культуру слова. Традиция речевого поведения в нашей стране, к сожалению, была прервана более чем на сто лет, так как риторика почти не преподавалась. В старых русских руководствах по риторике предлагаются рекомендации, как располагать содержание в описании, как наметить стратегию содержания в повествовании и как строить высказывание, рассуждая. Мы рассмотрим классическую, общепринятую в европейской речевой культуре прошлого столетия структуру речи – рассуждения, своего рода образец, формирующий дисциплину мысли и речи. Древние считали этот вид упражнения столь важным, что называли его потребностью, необходимостью. В России использовали специальный термин для речи – рассуждения – «хрия». «Хрия есть слово, которое изъясняет и доказывает краткую нравоучительную речь или действия какого великого человека», – так определяет хрию М.В. Ломоносов. Строгая хрия состоит из восьми последовательных частей. М.В. Ломоносов в «Кратком руководстве к красноречию…» называет их так: 1. Приступ – похвала или описание. 2. Парафразис, или разъяснение темы. 3. Причина – доказательство тезиса: «Это так, потому что…» 4. Противное (если нет, то…). 5. Подобие. 6. Пример. 7. Свидетельство. 8. Заключение – вывод. Приведем пример развития речи по Ломоносову.
Итак, берем тему «Корень учения горек, но плоды его сладки» – теперь это тезис. Часть 1. Приступ, в котором «похвален или описан должен быть тот, кто речь сказал или дело сделал, что соединяется с темою хрии» (Ломоносов). Пример: «Изречение это, вошедшее в пословицу, принадлежит Исократу, который много потрудился на пользу науки и образования и сказанное проверил собственным опытом». Часть 2. Экспозиция или парафразис (разъяснение темы). Пример: «Мысль Исократа выражена образно. Он сравнивает учение с плодовым деревом, разумея под корнем начало учения, а под плодами – приобретенные знания или искусство». «Итак, кто стремится к знанию, должен, по словам Исократа, перенести горечь труда и тягость утомления. Превозмогши все это, он приобретает желанные выгоды и преимущества». Часть 3. Причина (доказательство тезиса. Причина – следствие). Причин может быть несколько, они должны использоваться для доказательства тезиса – темы. Пример. «Корень горек», то есть наше умение сопряжено с некоторыми трудностями, потому что: Ø способности начинающего еще не развернулись: ум не привык быстро и верно схватывать, а память – крепко и прочно удерживать преподаваемое; воля еще бессильна, чтобы сосредотачивать и останавливать внимание на данном предмете до тех пор, пока он будет схвачен и усвоен; Ø учащийся имеет дело с элементами науки или искусства, которые состоят из мелочей и подробностей, большею частью неинтересных, часто не имеющих приложения к его текущей жизни, и требуют при освоении неослабного прилежания, трудных и частых повторений и продолжительных упражнений; Ø учащийся еще не понимает пользы элементарных сведений и относится к учению не со всем прилежанием, не с надлежащей аккуратностью и терпением. Переход: «Кто превозможет эти ничтожные неприятности, тот убедится, что последствия учения приятны», ибо:
Ø знание, умение, образование сами по себе, без всякого приложения к практической обыденной жизни доставляют человеку, владеющему ими, высокое наслаждение, просветляют его взгляд на мир, расширяют кругозор, ставят его в надлежащее отношение к людям, государству, обществу; Ø доставляют ему материальные выгоды и преимущества в обществе и государстве. Часть 4. Противное (противоположное). В этой части используется топ «сопоставление: противоположное». Пример. «Кто не хочет подвергаться ограничениям, у кого не хватит терпения преодолеть трудности учения, без которых невозможно приобрести образование и достигнуть прочных знаний, тот не смеет рассчитывать и на преимущества и выгоды достающейся учености, искусства и образования в награду за труд». Часть 5. Подобие. В пятой позиции употребляется топ «сопоставление: сходное». Пример: «Посмотрите на земледельца: сколько упорного труда и усилий тратит он на получение со своего поля урожая! И чем тяжелее его труд, тем с большим удовольствием и радостью собирает он плоды, чем заботливее возделывает он свое поле, тем обильнее будет урожай. Тем же самым условиям подвержены и выгоды образования. Они приобретаются лишь после того, когда рядом непрерывных усилий сознание приводится к убеждению, что честным трудом и неуклонным прилежанием побеждены все повстречавшиеся препятствия». Часть 6. Пример (исторический). «Примеров из того, какими последствиями увенчиваются прилежные, добросовестные занятия, в истории находим много. Вот косноязычный, безвестный грек Демосфен, учением приобретший высокий дар ораторского искусства и бессмертную славу; а вот и наш гениальный преобразователь, великий Петр, предварительно сам прошедший ту дорогу, по которой потом повел своих подданных!» Часть 7. Свидетельство. (Используется мнение ученых, философов, известных авторов). Пример: «То же самое, что Исократ, говорит и Гесиод, утверждая, что дорога к добродетели вначале утесиста и крута, но когда достигнешь вершины, идти по ней приятно». Часть 8. Заключение. В этой позиции может употребляться топ (общее место) «свидетельство» – цитата, афоризм или же формулируется собственный вывод – следствие из тезиса (темы), справедливость которого уже доказана всем рассуждением (топ «следствие»).
Пример: «О вы, которых ожидает Отчество от недр своих!.. Дерзайте… рачением вашим показать, что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать» (М.В. Ломоносов). По структуре хрии можно развивать любую тему. Но вовсе не обязательно строить такую длинную речь-рассуждение. Последовательность частей удобна как для слушателя, так и для выступающего. Как уже было сказано, традиционная трехчастная композиция предлагается чаще всего, так как она удобна и для восприятия, и для изложения. Приведем несколько вариантов подобных планов выступлений: Ø 1. Изложение фактов. 2. Выводы, вытекающие из них. 3. Призыв к действиям. Ø 1. Демонстрация негативных фактов. 2. Рекомендация, как исправить положение вещей. 3. Просьба о содействии. Ø 1. Проблема, которую необходимо решить. 2. Способ, метод, как это можно сделать. 3. Аргументы к аудитории, почему она должна принять в этом участие.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 157; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |