Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изложение материала, использование фактов, цифр, цитат




Любое содержание необходимо расположить в определенном порядке, причем правила расположения вовсе не являются жесткой, строго обязательной схемой. Совсем необязательно, что наличие принципов и рекомендаций подавит риторическую свободу и творчество. Это может быть использовано как руководство к действию.

Риторические рекомендации по расположению идей в речи отражают европейскую культуру слова. Традиция речевого поведения в нашей стране, к сожалению, была прервана более чем на сто лет, так как риторика почти не преподавалась.

В старых русских руководствах по риторике предлагаются рекомендации, как располагать содержание в описании, как наметить стратегию содержания в повествовании и как строить высказывание, рассуждая.

Мы рассмотрим классическую, общепринятую в европейской речевой культуре прошлого столетия структуру речи – рассуждения, своего рода образец, формирующий дисциплину мысли и речи. Древние считали этот вид упражнения столь важным, что называли его потребностью, необходимостью. В России использовали специальный термин для речи – рассуждения – «хрия».

«Хрия есть слово, которое изъясняет и доказывает краткую нравоучительную речь или действия какого великого человека», – так определяет хрию М.В. Ломоносов.

Строгая хрия состоит из восьми последовательных частей. М.В. Ломоносов в «Кратком руководстве к красноречию…» называет их так:

1. Приступ – похвала или описание.

2. Парафразис, или разъяснение темы.

3. Причина – доказательство тезиса: «Это так, потому что…»

4. Противное (если нет, то…).

5. Подобие.

6. Пример.

7. Свидетельство.

8. Заключение – вывод.

Приведем пример развития речи по Ломоносову.

Итак, берем тему «Корень учения горек, но плоды его сладки» – теперь это тезис.

Часть 1. Приступ, в котором «похвален или описан должен быть тот, кто речь сказал или дело сделал, что соединяется с темою хрии» (Ломоносов).

Пример: «Изречение это, вошедшее в пословицу, принадлежит Исократу, который много потрудился на пользу науки и образования и сказанное проверил собственным опытом».

Часть 2. Экспозиция или парафразис (разъяснение темы).

Пример: «Мысль Исократа выражена образно. Он сравнивает учение с плодовым деревом, разумея под корнем начало учения, а под плодами – приобретенные знания или искусство».

«Итак, кто стремится к знанию, должен, по словам Исократа, перенести горечь труда и тягость утомления. Превозмогши все это, он приобретает желанные выгоды и преимущества».

Часть 3. Причина (доказательство тезиса. Причина – следствие).

Причин может быть несколько, они должны использоваться для доказательства тезиса – темы.

Пример. «Корень горек», то есть наше умение сопряжено с некоторыми трудностями, потому что:

Ø способности начинающего еще не развернулись: ум не привык быстро и верно схватывать, а память – крепко и прочно удерживать преподаваемое; воля еще бессильна, чтобы сосредотачивать и останавливать внимание на данном предмете до тех пор, пока он будет схвачен и усвоен;

Ø учащийся имеет дело с элементами науки или искусства, которые состоят из мелочей и подробностей, большею частью неинтересных, часто не имеющих приложения к его текущей жизни, и требуют при освоении неослабного прилежания, трудных и частых повторений и продолжительных упражнений;

Ø учащийся еще не понимает пользы элементарных сведений и относится к учению не со всем прилежанием, не с надлежащей аккуратностью и терпением.

Переход: «Кто превозможет эти ничтожные неприятности, тот убедится, что последствия учения приятны», ибо:

Ø знание, умение, образование сами по себе, без всякого приложения к практической обыденной жизни доставляют человеку, владеющему ими, высокое наслаждение, просветляют его взгляд на мир, расширяют кругозор, ставят его в надлежащее отношение к людям, государству, обществу;

Ø доставляют ему материальные выгоды и преимущества в обществе и государстве.

Часть 4. Противное (противоположное).

В этой части используется топ «сопоставление: противоположное».

Пример. «Кто не хочет подвергаться ограничениям, у кого не хватит терпения преодолеть трудности учения, без которых невозможно приобрести образование и достигнуть прочных знаний, тот не смеет рассчитывать и на преимущества и выгоды достающейся учености, искусства и образования в награду за труд».

Часть 5. Подобие.

В пятой позиции употребляется топ «сопоставление: сходное».

Пример: «Посмотрите на земледельца: сколько упорного труда и усилий тратит он на получение со своего поля урожая! И чем тяжелее его труд, тем с большим удовольствием и радостью собирает он плоды, чем заботливее возделывает он свое поле, тем обильнее будет урожай. Тем же самым условиям подвержены и выгоды образования. Они приобретаются лишь после того, когда рядом непрерывных усилий сознание приводится к убеждению, что честным трудом и неуклонным прилежанием побеждены все повстречавшиеся препятствия».

Часть 6. Пример (исторический).

«Примеров из того, какими последствиями увенчиваются прилежные, добросовестные занятия, в истории находим много. Вот косноязычный, безвестный грек Демосфен, учением приобретший высокий дар ораторского искусства и бессмертную славу; а вот и наш гениальный преобразователь, великий Петр, предварительно сам прошедший ту дорогу, по которой потом повел своих подданных!»

Часть 7. Свидетельство. (Используется мнение ученых, философов, известных авторов).

Пример: «То же самое, что Исократ, говорит и Гесиод, утверждая, что дорога к добродетели вначале утесиста и крута, но когда достигнешь вершины, идти по ней приятно».

Часть 8. Заключение.

В этой позиции может употребляться топ (общее место) «свидетельство» – цитата, афоризм или же формулируется собственный вывод – следствие из тезиса (темы), справедливость которого уже доказана всем рассуждением (топ «следствие»).

Пример: «О вы, которых ожидает Отчество от недр своих!..

Дерзайте… рачением вашим показать, что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать» (М.В. Ломоносов).

По структуре хрии можно развивать любую тему. Но вовсе не обязательно строить такую длинную речь-рассуждение. Последовательность частей удобна как для слушателя, так и для выступающего. Как уже было сказано, традиционная трехчастная композиция предлагается чаще всего, так как она удобна и для восприятия, и для изложения.

Приведем несколько вариантов подобных планов выступлений:

Ø 1. Изложение фактов.

2. Выводы, вытекающие из них.

3. Призыв к действиям.

Ø 1. Демонстрация негативных фактов.

2. Рекомендация, как исправить положение вещей.

3. Просьба о содействии.

Ø 1. Проблема, которую необходимо решить.

2. Способ, метод, как это можно сделать.

3. Аргументы к аудитории, почему она должна принять в этом участие.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 157; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.