Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. История риторики




Тема 1. Риторика как наука

Содержание лекционного курса

Содержание дисциплины

Тематический план курса

Состав и объем дисциплины

Структура учебной дисциплины

Изучение дисциплины «Риторика» предусматривает проведение лекционных и практических занятий, а также самостоятельную работу студентов.

  Вид учебной работы   Всего часов   В т.ч. по семестрам
  4 семестр
Общая трудоемкость дисциплины    
Аудиторные занятия, в т.ч.:    
Лекции (Л)    
Практические занятия (ПЗ)    
Семинары (С)    
Самостоятельная работа (СРС)    
Курсовая работа   -
Вид итогового контроля   зачет
ИТОГО:    

 

№ п/п Наименование темы Лекции Практические занятия Самостоятельная работа Всего часов
Тема 1. Риторика как наука        
Тема 2.   История риторики        
Тема 3. Нахождение материала        
Тема 4. Расположение материала        
Тема 5. Украшение материала (словесное выражение)        
Тема 6. Запоминание   0,5   4,5
Тема 7. Произнесение   0,5   5,5
Тема 8. Информационное выступление   0,5   4,5
Тема 9. Протокольно-этикетное выступление   0,5   4,5
Тема 10. Развлекательное выступление   0,5   4,5
Тема 11. Убеждающее выступление   0,5   4,5
Тема 12. Судебная речь        
Тема 13. Как повысить эффективность публичного выступления?          
Тема 14. Искусство спора        
Тема 15. Логика спора        
Тема 16. Искусство отвечать и задавать вопросы        
Тема 17. Подготовка и проведение деловых бесед        
Итого по курсу:        

Раздел 1. Введение

Что такое риторика? Множественность определений риторики. Риторика: наука или искусство? Объект изучения риторики. Характеристика объекта: подготовленность, непосредственность (контактность), регламентированность и т.д.

Риторика как наука об условиях и формах эффективной (действенной) публичной речи. Речевое воздействие. Способы речевого воздействия на личность. Речевое воздействие и манипулирование. Коммуникативные неудачи. Коммуникативные барьеры. Коммуникативная грамотность. Условия эффективного речевого воздействия.

Структура современной риторики, ее разделы. Риторический канон. Общая и частная риторики.

Риторика и смежные науки. Риторика и культура речи.

Риторика как мировоззрение. Причины возникновения науки о речевом воздействии в XX веке. Риторика и демократия.

 

Раздел 2. История риторики

Зарождение риторики в Древней Греции. Логографы - наемные сочинители речей для суда. Риторика софистов как искусство убеждения. Двоякая роль софистов. Вырождение риторики в софистику и эристику у “младших софистов”. Уловки софистов в споре.

Диалектический метод Сократа. Философская риторика Платона. Трактат Аристотеля “Риторика” как компендиум греческой риторики 5-4 вв.

Демосфен как выдающийся оратор и политический деятель Древней Греции.

Риторика Древнего Рима. Трактаты Цицерона «Об ораторе», «Брут», «Оратор».

Угасание риторики в императорском Риме. “12 книг риторических наставлений” Квинтилиана как итог античной методики преподавания риторики.

Итоги античной риторики: отмежевание от философии, создание массовой профессии платного учителя красноречия - софиста, большое количество риторических школ (греческих и латинских), многих пособий, выработка особого языка публичной речи, введение риторики как основного предмета в образование (в составе тривиума).

Риторика средних веков. Риторика и схоластика. Богословие как основное приложение риторики. Гомилетика - наука о христианской проповеди.

Риторика Возрождения и Нового времени. Парламентская риторика.

Развитие риторических традиций в России. Красноречие Древней Руси. Первые русские руководства по риторике.

“Краткое руководство к красноречию” М.В. Ломоносова /1748г./, его роль в развитии теории риторики.

Обучение риторике в России.“Краткая риторика” А.Ф. Мерзлякова, “Опыт риторики” И.С. Рижского, «Общая и частная риторики» Н.Ф. Кошанского.

Расцвет академического и судебного красноречия во второй половине XIX века.

Риторика в XX веке.

 

Раздел 3. Классический риторический канон: современное прочтение




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 58; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.