Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Информация как мера организации.




Введение

МОСКВА 2009

Учебное пособие

СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА

А.В. РУНОВ

Содержание

Введение

Глава 1. Понятия информации и информатики

Понятие «информация» в технических системах

«Информология»

Информация как мера организации.

Количественная мера Хартли-Шеннона

Понятие «информация» в социальном контексте

Семантический аспект понятия информации

Понятие «информация» в нормативных документах

«Информация» и «информатика» в трансформирующемся мире

История кибернетики

Вопросы для повторения

Глава 2. Технические основы информационных технологий

Механизированные и автоматизированные информационные технологии

Понятие платформы как комплекса программных и аппаратных средств

Интернет и информационные технологии

Локальные и глобальные информационные сети

Социальные последствия информатизации и Интернета

Интернет как информационная среда

Субъекты интернет-пространства

Информационно-технологическая парадигма

Историческая специфичность информационализма

Вопросы для повторения

Глава 3. Современное информационное общество

К вопросу о понятии «информационное общество» и предпосылках его развития

Некоторые концепции информационного общества

Информационные общественные отношения

Информационное общество и политические отношения

Решения в информационном обществе

Вопросы для повторения

Глава 4. Коммуникативные процессы современном информационном пространстве

Коммуникативные процессы и коммуникаторы

Социальные коммуникативные процессы

Коммуникативный информационный процесс

Технические средства коммуникативной информации

Информационный обмен в коммуникативных моделях

Информационное пространство в системе коммуникаций

Вопросы для повторения

Глава 5. Информационная культура и личность

Человек в информационном пространстве

Информационное сообщество личностей

Человек в сетевой инфраструктуре

Влияние информационной культуры на развитие личности

Информационный шум

Вопросы для повторения

Глава 6. Знание, информация, информатизация

Информация как форма передачи знаний

Информационные ресурсы знания

Продуцирование знания в постулатах технокультуры

Знание в основе информационного обмена

Информационное насыщение

Вопросы для повторения

Глава 7. Информации в контексте науки

Новая система информационных связей

Информационный кризис в науке

Наука в контексте информации

Информационная научно-познавательная деятельность

Вопросы для повторения

Глава 8. Информационная образовательная среда

Информационный обмен в образовании

Информационные технологии в образовательном процессе

Дистанционные формы обучения или образование «с доставкой на дом»

Специфика и проблемы современного дистанционного обучения

Сколько стоит информация?

Вопросы для повторения

Глава 9. Тенденции развития глобального информационного пространства

Развитие мирового информационного пространства

Глобальная информатизация

Информационное равноправие или неравноправие

Информация и мировая экономика

Мировая цифровая интеграции

Вопросы для повторения

Глава 10. Информация и манипуляция общественным сознанием

Безопасность в информационной среде

Источники и формы информационных воздействий

Информационная составляющая социальных конфликтов

Информация в информационных войнах

Вопросы для повторения

Заключение

Краткий словарь информационных терминов

Приложение

Окинавская Хартия глобального информационного общества «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ

 

 

В последние десятилетия проблемы информатики и информати­зации стали настолько актуальны, что в научной и популярной литературе, а несколько позже — и речевом обиходе, появились и приобрели право гражданства такие термины, как «информационная эпоха», «информационное общество» и даже «информационный кризис». Безусловно, такое внимание к новому «системообразующему» явлению — информатизации практически всех сфер жизни общества и индивида — имеет объективные причины. Одна из них — это все возрастающая потребность в самой разнообразной, глубокой и объективной информации во всех областях общественного развития. Другая — необходимость понять и оценить все следствия (как позитивные, так и негативные) тотальной информатизации. Отметим, что возникающие в связи с этим вопросы и стали основной причиной разговоров об «информационном кризисе». Кроме того, появилась новая проблема, связанная с поиском информации и, нередко, с необоснованной ее закрытостью. Информацию не всегда легко найти, а в некоторых случаях это сделать практически невозможно. В результате в информационном пространстве происходит постоянный круговорот: от изобретенного и похороненного под завалами нередко ненужной информации — к новому изобретению того же самого. И эта проблема становится все более актуальной.

Длительное время в теме информации доминировал техниче­ский подход: вся информатика сводилась исключительно к описанию и изучению создания, передачи и хранения информации, формирования банков или базы данных, проблем кодирования и раскодирования ин­формации, единиц ее выражения, вопросам восприятия информации и пр., и пр. Особую роль здесь сыграло создание компьютера и появле­ния Интернета. Эти два великих изобретения и определили информа­ционную составляющую современности. Разумеется, технологизацию информационных процессов обусловили объективные причины; ин­форматика не была бы таковой, если бы не были созданы специальные технические средства. Поэтому всю вторую половину прошлого века можно рассматривать как период развития техники и технологии ин­формационного обеспечения самых разных общественных задач. И надо сказать, что общество, точнее, ученые, разработчики технических систем с достоинством справились с этими задачами.

Однако технические инновации в какой-то момент оказались оторванными, и весьма значительно, от нужд и запросов общества и индивида. Технические системы создавались как бы сами для себя и существовали сами по себе. Это — одна из издержек технического прогресса: чем больше технических средств создавалось, тем в боль­шей степени, по сути — в геометрической прогрессии, — эти техниче­ские средства (при помощи человека, конечно) создавали новые техни­ческие средства, и так до тех пор, пока не становились весьма ощути­мой экономической проблемой. Затраты на создание техники могли превысить отдачу от нее, причем не только в экономической сфере. Частично это происходит и сегодня: при всем том, что имеющиеся технические средства дают возможность транслировать огромное ко­личество информации, воспользоваться ею оказывается весьма трудно. Подтверждается тезис о том, что техника в принципе не может и не должна быть доминантой в обществе, в его социокультурных, эконо­мических и других составляющих.

В связи с информационным бумом возникла еще одна проблема: мера участия человека в информационных процессах. Длительный пе­риод он оставался в их тени, в то время как эти процессы все больше приобрели обвальный характер. Человек создавал, продавал, налажи­вал системы и технику, но он не участвовал в процессе взаимодействия субъектов информационного пространства. Большинство индивидов выступало только в роли пассивных потребителей той информации, которая им предлагалась на рынке информационных услуг. Не общест­во, в лице его граждан, регулировало информационные потоки, а, фак­тически, информационные потоки, причем складывающиеся нередко весьма стихийно, регулировали социальные отношения и систему взаимодействия субъектов уже всего или большей части общества. В результате, перед социумом встал вопрос о его собственном информа­ционном обеспечении. Возникло и укрепилось убеждение, что в этой сфере деятельности людей, социальных групп, социума в целом не все в порядке, и там происходят уже не управляемые процессы. Собствен­но, это и сделало информационную проблему (причем в самой широ­кой ее постановке) приоритетным вопросом для современного мирово­го сообщества.

Как известно, общество — во всех системах и звеньях — долж­но управляться и регулироваться. Рынок, как необходимая часть его функционирования, — тоже. Рынок научного труда, на наш взгляд, это, прежде всего, свобода творчества интеллектуальных личностей, ни чем не ограниченных в своем стремлении создавать новое. Но реализовать результаты их труда невозможно без тщательной подготовки, прогнозирования, планирования и пр. В противном случае это творчество не принесет своих плодов всему обществу, а останется уделом только вы­дающихся интеллектуалов и их небольшого ученого окружения. (Разу­меется, не следует путать эту позицию с той архаичной теорией управ­ления, которая существовала в стране совсем недавно и которая вполне справедливо была отвергнута.) То же самое касается и информацион­ного пространства: к сожалению, и на сегодняшний день оно фактиче­ски остается вне поля какого-либо управления и регламентации и так же отдано на откуп рыночной (базарной, по сути) стихии.

Социальный контроль и управление по рыночной схеме в ин­формационном пространстве это, прежде всего, система свободного взаимодействия всех заинтересованных субъектов, а не узкой группы людей и отдельных социальных групп. Субъекты взаимодействия не могут быть только техническими специалистами, при всем признании их заслуг в техническом совершенствовании средств информации. Кроме того (и, может быть, более значимо), информационное про­странство не может «курироваться» отдельными общественными груп­пами, прежде всего — властными, с целью ограничения населения в доступе к информации или манипулирования ею. Еще хуже, когда информационное влияние осуществляется извне страны со строго опре­деленными целями, чаще всего не направленными на ее благо. Поэто­му еще раз повторим: в информационном пространстве должны сво­бодно участвовать все заинтересованные субъекты на основе совмест­но выработанных правил и законов информационного обмена, пресле­дующих в первую очередь реализацию общественных интересов и це­лей.

Информационным вопросам было посвящено и посвящается немало специальной литературы, в том числе и учебной, ориентиро­ванной по преимуществу на технические вузы и подготовленных спе­циалистов. Длительное время в ней, а также в широкой печати прева­лировал технический подход к описанию и восприятию информацион­ных проблем. В учебниках по информатике для вузов, скажем, пяти­летней давности в основном рассматривались технические аспекты: автоматизированные системы управления, компьютеры и вычисли­тельные системы, устройство ЭВМ, разнообразные сети, коммуникато­ры и маршрутизаторы, базы данных, сервисные сети Интернет и пр., и пр. Наши исследования этого материала (порядка 1000 источников) показали, что примерно 80% литературы по информатике в той или иной степени посвящены именно техническим вопросам в развитии информационного процесса. Безусловно, это нужная литература, сыг­равшая большую роль в обучении студентов информационным техническим средствам и умению оперировать ими. Без нее ни о каком ин­формационном прорыве не могло быть и речи.

В последние годы наблюдается отход от чисто технического ос­вещения информационных процессов, что, на наш взгляд, является не­сомненным шагом вперед. Сейчас в подобных работах все чаще встре­чаются попытки так или иначе связать уже созданное информационное пространство с теми или иными социальными потребностями общест­ва. В частности, начинают использовать технические достижения в области электроники и вычислительной техники, например, в логисти­ке, управлении, в дистанционном образовании, товарообороте и оборо­те документов, контролинге, бизнесе и пр., и пр. Имеются попытки рассмотреть вопросы правового содержания информационного обмена. Но этот процесс пока ограничен рамками простого приспособления (и не всегда удачного) технических средств к уже имеющимся областям деятельности. Иными словами, до настоящего времени так и не уда­лось сделать технические средства органической частью общественно­го развития, например, применить технологические наработки к управ­лению социальными системами.

Особую остроту в последние годы приобрела проблема инфор­мационной безопасности в связи с общими вопросами военной, эконо­мической и социальной безопасности государства, человека и общест­ва. Это связно с развернувшейся информационной войной против на­шей страны со стороны сопредельных и дальних государств. Любая экспансия — политическая, военная, экономическая — начинается с информации и дезинформации, причем целенаправленной, изощрен­ной, ориентирующей народ на разделение по национальным, религиоз­ным, территориальным признакам, т.е. приводящая к дестабилизации страны. Это — общий принцип экспансии, проверенный за многие века и успешно действовавший, как правило, при попустительстве правителей.

Осознав важность информатизации общества как особого соци­ального феномена, в научных и политических кругах стали больше внимания уделать общим теоретическим, методологическим, инстру­ментальным и практическим вопросам информационной безопасности, рассматривая ее в рамках общей теории безопасности. Однако нельзя сказать, что эта теория приобрела законченное теоретическое и идео­логическое оформление. Но процесс теоретического осмысления идет столь быстро, что в ближайшие годы можно ожидать весьма внуши­тельного прогресса в этом направлении. Нельзя не отметить: если речь заходит о безопасности страны, процессы осмысления и выработки соответствующих концепций идут быстрыми темпами и, как правило, завершаются принятием правильных решений.

Как уже отмечалось, в соответствующей литературе постепенно формируется установка на исследование социальной составляющей информационного пространства. Исследователи все чаще пишут о че­ловеке в информационном процессе, задаются вопросом о сущности и содержании информации в социальном контексте. Идет постоянный и содержательный поиск ответов на вопросы:

• какую роль играет информация в социальном развитии об­щества;

• чего больше ожидать от информации — вреда или пользы;

• можно ли ею управлять и надо ли это делать;

• каким образом определить цели и задачи информации в со­циальном пространстве и вписать ее в разнообразные социальные, экономические, политические (и, конечно же, технические) процессы?

Наконец, все чаще ставится принципиальный вопрос: информа­ция — это цель или средство развития общества? И ответ на него не так тривиален, как может показаться на первый взгляд.

Цель настоящего учебного пособия — взглянуть под иным уг­лом зрения на информационные процессы, протекающие в современ­ном обществе, с учетом специфики социально-политических и эконо­мических процессов XXI в. Мы стремимся определить социальную составляющую информационных процессов, более того, показать ор­ганическую взаимосвязь информации и социального развития. Други­ми словами, задача настоящей работы — анализ места и роли инфор­мации в современном обществе и самого общества в контексте инфор­мационного пространства.

Безусловно, мы тем самым уходим от рассмотрения техниче­ской стороны информационных процессов, учитывая, что этим вопро­сам посвящено немало хорошей специальной литературы. Поэтому мы только обозначим контуры (как без этого?) технической стороны про­блемы, предполагая, что заинтересованные читатели смогут легко най­ти соответствующую литературу.

В настоящей работе мы рассмотрим такие вопросы, как теория и история информатики, ее основные термины и понятия, и, в первую оче­редь, понятие «информационное общество». Мы остановимся на таких аспектах, как: информация и знание, информация и наука, информация и личность, информационная безопасность, коммуникативные процессы в информационном пространстве и др. Конечно, говорить о полном и все­стороннем освещении социальных вопросов информатики нельзя — это работа многих ученых из смежных отраслей знания. Однако в своем ис­следовании мы попытаемся обосновать необходимость именно социаль­ного анализа информационных процессов.

Теперь кратко остановимся на том, какие основные проблемы и положения выносятся на обсуждение в нашей работе. За основу мы взяли следующее положение: информация — это еще не востребован­ное знание. Другими словами, информация рассматривается нами как некая, чаще всего стихийная и слабо структурированная, совокупность именно знаний (блоков знаний), ибо вне какой-либо концептуальной формы информация не может существовать. Но если знание приобрело концептуальную форму, то оно — уже готовое знание, т.е. может быть актуализировано и использовано для решения поставленных задач. Ра­зумеется, такое знание может оказаться и неактуальным, не быть вос­требованным обществом, но при этом оно может готовиться, так ска­зать, впрок для решения каких-то будущих задач. Таким образом, ин­формация рассматривается нами как некое слабо структурированное пространство, содержащее в себе только блоки готового знания, как правило, для решения типовых задач. Кроме того, эти блоки использу­ются (чаще всего в качестве элементов знания) для подготовки нового знания при решении различных нетиповых задач.

Очевидно, что информация как система существовала всегда, однако можно выделить два основных этапа ее развития (или две фор­мы ее существования — так как первая форма остается и на втором этапе). Первый этап (форма) — это межличностная информация, пере­даваемая друг другу непосредственно. В таком качестве она существо­вала на протяжении сотен тысяч лет и в настоящее время вряд ли мож­но говорить о ее исчезновении. Эта форма межличностной и непосред­ственной передачи информации и информационного обмена остается востребованной и в настоящее время, поскольку решает свои специфи­ческие задачи (на которых сейчас мы останавливаться не будем).

Но за последнюю тысячу лет и, особенно, за последнее столетие в информационном обмене произошла коренная трансформация, кото­рая вполне может быть названа революционной. Информацию стали записывать на каком-нибудь физическом носителе: камне, пергаменте, бумаге, наконец, на электронных носителях. XX век — это век бурного развития именно технических электронных средств фиксации, а соот­ветственно и передачи информации. Такой подход обеспечил и не ме­нее бурное развитие общества, качественное изменение всей его сис­темы. В первую очередь это обусловлено тем, что информация стала передаваться без искажений, в любое время и в любом месте, в том числе и последующим поколениям. Происходило накопление знаний из поколения в поколение. Выдающуюся роль в этом сыграло, конечно, изобретение книгопечатания, появление книги, которая дошла и до наших дней по сути в неизменном виде. Книга была поистине гениаль­ным изобретением сродни изобретению самой письменности.

Другая важная составляющая истории развития информацион­ного обеспечения — постоянное наращивание объемов и скорости ин­формационного обмена. Другими словами, с развитием технических средств в единицу времени стало передаваться все больше и больше единиц информации. Соответственно, время передачи информации от ее производителя до ее потребителя постоянно сокращается. Доста­точно сослаться на электронную почту и чат, на передачи визуальной информации, например, по Skype (не совсем еще совершенной, но это дело времени и, скорее всего, ближайшего). Таким образом, в совре­менном мире большая часть общества взаимодействует и потребляет информацию в неком едином времени.

Если использовать известный философский постулат, что все в мире изменяется и в любой сколь угодно малый отрезок времени мир уже иной («как в одну и ту же реку ты не ступишь дважды» — Герак­лит), то можно понять важность получения информации в нужное вре­мя. Информация, которая не получена вовремя, всегда — прошлое зна­ние и уже отличается от реальной действительности, а соответственно является устаревшей. И чем больше времени она не передается, тем больше она отличается от реальности. Можно вывести следующую закономерность: единица искажения (несоответствия) или устаревания информации зависит от времени ее опоздания к получателю. Чем больше времени требуется для передачи информации, тем больше (в геометрической прогрессии) ее несоответствие объективной реально­сти, стало быть, решаемой задаче. Особенно остро это ощущается в военное время, в моменты ведения военных действий, в экономической конкурентной сфере и пр.

Изменение скорости и объемов передачи информации весьма существенно повлияло на общество, его цели, задачи и структуру. Прежде всего, возросли темп жизни и скорость решения многочислен­ных задач за условную единицу времени. И этот процесс все более на­растает, приобретает характер коллапса и становится «головной бо­лью» общества. Информационные процессы показали свою обратную сторону, точнее, неспособность людей пользоваться ими себе на благо. Не все слои общества могли включиться в них, а среди тех, кто вклю­чился, до сих пор нет согласия по основным вопросам использовании информационных достижений.

Иными словами, информатизация общества породила множест­во проблем, с которыми мы пока еще не можем справиться. Парадокс: все согласны с тем, что она нужна, но не все догадываются, как ею

пользоваться. Социальная составляющая информационного процесса, или информационная составляющая социального, становится, таким образом, проблемой, разрешение которой зависит от того, каким обра­зом они пойдут навстречу друг другу.

Сейчас перед обществом и, в первую очередь, перед учеными и программистами стоят две важнейшие задачи в области информации. Первая задача — установление более или менее жесткой структуры информации и формирования соответствующей новой базы знаний. Это должно обеспечить изначальное распределение информации по известным площадкам, которые станут более доступны ее потенциаль­ным пользователям.

Вторая задача — совершенствование методологии и методики поиска необходимой информации. Речь, разумеется, идет не о поиске по словам как признакам, а о поиске смыслов, которые также выраже­ны в каких-то признаках. Однако решить эти задачи возможно только при условии, что информация будет рассматриваться в обществе в ка­честве составляющей части всего процесса социального развития. Ме­тодология поиска и структурирования поля информации зависит ис­ключительно от поставленных задач. Если ранее ставились задачи раз­вития технической основы производства, хранения и передачи инфор­мации, то сегодня обозначились новые — задачи социального порядка.

Как мы уже отмечали, настоящая работа не претендует на пол­ный анализ социальной проблематики информационных процессов. Ее задача намного скромнее — поставить и обосновать вопрос о необхо­димости нового подхода к исследованию информации и информатики. Насколько удалась эта задача — судить уже читателю.

Москва,2008 г.

 

Глава 1 Понятия информации и информатики

 

Понимание общества возможно только на пути исследования сигналов и относящихся к нему средств связи и что в будущем развитию этих сиг­налов и средств связи, развитию обмена информа­цией между человеком и машиной, между машиной и человеком и между машиной и машиной суждено играть все возрастающую роль.

Винер Норберт

 

Понятие «информация» в технических системах. «Информология». Понятие «информация» в социальном контексте. Семантический ас­пект понятия информации. Понятие «информация» в законодатель­ных документах. «Информация» и «информатика» в трансформи­рующемся мире. Винер Норберт. История кибернетики (Из книги «Кибернетика и общество»).

 

Наша цивилизация насчитывает не один десяток веков — за это время развивались и опровергались философские системы, далеко впе­ред шагнула научная мысль. Совершив однажды интеллектуальный рывок, перенесший его на новую ступень эволюции, осознав себя и свое место в этом мире, человек разумный с тех пор не мог, да и не хотел остановить сладкий процесс познания — неважно, сколь горькие плоды приходилось ему при этом пожинать. Вопрос о том, что было в начале всего сущего — дух, материя или что-то иное, мучил людей не одно поколение. Так или иначе, нет ни одной религии, философского течения или культа, где бы ответу на него не отводилось подобающего места.

В процессе становления науки немало было положено усилий, чтобы понять природу, количество и связи элементов, лежащих в осно­ве всего мироздания. Однако до сих пор мы не имеем четкого ответа на этот философский вопрос. Часть знания приходит к нам интуитивно, другая же состоит из убеждений: научных, в основе которых лежит система доказательств, и мировоззренческих, религиозных, основы­вающихся на вере. Многое, понятное нам на интуитивном уровне, трудно даже озвучить, тем более, невозможно обосновать.

Процесс интеллектуальной деятельности представляет собой сложную игру человека в вопрос-ответ, часто игру ассоциативную, наподобие шарад. Между двумя пунктами мысли («видимым» от­правным пунктом вопроса, с одной стороны, и «невидимым» конеч­ным пунктом ответа, с другой) лежит игровое поле умственной дея­тельности, границы которого неопределенны. На нем, согласно за­данным правилам (методам), совершается поиск. Интересно, что по мере продвижения вперед мы не только не приближаемся к пункту назначения, ответу, но и все больше теряем из виду точку отправле­ния, вопрос. Иными словами, ответа нет, а вопросы множатся, выте­кают друг из друга. Один обследованный участок волшебным обра­зом открывает тропинки к двум непознанным. Таков механизм по­знания, изменить его невозможно: любая поломка ведет к «ступору» человеческой мысли.

Что характерно для целого, характерно и для всех его частей. Следовательно, обозначенную особенность процесса познания необхо­димо учитывать и при организации процесса информации. Осуществ­ляя какую-либо информационную деятельность и особенно в условиях недостаточного обеспечения информационными ресурсами, как это часто бывает в жизни, следует, прежде всего, очертить границы ин­формационной системы, т.е. определиться с ее ареалом. И говоря об информации, мы, как правило, предельно абстрагируемся от содержа­ния данного термина. Другого пути нет, просто в силу неопределенно­сти и самого понятия и соответственно области ее применения и ис­пользования. Поэтому давать однозначное определение тому, что мы в принципе можем вкладывать в понятие информации, довольно сложно: любой смысловой «ярлык» остается актуальным, точным только при определенном стечении обстоятельств и времени.

 

Понятие «информация» в технических системах

Термин «информация» ведет свои истоки от латинского слова Informatio — «осведомленность», «разъяснение», «истолкование». На протяжении множества столетий он неоднократно менял свое значе­ние. Изначально под информацией понималось представление, поня­тие, а уже позже так стали обозначать сведения и передачу устных или письменных сообщений. Но если оставаться на позиции изначальной этимологии слова, то невольно соглашаешься с тем, что понятие «ин­формация» содержит в себе в качестве этимологической основы поня­тие «форма», которая в свою очередь содержит в себе некое знание, опять же как осведомленность, истолкование и пр.

С середины XX столетия информация становится общенаучным понятием, одним из основных в кибернетике. Во многих энциклопедиях и словарях в обобщенном варианте можно прочитать, что информация — это одно из наиболее общих понятий науки, обозначающее некоторые сведения, совокупность каких-либо данных, знаний.

«Информация»— это... Информация. К сожалению, такого «тривиального» определения термину «информация» найти не удалось, и даже более того, определения, построенные по схеме «это называет­ся», — заведомо уязвимы из-за своей незаконченности, которая может проявиться после изменения (расширения) смысла объектов или явле­ний, используемых в определении. Ибо сохраняется вероятность появ­ления в уже известных объектах ранее неизвестных свойств, что меня­ет ранее выработанное понятие; сохраняется также возможность обна­ружения ранее неизвестных объектов или явлений, свойствам которых ранее выработанные первичные понятия не вполне отвечают или даже совсем не отвечают» — писал Джон Миллер2.

«В широком смысле информатика (ср. со сходными по звуча­нию и происхождению нем. Informatik и фр. Informatique, в противопо­ложность традиционному англоязычному термину computer scienceкомпьютерные науки — в США или computing scienceвычислительная наука — в Британии) есть наука о вычислениях, хра­нении и обработке информации. Она включает дисциплины, так или иначе относящиеся к вычислительным машинам: как абстрактные, вроде анализа алгоритмов, так и довольно конкретные, например, раз­работка языков программирования.

Согласно тезису Черча—Тьюринга все известные типы вычислительных машин качественно эквивалентны в своих возможно­стях: любое действие, выполнимое на одной вычислительной машине, также выполнимо и на другой. Тезис иногда преподносят как фунда­ментальный принцип информатики, обращая особое внимание на машину Тьюринга и машину фон-неймановской архитектуры, по­скольку они имеют явное сходство с большинством из ныне дейст­вующих компьютеров. В рамках современной информатики ученые изучают также и другие типы машин, не только практически осущест­вимые (такие, как параллельные и квантовые компьютеры), но и сугубо абстрактные математические модели (к примеру, машина случайного доступа, которая имеет бесконечное число регистров).

Темами исследований в информатике являются вопросы: что можно, а что нельзя реализовать в программах (теория вычислимости и искусственный интеллект), каким образом можно решать специфиче­ские задачи с максимальной эффективностью (алгоритмы), в каком виде следует хранить и восстанавливать информацию специфического вида (структуры данных), как программы и люди должны взаимодей­ствовать друг с другом (пользовательский интерфейс и языки про­граммирования) и т. п.

Отдельной наукой информатика была признана лишь в 1970-х; до этого она развивалась в составе математики, электроники и других технических наук. Некоторые начала информатики можно обнаружить даже в лингвистике. С момента своего признания отдельной наукой информатика разработала собственные методы и терминологию».

В настоящее время рассматриваются три фундаментальные и взаимосвязанные субстанции мира: материя, энергия и информация. Масса рассматривается как мера воздействия гравитации на материю и мера инерции; энергия — как мера движения материи; информация, понятая в количественном смысле, — как мера организации, присущей материальным объектам.

Вышеприведенное определение не дает полного представления понятия информации, а касается ее количественной стороны. То же самое и относительно формулы Шеннона, которая ориентируется на понятие «количество информации», определяет, что «общее количест­во информации в системе есть сумма ее величин, воплощенных в состояниях системы». Первоначально формула Шеннона была создана для нахождения экономичного кода при передачи информации по ка­налам связи, ограничивалась рассмотрением дискретных систем с ко­нечным количеством состояний. Можно сказать, что в настоящее вре­мя вряд ли мы найдем такое общее определение информации, которое было бы годно на все случаи жизни при анализе совершенно разных объектов. «Не существует понятия «информации вообще», т.е. как вы­ражения чего-то общего, присущего одновременно количеству инфор­мации и содержанию информации. В этом отношении понятие инфор­мации аналогично понятию стоимости: в классической теории стоимо­сти признается понятие стоимости товаров, которая рассматривается как количество воплощенного в них труда и потребительской стоимо­сти, которая рассматривается как совокупность их потребительских качеств; но отсутствует понятие стоимости вообще, как выражения чего-то общего между двумя сторонами товара». Из этого ясно, что нынешнее определение понятия «информация» носит не только неоп­ределенный и по сути не отвечающий на вопрос, что такое информа­ция, и несет еще и двойственный характер: она имеет конкретное со­держание (качество) и абстрактное количество.

Под информацией в широком смысле слова понимают отраже­ние реального мира; в узком смысле — произвольные данные, которые являются объектом хранения, передачи и преобразования. Информаци­ей в наше время называют: обмен сведениями между людьми, между человеком и автоматом, машиной и машиной, программой и програм­мой и т.д.; обмен сигналами в животном и растительном мире; переда­чу признаков от клетки к клетке, от организма к организму (так назы­ваемая генетическая информация). Постепенно смысловое наполнение термина все более расширялось. Информация — это и сведения, посту­пающие к нам посредством телевидения, телеграфа, радио, телефона; и сведения, хранящиеся в архивах, библиотеках, базах данных. К инфор­мации относятся показатели измерительных приборов, привкус пищи, всевозможные запахи и т. п.

По мере расширения содержания данного понятия нарастала не­обходимость осмысленной организации процессов движения и обраба­тывания информации. Лишь рассматривая обмен информацией в це­лом, в качестве глобального явления, можно обнаружить его общие черты и закономерности, знание которых может стать весьма важным при исследовании и построении каждой отдельно взятой реализации настоящего явления.

Выполнение этой задачи взял на себя в 1948 г. профессор мате­матики Массачусетского технологического института Норберт Винер. В работе «Кибернетика, или управление и связь в животном и машине» он представил кибернетику как теорию управления и переработки ин­формации. Под информацией стали понимать не все подряд сведения, а лишь те сведения, которые были новыми и приносили пользу для при­нятия каких-либо решений, обеспечивающих достижение цели управ­ления. Другие же сведения информацией не являлись.

Н. Винер отметил фундаментальные основы управления и по­зволил установить общие свойства в различных средах — в природе, обществе, технике. Более того, Н. Винер попытался создать семантиче­скую теорию информации, которая затем получила дальнейшее разви­тие. Ее сущность заключается в том, что для постижения и применения информации ее адресату необходимо иметь некоторые знания, посколь­ку абсолютная неосведомленность последнего перекрывает возмож­ность получения им какой-либо значимой научной информации из со­общения о данном вопросе. Знание общих свойств окружающего мира дает возможность формализовать многие процессы в этих средах, при­менив мощный математический аппарат и средства компьютерной тех­ники.

В 1949 г. К. Шеннон и У. Уивер написали работу «Математиче­ская теория связи». В данной статье (и в ряде других) для нахождения объема передаваемой информации они предложили использовать веро­ятностные методы, базирующиеся на охвате, преимущественно, знако­вой структуры информации. В XX столетии стали бурно развиваться разнообразные средства связи (радио телеграф, телефон), конечная цель которых состояла в передаче сообщений. Их применение вызвало к жизни целый ряд вопросов: каким образом обеспечить надежность связи при существовании помех, какой метод кодирования сообщения использовать в том либо другом обстоятельстве, каким образом опти­мизировать соотношение длины и смысла сообщения при кодировании и некоторые другие.

 

«Информология»

Вышеуказанные задачи требовали разработки теории передачи сообщений, или теории информации, которая смогла бы обосновать возможность измерения информации. При этом термин «информация» в разрабатываемых научных концепциях, соответственно, получил ка­чественно иную трактовку, нежели в обыденной речи, отражая те или иные рубежи развития отдельной системы знаний, которую называют общей теорией информации либо «информологией». Информология — наука о процессах и задачах передачи, распределения, обработки и преобразования информации.

 

Дубровский Е.Н. в работе «Информационно-обменные процес­сы факторы социального развития» пишет: «Теория информации «в смысле Шеннона» возникла как средство решения конкретных при­кладных задач в области передачи сигналов по каналам связи. Поэто­му, по существу, она являлась и является прикладной информационной наукой. Семейство таких наук, специально изучающих информацион­ные процессы в том или ином их специфическом содержании и форме, во второй половине нашего века растет довольно быстро. Это — ки­бернетика, теория систем, документалистика, лингвистика, символическая логика и др. Стержнем, объединяющим все эти исследования, служит общая теория информации — «информология», в основу кото­рой и положены синтаксические, семантические и прагматические концепции информации».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 98; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.