Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для повторения




БАНДВАГОН

Шеннон К.

 

(Из КНИГИ «Работы по теории информации и кибернетике»)

 

За последние несколько лет теория информации превратилась в своего ро­да бандвагон от науки. Появившись на свет в качестве специального метода в тео­рии связи, она заняла выдающееся место как в популярной, так и в научной лите­ратуре. Это можно объяснить отчасти ее связью с такими модными областями нау­ки и техники, как кибернетика, теория автоматов, теория вычислительных машин, а отчасти новизной ее тематики. В результате всего этого значение теории инфор­мации было, возможно, преувеличено и раздуто до пределов, превышающих ее реальные достижения. Ученые различных специальностей, привлеченные подня­тым шумом и перспективами новых направлений исследования, используют идеи теории информации при решении своих частных задач. Так, теория информации нашла применение в биологии, психологии, лингвистике, теоретической физике, экономике, теории организации производства и во многих других областях науки и техники. Короче говоря, сейчас теория информации, как модный опьяняющий на­питок, кружит голову всем вокруг.

Для всех, кто работает в области теории информации, такая широкая попу­лярность, несомненно, приятна и стимулирует их работу, но такая популярность в то же время и настораживает. Сознавая, что теория информации является сильным средством решения проблем теории связи (и в этом отношении ее значение будет возрастать), нельзя забывать, что она не является панацеей для инженера-связиста и тем более для представителей всех других специальностей. Очень редко удается открыть одновременно несколько тайн природы одним и тем же ключом. Здание нашего несколько искусственно созданного благополучия слишком легко может рухнуть, как только в один прекрасный день окажется, что при помощи нескольких магических слов, таких, как информация, энтропия, избыточность..., нельзя ре­шить все нерешенные проблемы.

Что можно сделать, чтобы внести в сложившуюся ситуацию ноту умерен­ности? Во-первых, представителям различных наук следует ясно понимать, что основные положения теории информации касаются очень специфического направ­ления исследования, направления, которое совершенно не обязательно должно оказаться плодотворным в психологии, экономике и в других социальных науках. В самом деле, основу теории информации составляет одна из ветвей математики, т.е. строго дедуктивная система. Поэтому глубокое понимание математической стороны теории информации и ее практических приложений к вопросам общей теории связи является обязательным условием использования теории информации в других областях науки. Я лично полагаю, что многие положения теории инфор­мации могут оказаться очень полезными в этих науках; действительно, в ней уже достигнуты некоторые весьма значительные результаты. Однако поиск путей при­менения теории информации в других областях не сводится к тривиальному пере­носу терминов из одной области науки в другую. Этот поиск осуществляется в длительном процессе выдвижения новых гипотез и их экспериментальной провер­ки. Если, например, человек в определенной ситуации ведет себя подобно идеаль­ному декодирующему устройству, то это является экспериментальным фактом, а не математическим выводом, и, следовательно, требуется экспериментальная про­верка такого поведения на широком фоне различных ситуаций.

Во-вторых, мы должны поддерживать образцовый порядок в своем собст­венном доме. На понятия теории информации очень большой, даже, может быть, слишком большой спрос. Поэтому мы сейчас должны обратить особое внимание на то чтобы исследовательская работа в нашей области велась на самом высоком научном уровне, который только возможно обеспечить. Больше исследовать и меньше демонстрировать свои достижения, повысить требования к себе — вот что должно быть сейчас нашим лейтмотивом. Исследователям следует публиковать результаты только своих наиболее ценных работ и то лишь после серьезной крити­ки как со своей стороны, так и со стороны своих коллег. Лучше иметь небольшое количество первоклассных статей, чем много слабо продуманных или недорабо­танных публикаций, которые не принесут чести их авторам и только отнимут вре­мя у читателей. Только последовательно придерживаясь строго научной линии, мы сможем достичь реальных успехов в теории связи и укрепить свои позиции.

 

 

1. Информационное и «информациональное» общество по М. Кастельсу.

2. Соотношение понятий «данные» и «информация».

3. Что представляет собой информация как философская кате­гория?

4. Какие виды информации существуют в живой природе?

5. Смысл фразы Винера: «Действенно жить — значит, жить, располагая правильной информацией».

6. Главное отличие знаний от информации.

7. Как определяет знание Э. Тоффлер?

8. Как влияет изменение тезауруса на объем полученных зна­ний (формула Шрейдера)?

9. Из чего складывается информационный ресурс общества?

10. Определение и содержание понятия «эксформация».

11. Из чего складывается техническая основа информатизации?

12. Можно ли считать электронизацию науки явлением соци­ального порядка?

13. Что составляет «ядро» информационных технологий по Кастельсу?

14. Специфика сберегающих, рационализирующих и сози­дающих информационных технологий.

15. Что представляет собой «информационный колониализм»?

16. Распределение будущей власти согласно идеям технокра­тизма (Т.Б. Веблен и др.).

17. Какое знание должно превалировать в постиндустриальном обществе по Д. Беллу?

18. Смысл информационной теории стоимости Д. Белла.

19. С чем связаны различия в трактовке понятия «постиндуст­риальное общество»?

 

Глава 7 Информации в контексте науки

 

Четыре закона информации:

1. Информация, которая у вас есть, не та, которую вам хотелось бы получить.

2. Информация, которую вам хотелось бы получить, не та, которая вам на самом деле нужна.

3. Информация, которая вам на самом деле нужна, вам недоступна.

4. Информация, которая в принципе вам доступна, стоит больше, чем вы можете за нее заплатить.

«Законы информации Спенсера»

 

Новая система информационных связей. Информационный кризис в науке. Наука в контексте информации. Профессиональная информи­рованность и социализация в научной среде. Друкер Питер. За фаса­дом информационной революции.

 

Научная информация ничем не отчается от любой другой сис­темы информации, за исключением своей спецификации. Однако именно в рамках спецификации можно говорить об отличии научной информации от любой другой, например, информации передаваемой средствами массовой информации для широкого пользования. Отличие это прежде всего заключается в специальной форме кодирования и со­держании передаваемой информации, особенно, если это касается ес­тественно-научной информации. Можно даже говорить о специальном искусственном информационном языке в науке. Понятно, что он оста­ется непонятным не только широкому кругу пользователей, но нередко даже смежным специалистам. И это порождает проблему возможной оторванности науки от общественной жизни, проблемы, которая сего­дня явно недооценивается в общественном сознании.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 54; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.